ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Оценка 4.6

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
01.03.2017
ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Современное образовательное пространство, характеризуясь динамизмом, обновлением структуры и содержательных аспектов, предъявляет все более высокие требования к понятию коммуникативной компетентности. Однако на практике, будущие специалисты, владеющие на теоретическом уровне объемом знаний по своей специальности, не всегда достигают максимального результата в собственной деятельности в связи с недостаточной коммуникативной компетентностью. Поэтому в обучении особую актуальность приобретает проблема организации повышения и профессиональной коммуникативной культуры будущего специалиста банковского дела.
Коммуникативная компетентность студентов СПО.docx
1 Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Министерство образования Московской области «Государственный гуманитарный­технологический университет» (ГГТУ) ЦМК экономических дисциплин Д О К Л А Д на тему: ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Подготовила: Пархоменко Алла Юрьевна 2 Г. Орехово­Зуево, 2016 СОДЕРЖАНИЕ   Введение…………………………………………………………….…………….…3 1. Теоретические основы профессиональной компетентности………………4 1.1. Понятие компетентности и ее структура…………….………………..………4 1.2.   Коммуникативная   компетентность   как   основа   профессиональной деятельности.…………………………………………………………………….......6 2.   Обоснование   эффективности   системы   методов   по   формированию коммуникативной компетентности студентов…………………………….......8 2.1.     Система   методов   и   приемов   формирования   коммуникативной компетентности студентов………………………………………………………….8 2.2.   Определение   эффективности   формирования   коммуникативной компетентности студентов ………………………………………………….…… 10 Заключение…………………..…………………………………..………….…….14 Список источников информации..……………………………....………….….15 Приложение……………………………………………………………………….16 3 Введение   уровня   Развитие   образования   в   рамках   модернизации   делает   все   более актуальным   решение   проблемы   оценки     профессиональной компетентности   и   возможностей   профессиональной   ориентации   студентов, обучающихся в колледже.   подход   призван   обеспечить   достижение   нового Компетентностный     профессионального   образования,   а   проблема современного   качества   профессиональной   компетентности     была   ведущей   в   работах   многих отечественных     психологов.   Среди   них     И.Я.   Лернер,   В.В.   Кравский,   Г.П. Щедровский,   В.В.   Давыдов,   Д.А.   Иванов,   О.Е.   Лебедев,   Е.Я.   Коган,   Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др. На сегодняшний день, как известно, идея компетентностного подхода и список   ключевых   компетенций   находит   отражение   в   новых   ФГОСах.   Все больший   приоритет   получают   требования   системно   ­   организованных интеллектуальных,   коммуникативных,   рефлексирующих,   самоорганизующих начал,   позволяющих   успешно   организовывать   деятельность   в   широком профессиональном и культурном контекстах.  Образовательное   пространство   современного   общества,   характеризуясь динамизмом и обновлением структурно­содержательных аспектов, предъявляет все более высокие требования к понятию коммуникативной компетентности.  Однако на практике, будущие специалисты, владеющие на теоретическом уровне   объемом   знаний   по   своей   специальности,   не   всегда   достигают максимального результата в собственной деятельности в связи с недостаточной коммуникативной компетентностью.  Поэтому   в   обучении   особую   актуальность   приобретает   проблема организации   повышения   коммуникативной   культуры   будущего   специалиста банковского дела.  Цель   доклада:  обосновать   систему   методов   работы   педагога,   формирование позволяющих   наиболее   эффективно   осуществить профессиональной и коммуникативной компетентности. Объект   исследования:  процесс   формирования   профессиональных коммуникативных компетенций при подготовке специалистов. Предмет   исследования:  коммуникативная   компетентность   в   условиях подготовки специалистов среднего звена. 4 Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи: ­  рассмотреть понятие «компетентность» и ее структуру; ­   выявить   специфику   коммуникативной   компетентности   как   основы социальной и профессиональной деятельности; ­   определить   эффективность   форм   и   методов   формирования коммуникативной компетентности. Таким образом,  учитывая   проблемы, необходимо   исследовать процесс повышения   уровня   коммуникативной   и   профессиональной   компетентности студентов на основе изучения сущности, методов и её структуры.  