Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"
Оценка 4.7

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
01.02.2017
Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений в связи с требованиями ФГОС). Задачи: 1. Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ) 2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ 3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности и реализовать их в соответствии с требованиями ФГОС.Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"
выступление.docx
Педагогическая технология  "Развитие критического мышления" Цель:   Осмыслить   возможности   использования   технологии   развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и  развития  мыслительных   навыков   обучающихся,   необходимых   не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений в связи с требованиями ФГОС).              Задачи:     1. Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ 3.  Наметить  пути  использования  ТРКМ  в  собственной  педагогической деятельности и реализовать их в соответствии с требованиями ФГОС. Здравствуйте те, кто уже проснулся! Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся! Здравствуйте те, кто способен любить! Здравствуйте те, кто желает творить! Разнообразие   современных   педагогических   технологий   не   только побуждает   творческую   мысль   педагога,   но   и   ставит   его   перед   проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике.  Наибольшая   эффективность   образовательного   процесса   достигается при   использовании   методик   активного   обучения,   когда   все   участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают   преобладание   какого­то   одного   мнения   над   всеми   прочими. Ученики   в   процессе   учатся   мыслить   критически,   сопоставляя,   анализируя информацию,   оценивая   разные   мнения,   общаясь   с   другими   и   принимая ответственные   решения.   К   эффективным   технологиям   развивающего обучения   относится   и   технология   развития   критического   мышления.  Она выделяется   среди  современных   педагогических   идей   удачным   сочетанием проблемности   и   продуктивности   обучения.  Технология   предлагает разнообразный   набор   приемов   и   методов   работы   с   учебным   текстом.  Это универсальная   технология.   Она  ложится   на   любой   урок   и   сотрудничает   с любой педагогической   технологией.  Технология «Развитие критического мышления» возникла в Америке в 80­е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90­х годов. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности,  выработку   собственной   точки   зрения   по   определенному вопросу,   способность   отстоять   ее   логическими   доводами,   использование исследовательских методов.  Критическое мышление начинается с вопросов и проблем. Человек нуждается в   критическом   мышлении,   которое   помогает   ему   жить   среди   людей, социализироваться. Ученые­педагоги   выделяют   следующие   признаки   критического мышления:  мышление   продуктивное,   в   ходе   которого   формируется   позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;  самостоятельное, ответственное;  аргументированное,   поскольку   убедительные   доводы   позволяют принимать продуманные решения;  многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;  индивидуальное,   ибо   оно   формирует   личностную   культуру   работы   с информацией;   социальное,   поскольку   работа   осуществляется   в   парах,   группах; основной прием взаимодействия ­ дискуссия. Раскрывая   особенности   технологии   развития   критического мышления   выделяют   четыре  существенных   компонента   группового задания для самостоятельной работы обучающихся:  оно   содержит   ситуацию   выбора,   который   делают   обучающиеся, ориентируясь на собственные ценности;  предполагает смену ролевых позиций обучающихся;  настраивает на доверие участников группы друг к другу;  выполняется   приемами,   которыми   человек   пользуется   постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.). Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения   проблемы.   Школьники   приобретают   новое   качество, характеризующее   развитие   интеллекта   на   новом   этапе,   способность критически мыслить. Технология   развития   критического   мышления     с   четкой   структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:   формирование   нового   стиля   мышления   (открытость,   гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);  развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, самостоятельность,   мобильность,   критическое ответственность);   мышление,  формирование культуры чтения и письма;  формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;  стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;  запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Основа   технологии   –  трёхфазовая   структура   урока:   вызов, осмысление, рефлексия. Первый   этап   работы  в   технологии  ­   стадия   вызова  ­   «создание   мотива   к обучению».  Второй этап – «осмысление» ­ содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.  Третий этап – «рефлексия» ­ размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.  Теперь я предлагаю рассмотреть приёмы, которые можно использовать на разных этапах урока.         