Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»
Оценка 4.7

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
12.06.2018
Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»
Доклад для предметно-цикловой комиссии в рамках самообразования педагога. Доклад может быть полезен преподавателям общеобразовательных дисциплин в СПО. В докладе рассматриваются требования новых образовательных стандартов, формирование общих и профессиональных компетенций. Рассмотрены противоречия в организации педагогического процесса. Рассмотрены вопросы о результатах образования.Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»
Доклад ПЦК.docx
Доклад для ПЦК по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках ОУД» Внедрение   ФГОС   в  профессиональных   образовательных   учреждениях доказало   необходимость   реализации   компетентностного   подхода   и   стало основой   изменения   результата   подготовки   специалиста.   Новые образовательные результаты – это сформированные  у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные  ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией). Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения,   личностные   качества   и   практический   опыт   для         успешной деятельности    в   определенной области. В   Законе   «Об   образовании   в   Российском   образовании»   компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении  задач общих для многих видов деятельности». Общие   компетенции   означают   совокупность социально­личностных качеств         выпускника,   обеспечивающих   осуществление   деятельности   на определённом    квалификационном     уровне.   Основное   назначение   ОК   –   обеспечить       успешную   социализацию выпускника. Под   профессиональными     компетенциями   понимается   способность действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического опыта в определенной   профессиональной  деятельности.   В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень   быстро   увеличивается,   поэтому   особенно   важно     не   только   то,   что обучающийся знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может её объяснить и применить  на практике. Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. На современном этапе образование претерпевает изменения. Проблемы подготовки   компетентных   специалистов   находят   всё   более   широкое обсуждение   среди   преподавателей   среднепрофессиональных   и   высших учебных   заведений.   Преподаватели   понимают,   что   одних   знаний,   умений, навыков   недостаточно,   нужно   изменять   содержание   уроков,   осваивать деятельностные   технологии,   т.   е.   создавать   все   условия   направленные   на формирование ОК и ПК, содержащихся в ФГОС.  Речь   идёт   о   технологии   обучения,   предполагающей   концентрацию учебного   времени,   учебного   материала   и   деятельности   преподавателей   и обучающихся при изучении ОУД.  Главной   задачей   профессионального   образования   в   настоящее   время является   качественная   подготовка   будущих   рабочих.   Выпускники   СПО должны   свободно   владеть   своей   профессией   и   быть   востребованными   на современном рынке труда.  Ключевым понятием современного профессионального образования, в соответствии   с   требованиями   новых   образовательных   стандартов, выдвигается понятие компетенций, которое рассматривается, как способность применять   знания,   умения   и   практический   опыт   для   успешной   трудовой деятельности.  Сформированность   общих  и  профессиональных  компетенций обеспечит   качество   подготовки   выпускников   профессионального образования. В образовательных стандартах по профессиям и специальностям СПО прописаны требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ.  Введение   в   образовательный   процесс   ФГОС   СПО   поставило   перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции. В новых требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов   среднего   звена   приоритетное   внимание   уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую   профессиональную   деятельность   выпускников   учреждений   СПО. Поэтому   подготовку   специалистов   необходимо   осуществлять   с   учетом корректировки   методических   и   технологических   аспектов   образования, объективного   пересмотра   существующих   ценностей,   целевых   установок   и педагогических   средств,   основанных   на   знаниях,   умениях   и   опыте обучающихся.   Необходимо   внедрение   таких   образовательных   технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала. Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между: ­ потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными   компетенциями,   способной   адаптироваться   на   рынке труда   и   традиционным   содержанием,   технологиями   образования,   не позволяющими   в   полной   мере   сформировать   необходимый   уровень подготовки специалиста; ­   необходимостью   организации   педагогического   процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся   и   недостаточного   теоретического   обоснования,   конкретных практических   рекомендаций   по   реализации   основных   положений   ФГОС   в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное   противоречие   усугубляется   по   причине   отсутствия   или незначительного   количества   современных   учебных   пособий,   имеющихся   в образовательных учреждениях, разработанных в соответствии с ФГОС. С   учетом   обозначенных   проблем   встает   вопрос:   как   организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций? Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: «Чему учить?» и «Ради чего учить?», как обновить содержание учебной дисциплины, чтобы оно было   значимым   для   обучающегося,   имело   для   него   смысл,   максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности. Встаёт правомерный вопрос: «Как учить?». Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий,   метода   проектов   и   других,   где   обучающийся   выступает субъектом   деятельности,   обучение   происходит   через   открытие, моделирование   жизненно   важных   профессиональных   затруднений,   поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии с обучающимися. Под   результатами   образования   при   компетентностном   подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   для образовательных   учреждений   среднего   профессионального   образования устанавливает следующие общие компетенции: ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ­ ­ ­ ­ ­ ­ Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их  эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и  нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач,  профессионального и личностного развития Использовать информационно­коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с ОК 7 ОК 8 ОК 9 ­ ­ ­ коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды  (подчиненных) за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать  повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в  профессиональной деятельности При  формировании  общих  компетенций  большое  значение   в  учебном процессе   приобретают творческие   способности   обучающихся  (совокупность мыслительных   и   личностных   качеств,   достигнутых   за   счет   специальных методов   обучения   и   характеризующих   потенциальные   возможности обучаемого   к   нестандартному   решению   учебных   задач).   