1. Теоретические основы профессиональной компетентности 1.1. Понятие компетентности и ее структура Поиск   путей   совершенствования   современной   модели   образования стимулирует   инновационные   процессы   в   теории   и   практике.   Одним   из   них является компетентностный подход, который в последние годы стал особенно популярным. К настоящему времени концептуальные основы компетентностного подхода   разработаны   довольно   отчетливо,   его   главное   назначение   –   усилить практическую ориентацию образования.  Профессиональная   компетентность,   по   Н.В.   Кузьминой,   включает   пять элементов или видов компетентности: 1. Специальная и профессиональная компетентность. 2.   Методическая   компетентность   в   области   способов   формирования знаний, умений у учащихся. 3.   Социально­психологическая   компетентность   в   области   процессов общения. 4. Дифференциально­психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся. 5.   Аутопсихологическая   компетентность   в   области   «достоинств   и недостатков собственной деятельности и личности» [14, с. 90]. Определяя смысл понятия «компетентность», современный ученый В.А. Сластенин   предлагает   под   компетентностью   понимать   единство   его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, что, по его мнению, характеризует его профессионализм [28].  В материалах «Стратегии модернизации содержания СПО» представлена следующая структура профессиональной компетентности: – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; –   компетентность   в   сфере   гражданско­общественной   деятельности, (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); 5 – компетентность в сфере социально­трудовой деятельности (в том числе умение   анализировать   ситуацию   на   рынке   труда,   оценивать   собственные профессиональные   возможности,   ориентироваться   в   нормах   и   этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); –   компетентность   в   бытовой   сфере   (включая   аспекты   собственного здоровья, семейного бытия и проч.); –  компетентность   в  сфере  культурно­досуговой   деятельности   (включая выбор   путей   и   способов   использования   свободного   времени,   культурно   и духовно обогащающих личность) [29, с.15]. Показателями   профессионализма   будущих   специалистов   должны   стать общие умения и компетенции, такие как: ОК 1 Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития ОК4 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 5 Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать   психологические   контакты   с   учётом   межкультурных   и этнических различий ОК 10      На основе вышеперечисленных компетенции у будущих специалистов формируются   и профессиональные: ­ базовые – это воссоздание, применение знаний в практике; ­   творческие   или   креативные   (личное   преобразование,   приращение, добавление чего­либо); 6 ­   интеллектуальные   (способность   к   продуктивной   аналитической, мыслительной деятельности); ­ социальные (знание правовой культуры, гражданская грамотность); ­   коммуникативные   (организация   взаимодействия   между   субъектами, например   работа   с   клиентами   при   осуществлении   банковских   сделок), включающие следующие коммуникации: общение,  эмпатию, работу в группе; ­   поведенческая   (этико­эстетическая,   умение   обойти   конфликтные ситуации); ­   социально­личностная   (критичность,   самокритичность,   самооценка   и пр.); ­ проектная культура (решение проблем через создание проектов); ­ рефлексивно­результативная (анализ результатов, доработка); ­   профессиональная   мобильность   (т.е.   умение   приспосабливаться   к изменяющемуся   пространству, например изменениям в законодательной базе банковской сферы деятельности); ­ авторство. В отличие от традиционных характеристик профессионализма – знаний, умений   и   навыков   –   в   понятии   «компетентность»   подчеркиваются   такие качества, как: ­ интегративный и творческий характер; ­ высокая эффективность результата; ­ практико­ориентированная направленность образования; ­   соотнесение   критерия   с   ценностно­смысловыми   характеристиками личности; ­ формирование мотивации самосовершенствования; ­ академическая и трудовая мобильность.   Принимая  во   внимание   разнообразные  подходы  и  толкования   понятия «компетентность»  или   «компетенция», «профессиональная     компетентность», мы   рассматриваем   ее   как   высокую   степень   профессионализма,   как   одну   из важнейших сторон профессиональной культуры будущего специалиста.    