Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "
Оценка 4.6

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "

Оценка 4.6
Лекции +3
docx
русский язык
Взрослым
25.04.2018
Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "
Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи ". Содержание материала включает краткий, ясный, вполне исчерпывающий ответ по данному вопросу, поможет интересно, эффективно сдать экзамен. Может быть использовано студентами, преподавателями высших и средне-специальных учебных заведений и другими. Творческих успехов в работе!Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "
выступление по МРР.docx
Введение                 Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой   «систему   систем»,   объединяющую   морфологию,   синтаксис.   Эти   системы   можно   называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Грамматика определяет тип языка как  наиболее устойчивая  его  часть.  Овладение грамматическим  строем  речи  предполагает  усвоение  как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение морфем и соотнесение их с лексическим  или грамматическим  значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические. Формирование   практических   грамматических   умений   осуществляется   на   специфических   уроках формирования   грамматического   строя   речи.   Наиболее   значимым,   для   формирования   практических грамматических умений являются занятия закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений. Изучению особенностей формирования грамматического строя речи и словообразовательных навыков у дошкольников посвящена контрольная работа. 1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм   в   самостоятельной   речи.   Прежде   всего,   необходимо   научить   детей   устанавливать   связи   между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени (например, Вова, иди; Вова идет). Затем формируются навыки практического употребления в речи: • категории числа существительных; • категории глаголов; • категории падежа. Последовательность   употребления   падежных   конструкций   ориентирована   на   закономерности   их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный). Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Формирование   грамматического   строя   речи   (словоизменения,   синтаксической   структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании   грамматического   строя   речи   ребенок   должен   усвоить   сложную   систему   грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. Развитие   морфологической   и   синтаксической   систем   языка   у   ребенка   происходит   в   тесном взаимодействии.   Появление   новых   форм   слова   способствует   усложнению   структуры   предложения,   и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. В  работах  А.Н.  Гвоздева  с  учетом   тесного  взаимодействия   морфологической  и  синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи. I период – период предложений, состоящих из аморфных слов­корней. (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа: 1) этап однословного предложения, 2) этап предложений из нескольких слов­корней. Первый этап I периода (1 год 3 мес.­1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные   слова   в   роли   предложения   (однословные   предложения).   В   речи   ребенка   лишь   небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова­корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би­ би, му, мяу), лепетные слова (ди,моко). Второй этап I периода (1 г.8мес.­ 1 г.10 мес.) – этап предложений из нескольких слов­корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется   фраза.   Грамматическая   связь   между   словами   отсутствует.   Ребенок   объединяет   слова   в высказывания,   связывая   их   только   интонацией,   общностью   ситуации.   При   этом   слова   используются   в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2­го лица един.числа повелит.наклонения (дай, ниси, пать). II  период  – период усвоения грамматической структуры предложения (1 г. 10 мес. – 3 г.). Этот период состоит из трех этапов: 1) этап формирования первых форм слов (1 г.10 мес. – 2 г.1 мес.); 2)этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г.1 мес. – 2 г.6 мес.); 3)этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 г.6 мес. – 3 г.). Первый   этап  II  периода  характеризуется   появлением   первых   форм   слов.   На   этом   этапе формирования   грамматического   строя   речи   дети   начинают   замечать   различную   связь   между   словами   в предложении. Второй этап II периода – этап использования системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет 1 мес. До   2   лет   6   мес.).   Последовательность   усвоения   ребенком   грамматических   форм   слов   определяется семантической   функцией   и   частотностью   использования   в   речи   окружающих.   В   течение   определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями.  Так, длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (много ложков, ножов). Третий этап II периода – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2л.6 мес. До 3л.). Характерной особенностью  нормального речевого развития­усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги, наблюдаются аграмматизмы. В речи детей на этом   этапе   происходит   дальнейшее   развитие   сложносочиненного   и   сложноподчиненного   предложений, усваиваются многие служебные слова. Т.о., в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. III период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7л.). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения, сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество),   так   как   ребенок   овладевает   не   только   общими   правилами   грамматики,   но   и   более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил. В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне), тенденции унификации основы (пени, левы). После 4 лет такого рода окказионализмы исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола (заплатю). Усваивается согласование прилаг. с сущ. в косвенных падежах, глагольное управление. Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. 2. Формирование грамматического строя речи и словообразовательных навыков В   процессе   овладения   речью   ребенок   приобретает   навыки   образования   и   употребления   грамматических форм. Грамматика тесно связана с другими сторонами языковой системы: ее звуковым строем, лексикой (в сфере производства   слов   и   в   сфере   словосочетаний),   а   также   с   фразеологией.   Важнейшим   видом   лексико­ семантического соединения слов является словосочетание. Исследователи   видят   в   сознательном   усвоении   грамматического   строя   речи   предпосылки   для развития связной монологической речи, осознания ее особенностей, формирования обобщений явлений языка и речи. В пед.исследованиях вопросы формирования грамматического строя речи рассматриваются с разных точек зрения.  Проблема овладения ребенком грамматическим строем речи исследовалась в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В   целом   направление   исследований   лаборатории   развития   речи   противопоставлено   такому отношению   к   формированию   грамматического   строя   речи   детей,   когда   основное   внимание   уделяется отработке,   затверживанию   отдельных   «трудных»   разрозненных   грамматических   форм   и   конструкций.   В педагогической   практике   учитываются   не   все   возможности   становления   грамматической   стороны   речи, выявленные   в   исследованиях.   Внимание   педагогов   в   основном   направляется   на   исправление   и предупреждение грамматических ошибок в речи дошкольников, причину которых они видят в трудности усвоения единичных, традиционных форм. Программа по развитию речи (раздел «Формирование грамматического строя речи») включает задачи по формированию морфологической словообразовательной и синтаксической сторон речи. Формирование   грамматического   строя   речи   у   ребенка­дошкольника   включает   работу   над   морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений). 2 Очень   важно   целенаправленное   обучение   дошкольников   словообразованию.  Овладение   способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает   морфологический   способ,   имеющий   несколько   разновидностей.   В   основе   его   лежит   сочетание различных по значению морфем: кричать – крик; путь – путник; грузовой – грузов­ик; слабый – слаб­ость; под одеялом – под­одеялъ­ник; порядок – бес­порядок; спускать – спус­кать­ся.  Образование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб) и с помощью других способов. В   психологической   и   психолингвистической   литературе   словообразование   связывается   с   детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка.  О.С.Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов; ­ часть какого­нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок; ­ к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»; ­ одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас. А.   Г.   Тамбовцева   (Арушанова)   ­   усвоение   способов   словообразования   происходит   поэтапно.   Начальные стадии   характеризуются   накоплением   первичного   словаря   мотивированной   лексики   и   предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес.   –   6   лет.   В   этот   период   формируются   словопроизводство,   обобщенные   представления   о   нормах   и правилах   словообразования.   К   концу   дошкольного   возраста   детское   словообразование   сближается   с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования. Необходимо включать в обучение дошкольников   такие   упражнения,   которые   показывали   бы   изменение   значения   слова   в   зависимости   от словообразовательных оттенков. Так, в именах существительных слова получают оттенок увеличительное, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки; дети должны объяснять смысл и различие слов: дом — домик — домище; береза — березка — березонька. В различении смысловых оттенков   глагола   основное   внимание   обращается   на   включение   в   предложение   приставочных   глаголов противоположного   значения:   бежал­перебежал­выбежал;   играл­выиграл­проиграл.   Выделение   смысловых оттенков имен прилагательных,  образованных  с помощью  суффиксов, показывает детям, как  изменяется (дополняется)   значение   производящего   слова:   умный­умненький­умнейший;   худой­худущий;   полный­ полненький­полноватый. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Таким   образом,   у   детей   необходимо   сформировать   элементарное   представление   о   структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца. Мы должны научить ребенка пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при   передаче   своих   мыслей,   чтобы   в   процессе   формирования   грамматического   строя   речи   обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания. 3

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "

Доклад по методике развития речи "Формирование грамматического строя речи "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018