Доклад "Оценивание учебных достижений учащихся"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 07.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад "Оценивание учебных достижений учащихся" модуль "Оценивание обучения и оценивание для обучения". В докладе присутствует элементы практических работ учащихся, а также задания для оценивания. Также даются термины: отметка, оценка, оценивание и др. В практической части доклада: обратная связь, работа детей, и др.
Иконка файла материала Оценивание Доклад.docx
ГУ "Федоровская средняя общеобразовательная школа Качирского района" Доклад "Оценивание учебных достижений учащихся" модуль "Оценивание обучения  и оценивание для обучения" Выполнила: учитель географииСадыкова М.С. с. Федоровка 2014 За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был   перенесен   на   формирование   общеучебных   компетентностей   учащихся.   Это повлекло   за   собой   и   изменения   в   системе   оценивания.   При   такой   парадигме образования традиционная «отметочная»  система оценивания имеет ряд проблем, в связи с тем что:  общепринятая   «отметочная»   система   выполняет   функцию   внешнего   контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;   не   дает   полноценной   возможности   для   формирования   у   учащегося  самостоятельности в оценивании;  затрудняет   индивидуализацию   обучения.   Учителю   трудно   зафиксировать   и положительно   оценить   реальные   достижения   каждого   конкретного   ребенка   в сравнении с предыдущим результатом его обучения;  является   малоинформативной.   В   силу   своей   формализованности   и   скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное,   нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;  часто   имеет   «травмирующий»   характер.   Полностью   сосредоточенная   в   руках учителя   «отметочная»   система,   нередко   оказывается   орудием   манипуляции   и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой   стороны   –   на   родителей.   Обратная   связь   учителя   с   учениками   часто служит   социальным   и   управленческим   целям,   а   не   целям   оказания   помощи ученикам в улучшении результатов обучения;   среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учащихся;  акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации   учебного   процесса,   повышению   учебной   мотивации   и   учебной самостоятельности учащихся.  Одним из таких  подходов  является  формативное  (формирующее)  оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.  Формативное   оценивание   является   составной   частью   личностно ориентированного   подхода   к   обучению   учащихся.   В   связи   с   этим   меняется   роль учителя.   Личностно   ориентированные   технологии   позволяют   осуществлять организацию   учебного   процесса   на   основе   сотрудничества   между   субъектами.Взаимодействие   учителя   и учащегося  не  прерывается, более  того,  оно  поощряется. Оценка   осуществляется   непрерывно,   оценивается   сам   процесс   движения   к качественному   результату.   Учащийся   самостоятельно   и   осознанно   определяет   свои пробелы   и   вместе   с  учителем   работает   над   их   устранением.   часть   нитей   контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Личностно   ориентированный   подход   в   образовании   предполагает   осмысление двух понятий: обучения и учения.  «Цели обучения «обычно задаются извне»… и находятся в ведомстве учителя, «Учение –   процесс   приобретения   и   закрепления   (или   изменения   наличных)   способов деятельности индивида» связан с усилиями самого учащегося. «Результаты учения – элементы   индивидуального   опыта   (знания,   умения,   навыки).   Учение   –   процесс внутренний,   имеющий   в   виду   ученика   с   его   усилиями,   «индивидуальными потребностями и мотивами». Личностно ориентированное обучение включает в себя такие компоненты, как:   информирование учащихся о целях обучения и критериях оценки,   вовлечение учащихся в самооценивание основанное на критериях,   обеспечение обратной связи, помогающей учащимся определить их дальнейшие шаги и способы их осуществления.  В настоящее время в системе школьного образования понятия ОЦЕНИВАНИЕ, ОЦЕНКА и ОТМЕТКА чаще всего используются как синонимы, хотя на самом деле они таковыми не являются.  ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования.  ОЦЕНКА   –   это   результат   процесса   оценивания,   деятельность   или   действие   по оцениванию, качественная информация обратной связи.  ОТМЕТКА   –   это   символ,   условно­формальное,   количественное   выражение   оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом Для   того   чтобы   планировать   свои   действия   по   обеспечению   эффективного оценивания,   учителям   важно   знать   как   о   цели   оценивания   вообще,   так   и   о   целях, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. По этим параметрам оценивание   подразделяется   на   три   вида   –   диагностическое,   формативное   и суммативное (итоговое) оценивание. Диагностическое   оценивание   –   это   определение   начального   уровня сформированности   знаний,   умений   и   навыков   (ЗУн)   и   компетентностей   учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Данный вид оценивания позволяет как учителю, так и ученику составить правильное представление о существующей ситуации и требованиях, на которые нужно будет опираться. необходимость диагностического оценивания определяется: а)  различным уровнем подготовки учащихся; б)  обеспечением последовательности в усвоении содержания; в)  необходимостью предвидеть процесс обучения и учения, адекватный возможностям и   потребностям   учащегося   в   соответствии   с   «зоной   ближайшего   развития».   (Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процессподтягивания   психического   развития   вслед   за   обучением).  Целью   диагностического оценивания   является   получение   информации   о   том,   где   учащиеся   находятся относительно   целей   обучения   в   начале   изучения   программной   темы   или   главы (раздела),   курса   по   предмету.   Диагностическое   оценивание   позволяет   учителю скорректировать  учебный   план,   который   будет   отвечать   запросам   учащихся,   либо   помогает спрогнозировать   и   в   последующем   преодолеть   возможные   трудности   в   обучении   и учении. Формативное   оценивание   дает   возможность   учителю   отслеживать   процесс продвижения   учащихся   к   целям   их   учения   и   помогает   учителю   корректировать учебный   процесс   на   ранних   этапах,   а   ученику   –   осознать   большую   степень ответственности за свое образование.  Формативное оценивание:  используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);  применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя. Суммативное   (итоговое)   оценивание   предназначено   для   определения   уровня сформированности   знаний,   умений,   навыков,   компетентностей   при   завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени.  оценивание   проводится   по   результатам   выполнения   различных   видов   проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.  Суммативное Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Техники формативного оценивания Особенности   техник   формативного   оценивания   заключаются   в   использовании аналитических   инструментов   и   приемов   для   измерения   уровня   усвоения,  прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения. Техники формативного оценивания можно подразделить на несколько условных групп или видов. Один вид техник используется учителем в процессе объяснения темы, выполнения задания учащимся (учения): 1. Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать   ему   сигналы   рукой,   свидетельствующие   о   понимании   или   непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:  Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)  Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)    Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:  (1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;  (2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;(3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини­работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе. 2. Техника «20 секунд». Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над ним не менее 20 секунд. (Использование данной техники предоставляет возможность всем ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в первую   секунду   после   того,   как   прозвучал   вопрос,   и,   как   правило,   ответ   имеется примерно у 4­6 учеников, обладающих наиболее быстрой реакцией, что не позволяет вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа). Учащихся средних и старших классов целесообразно просить коротко записать свой ответ (отдельные слова, идеи), чтобы во время обсуждения они не блокировали мыслительные процессы друг друга. Другие техники связаны с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам выступления, ответа учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».  Важно   помнить,   что   такие   вопросы   учитель   должен   задавать   как   в   случае получения неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это делается для того, чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы.  Оценивание должно происходить в полном понимание, с присутствием обратной связи. Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.  Исследователи вопросов формативного оценивания Брангерт­Драунс, Кулик и Морган,   а   также   Элавар   и   Корно   в   своих   работах   отметили,   что   «формативное оценивание   –   непрерывный   поток   обратной   связи   с   учащимся»,   «уместные комментарии   и   ясные,   понятные   предложения,   помогающие   ученику   осознать собственные пробелы таким образом, чтобы он накопил достаточную информацию для дальнейшего продвижения вперёд». Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах учащегося. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы   учащиеся   дали   верный   ответ,   исправили   ошибки   или   сменили   направление мышления и деятельности. Инструментами обратной связи могут быть:   письменные комментарии;   «измерение температуры»;   наблюдения;   опросы­молнии;   дневники/ журналы по самооценке и т.д. Давайте проведем тренинг, где покажем и ощутим отсутствие обратной связи.В   начале   нашего   тренинга   предлагаем   вам   разыграть   ситуации   оценивания. Каждая группа должна будет разыграть предложенную ситуацию, представив варианты реакции учителя на неправильный ответ ученика. 1 Учитель прокомментировал выполненное учеником задание: «Опять ты не решил то, что вчера мы учили весь день!» 2 Учитель, выслушав ответ ученика, сказал: «Садись, неправильно!» 3 Учитель прокомментировал выполненное учеником задание:   «Спасибо, но давай ещё¸ раз послушаем вопрос ... . Как ты думаешь, всё ли верно в твоем ответе?» 2. Оцените работу ученика ­ Какие оценки поставили? ­ Кто из вас написал к оценке комментарии?  В группах обсудите – «Нужны ли комментарии к оценке?» При оценивание работы очень важно: не делайте много комментариев к одной работе; комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к  совершенствованию своей работы; комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями  оценки. • • • •