Сотрудничество молодого исследователя и научного руководителя при подготовке научно-исследовательской работы в области гуманитарных наук
Оценка 4.7

Сотрудничество молодого исследователя и научного руководителя при подготовке научно-исследовательской работы в области гуманитарных наук

Оценка 4.7
Лекции
docx
МХК
СCУЗ, ВУЗ
07.04.2024
Сотрудничество молодого исследователя и научного руководителя при подготовке научно-исследовательской работы в области гуманитарных наук
В статье рассматриваются этапы и приёмы работы ученика и учителя при подготовке школьников к научно-практическим конференциям в области гуманитарных наук
Статья о сотрудничестве молодого исследователя и научного руководителя.docx

 

Вахрушева Елена Дмитриевна, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры МАОУ «СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»,

Заслуженный учитель Республики Бурятия,

 Почётный работник сферы образования РФ,

победитель Всероссийского конкурса лучших учителей РФ, 2007 г.,

победитель конкурса «Педагогическая элита Бурятии, 2009 г.

победитель конкурса  лучших учителей РБ, 2010, 2012 гг.,

 

 

 Статья

 

Сотрудничество молодого исследователя и научного руководителя при подготовке научно-исследовательской работы в области гуманитарных наук

 

(из опыта работы)

 

      В годы Советской власти в школе было мало возможностей уделять внимание детям, одарённым способностями от природы. Даже такого словосочетания не было – одарённые дети. В основном у школьников, кроме умственного и физического развития,  формировались лидерские качества, связанные с ориентацией на дальнейшее активное участие в общественно-политической жизни страны (будущие секретари, инструкторы комсомольских и партийных организаций). Выход за рамки школьного учебника не предусматривался, так как ученику негде было применить самостоятельно добытые знания. Коренные изменения произошли в связи с реформами образования, начиная с 90-х годов XX века, точнее – с массовым появлением компьютеров, Интернета в XXI веке. Именно такие масштабные изменения дали возможность учащимся в полной мере проявить свои способности в различных областях знаний.  Начиная с первого десятилетия XXI в.  наши ученики стали активно участвовать в очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня – от школьного до международного – в соответствии со своими индивидуальными запросами и интересами. Наши одарённые дети получили возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал и ещё в стенах школы состояться как личности.   

Организация научно-исследовательской работы в гуманитарном направлении имеет свою специфику. Прежде всего она связана с тем, что экспериментальных исследований  с получением конечного практического результата в такой работе не предвидится. Это утверждение, конечно, не говорит о том, что результатов вообще нет. Они есть и в основном лежат в духовной сфере, затрагиваемой многие области гуманитарных наук. В нашей практике подготовки школьников к выступлениям на научно-практических конференциях мы обратились к таким областям гуманитарных наук, как мировая художественная культура, бурятская литература, история, краеведение, культурология, Международное гуманитарное право.  В указанных номинациях защищали свои научно-исследовательские работы ученики школы №2 г. Улан-Удэ. Такое обращение в первую очередь связано с кругом интересов самого учителя. Именно он предлагает ученикам провести поисковую работу в той или иной области гуманитарных знаний. Мы начали готовить учащихся к выступлению на научно-практических конференциях, начиная с 2007 года. Первая успешная защита научно-исследовательской работы по теме «Война на полотнах великих мастеров» состоялась на городской, а затем и республиканской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в секции «Международное гуманитарное право». Обратились мы в эту секцию, потому что в ней был принцип новизны, и нам показались интересными направления, предлагаемые в ней, например, такие: проблема военнопленных в художественной литературе (отечественной и зарубежной), тема войны в произведениях литературы, живописи и др., но трудности были в том, что учителю потребовалось изучение таких областей знаний, которые в школе не изучались (например, «Международное гуманитарное право» и «Культурология»).