Таким образом, профессиональная компетентность  ­ это совокупность индивидуальных навыков в определенной сфере, приобретенных в результате образования,   в   сочетании   с   инициативностью,   адекватным   социальным поведением,  эффективной коммуникацией,  способностью  к сотрудничеству  и преодолению конфликтов в групповой деятельности.  1.2. Коммуникативная компетентность как основа профессиональной деятельности Проблемы коммуникативной компетентности описаны в работах ученых, таких как В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. Д. Ширшова и др. 7 Исследователи   определяют   коммуникативную   культуру   будущего специалиста   как   специфически   человеческие   способы   поведения,   которые обеспечивают протекание процесса общения между людьми (О.И. Даниленко), рассматривают общие проблемы коммуникации (В.Д. Ширшов);  характеризуют культуру   речевого   поведения   как   важную   составляющую   профессионализма, который проявляется в том, что коммуникативные задачи специалист решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знаниях определенных   закономерностей   (И.И.   Рыданова);   анализируют   понятие «коммуникативная   компетентность».   Разные   аспекты   формирования коммуникативной   компетентности,   речевой   культуры,   культуры   общения исследованы в работах С.В. Беловой, Л. С. Зникиной, Л. Л. Лузяниной, В. В. Охотниковой, Л. М. Шаповаловой, Л. А. Поварнициной и др. Широкий круг исследователей, посвятивших работы теме формирования коммуникативной   компетентности,   подтверждает,   что   предмет   исследования представляет   собой   значительный   интерес,   так   как   коммуникативная компетентность   является   важной   характеристикой   профессиональной компетентности будущего профессионала­специалиста.   Во­первых, потому что сегодня уже мало быть хорошим специалистом, необходимо быть еще и хорошим сотрудником, что означает умение работать в команде   на   общий   результат,   участие   в   принятии   решений,   умение   сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимание точки зрения своих коллег по работе, так и клиентов банка.  Кроме того, нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные   технологии,   продуктивно   разрешать   конфликты,   публично представлять   результаты   своей   работы,   учитывая   содержательную   критику; уметь   позитивно   строить   свои   взаимоотношения   с   коллегами   по   работе, потенциальными и реальными клиентами кредитно­финансового учреждения.   Во­вторых, если определить основной смысл образования как развитие практических   способностей,   умений,   необходимых   человеку   для   достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из важных является   его   коммуникативная   компетентность.   Индивидуально­личностные качества,   и   социально­культурный   и   исторический   опыт   способствуют формированию компетентности в общении. В   самом   широком   смысле   компетентность   человека   в   общении   можно определить   как   его   компетентность   в   межличностном   восприятии, межличностной   коммуникации   и   межличностном   взаимодействии.   Знание   об общении — необходимый элемент компетентности, но  лишь в том случае, когда оно   становится   социальной   установкой   —   готовностью   действовать определенным образом по отношению к себе, другим, ситуации.  Важный показатель компетентности в общении — отношение человека к собственным   ценностям:   насколько   он   их   рефлексирует,  насколько   сам   себе отдает в них отчет. 8 Принимая   во   внимание   существующую   проблему   формирования коммуникативной   компетентности   будущего   специалиста   банковского   дела, следует   признать   целесообразным   необходимость   целенаправленного формирования   коммуникативной   компетентности   будущего   работника, свободно   владеющего   речью,   самостоятельно   избирающего   стиль профессионального общения и деятельности, активно использующего в своей работе   профессиональную   терминологию,   знания,   отвечающие   требованиям современного банка.   Процесс   формирования   коммуникативной   компетентности   в   условиях СПО,   должен   ориентироваться   на   системно­деятельностный,   личностно   ­ ориентированный, компетентностный подходы, включающий в себя:  ­   диагностику   сформированности   коммуникативной   компетентности будущего специалиста;  ­   определение   содержания   формирования   коммуникативной компетентности   на   основе   стартового   уровня   коммуникативной компетентности, а также с учетом мотивационных запросов студентов;  ­   поэтапную   организацию   деятельности,   направленной   на   достижение максимально   возможного   в   условиях   образовательного   процесса   в   колледже уровня коммуникативной компетентности студентов. 2. Обоснование эффективности системы методов по формированию коммуникативной компетентности студентов 2.1.  