Приемы технологии развития критического мышления     Первый прием – это кластер (гроздь),  выделение смысловых единиц текста и   графическое   их   оформление   в   определенном   порядке   в   виде   грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером очень проста и доступна всем детям. Наша тема урока – это центр (т.е. «гроздь») и от этого центра отходят лучи ­ крупные смысловые единицы, т.е.   термины, понятия. Данный прием можно использовать на всех этапах уроках.   Инсерт  –   это   интерактивная   размечающая   система   для   эффективного   чтения и размышления. Это маркировка текста значками по мере  его чтения. Во время чтения текста дети делают на полях пометки, а потом заполняют таблицы. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Пометки могут быть следующие:  +  ­ то, что ученик уже знал по данной теме ­   ­ то, что для ребенка является новым, ?  ­ то, что непонятно, или хотелось бы получить более подробный ответ. Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы обучающиеся еще раз возвращаются к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. «Инсерт» и таблица – это путь от «старого» знания к «новому». Графическая форма помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания. Бортовые   журналы  ­   Ученики   записывают   свои   наблюдения   до изучения темы и после знакомства с темой.  Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, обучающиеся заполняют правую колонку бортового   журнала,   связывая   полученную   информацию   со   своим   видением мира, со своим личным опытом. Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Таблица   «тонких»   и   «толстых»   вопросов.  Большое   значение   в технологии   развития   критического   мышления   отводится   приемам, формирующим   умение   работать   с   вопросами.   ТРКМ   ориентирована   на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся надо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами   или   задают   их,  по­настоящему   думают   и   стремятся   к   знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.  Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. «Тонкие» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли…? Верно ли…? «Толстые» вопросы Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? На стадии рефлексии после изучения текста обучающиеся отвечают на   дается   задание вопросы,   сформулированные   на   стадии   вызова,   затем   составить   еще   3­4   «тонких»   и   «толстых»   вопроса,   занести   их   в   таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав самые интересные, которые можно задать   всему   классу.   Таблицы,   схемы   становятся   основой   для   дальнейшей работы – обмена мнениями, исследований, дискуссий. Синквейн –  одна   из     художественных   форм   письменной   рефлексии. Способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного   запаса.   Синквейн   –   быстрый,   но   мощный   инструмент   для рефлексии. Это  средство творческого самовыражения. Чтение   с   остановками  –  Материалом   для   использования   приема «Чтение   с   остановками»   служит   повествовательный   текст.   Текст   должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти­семи страниц Непременное   условие   для   использования   данного   приема   ­   найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки ­ своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую ­ совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Прием «Верные – неверные утверждения».  Учитель задает вопросы, на которые ученики должны ответить «да или нет».    Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? ­ да – нет                                             Верите ли вы, что в пустыне нет растений? ­ да – нет Верите ли вы, что в пустыне жарко? ­ да – нет                                                        Верите ли вы, что в пустыне идет снег? ­ да – нет и т. д.  Таблица «Знаю – хочу знать ­ узнал». Перед учениками ставятся вопросы: Что вы знаете об этом писателе? Какие знаете его произведения? Особенности произведений этого писателя Что узнали нового? Что вы считаете нужным узнать? Ответы вписываются в первые две колонки таблицы. Поработав   в   парах,   ученики   заполняют   третью   колонку   таблицы.   Идет обсуждение:   совпало   ли   первоначальное   представление   с   последующим. Графа   «Хочу   узнать»   дает   повод   к   поиску   новой   информации,   работе   с дополнительной литературой.   Знаю   Хочу знать   Узнал   Корзина идей В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме. Дерево предсказаний Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила   работы   с   данным   приемом   таковы:   ствол   дерева   –  тема,  ветви   – предположения,   которые   ведутся   по   двум   основным   направлениям   – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или  Использование  приемов  работы  по  развитию  критического  мышления создаёт   атмосферу,   способствующую   тому,   чтобы   дети   без   страха   и   с воодушевлением   встречали   возникающие   проблемы   и   были   способны   их разрешить.   Эти   приёмы   делают   процесс   обучения   интересным,   что способствует   повышению   мотивации,   росту   познавательной   активности. Работа  в   коллективе   сверстников   включает   школьников   в   отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям.

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"

Доклад "Педагогическая технология "Развитие критического мышления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017