Для того чтобы качественно подготовить выступление учащихся на научно-практических конференциях различного уровня, научный руководитель должен быть сам хорошо осведомлённым в той области науки, по которой принято решение готовить учащихся к защите на научно-практической конференции. Кроме того, ему необходимо ясно представлять себе методику защиты результатов исследования и в соответствии с ней работать с учащимися, так как если он не владеет информацией о структуре доклада, приёмах сбора материалов к нему, методами исследования, то успешного выступления можно не ожидать. К сожалению, нам приходилось видеть выступления, которые вызывали и недоумение, и чувство досады, в первую очередь, по отношению к научным руководителям, так как было бы несправедливым винить в этом детей. Это и неудачный, непродуманный выбор темы, и неумело подготовленный доклад и презентация к нему, и наконец, слабая защита. Поэтому перед тем, как приступить к подготовке научно-исследовательской работы с учащимися, необходимо научиться самому учителю – научному руководителю. В нашем случае обучение шло параллельно, то есть, обучая, мы учились сами, потому что это было совершенно новое направление в деятельности учителя и ученика. Так устроен учитель: он всегда нацелен на постижение нового и стремится сделать так, чтобы его ученики повышали свой интеллектуальный уровень и становились успешными. Успех ученика на конференциях различных уровней -  это и успех учителя, школы.

Обратимся к технологии подготовки научно-исследовательской работы в гуманитарной области. Начало – поиск, чтение, изучение и сбор материалов к докладу. Затем, исходя из собранных материалов, определяется тема выступления, которая может неоднократно меняться. Параллельно готовится презентация к докладу. В нашей практике при подготовке докладов, исследующих различные области творчества представителей литературы, культуры и искусства Бурятии, мы дополнительно проводим встречи с писателями, художниками Бурятии, посещаем Республиканский художественный музей имени Ц. Сампилова. Например, при подготовке научно-исследовательской работы по теме «Флорентийская мозаика в творчестве Юрия Мандаганова» была проведена встреча с художником, который любезно пригласил нас в свою галерею. Ученица самостоятельно подготовила вопросы и провела с ним интервью. Исследуя тему «Творческий процесс создания кукольного спектакля», ученица встретилась с режиссёром спектакля «Поющая стрела», который стал обладателем специальной театральной премии «Золотая маска» в Москве, вместе мы посетили музей кукол театра «Ульгэр». Трудность научно-исследовательской работы, связанной с изучением творчества представителей культуры и искусства Бурятии связана с малым количеством информации о них, поэтому именно интервью даёт богатый материал для научно-исследовательской работы, а живое общение не заменишь ничем.  Мы пригласили художника Юрия Мандаганова в школу на встречу со старшеклассниками, а затем провели социологическое исследование, чтобы выявить результативность этой встречи, т. е. понять, что дала она старшеклассникам. Результаты опроса показали, что такие встречи благотворно влияют на духовное развитие наших учеников.  

Следующий этап – тщательное построение структуры доклада в соответствии с требованиями к нему, которые на разных конференциях также могут быть неодинаковыми.  Это касается количества страниц – от двенадцати до тридцати.  Поэтому в процессе подготовки защиты происходит обратный процесс – сжатие доклада, причём оно должно быть сделано таким образом, чтобы в нём не потерялось самое главное. Продумывается и составляется план доклада, который тоже постоянно перерабатывается, уточняется. По собранным материалам составляется основная часть работы. Итог работы – вывод, в котором даётся краткий анализ выполненной работы и показывается её результативность. Последний, заключительный, этап – обязательная репетиция выступления. Остановимся на ней подробнее. Ни в коем случае нельзя «бросать» ученика на произвол судьбы, то есть предоставлять ему самостоятельную подготовку выступления, так как на защиту доклада отводится определённое количество времени  – от 7 до 10 минут, и ещё неопытный ученик может просто растеряться в незнакомой ему аудитории. На некоторых конференциях требуется подготовка буклета к докладу, поэтому проводится работа и по его составлению. В буклет в основном берутся особым образом оформленные материалы, взятые из презентации. Участие в конференциях российского уровня предполагает составление тезисов к докладу, которые публикуются, и эту работу тоже приходится тщательно выполнять совместно с учеником. В конечном итоге сотрудничество ученика и учителя приносит ожидаемый успех: грамоты, дипломы, медали, подарки, приглашения на более высокий уровень, публикации. В нашей практике мы подготовили совместно с учащимися достаточное количество научно-исследовательских работ для выступлений на конференциях различного уровня – от школьного до международного, – и в большинстве наши ученики становились победителями, призёрами и лауреатами.  Мы считаем, что это показатели настоящего творческого сотрудничества научного руководителя и молодых исследователей, которое практически всегда перерастает в содружество единомышленников.