Система методов и приемов формирования коммуникативной компетентности студентов Изменения   в   системе   среднего   профессионального   образования направлены   на   построение   качественно   нового   образования,   способного сформировать   специалиста   нового   типа,   готового   к   профессиональной самореализации не только в традиционной позиции банковского работника, но и в   значительно   более   широкой   системе   «человек   –   общество   ­   специалист», поэтому   одной   из   важных   профессиональных   компетенций   является коммуникативная.  Коммуникативная   компетентность   специалиста   банковского   дела рассматривается   как   целенаправленный   процесс   и   результат   развития профессиональных умений (умения устанавливать психологический контакт с клиентами, управлять процессом общения, речевые и рефлексивные умения) и личностных   качеств   (доброжелательность,   тактичность,   объективность, толерантность, организованность, инициативность   и др.)  будущих  банковских работников, способствующих  решению  специальных  профессиональных  задач, возникающих в процессе общения. 9 Банковский работник должен уметь выслушать клиента, понять проблему, объяснить,   доказать,   спросить   и   ответить,   убедить   и   переубедить,   создать атмосферу   доверия   в   беседе   и   делового   настроя     в   собеседовании,   найти индивидуальный   психологический   подход   к   потенциальному     вкладчику   или заемщику, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком, профессиональной пригодности специалиста.   Работу   по   формированию   коммуникативной   и   профессиональной компетентности   со   студентами   возможно   осуществить   с   помощью разнообразных, эффективных на наш взгляд, форм и методов работы.  Дискуссия  –   обмен   взглядами   по   конкретной   проблеме.   С   помощью дискуссии   студенты   приобретают   новые   знания,   укрепляются   в   собственном мнении,   учатся   его   отстаивать.   Главная   функция   учебной   дискуссии   – стимулирование познавательного процесса. Беседа  –   ведущая   функция   данного   метода   –   побуждающая,   но   с   не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Метод беседы в практике используется   для   решения   комплексных   задач   усвоения   нового,   закрепление материала,   формирование общепрофессиональных   умений,   что     дает   возможность   студентам   понять проблему с различных позиций.  способностей, развития     творческих   Лекция­диалог.   Содержание здесь подается через серию вопросов или   на   которые   студенты   должны   отвечать гипотетических   ситуаций, непосредственно в ходе лекции. Диалоговый метод заключается в коллективном поиске истины (правильного ответа, решения проблемной ситуации).  Мозговой штурм, при котором  запрещается критика и поощряется любая идея. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой   экспертов.   После   утверждения   решения   «генераторы   идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления. Коммуникативный   тренинг  –   это   следующий   вид   социально­   направленный   на   развитие   социальной психологического   тренинга, компетентности. Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих базовых умений: вступать в контакт, инициируя его; стимулировать партнера к прояснению   его   позиции,  предложений,   высказываний;   слушать,  услышать     и понять то, что имел в виду партнер; воспринять и понять то, что партнер не в состоянии   выразить;   выравнивать   эмоциональное   напряжение   в   беседе, переговорах, дискуссиях и др. Семинары   –   конференции.  Семинары   –   это   такая   форма   организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией   вопросов,   проблем   и   задач,   а   в   процессе   семинара   идет   активное обсуждение, дискуссии  и  выступления  студентов,  где  они  под  руководством 10 педагога   делают   обобщение.   Особенно   этот   метод   действенен   на   таких мероприятиях, как защита отчетов по производственной практике. Реализации   условий   для   обеспечения   интенсивной   речевой   практики   в относительно   свободной   творческой   атмосфере   способствует   использование ролевой   игры.  Ролевое   общение   обладает   большими   возможностями   для совершенствования   знаний   путем   формирования   и   активизации   у   студентов умений   и   навыков   творческой   мыслительной,   познавательной   и коммуникативной деятельности.    Деловые   игры  –   это   специально   созданные   ситуации,   моделирующие реальность, из которых студентам предлагается найти выход. Они предполагают организацию   речевого   общения   по   искусственно   воссозданным   ситуациям производственно­профессионального   характера.   