Доклад "Оценивание учебных достижений учащихся" модуль "Оценивание обучения и оценивание для обучения". В докладе присутствует элементы практических работ учащихся, а также задания для оценивания. Также даются термины: отметка, оценка, оценивание и др. В практической части доклада: обратная связь, работа детей, и др.
ГУ "Федоровская средняя общеобразовательная школа Качирского района"
Доклад
"Оценивание учебных
достижений учащихся"
модуль "Оценивание обучения
и оценивание для обучения"
Выполнила: учитель географииСадыкова М.С.
с. Федоровка 2014
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные
изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения
был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это
повлекло за собой и изменения в системе оценивания. При такой парадигме
образования традиционная «отметочная»
система оценивания имеет ряд проблем, в связи с тем что:
общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля
успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося
самостоятельности в оценивании;
затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и
положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в
сравнении с предыдущим результатом его обучения;
является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости
критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и,
что самое главное,
нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить,
над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;
часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках
учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и
психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с
другой стороны – на родителей. Обратная связь учителя с учениками часто
служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи
ученикам в улучшении результатов обучения;
среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной
работы, а не качество достижений учащихся;
акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и
мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно
прогрессировать наиболее успешным ученикам.
Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся,
который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы
индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся.
Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание,
которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.
Формативное оценивание является составной частью личностно
ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль
учителя.
Личностно ориентированные технологии позволяют осуществлять
организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами.Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, оно поощряется.
Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к
качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои
пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. часть нитей контроля
переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.
Личностно ориентированный подход в образовании предполагает осмысление
двух понятий: обучения и учения.
«Цели обучения «обычно задаются извне»… и находятся в ведомстве учителя, «Учение
– процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов
деятельности индивида» связан с усилиями самого учащегося. «Результаты учения –
элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Учение – процесс
внутренний, имеющий в виду ученика с его усилиями, «индивидуальными
потребностями и мотивами».
Личностно ориентированное обучение включает в себя такие компоненты, как:
информирование учащихся о целях обучения и критериях оценки,
вовлечение учащихся в самооценивание основанное на критериях,
обеспечение обратной связи, помогающей учащимся определить их дальнейшие
шаги и способы их осуществления.
В настоящее время в системе школьного образования понятия ОЦЕНИВАНИЕ,
ОЦЕНКА и ОТМЕТКА чаще всего используются как синонимы, хотя на самом деле
они таковыми не являются.
ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью
учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации
об ученике с целью улучшения качества образования.
ОЦЕНКА – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по
оцениванию, качественная информация обратной связи.
ОТМЕТКА – это символ, условноформальное, количественное выражение оценки
учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом
Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного
оценивания, учителям важно знать как о цели оценивания вообще, так и о целях,
содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. По этим параметрам
оценивание подразделяется на три вида – диагностическое, формативное и
суммативное (итоговое) оценивание.
Диагностическое оценивание – это определение начального уровня
сформированности знаний, умений и навыков (ЗУн) и компетентностей учащегося.
Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом
занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Данный вид оценивания позволяет как
учителю, так и ученику составить правильное представление о существующей ситуации
и требованиях, на которые нужно будет опираться. необходимость диагностического
оценивания определяется:
а) различным уровнем подготовки учащихся;
б) обеспечением последовательности в усвоении содержания;
в) необходимостью предвидеть процесс обучения и учения, адекватный возможностям
и потребностям учащегося в соответствии с «зоной ближайшего развития». (Зона
ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процессподтягивания психического развития вслед за обучением). Целью диагностического
оценивания является получение информации о том, где учащиеся находятся
относительно целей обучения в начале изучения программной темы или главы
(раздела), курса по предмету. Диагностическое оценивание позволяет учителю
скорректировать
учебный план, который будет отвечать запросам учащихся, либо помогает
спрогнозировать и в последующем преодолеть возможные трудности в обучении и
учении.
Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс
продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать
учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень
ответственности за свое образование.
Формативное оценивание:
используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);
применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня
сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении
изучения темы, раздела к определенному периоду времени.
оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных
работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе,
проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы,
являются основой для определения итоговой оценки.
Суммативное
Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и
сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду
времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.
Техники формативного оценивания
Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании
аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса
учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для
выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения.
Техники формативного оценивания можно подразделить на несколько условных
групп или видов. Один вид техник используется учителем в процессе объяснения темы,
выполнения задания учащимся (учения):
1. Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся
показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании
материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих
сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;(3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы:
«Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном
изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного
объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную
миниработу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в
понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по
дальнейшей работе.
2. Техника «20 секунд». Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над
ним не менее 20 секунд. (Использование данной техники предоставляет возможность
всем ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в
первую секунду после того, как прозвучал вопрос, и, как правило, ответ имеется
примерно у 46 учеников, обладающих наиболее быстрой реакцией, что не позволяет
вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа). Учащихся средних и старших
классов целесообразно просить коротко записать свой ответ (отдельные слова, идеи),
чтобы во время обсуждения они не блокировали мыслительные процессы друг друга.
Другие техники связаны с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам
выступления, ответа учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким
образом? Как?…».
Важно помнить, что такие вопросы учитель должен задавать как в случае
получения неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это
делается для того, чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы.
Оценивание должно происходить в полном понимание, с присутствием обратной
связи.
Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных
действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
Исследователи вопросов формативного оценивания БрангертДраунс, Кулик и
Морган, а также Элавар и Корно в своих работах отметили, что «формативное
оценивание – непрерывный поток обратной связи с учащимся», «уместные
комментарии и ясные, понятные предложения, помогающие ученику осознать
собственные пробелы таким образом, чтобы он накопил достаточную информацию для
дальнейшего продвижения вперёд».
Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения,
информирует о достижениях и пробелах учащегося. Обратная связь должна проходить
в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того,
чтобы учащиеся дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление
мышления и деятельности.
Инструментами обратной связи могут быть:
письменные комментарии;
«измерение температуры»;
наблюдения;
опросымолнии;
дневники/ журналы по самооценке и т.д.
Давайте проведем тренинг, где покажем и ощутим отсутствие обратной связи.В начале нашего тренинга предлагаем вам разыграть ситуации оценивания.
Каждая группа должна будет разыграть предложенную ситуацию, представив варианты
реакции учителя на неправильный ответ ученика.
1 Учитель прокомментировал выполненное учеником задание: «Опять ты не решил
то, что вчера мы учили весь день!»
2 Учитель, выслушав ответ ученика, сказал: «Садись, неправильно!»
3 Учитель прокомментировал выполненное учеником задание:
«Спасибо, но давай ещё¸ раз послушаем вопрос ... . Как ты думаешь, всё ли верно в
твоем ответе?»
2. Оцените работу ученика
Какие оценки поставили?
Кто из вас написал к оценке комментарии?
В группах обсудите – «Нужны ли комментарии к оценке?»
При оценивание работы очень важно:
не делайте много комментариев к одной работе;
комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он
поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к
совершенствованию своей работы;
комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями
оценки.
•
•
•
•