Доклад по теме" Использование притч в рамках преподавания курса ОРКСЭ."
Оценка 4.7

Доклад по теме" Использование притч в рамках преподавания курса ОРКСЭ."

Оценка 4.7
Лекции
docx
МХК
4 кл
10.01.2017
Доклад по теме" Использование притч в рамках преподавания курса ОРКСЭ."
Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика.доклад
притчи.docx

Использование притч в рамках преподавания курса ОРКСЭ.

                                                                Алексеева Татьяна Юрьевна,

                                              учитель нач.классов

        Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. С одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя       нравственный выбор ученика.

       Притча –это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

          Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»)

           Многообразны свойства притчи. Иногда она — лишь намек, нацеленный как бы на другого, бьющий мимо. А раз нет прямой наводки, нет и защитной, оборонительной реакции. Значит, этот намек попадает в душу слушателя и вызывает размышления, ассоциации, дающие всходы.

         Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок. Эти темы очень созвучны с формируемыми в рамках курса ОРКСЭ нравственных категорий.

          Каждая притча-это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа. Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно. Ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трех – красота, радость познания. Притча интернациональна. Она встречается во всех религиях мира и в обыденной жизни. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались. Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им: «Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало впервой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего».

Функции притчи:

- функция зеркала;

- функция модели;

- функция опосредования;

- функция хранения опыта.

Схема анализа притчи:

1.Ключевые слова Ключевые образы

2. Основные понятия

3. Символы

4. Смысл – вывод

Способы использования притч в учебном процессе:

- определить основную идею и смысл;

- придумать название;

- при использовании приема чтения с остановками – предположить финал;

- проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.);

- сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

- выделить ключевые понятия;

- инсценировать притчу;

- найти или предположить (вставить) пропущенные слова;

- рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной

исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии,

социальной роли т.п.);

- сопоставить нескольких притч.

Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Бог представил нам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах.[2,с.3]

Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом.[5]

Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:

1. Почему люди больше любят притчу чем правду?

2. Почему Христос и религиозные деятели чаще всего говорили притчами?

Ответы на эти вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок

2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия

3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия

Список литературы и источников:

 

1.     Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ.//www.orkce.org

2.     Елисов А. Жанр притчи и ее нравственный смысл.//pritcha-elisova.ucoz.ru

3.     Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

4.     Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005, электронная версия,//www.gramma.ru

5.     http://pritchi.ru

 

 

 

 


 

Использование притч в рамках преподавания курса

Использование притч в рамках преподавания курса

Каждая притча-это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа

Каждая притча-это выражение духовного опыта множества жизней, она шифр духа

Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества

Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества

Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках

Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017