Цель   их   –   формирование   у студентов навыков и умений профессионального общения, развитие на основе совместной   коллективной   деятельности   творческой   самостоятельности   и инициативы,   стимулирование   интереса   студентов   к   своей   профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.  Использование информационных технологий  в деятельности открывает новые возможности для совершенствования профессиональной компетентности, основными из которых являются:  расширение доступа к учебно­методической информации;  формирование у студентов коммуникативных навыков, культуры общения, организация   оперативной консультационной   помощи;  организация   совместных   исследовательских проектов и т.д. Укажем возможные варианты использования информационной технологий:   умение   искать   информацию;  ­   использование   готовых   мультимедийных   занятий   с   использованием информационных технологий, компьютерных программ; ­поиск   через   Интернет   ряд   нормативно­правовых   документов,   учебно­ методических материалов; ­ создание мультимедийных презентаций; ­ разработка студентами собственных web­страниц и размещение их в сети – еще одна форма использования Интернета; ­   организация   самостоятельной   работы   студентов   с   использованием ресурсов   сети   Интернет:   написание   рефератов,   курсовых   работ,   подготовка портфолио и т.д. Ведущее   место   среди     методов,   обнаруженных   в   арсенале  мировой   и отечественной   педагогической   практики   и   направленных   на   формирование коммуникативной компетентности, принадлежит сегодня методу проектов. Проект   отличается   тем,   что   каждый   студент   в   нем   демонстрирует подлинную   заинтересованность   не   только   в   материализованном   продукте, получаемом в ходе его выполнения, но и в самом процессе его осуществления, который сопровождается выстраиванием сложной системы отношений общения, поведенческих аспектов, самой проектной деятельности, т.е. через целостное и одновременно   многогранное   взаимодействие   с   другой   личностью 11 (преподавателя,  студента).  Взаимодействие   в  проектной  деятельности   всегда является   активным   процессом,   предполагающим   совершенствование коммуникативных умений. Таким   образом,   профессия   специалиста   банковского   дела   относится   к разряду   коммуникативных,   поскольку   данная   практическая   деятельность подразумевает   общение,   и   ее   успех   в   значительной   мере   зависит   от коммуникативной   компетентности   специалистов   в   межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии.  2.2. Определение эффективности формирования коммуникативной компетентности студентов Профессия специалиста банковского дела   входит в систему «человек­ человек»,   поэтому   одной   из   важных   профессиональных   компетенций   его является   коммуникативная.   Коммуникативная   компетентность   специалиста рассматривается   как   целенаправленный   процесс   и   результат   развития профессиональных умений (умения устанавливать психологический контакт с клиентами, управлять процессом общения, речевые и рефлексивные умения) и личностных   качеств   (доброжелательность,   тактичность,   объективность, толерантность,   организованность,   инициативность   и   др.)   будущих   банкиров, способствующих решению специальных задач, возникающих в процессе общения. Специалист   должен   уметь   выслушать   потенциального   заемщика   или вкладчика, объяснить, спросить и ответить, убедить или переубедить, создать атмосферу   доверия   в   беседе   и   делового   настроя   в   собеседовании,   найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.   В   основе   такой   деятельности   лежит   коммуникативная   техника общения,   владение   которой   является   важным   признаком,   профессиональной пригодности     работника.     Характеристики,   составляющие   профессиональный портрет   работника   с   точки   зрения   владения   им   коммуникативной   техникой, называются   коммуникативной   профессиограммой   специалиста,   с   позиций которой специалист  должен:                         ­ знать речевой этикет и уметь его использовать;           ­ уметь формулировать цели и задачи делового общения;    ­ организовывать общение и управлять им;               ­ анализировать предмет общения, разбирать анкету, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;        ­   владеть   навыками   и   приемами   делового   общения,   его   тактикой   и стратегией;                                     ­ уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое  совещание, деловую игру, переговоры, торги; 12 ­ иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;                                             ­   владеть   техникой   речи,   риторическими   приемами   и   фигурами,   уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; ­   уметь   с   помощью   слова   адаптировать   клиента   к   соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.      