В подготовке молодого исследователя выявляется много положительных моментов. Прежде всего, в ученике проявляются такие личностные качества характера, как целеустремлённость, трудолюбие, терпение, настойчивость, уверенность в своих силах, о наличии которых он, может быть, в себе раньше и не подозревал. В нём просыпается азарт поиска, стремление к постоянному совершенствованию, качества, которые в дальнейшем помогут ему учиться в выбранном вузе, а также успешно идти по жизни дальше, постоянно совершенствуясь. У школьника формируется очень важное коммуникативное умение – способность выступать перед совершенно незнакомой аудиторией. Мы убеждены в том, что вышеперечисленные качества личности в дальнейшем способствуют её успешному вхождению во взрослую жизнь, так как в современных условиях востребован именно такой человек, который может успешно подать, представить себя. Ярким примером может послужить выпускница нашей школы 2012 года Ахметшина Наташа, которая начала выступать на конференциях с 8 класса. В первый год в секции 2Международное гуманитарное право» она была поощрена подарком и получила свидетельство об участии в городской конференции «Шаг в будущее», в девятом классе заняла 3-е место на городском и республиканском этапах конференции «Шаг в будущее», причём на последней была отмечена Дипломом с отличием Международного Комитета Красного Креста,  вручённым ей представителями  российского Красного Креста, приехавшими  из Москвы. В 10-м классе эта же ученица завоевала 1-е место на городской конференции. К сожалению, на республиканском этапе секции МГП не было, так как не были заявлены участники из районов республики.  В 11-м классе эта целеустремлённая ученица стала победителем городской Ломоносовской олимпиады по литературе и позже призналась, что если бы не участие в конференциях, то никогда бы не стала дальше работать над самосовершенствованием. Так ситуация успеха помогла ей познать и проявить свои творческие возможности. В пример можно привести и выпускницу школы 2018 года Доржиеву Янжин, которая принимала участие в НПК разного уровня на протяжении трёх лет и всегда становилась призёром. Следом за ней ещё более  успешной оказалась её младшая сестра Доржиева Дарима (участница 4-х конференций от регионального до международного уровня, награждена путёвкой в Артек, и Сириус).

При подготовке научно-исследовательских работ мы всегда готовим презентации, которые наглядно демонстрируют тему и содержание представляемого материала. Кроме того, мы применяем приёмы, способствующие, на наш взгляд, более интересной и качественной подаче научно-исследовательской работы. Так, например, при подготовке докладов по четырём темам в разные годы мы включали в презентации живые эпизоды из художественных фильмов, которые явились яркой иллюстрацией к материалам научно-исследовательских работ.   

Практически всегда мы выбираем темы докладов, связанные с исследованием творчества представителей литературы, культуры и искусства Бурятии. Обращение к ним является важной воспитательной задачей, которая опирается на концепцию «духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (из материалов Федеральных государственных Стандартов второго поколения) и, на наш взгляд, способствует более глубокому осмыслению нашими учениками чувства малой родины. Понимая значимость такой работы, мы планируем продолжать её в этом направлении и дальше.

Совершенствуя работу учащихся, учитель и сам растёт, подавая пример своим подопечным.                                   

Работа научного руководителя и молодого исследователя по подготовке научно-исследовательской работы на всех её этапах – процесс творческий, вместе с тем кропотливый и трудный, затратный по времени. Подводя итоги, скажем: это сотрудничество   действительно является плодотворным, по-настоящему творческим, неизменно перерастающим в содружество. Остаётся только пожелать, чтобы такая работа и оценивалась достойно.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Список

научно-исследовательских работ,

подготовленных  с учащимися с 2007 по 2023 гг.

