Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)
Оценка 4.7

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Оценка 4.7
Научные работы +1
doc
математика
10 кл—11 кл
24.07.2018
Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)
В докладе представлены определение познавательных УУД, активных методов обучения, приемов обучения. Рассмотрено несколько приемов: приёмы работы с текстовыми источниками информации, приёмы работы с тестами, приемы работы с динамическими экранными материалами, игровой прием, вербальные приемы обучения. К каждому приему подобраны активные методы обучения с конкретными примерами на материале математики 10-11 класса.Работу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Доклад АМО. Вагина В.В..doc
Министерство образования и науки РФ Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования  «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Кафедра математических  и естественнонаучны дисциплин  «Активные методы обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале математики 10­11 кл)» ДОКЛАД Вагина Вероника Витальевна студент 4 курса СФ/О ПДВ­1­2014 НБ Направление:  Педагогическое образование Профиль: Математика и экономика Оценка: ____________                                        Руководитель: ___________________                                         доцент, кандидат              подпись                                                     педагогических наук «__» _________ 2017 г.                                        Шестакова Лидия Геннадьевна 2 Соликамск 2017 Активные методы обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале математики 10­11 кл) В   настоящее   время   обучающийся   должен   быть   максимально   включен   в учебный   процесс   и   быть   его   неотъемлемым   активным   участником.  В   процессе обучения   математики   ставится   задача   формирования   у   обучающихся познавательных   универсальных   учебных   действий   (УУД),   но   как   показывает практика   ученики   не   умеют   самостоятельно   ставить   когнитивные   цели   своей деятельности, находить и выбирать необходимую информацию, строить причинно­ следственные   связи,   выдвигать   гипотезы   и   обоснованно   их   доказывать.   Таким образом,   необходимо   рассмотреть   приемы   использования   активных   методов обучения (АМО) как средства формирования познавательных УУД (на материале математики 10­11 кл).  ФГОС ООО [6] выделяет четыре блока универсальных учебных действий: личностные,   регулятивные,   познавательные   и   коммуникативные.   Остановимся подробнее на познавательных УУД. Л.В. Гевци [3] отождествляет познавательные универсальные   учебные   действия   с   системой   способов   изучения   окружающего мира, построением самостоятельного процесса поиска, исследования и комплекса операций   по   обработке,   систематизации,   обобщению   и   применению   найденной информации. А.Г. Асмолов [1] в своем пособии для учителя познавательные УУД подразделяет   еще   на   три   вида:   общеучебные   действия,   логические   действия   и действия постановки и решения проблем. В своем труде В.В. Чечет [7] под активными методами обучения понимает определенный   способ   организации   взаимодействия   учителя   и   ученика, обеспечивающий развитие мышления обучающегося за счет использования таких 3 средств, как полилоговые и диалоговые формы организации процесса обучения, регулярное включение в учебный процесс творческой деятельности, проблемных ситуаций   социального   и   личностного   характера,   направленные   на   развитие самостоятельности и активности обучающихся. Как   отмечает   педагог   Е.Д.   Панова   [5],   прием   представляет   собой определенный   способ   деятельности   обучающихся   для   достижения   конкретной задачи.   Также   она   выделяет   8   основных   приемов,   которые   обеспечивают достижение   запланированных   результатов   в   учебном   процессе.   Далее   будут рассмотрены несколько приемов, к которым можно применить конкретные АМО. Приёмы   работы   с   текстовыми   источниками   информации  можно использовать с активными методами обучения следующим образом.  