При   определении   профессионально   значимых   качеств   банковского работника,  было установлено, что специалисту профессиональной области для успешной   деятельности   необходимы   следующие   группы   профессионально­ значимых качеств – коммуникативные (гибкость в отношениях, деликатность, доброжелательность   эмпатия,   контроль   за   эмоциями,   экстравертность), организационно   ­   волевые   ­   (ответственность   выдержка,   самостоятельность, целеустремленность).  По   нашему   мнению,   коммуникативная   компетентность   является «сердцевиной профессионализма специалиста», потому что общение составляет сущность   его   деятельности.   Развивая   профессионально   значимые   качества личности,   в   работе   со   студентами   необходимо   формировать   у   них   такие коммуникативные умения как: ­ с легкостью вступать в контакты с различными людьми; ­ осуществлять конкретный индивидуальный подход к людям с различной степенью проблем; ­ создавать комфортную и доброжелательную атмосферу; ­ сочувствовать и участвовать в решении проблем;  ­ вызывать доверие; ­ быть тактичным.         Под профессиональными компетенциями  понимают личностные качества и способности,   а   также   профессиональные   знания   и   навыки,   необходимые сотруднику банка для успешного выполнения своих должностных обязанностей.                  В   качестве   ключевых   компетенций   могут   быть   использованы   корпоративные   компетенции,   управленческие   и   профессиональные компетенции.           Корпоративные компетенции: ­   устанавливают   корпоративные   требования   ко   всем   работникам   банка   и описывают   личностные   качества   и   способности,   а   также   профессиональные знания   и   навыки,   необходимые   работнику   для   успешного   выполнения   своих должностных обязанностей в соответствии со стратегическими задачами банка.         Управленческие компетенции: ­   описывают   управленческие   умения   и   навыки,   необходимые   для   успешного руководителя структурного подразделения банка.          Профессиональные компетенции: ­   определяют   специальные   знания   и   навыки,   необходимые   на   конкретном рабочем месте. 13 С   целью   определения   сформированности   коммуникативной компетентности   студентов   и   с   целью   выявления   уровня   личностного коммуникативного   контроля     было   проведено   тестирование   в   группе   31 специальности   38.02.07   Банковское   дело,   в   котором   приняли   участие   24 студента. При   проведении тестового материала   В. Ряховского (Приложение 1), содержащего   возможность   выявления   уровня   коммуникативности   человека, студентам   было   предложено   ответить   на   16     вопросов.   Они   должны   были ответить   на   вопросы   «ДА»,   «ИНОГДА»,   «НЕТ».   При   определении   уровня развития коммуникативности была использована следующая таблица: Очки 30­ 32 очка 25­29 очков 19­24 очка 14 – 18 очков 9 – 13 очков 4 – 8 очков 3 очка и менее Таблица 1 Уровни низший уровень  низкий уровень ниже среднего средний уровень уровень выше среднего высокий уровень высший уровень При     проведении   тестового   материала     В.   Ряховского,   содержащего возможность выявления уровня коммуникативности человека, были получены нижеследующие результаты.  Как видим из полученных результатов 1 студентка (4,2%) имеет низкий уровень   коммуникативности.   Она   замкнутый   и   неразговорчивый   человек, предпочитает   одиночество.   Она   знает   эту   особенность   своего   характера   и бывает недовольна собой. 3 студента (12,5%) имеют уровень коммуникабельности ниже среднего. Они в известной степени   общительны, в знакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают, и все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют не охотно. 14 низкий уровень коммуникативности уровень ниже среднего средний уровень коммуникативно уровень коммуникабельности выше среднего высокий уровень коммуникабельности высший уровень коммуникабельности  9 учащихся  (37,5%) имеют средний уровень коммуникабельности. У этих студентов   нормальная   коммуникабельность.   Они   любознательны,   достаточно терпеливы   в   общении   с   другими,   отстаивают   свою   точку   зрения   без запальчивости. Без приятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.  3 студента (12,5%) имеют уровень коммуникабельности выше среднего. Они весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Бывают, вспылят, но быстро   отходят.   