Можно   более детально   перечислить   творческие   характеристики,   профессионально значимые для специалиста на уровне умений:  ­   самостоятельно   осуществлять   перенос   знаний   и   умений   в   новую ситуацию; ­ видеть новую проблему в традиционной ситуации; ­ разработать структуру объекта;  ­ учитывать альтернативы при решении проблемы; ­   комбинировать   и   преобразовывать   ранее   известные   способы деятельности при решении новой проблемы. На   уроках   ОУД   наиболее   перспективными,  на  мой   взгляд,  являются технологии,   связанные   с   различными   формами   интерактивного   обучения, проектной   деятельности,   например заключительное занятие­викторина.   нестандартными   занятиями, При организации учебного процесса оптимально использовать интернет­ ресурсы в следующем: Использование содержания интернет­ресурсов при проведении занятий разного типа (занятие – изучение нового материала; закрепление материала; отработка изученного материала; проверка сформированных навыков и т.д.). Частично   использую   содержание   интернет­ресурсов   в   зависимости   от потребностей   в   дополнительном   учебном   материале:   тестовые   задания, теоретический   материал   (поиск   биографии   математиков,   физиков   и   др. ученых, а также понятий новых терминов по изучаемым ОУД). Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования. Наиболее   часто   в   педагогической   деятельности   применяются следующие   образовательные   технологии:   учебный   элемент   на   основе электронного   учебника,   проектный   и   исследовательский   методы   обучения, тестовый   контроль   знаний,   компьютерная   презентация   урока,   технология интегрированного обучения, технология игр. Тестирование на   сегодняшний   день   одна   из   самых   распространённых форм   контроля,   т.к.   обеспечивает   объективность   и   достоверность   оценки, позволяет   проконтролировать   большее   количество   обучающихся,   ставит тестируемых   в   равные   условия   за   счёт   использования   единых   критериев оценивания, экономит время при ответе. В   своей   работе   преподаватель   может   использовать   электронный учебник, который имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия:   звук,   текст,   видео,   графика,   анимация.   Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, обучающиеся могут обратиться   к   любому   дополнительному   материалу   по   теме   занятия. Обучающиеся имеют возможность открыть соответствующие страницы теории в   электронном   виде.   Работая   на   занятии   над   содержанием   текста   теории, используются функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты   выделения   текста,  с  целью   акцентировать   внимание   ребят   на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить. Электронные учебники можно скачивать с сайта Просвещение, поэтому обучающиеся тоже могут их скачать и установить на своём компьютере. Затем самостоятельно изучить тему занятия, даже если оно было пропущено, пройти тест или выполнить контрольное задание. Учебное занятие – основное звено процесса обучения. От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен и динамичен, зависит его результат. Сегодня преподавателю даётся право на творчество, при создании учебного   занятия.   Творческий   поиск   просто   необходим:   нельзя   ждать   от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты занятий. Поэтому   мы   должны   искать   изобретать,   но   не   упускать   в   этом   важном процессе   главного:   занятие   есть   занятие,   и   каждый   обучающийся   должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме. Т.о.,   сегодня   традиционный   подход   оказывается   недостаточным, сегодня   социуму   нужны   выпускники,   готовые   к   включению   в   дальнейшую жизнедеятельность,   способные   практически   решать   встающие   перед   ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка   выпускника   такого   уровня,   чтобы,   попадая   в   проблемную ситуацию,   он   мог   найти   несколько   способов   её   решения,   выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных   ЗУНов,   а   от   неких   дополнительных   качеств,   для   обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования. В   современном   обществе,   если   речь   идет   о   качестве   подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые   связаны,   в   основном,   с   профессиональными   требованиями   к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных   ситуациях.   Также   как   и   в   ситуации   оценивания креативности,   этим   требованиям   не   отвечают   традиционные   экзамены   и тесты.   Для   решения   этой   проблемы,   внимание   педагога   должно   быть направлено   на   формирование   у   обучающихся   профессиональных компетенций. Хорошим   помощником   в   этом   вопросе   является Профессиональный стандарт  –   документ,   который   формулирует   требования   работодателей   к работникам, а тем, кто хотел начать свою деятельность – показывает, что они должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен (по сути получить допуск   в   профессию)   в   профессиональном   сообществе.   Профессиональные стандарты работодателей, профессиональными сообществами с участием образовательных организаций профессионального   образования.   Наша   задача   –   доработать   рабочую программу   дисциплины   по   ФГОС   в   соответствии   с   требованиями Профессионального стандарта. разрабатываются     объединениями   Напомню, что ПС состоит из обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь состоят из нескольких трудовых функций. Трудовые функции из трудовых действий, а трудовые действия из необходимых умений и знаний. В   заключении   хочу   отметить,   что  формирование   компетентностей обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов   и   технологий   является   довольно   широким,   их   возможности   – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведённые правила. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.   Не   предмет   формирует   личность,   а   преподаватель   своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно­познавательной деятельности, учите иx учиться. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно. Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы,     Учите так, чтобы обучающийся понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте   обучающимся,   что   каждый   человек   найдет   своё   место   в жизни,   если   научится   всему,   что   необходимо   для   реализации   жизненных планов. Эти правила­советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической   мудрости,   общего педагогического   опыта   многих   поколений.   Помнить   их,   следовать   им, руководствоваться   ими   –   это   то   условие,   которое   способно   облегчить преподавателю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.   педагогического   мастерства, Преподаватель математики: Максименко Н. В.

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»

Доклад по теме «Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках общеобразовательных дисциплин»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018