1. Проблемный семинар. Например, при подготовке к ЕГЭ по математике предоставить   детям   возможность   самим   подготовить   материал   по   темам «Планиметрия:   вычисление   длин   и   площадей,   задачи,   связанные   с   углами», «Простейшие   уравнения»,   «Производная   и   первообразная»,   «Стереометрия», «Неравенства» и др. При реализации программы на базовом уровне обучающиеся могут разобрать сложные или необычные задания из части В, на профильном уровне – задания из части С, например, С1 – С4, а при углубленном изучении математики лучше разобрать задания С5 – С7. Тем самым обучающиеся не только закрепят свои знания,   но   и   смогут   структурировать   всю   информацию   и   обсудить   сложные моменты темы. 2. Анализ   конкретных   ситуаций  предлагает   проанализировать обучающимся предложенную ситуацию, возникающую при конкретном положении дел   и   выработать   практическое   решение.   Например,   на   базовом   уровне   можно предложить ученикам решить практическую задачу про ремонт в квартире или строительство дома. Для решения данной задачи им необходимо будет вспомнить формулы площади и объема многоугольников и многогранников. На профильном и углубленном уровне можно предложить более сложную задачу, где необходимо 4 построить необычный дом или сделать ремонт в таком доме, для решения которой им понадобятся знание формул площади и объема не только многоугольников и многогранников, но и тел вращения. 3. Кластер  —   очень   эффективный   метод   для   структурирования информации.   Например,   при   обобщении   темы   «Тригонометрия»   ученики   на базовом уровне в кластере могут представить тригонометрические функции и их свойства, простейшие тригонометрические формулы и уравнения, методы решения тригонометрический уравнений, приложение тригонометрии в других предметах. На   профильном   уровне   данный   кластер   может   дополниться   новыми   дополнительными   методами   решения тригонометрическими   формулами, тригонометрических   уравнений,   также   можно   отразить   связь   тригонометрии   с другим   профильным   предметом.   При   углубленном   изучении   предмета   кластер можно дополнить применением тригонометрии в других науках, добавить сложные тригонометрические   формулы,   примеры   решения   сложных   тригонометрических уравнений и неравенств, т.е. по возможности усложнить материал. При   таком   виде   работы   обучающиеся   научатся   читать   с   комментариями, выбирать нужную информацию, составлять описания для объектов, искать ответы на   вопросы,   составлять   опорные   и   логические   схемы   и   таблицы,   исправлять ошибки. Перечисленные действия входят в состав познавательных УУД. Приёмы   работы   с   тестами  можно   использовать   с   такими   активными методами   обучения,   как:  педагогические   игровые   упражнения,   олимпиады   и практические занятия. К педагогическим игровым упражнениям, по мнению Е.В. Зарукиной   [4],   можно   отнести   викторины,   конкурсы,   состязания,   кроссворды, криптограммы. Применение данных АМО на базовом, профильном и углубленном уровнях будет отличаться заданиями различной степени сложности. Кроме того, на базовом и профильном уровнях можно подобрать задания, связанные с другим профильным предметом. На углубленном уровне лучше давать больше заданий, где требуется дать развернутый ответ. 5 При   таких   видах   работы   у   обучающихся   формируются   следующие познавательные   УУД:   применять   методы   информационного   поиска   с   помощью современных технологий; передавать нужную информацию так, как этого требует определенный   вид   деятельности;   выбирать   наиболее   эффективные   способы решения задач в определенных условиях;  контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности; Используя   такие   АМО,   как  презентацию,   индивидуальный   тренаж   и игровые   занятия   на   машинных   моделях,   применяются  приемы   работы   с динамическими экранными материалами.  Например, презентация будет весьма кстати при изучении в 10­11 классах на базовом уровне сечений объемных геометрических фигур. Её можно применять для того, чтобы «наглядно показать, как строится сечение, какие бывают сечения, какие   существуют   методы   построения   сечений.   Такой   подход   позволит школьникам   сконцентрировать   внимание   на   особо   важных   моментах   изучаемой темы»   [2,   с.   13].   Также   презентацию   можно   использовать   для   того,   чтобы «наглядно показывать способ решения задачи. Известно, что при решении задач стереометрии возникает проблема погрешности при изображении геометрических фигур и их сечений. Презентация позволит продемонстрировать хороший образец чертежа и поэтапное рассуждение доказательств теорем и пошаговое построение сечений   объемных   геометрических   фигур»   [2,   с.   13].   