 

1.      Война на полотнах великих мастеров (Шаг в будущее, секция МГП, Гатапова Дарима, 11 кл., 2007 г., 1 место город, 1 место - республика)

2.      Творческий процесс создания кукольного спектакля (секция культурологии, Цыбикова Цыбжид, 11 кл., 2008 г., 3 место – город, грамота - республика)

3.      Проблема отношения к пленным в художественной литературе (по произведениям Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и «Война и мир») (Шаг в будущее, секция МГП, Гончарук Маша, 11 кл., 2008 г., 1 место – город, 2 место – республика, грамота в МАН)

4.      Проблема Холокоста в художественном фильме Р. Полански «Пианист» (Шаг в будущее, секция МГП, Жамсаранова Света, Сапунова Настя, 8 кл., 2009 г., 2 место - республика)

5.      Военная судьба моего прадеда. Чукреев Егор, 6 кл. (Региональная НПК «Великая победа: наследие и наследники», 2009 г., свидетельство)

6.      Малолетние узники Освенцима в годы второй мировой войны /на примере фильма «Помни имя своё»/ (Шаг в будущее, секция МГП, Ахметшина Наташа, 8 кл., 2009 г., свидетельство)

7.      История  российского Красного Креста и его роль в мирное время (Шаг в будущее, секция МГП, Ахметшина Наташа, 9 кл., 2010 г., 3 место – город, 3 место - республика)

8.      Декабрист П. И. Борисов и его научная деятельность на территории Сибири и современной Бурятии (Шаг в будущее, секция краеведения, Понкинова Мэдэгма, 2010 г., 1 место – город; НДР – 1 место)

9.      Возможно ли проявление милосердия в условиях войны? (по фильму «Список Шиндлера») (Шаг в будущее, секция МГП, Ахметшина Наташа, 2011 г. Международный конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности», 2012 г., 1 место - город)

10.  Слово о поэте /поэтическое творчество выпускницы школы, члена Союза писателей Бурятии  Шелковниковой Евгении/ (Республиканский литературно-краеведческий конкурс «Моя родина – минии нютаг», Жамсаранова Света, Дугарова Аян, 2010 г., сертификаты)

11.  Роль национальных корней в творчестве Даши Намдакова (НДР, секция «Современное искусство и молодёжная культура», 2012 г., Белоусова Кристина, 2 место - РФ)

12.  Женские образы в творчестве Зорикто Доржиева (НДР, секция «Современное искусство», Жамсаранова Света, 2012 г., 1 место - РФ)

13.  Тема России в творчестве Ильи Глазунова (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся им. Д. И. Менделеева, секция культуры и искусства, Белоусова Кристина, 2013 г., 2 место – регион, грамота финалиста - РФ)

14.  Флорентийская мозаика в творчестве Юрия Мандаганова (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся им. Д. И. Менделеева, секция культуры и искусства, Шестакова Ирина, 2013 г., 2 место - регион).

  15. Судьба моего прадеда в судьбе моей страны (Республиканская НПК для учащихся 5 –  6 классов «Серебряная альфа» /программа «Одарённые дети»/, Раднаева Лена,  2013 г., грамота)

 16. Сочинение «Моё незабываемое лето!» (Республиканская НПК для учащихся 5–6 классов «Серебряная альфа» /программа «Одарённые дети», секция «Литературное сочинение», Исаков Саша, 2013 г., свидетельство)

 17. . История моей улицы (Верхнеудинские чтения, Гусева Катя, 2014 г., сертификат)

 18. Флорентийская мозаика в творчестве Юрия Мандаганова (НДР, г. Москва, секция «Современное искусство и молодёжная культура», Шестакова Ирина, 2014 г., диплом победителя и Серебряный крест)

19. Отражение истории, традиций, обычаев кавказских горцев в поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец», (I республиканский фестиваль «Лермонтовские чтения», Доржиева Янжин, 2015 г., 2 место, «Юность. Наука. Культура» - 3 место).

20. Энкаустика в творчестве современного бурятского художника Олега Козлова. Малыгина Александра, 11 кл. (НДР, Москва, март 2017 г., - диплом лауреата заочного конкурса)

21. Союз поэзии и живописи (по стихотворениям С. Есенина и иллюстрациям к ним, Доржиева Янжин, 9 кл., НПК Вернадского, региональный этап, Грамота)

22.  Ювелирное искусство Даши Намдакова в контексте мирового ювелирного искусства. Чалых Яна, 10 кл. (НДР, Москва, секция Современное искусство и молодёжная культура», март 2017 г. – 3 место)

23. Тема военного детства в стихотворениях и рассказах бурятского писателя Михаила Шиханова. Доржиева Янжин, 11 кл. (Международная НПК «Шаг в будущее», Монголия, Улан-Батор, март 2018 г. – 2 место).

