Доклад «Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка»

  • Лекции
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике для активизации познавательной деятельности школьников на уроке использую традиционные и нетрадиционные формы организации учебного процесса. Но считаю, что залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.
Иконка файла материала Доклад-Особенности орган-ии познав деят-ти на уроке АЯ (2013).doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шувойская средняя общеобразовательная школа Администрации Егорьевского муниципального района ДОКЛАД на тему: «Особенности организации познавательной деятельности  школьников на уроке английского языка»                                                                                учитель английского языка Выполнила: Коршунова Е. В. 2012 – 2013 учебный годОсобенности организации познавательной деятельности школьников  на уроке английского языка.     В своей педагогической практике для активизации познавательной деятельности школьников на уроке использую традиционные и нетрадиционные формы организации  учебного процесса. Но считаю, что   залогом   успешной   речевой   активности   учащихся   являются   нетрадиционные   формы   уроков английского языка. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой­либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят   в   необычной,   нетрадиционной   обстановке.   Подобная   смена   привычной   обстановки целесообразна,   поскольку   она   создает   атмосферу   праздника   при   подведении   итогов   проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из­за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках мне удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:  •   на   уроке   учащиеся   получают   не   только   определенную   сумму   знаний,   но   формируют представления  об изучаемом языке; • урок  расширяет и углубляет знания учащихся, полученные на предыдущих уроках; •   урок     повышает   любознательность   и   интерес   к   предмету,   стимулирует   работоспособность учащихся; •   урок     помогает   мне   изучать   индивидуальные   способности   учеников,   выявлять   среди   них одаренных учащихся; • урок не должен отвлекать учащихся от основного содержания учебной программы при углублении и расширении их знаний; •   урок     развивает   и   совершенствует   ученика   на   основе   сочетания   добровольной   работы   с обязательностью ее выполнения; •   урок   включает   элементы   занимательности,   которые   необходимы   для   жизнерадостной деятельности; • предлагаемый на уроке материал доступен учащимся, соответствует их уровню развития.                  Считаю, что успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий, как учителя, так и учеников.∙ Методически высокоэффективными являются: урок­спектакль ­ «Let’s go to the zoo», 5 класс;урок­праздник ­«St.Valentine’s day», 9­11 классы; видео­урок ­  «The most famous castles of Great Britain»,7­11 класс; урок­экскурсия ­ «In and around London», 7­11 класс; урок­интервью ­  «Have you got a pet (family?)», 5класс; урок – игра ­  «Do you know England?»,7­11 класс; урок – дискуссия ­  «Do you like modern art?», 10­11 класс. Уроки английского языка ­ это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика ­ это предметы, содержание которых   в   той   или   иной   мере   находит   отражение   в   тематике   программы   по   английскому   языку. Учитывая   психологические   особенности   развития   восприятия,   внимания,   памяти,   воображения   и мышления учащихся 5­го, 6­го класса, в   учебном процессе отвожу большое место игровым формам работы,   развивающим   логическое   мышление,   эмоции,   активность,   воображение,   догадку.   Так   на примере   учебного   материала   по   теме   «Проблемы   молодежи»   в   9   классе   формирую   у   учащихся ассоциативные   связи   с   внутренними,   эмоциональными   переживаниями   в   сравнении   какой   я   был   в возрасте 6 лет и какой я сейчас ­подросток, с другими привычками и увлечениями. В 6 классе по теме «Времена года» уделяю особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально­акустических стимулов   вызывать   определенные   эмоциональные   состояния.   Элементы   эмоционального   влияния использую с целью мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся на примере соединения музыки и движений. Коллаж (соединение речи и картинок в фото) использую по теме «Внешность», учащиеся   получают   большое   количество   картинок   с   героями,   какие   они   были   в  детстве   и   сейчас, описывают   внешность,   характер   или   получают   фото   современной   знаменитости   страны   изучаемого языка. Учащиеся составляют фото ­ биографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры (юмор   и   ирония   поощряются).   Подобная   форма   работы   вызывает   у   каждого   учащегося   живой эмоциональный   отклик   и   желание   принять   непосредственное   участие.  Эмоциональное   насыщенное усвоение   английского   языка,   в   целостном   обучении   учащихся   английскому   языку     носит деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений.  И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности учащихся.  При формировании самоконтроля  руководствуюсь принципами посильности и доступности:  ∙▪ даю установку на контроль одного из  аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;  ▪  затем усложняю задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль   учащихся   направляется   не   только   на   языковое   оформление,   но   и   на   содержание продукта речевой деятельности.Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 11 классе учащиеся пользуются схемой: оценка учителя ­ взаимооценка­ самооценка.  Важный аспект в работе — больше времени отводить на организацию и осуществление группового самоконтроля на примере «Communicative activities». Контроль в группе мотивирует и стимулирует учащихся   к   самоконтролю.   Групповое   взаимодействие   обогащает   знаниями   и   умениями,   как специальными,   так   и   общими   учебными   действиями,   служит   формированию   целеполагания, самоконтроля и самооценки. ∙ Также одним из условий формирования познавательной активности учащихся является  ­ внедрение современных педагогических технологий, в том числе современных информационных технологий. Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую: ▪   в   развитии   навыков   логического   мышления   (составления   кроссвордов,   решения   лексических ребусов, составления диалогических реплик)    навыков   использования   лексико­грамматических   структур   в   изучении   временных   глагольных ▪ форм;  ▪ Используя на уроке информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс,  участие во Всероссийской заочной олимпиаде по английскому языку. более эффективно решаю целый ряд дидактических задач на уроке:  ­ совершенствуется умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет; ∙ ­ пополняется  словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка; ∙ ­  формирую устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.         Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей   планете,   участвовать   в   совместных   исследовательских,     творческих   проектах,   развивать любознательность и мастерство. Так метод проектов на уроке английского языка: творческие проекты — сочинение на тему «Город, в котором я живу», учащиеся делятся на группы, выбирают совместные задания   и   планируют   результат   и   форму   их   представления   самостоятельно;   по   теме   «Средства массовой информации», «Места отдыха в нашем городе» 10—11 класс,  учащиеся готовят презентацию проекта   в   слайдах   в   Power   Point,   учащиеся   представляют   уже   имеющийся   в   домашних   архивах фотоматериал,   самостоятельно   работают   над   сопроводительным   текстом   устно   или   письменно. Учащиеся самостоятельно вступают в живой диалог (письменный или устный).         Используя    методы   интерактивного   обучения  (введение   и   закрепление   лексического   и грамматического   материала;   видео   уроки;  уроки   дискуссии;  и   т.д.  )  направлены  на  усиление   роли активности учащихся.   Целью применения   интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся   в   различных   видах   речевой   деятельности,   которая   ведет   к   взаимопониманию,взаимодействию,   к   совместному   решению   общих   вопросов.   Я   пришла   к   выводу,   что   применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем.  Поэтому   я   считаю,   что   моя   задача   состоит   в   том,   чтобы   сделать   каждый   урок интересным,   увлекательным   и   добиваться   того,   чтобы   он   развивал   познавательный   интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.