Им   недостает   усидчивости,   терпения   и   отваги   при столкновении с серьезными проблемами.  6   учащихся   (25%)   имеют   высокий   уровень   коммуникабельности.   У студентов общительность «бьет» ключом. Они  всегда в курсе всех дел. Любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них хандру. Охотно берут слово по любому вопросу, даже если имеют о нем поверхностное представление. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя далеко не всегда могут успешно довести его до конца И  2   студента   (8,3%)   имеют   высший   уровень   коммуникабельности. Коммуникабельность   этих   студентов   носит   болезненный   характер.   Они говорливы,   многословны,   вмешиваются     в   дела,   которые   не   имеют   к   ним никакого   отношения,   берутся   судить   о   проблемах,   в   которых   совершенно некомпетентны. Вольно или не вольно они часто бывают причиной разного рода конфликтов. 15 Заключение Изучая   проблемы   формирования   коммуникативной   компетентности студентов колледжа, можно сделать выводы: 1. Компетентность   ­   это   высокая   степень   профессионализма, совокупность индивидуальных навыков в определенной сфере, приобретенных в результате   образования,   в   сочетании   с   инициативностью,   адекватным социальным   поведением,   эффективной   коммуникацией,   способностью   к сотрудничеству   и   преодолению   конфликтов   в   групповой   деятельности. Определение структуры профессиональной компетентности осуществляется как через   систему   профессиональных   умений,   так   и   с   выделением   отдельных компетентностей   в   соответствии   с   ведущими   видами   профессиональной деятельности.   компетентность     2. является Коммуникативная важной характеристикой   профессиональной   компетентности   будущего   специалиста кредитно­финансового   учреждения   и   рассматривается   как   целенаправленный процесс и результат развития профессиональных умений (умения устанавливать психологический контакт с клиентами, управлять процессом общения, речевые и рефлексивные   умения)   и   личностных   качеств   (доброжелательность, тактичность, объективность, толерантность, организованность, инициативность и др.) будущих банковских работников, способствующих решению специальных профессиональных задач, возникающих в процессе общения. 3. Профессия   специалиста   банковского   дела   относится   к   разряду коммуникативных, поскольку данная практическая деятельность подразумевает общение,   и   ее   успех   в   значительной   мере   зависит   от   коммуникативной компетентности специалистов в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии,   межличностном   восприятии.   Использование   разнообразных форм   и   методов   совместной   деятельности   педагога   со   студентами   позволит оптимизировать   процесс   формирования   и   развития   коммуникативной компетентности   студентов.   Банковский   работник   должен   уметь   выслушать клиента, понять проблему, объяснить, доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить,   создать   атмосферу   доверия   в   беседе   и   делового   настроя     в собеседовании,   найти   индивидуальный   психологический   подход   к потенциальному     вкладчику   или   заемщику,   разрешить   конфликт,   снять напряжение.   В   основе   такой   деятельности   лежит   коммуникативная   техника общения,   владение   которой   является   важным   признаком,   профессиональной пригодности специалиста.   Таким   образом,     процесс   повышения   уровня   коммуникативной   и профессиональной компетентности студентов будет более интенсивным, если   четко   определены   ее   сущность   и   компонентный   состав;   научно обоснована и разработана система эффективных методов работы педагога, 16 позволяющих   наиболее   интенсивно   осуществить   формирование коммуникативной компетентности. Список использованных источников 1. Андреев   А.Л.   Компетентностная   парадигма   в   образовании:   опыт философско­методологического анализа. // Педагогика. Научно­теоретический журнал. №4. – 2011. – С.25. 2.   Загвязинский   В.И.   Методология   и   методы   психолого­ педагогического   исследования:   Учеб.   пособие   для   студ.   высш.   пед.   учеб. заведений. – 3­е изд. – М.: Академия, 2010. 3. Компетентностный   подход   как   фактор   повышения   качества современного образования: Сборник научных статей /Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – 220с. 4. Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до 2018 года. 5. Оскарссон   Б.   Базовые   навыки   как   обязательный   компонент высококачественного   профессионального   образования/   Оценка   качества профессионального образования. Доклад /Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. – М., 2011. 