На   профильном   уровне презентация составляется не такая красочная и подробная, как на базовом, чтобы не переборщить с использованием наглядности. Если на базовом и профильном уровнях   в   презентации   можно   показать   построение   сечений   куба,   пирамиды, цилиндра и т.д., то но углубленном уровне можно разобрать задачи на комбинации различных многогранников и тел вращения. Игровые   занятия   на   машинных   моделях  и  индивидуальный   тренаж являются одним из видов АМО, так как ученики взаимодействуют не только с компьютером,   но   и   друг   с   другом   по   сети.   Кроме   того,   с   использованием 6 компьютерных моделей существует возможность выстраивать материал различной степени сложности, что позволит использовать эти методы в классах различной профильном   направленности.   Особенности   применения   этих   АМО   на  базовом, профильном   и   углубленном   уровнях   такие   же,   как   и   у вышеперечисленных методов. Применяя   эти   АМО,   у   обучающихся   будут   развиваться   следующие познавательные   УУД:   приемы   аналитико­синтетической   деятельности, составление   нового   объекта   из   отдельных   его   элементов   и   наоборот,   умение находить ошибку и объяснять её причину, преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно­графическую и наоборот. Следующий прием, который можно использовать с АМО, — игровой. К данному приему можно отнести несколько видов активных методов обучения. 1. Игровое   проектирование:   отличительная   черта   —   при   игровом проектировании   обязательно   наличие   исследовательской   проблемы   или   задачи, которую   необходимо   разрешить.   Например,   после   изучения   в   11   классе   темы «Объемы тел вращения» можно предложить обучающимся поиграть в игру, где они будут применять полученные ранее знания для решения задач практического и прикладного характера. В классе базового уровня должны преобладать посильные для учеников задания, исторические справки, обращение внимания детей на связь данной темы с окружающим миром, прикладные задачи из других предметов. В классе   профильного   и   углубленного   уровней   меньше   включается   исторических сведений,   больше   предлагается   для   решения   практических   и   прикладных математических   задач   из   разных   областей   знаний,   также   предполагается усложнение самих заданий по сравнению с базовым уровнем. 2. Разыгрывание ролей. Например, при подготовке к ЕГЭ в 10­11 классе можно   разнообразить   деятельность   учеников,   предложив   им   сыграть   в   «Свою игру», в которой они повторят весь необходимый материал основной и средней школы. Ученики делятся на 4­5 команд, в каждой из которых выбирается капитан, 7 несколько учеников будет сидеть в жюри и подсчитывать  баллы, также можно выбрать   одного   ученика,   чтобы   он   был   ведущим   или   помощником   ведущего. Задания   должны   быть   ранжированы   по   уровням   сложности.   Могут   быть предложены следующие задания: на знание математических формул, толкование математических терминов, перевод единиц измерения, устный счет, соотнесение крылатых фраз о математике и авторами, задания о великих математиках и их открытиях, задания практического и прикладного характера. Для классов разной направленности будут преобладать те или иные виды заданий, кроме того, для профильных классов необходимо усложнить материал. 3. Конкурс (соревнование) схож с творческой мастерской, потому что можно предложить детям устроить конкурс на самую красивую объемную фигуру. Также можно поиграть с детьми на время: кто быстрее решит уравнения или кто больше знает определений по какой­либо теме. В разнопрофильных классах материал будет отличаться различным уровнем сложности, также в профильных классах могут быть дополнительные темы, которые не изучаются на базовом уровне. При таком виде работы обучающиеся научатся контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности; структурировать свои знания; осознанно   и   произвольно   строить   речь   в   устной   и   письменной   формах; преобразовывать   модели;   абстрагироваться   от   конкретных   ситуативных   знаний. Перечисленные действия входят в состав познавательных УУД. Вербальные   приемы   обучения  также   можно   использовать   с   активными методами обучения.  1. Проблемный   урок.  