Доклад состоит из 5 страниц. Всего использовано 3 источника литературы. В докладе представлено инновационное развитие образование: определение инновации, виды инноваций по области распространения (инновации в обучении, в воспитании, в управлении и инновации в подготовке и переподготовке кадров образования) и заключение.Работу выполнила студента 3 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Тема 6. Система образования государства
Вагина Вероника, СФ/О ПДВ12014НБ
Инновационное развитие образования
Современный этап функционирования экономической системы
характеризуется как переходный к информационному типу общества, где
основным источником развития являются инновации,
информация,
интеллектуальный фактор, использование которых в качестве ведущего ресурса
обеспечивает формирование качественно нового типа общества.
Анализируя тенденции мирового развития в начале XXI века, следует
отметить, что Россия в рамках новой мирохозяйственной системы
характеризуется как страна, в которой функционирование национального
хозяйства направлено на создание, применение и распространение новых
технологий и инноваций, однако современное состояние российского общества
характеризуется недостаточно эффективной, хотя и интенсивной, динамикой
глубинных экономических, социальных и политических изменений [3].
Инновация в широком смысле — прибыльное использование новшеств в
виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационнотехнических
и социальноэкономических решений производственного,
финансового,
коммерческого, административного или иного характера.
В российских развивающихся образовательных системах инновационные
процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового
содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических
технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого,
педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений
занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей
педагогической мысли.
По области распространения могут быт разделены на инновации:
1. Инновации в обучении — новые методики преподавания, новые способы
организации занятий, новшества в организации содержания образования
(интеграционные
методы оценивания
(межпредметные)
программы),
1Вагина Вероника, СФ/О ПДВ12014НБ
образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области
относятся:
1.1. Организация занятий (без разрушения классноурочной системы):
создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
создание профильных классов; методики коллективных учебных занятий с
созданием ситуации взаимообучения; игровые методики (викторины, диспуты).
1.2. Организация занятий (с разрушением классноурочной системы):
метод проектов, школапарк, создание схем сетевого взаимодействия;
индивидуальные образовательные траектории; тьютерство.
1.3. Представление и передача содержания образования: опорные
сигналы; организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных
связей; построение учебного процесса по областям человеческой деятельности
или историческим эпохам; создание компьютеризированных курсов; технологии
созданные на основе принципа полного усвоения; метод погружения; выделение
как профильного национального, культурного или культурологического аспекта
образования; программное обучение; проблемное обучение; организация
исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.
1.4. Методы оценивания образовательного результата: расширение
бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения); рейтинговая оценка;
создание портфолио.
2. Инновации в воспитании — системы или долгосрочные инициативы,
основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие
социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные
явления в детскоюношеской среде:
2.1. создание различных вариантов школы полного дня;
2.2. создание психологопедагогических центров и подразделений школ;
2.3. создание гувернерской службы внутри школы;
2.4. создание детскородительских объединений вокруг школы;
2.5. создание развернутой системы дополнительного образования
внутри школы;
2.6. создание систем дополнительной мотивации к общественно
полезной деятельности.
2Вагина Вероника, СФ/О ПДВ12014НБ
3. Инновации в управлении — новшества, направленные на привлечение
представителей общества к управлению образовательными учреждениями, а
также оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной
деятельности:
3.1. маркетинговые исследования в практике школ;
3.2. создание систем автоматизации школьного управления;
3.3. создание проблемных групп и кафедр внутри школы;
3.4. создание попечительских и управляющих советов с реальными
функциями;
3.5. создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия
школ (как правило, на селе);
3.6. введение ваучеров в системе повышения квалификации.
4. Инновации в подготовке и переподготовке кадров образования — новые
методики преподавания, новые способы организации занятий, а также новые
программы переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований
к качеству образования:
4.1. дистанционное обучение;
4.2. создание сетевых структур;
4.3. тьютерство;
4.4. создание интегрированных межпредметных курсов по обучению
новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов, учителей
профильной школы) [2].
Современный этап исторического развития мирового сообщества
характеризуется ускорением научнотехнического и социального прогресса,
широкомасштабным распространением новых идей и технологий, поэтому
воспроизводство знания, осуществляемое на инновационной основе, оказывает
все большее влияние на темпы экономического роста. Задаваемая высшим
руководством страны инновационная динамика российской экономики в
значительной степени определяется формированием ее новой структуры, все
более значимое место в составе которой занимает научнообразовательная
сфера, что во многом обусловливается укреплением позиций ее наиболее
действенных институтов – высших учебных заведений.
3Вагина Вероника, СФ/О ПДВ12014НБ
Для формирования стратегии развития, ориентированной уже не на
восстановительную, а на расширительную динамику, у России не может быть
иного пути, чем формирование экономики, основанной на знаниях, экономики
инновационного типа. Данное обстоятельство, в сочетании с обеспечивающим
инновации в экономике потенциалом научнообразовательной сферы,
обусловливает особое позиционирование данной социальноэкономической
системы в макроэкономической системе страны: чтобы производить
необходимые инновации для экономической системы, сама научно
образовательная сфера объективно должна интегрировать в свою деятельность
современные инновационные и информационные технологии. Последнее
напрямую связано с совершенствованием методов, технологий, механизмов
управления инновационным развитием научнообразовательной сферы [1].
Таким образом, инновационное или же опережающее развитие
отечественного образования, основываясь на своих собственных глубоких
традициях в совокупности с современным мировым опытом, позволит создать
соответствующую всем
высокоэффективную систему образования,
современным требованиям. Но необходимо отметит, что всё инновационное
со временем устаревает. Вот почему инновационное развитие образования —
это непрерывный процесс, который определяется тенденциями социально
экономического развития страны.
4Список использованной литературы
Вагина Вероника, СФ/О ПДВ12014НБ
1. Баранчеев В.П., Масленикова Н.П., Мишин В.М. Управление
инновациями: учебник для бакалавров. — 2е издание, переработано и
дополнено. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. — 2011. — 711с.
2. Рычкова. Н.А. Инновационные процессы в образовании. [Электронный
URL:
ресурс] // Учебнометодический комплекс дисциплин.
2012.
http://www.mshu.edu.ru/oop/ППИ/050400.68/r7/РПД/М1.В1%20Инновационные
%20процессы%20в%20образовании.
3. Соседов Г.А. Экономические отношения системы образования:
модернизация в условиях формирования информационной экономики. — Т.:
Издательство Юнид. — 2010. — 46 с.
5