6. Петровская   Л.А.   Компетентность   в   общении:   Социально­ психологический тренинг. — М.: Изд­во МГУ, 2009. 7. Семушина   Л.Г.   Кагерманьян   В.С.,   Жукова   Е.С.,   Иванова   Л.Н., Карпнюк Г.А., Леонтьева М.Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к   профессиональной   деятельности   студентов   средних   специальных   учебных заведений. – М., 2001. 8. Стратегия   модернизации   содержания   общего   образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001. 9. Фатеев  А.М. Современные  информационные   и  коммуникационные технологии в образовании/ А.М.Фатеев. – М.: МГПУ, 2008.   10. www .proftest .ru ­ СДО "Большие Банковские Тесты" (Интернет­модуль). 17 Приложение 1 Тест на определение уровня коммуникабельности человека Приведем еще один тест, содержащий возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет». 1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? 2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу? 3. Вызывает   ли   у   вас   смятение   или   неудовольствие   поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком – либо совещании? 4. Вам предстоит выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали.   Приложите   ли   вы   максимум   усилий,   чтобы   избежать   этой командировки? 5. 6. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? Раздражаетесь ли вы, если не знакомый человек на улице обратится к   вам   с   просьбой   (показать   дорогу,   назвать   время,   ответить   на   какой   либо вопрос)? 7. Верите   ли   вы,   что   существует   проблема   «отцов   и   детей»,   и   что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь   ли   вы     напомнить   знакомому,   что   он   забыл   вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад? 9. В   кафе   или   в   столовой   вам   подали   недоброкачественное   блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томится в ожидании? 12. Боитесь ли вы участвовать в какой­либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации? 13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений вы не приемлите. Это так? 18 14. Услышав где­либо в «кулуарах» явно ошибочную точку зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать? 15. Вызывает ли у вас досаду, чья либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее   ли   вы   излагаете   свою   точку   зрения   (мнение,   оценку)   в письменной форме, чем в устной? Ключ к тесту: Ответы «ДА»­2 очка; «ИНОГДА»­1 очко; «НЕТ»­0 очков. Интерпретация результатов. Приложение 2 30­   32   очка.   Вы   явно   не   коммуникабельны,   и   это   ваша   беда,   так   как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко! На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.  25­29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы,  предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством; в вашей власти переломить эти особенности   характера.   Разве   не   бывает   так,   что   при   какой­либо   сильной увлеченности   вы   «вдруг»   приобретаете   полную   коммуникабельность?   Стоит только встряхнуться. 19­24 очка. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают, и все же с новыми   людьми   сходитесь   с   оглядкой,   в   спорах   и   диспутах   участвуете   не охотно.     В   ваших   высказываниях   порой     много   сарказма   без   всякого   на   то основания. Эти недостатки устранимы. 14 – 18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими,   отстаиваете   свою   точку   зрения   без   запальчивости.   Без   приятных переживаний   идете   на   встречу   с  новыми   людьми.  В   то   же   время   не   любите шумных   компаний,   экстравагантные   выходки   и   многословие   вызывают   у   вас раздражение. 9 –  13  очков.   Вы   весьма   общительны  (порой,  быть   может,  даже   сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает,   вспылите,   но   быстро   отходите.   Чего   вам   недостает,   так   это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать. 4 – 8 очков. Вы, должно быть, «рубаха­парень». Общительность «бьет» из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Охотно берете 19 слово   по   любому   вопросу,   даже   если   имеете   о   нем   поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги отоспятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами! 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы   говорливы,   многословны,  вмешиваетесь   в   дела,   которые   не   имеют   к   вам никакого   отношения,   беретесь   судить   о   проблемах,   в   которых   совершенно некомпетентны. Вольно или не вольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД О ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ДОКЛАД  О  ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017