Например,   при   изучении   в   10   классе   на   базовом уровне   темы   «Тригонометрические   уравнения»   учитель   ставить   проблемную ситуацию: решите уравнения: а) sin x=1/2, б) sin x =1, в) sin x=0, г) sin x=2/7. При записи ответа для первых трёх уравнений ученики не испытывают трудностей, а вот   в   четвёртом   уравнении   возникает   проблема   –   как   записать   ответ.   Данная проблемная   ситуация   заставит   обучающихся   задуматься,  как   решить   последнее 8 уравнение,   и   они   будут   высказывать   свои   гипотезы.   Далее   учитель   помогает ученикам   и   направляет   их   на   правильный   ход   мыслей.   В   профильных   классах изучения математики можно предложить детям вывести некоторые формулы по тригонометрии, например, основное тригонометрическое тождество, или доказать основные формулы приведения. 2. Тематическая   дискуссия:   применяется   на   уроках   математики,   когда возникают   спорные   или   неразрешенные   вопросы   и   проблемы.   Тематические дискуссии можно проводить как перед экзаменами, так и перед контрольными, чтобы не осталось не пройденного материала. 3. Научно­практическая   конференция.   Например,   на   базовом   уровне учитель   может   предложить   нескольким   ученикам   подготовить   исследование   на тему   «Практическое   применение   математики»,   «Софизмы   и   парадоксы», «Математические головоломки и кроссворды», «Великие ученые математики» и др. На профильном и углубленном уровнях можно предложить следующие темы: «Логарифмическая   функция   и  ее  применение   в  жизни», «Матричная  алгебра   в экономике»,   «Вероятностно­статистический   подход   к   компьютерной   обработке данных», «Моделирование экологических процессов» и др. Сочетание   лекционного   изложения   с   самостоятельной   учебной деятельностью обучающихся позволит сформировать у них познавательные УУД: умение   самостоятельно   выделять   и   формулировать   когнитивную   цель деятельности; умение анализировать рассматриваемые объекты с целью выявления существенных   и   несущественных   признаков;   самостоятельно   достраивать, восполнять   недостающие   компоненты;   строить   логические   цепи   рассуждений   и доказательств; выдвигать гипотезы и аргументировано их обосновывать. Таким   образом,   разработанные   приемы   использования   АМО   для формирования   познавательных   УУД   доказывают,   что   развивать   познавательные УУД   необходимо,   потому   что   благодаря   этому   обучающиеся   получают возможность самостоятельно учиться, смогут самостоятельно ставить цель своей 9 учебной   деятельности,   находить   и   применять   нужные   средства   и   способы   для достижения этих целей. Таким образом, будет происходить  успешное усвоение знаний,   умений   и   навыков,   формирование   картины   мира   и   компетентностей   в области   математики   и   развиваться   умение   правильно   использовать   полученные знания. Список литературы 1. Асмолов   А.Г.   Формирование   универсальных   учебных   действий   в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с. 2. Вагина   В.В.   Использование   презентации   для   формирования познавательных   универсальных   учебных   действий   (на   материале   математики)  // Приднепровский научный вестник, № 11, 2017. С. 12 – 15. 3. Гевци Л.В. К вопросу формирования универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе // Певзнеровские чтения. – Амурский гуманитарно­ педагогический государственный университет. №1. 2016. – С. 9 – 14. 4. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и   применению:   учеб.­метод.   пособие   /   Е.   В.   Зарукина,   Н.   А.  Логинова,   М.   М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. 5. Панова   Е.Д.   Методы   и   приёмы   организации   образовательной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] // Средняя общеобразовательная http://www.bratsk­school32.ru/index.php/fgos/156­metody­i­ школа   №32.  URL  prijomy­organizatsii­ (дата обращения: 04.12.2017). 10 6. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской   Федерации   от  17   декабря  2010   г.   №1897  [Электронный   ресурс].  – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588. 7. Чечет В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.­метод. пособие / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. – Минск: БГУ, 2015. – 127 с.

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)

Доклад по математике «Активные методы обучения как средство формирования познавательных УУД» (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2018