Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков в ДМШ"
Оценка 4.6

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков в ДМШ"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
08.02.2017
Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков  в  ДМШ"
Здравствуйте! Я работаю директором детской музыкальной школы города Караганды - республика Казахстан. Наша школа ежегодно принимает участие в различного рода конкурсах и олимпиадах. Предоставленный Вашему вниманию доклад развивает тему обновления и обогащения уроков для повышения уровня знаний учащихся детских музыкальных школ.доклад "перспективы использования интегрированных уроков в ДМШ"
Минжанова Б.А. публикация.doc
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ  В ДМШ  МИНЖАНОВА Б.А. КГКП «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3» Г.КАРАГАНДЫ, преподаватель сольфеджио                Развитие интеллектуальных, творческих познавательных способностей учащихся дополнительного образования, в частности в музыкальной школе, в первую   очередь   достигается   через   синтез,   обобщение   на   различных   уровнях, сопоставление   и   установление   межпредметных   и   универсальных   связей (способности   к   личному   самоопределению   и   самореализации   учащихся   в контексте проблем безопасности личности и общества) [1, с 11].  Решение   данной   задачи   возможно   благодаря   внедрению   в   учебно­ воспитательный процесс ДМШ интегрированных уроков. Интеграция   является   важнейшим   принципом   развития   современной образовательной   системы,   тесно   связанным   с   принципом   дифференциации, интеграция – это объединение в целое различных учебных предметов, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в области музыкального искусства. По   мнению   многих   современных   ученых,   до   недавнего   времени   в содержании школьного образования прослеживалась только одна тенденция – дифференциация.   Причина   такой   позиции   понятна:   желание   педагогов повернуть   образовательный   процесс   к   личности   ребенка,   к   его   природе, приспособить   содержание   дисциплин   к   особенностям   того   или   иного   склада ума, с учетом способностей, возраста, базы, мотивации и т.п. [2, с 22]. Интегрированный   урок   в   музыкальной   школе   предполагает   интеграцию материала двух и более музыкальных предметов. Каждый предмет имеет свои цели   и   задачи,   но   на   таком   уроке   должны   быть   обязательно   и   такие   цели, которые   связывают   воедино   эти   предметы,   являются   общими.   Чаще   всего такими целями могут служить развивающие или воспитательные цели, кроме того, два предмета объединяются единой темой или проблемой. Обязательно для таких занятий формулирование двух или более целей, материал из областей двух предметов. Основные   цели   таких   уроков   –   воспитание   культуры   ценностных ориентаций учащихся;   ­   обеспечение   качеством   обучения   путем   интеграции   содержания образования;    ­   воспитание   грамотного   юного   музыканта   как   гармонично   развитую личность;  ­ формирование у детей интереса к музыкальному искусству. ­   подготовка   активных,   интеллектуально­развитых   слушателей   и любителей музыки;  ­ развитие исполнительских умений и навыков [1, с 14]. На   интегрированных   уроках   учебные   цели   становятся,   как   правило, сопутствующими,   потому   что   это   особый   тип   урока,   объединяющего   в   себе обучение   одновременно   по   нескольким   дисциплинам   при   изучении   одного понятия,   темы   или   явления.  Но   в   таком   уроке   всегда   выделяются:   ведущая дисциплина,   выступающая   интегратором,   и   дисциплины   вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала той или иной ведущей   дисциплины.   Самым   распространенным   в   педагогической   практике является   тип   интегрированного   урока, который   способен   объединять   самые разные дисциплины как в полном их объеме, такие предметы как специальность (музыкальный   инструмент),   музыкально­теоретические   дисциплины   и коллективное музицирование. Прежде  чем  решиться  на  интегративный   урок  в ДМШ,  надо  обратить  в союзника   учителя   другого   предмета,   с   которым   предусмотрена   интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога­музыканта должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков. Самое узкое место интегративного урока – это технология взаимодействия не только двух, а может быть и трех учителей, последовательность и порядок их действий,   содержание   и   методы   преподнесения   музыкального   материала, продолжительность   каждого   действия.   Взаимодействие   их   при   этом   может строиться по­разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другие – ассистентами или   консультантами.   Продолжительность   интегративного   урока   тоже   может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок [2, с 25]. Процедура   интегрирования   материала   разных   музыкальных   дисциплин   и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и меж­ цикловых связей. Эти связи – еще не интеграция, но путь к ней. Внутрипредметные связи позволяют связывать между собою разные темы внутри самого предмета. Так, на уроке сольфеджио учитель может предложить учащимся актуализировать знания о казахском инструментальном творчестве, которое   представляет   собой   разнообразную   область   в   казахской   народной музыкальной культуре. В   процессе   проведения   интегрированного   урока,   благодаря предварительной   беседе   учителя   по   музыкальной   литературе,   учащиеся, прослушав тот или иной кюй, определяют его вид (токпе или шертпе) и дают краткие   сведения   о  нем.  Задача   педагога   расширить   знания  учеников,  путем использования дополнительного материала и наглядных средств обучения. Второй этап интегрированного урока проводит педагог по классу домбры. Предварительная   беседа   об   истории   создания   кюя,   о   его   тематике, эмоциональном содержании должна помочь педагогу – инструменталисту в его работе с учеником над кюем. Итогом работы педагога инструменталиста должно стать   исполнение   учеником   музыкального   произведения   уже   с   учетом   всех замечаний и предложений учителя.  Затем на третьем этапе интегрированного урока педагог по сольфеджио проигрывает   на   фортепиано   основную   мелодию   кюя   (8   тактов),   анализирует основную   тему   произведения   с   учащимися,   после   чего   предлагает   детям записать данный фрагмент в качестве музыкального диктанта.  В   данном   примере   раскрыты   основные   этапы   проведения   одного интегрированного урока, в котором, дополняя и взаимообогащая друг друга, могут быть использованы особенности различных музыкальных дисциплин, то есть интегрированный урок складывается из различных музыкальных предметов, но   представляет   собой   целостную   систему,   основанную   на   межпредметных связях.   Его   важнейшей   задачей   является   воспитание   личности   ученика, формирование   ценностных   отношений   средствами   музыкального   искусства. Такие музыкальные занятия, как единая художественно­педагогическая форма имеют   свои   специфические   методические   особенности,   способствующие   в первую   очередь   организации   сопереживания,   постижению   нравственно­ эстетической   сущности   искусства,   а   затем   уже   получению   знаний   умений   и навыков. В процессе проведения интегрированных уроков один и тот же ученик может оказаться не только активным участником (исполнителем музыкального произведения, участником беседы и др.), но и зрителем, слушателем, критиком, композитором, режиссером, дирижером и т.п.  Таким   образом,  интегрированные   уроки   приносят   в  музыкальную   школу дух   творчества,   успеха,   веру   в   себя,   они   в   какой­то   мере   компенсируют недостаток наличия и использования в ДМШ современных средств обучения, вызывают   большую   активность   и   интерес,   способствуя   развитию   творческих способностей у детей. Список литературы: 1. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе// Начальная школа. – №1. – 1997. – С.11­16. 2. Лямина   Н.В.   Интегрированные   уроки   –   одно   из   средств   привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. – №11. – 1995. – С. 21­25.

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков в ДМШ"

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков  в  ДМШ"

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков в ДМШ"

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков  в  ДМШ"

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков в ДМШ"

Доклад "Перспективы использования интегрированных уроков  в  ДМШ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017