24. Тематика, образы и национальные обычаи бурятского народа в рассказе А. Мухраева «Сказка старого Хубитэ» и в иллюстрациях    Б. Доржиева, 9 кл. (НДР, Москва, секция «Литература», март 2017 – 1 место; Международная НПК «Шаг в будущее», Монголия, Улан-Батор, март 2018 г. – 3 место)

25. Причудливый и радужный мир живописных работ бурятской художницы Елены Зонхоевой, Дамшаева Сэлмэг, 11 кл. (Международная НПК «Шаг в будущее», Монголия, Улан-Батор, март 2018 г. – лауреат).

26. Мир души героев малой прозы бурятского писателя Чимита Цыдендамбаева, 11 кл. (Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России», ноябрь 2019, 2 место); (Международная НПК «Шаг в будущее», Монголия, Улан-Батор, март 2018, 3 место).

27. Отражение темы военного детства в стихотворениях и прозе бурятского писателя Михаила Шиханова, 11 кл. (Международная НПК «Шаг в будущее», Монголия, Улан-Батор, март 2018, 2 место).

28. Бурятский нож и опыт его изготовления как средство сохранения древнего ремесла бурят, Жадамбаев Алдар, 11 кл. (Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России», ноябрь 2019, 2 место).

29. Буддийская тематика, образы и живописные особенности картин бурятского художника О. Т. Козлова, Цынгуева Сэсэг, 8 кл. (Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России», март 2023, 2 место).

30. Семейные ценности в рассказе бурятской писательницы Светланы Захаровой (Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России», март 2023, 2 место).

31. Тема России в творчестве поэтессы Евгении Шелковниковой, выпускницы школы №2, члена Союза писателей Бурятии, Пыкина Полина, 8 кл., (Городская НПК «Шаг в будущее, 1 место).

 

 

 

 

 

Список

научно-практических конференций, на которые были представлены доклады в области гуманитарных наук учащихся МАОУ «СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

 

  1. Шаг в будущее (городской и республиканский уровни)
  2. Республиканская научно-практическая конференция по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна» МАН (программа «Одарённые дети»)
  3. Республиканский литературно-краеведческий конкурс «Моя родина – минии нютаг»
  4. Республиканская научно-практическая конференция «В потомках наше имя отзовётся», посвящённая 185-летию со дня восстания декабристов
  5. Всероссийский конкурс достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России» (региональный этап)
  6. Всероссийский конкурс достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России» (г. Москва)
  7. Всероссийская научно-практическая конференция «Юность. Наука. Культура. Сибирь» (г. Новосибирск)
  8. Региональный этап всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д. И. Менделеева
  9. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д. И. Менделеева, г. Москва (очный).
  10. Международный конкурс «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (дистанционный)
  11. Международный конкурс «Товарищ, верь!..», посвящённый 190-летию со дня восстания декабристов (дистанционный)
  12. Межрегиональная научно-практическая конференция «Великая победа великого народа», посвящённая 65-й годовщине Победы над фашистской Германией (БГУ, Улан-Удэ).
  13. Региональная научно-практическая конференция «Великая победа: наследие и наследники», БГУ, г. Улан-Удэ
  14. Всероссийская научно-практическая конференция «Юность. Наука. Культура», г. Обнинск Московской обл. (дистанционная)
  15. Республиканская НПК МАН РБ для учащихся 5 – 6 классов «Серебряная альфа» (программа «Одарённые дети»)
  16. Республиканский фестиваль по литературе «Лермонтовские чтения», г. Улан-Удэ
  17. II Городские Верхнеудинские чтения «История и личность»
  18. Республиканский фестиваль по литературе «Есенинские чтения», г. Улан-Удэ
  19. Республиканская НПК «Литература Бурятии»
  20. Международная конференция «Шаг в будущее, Монголия, Улан-Батор
  21. Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России», г. Москва.

 

Вахрушева Елена Дмитриевна, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры

Вахрушева Елена Дмитриевна, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры

Международное гуманитарное право» и «Культурология»)

Международное гуманитарное право» и «Культурология»)

На некоторых конференциях требуется подготовка буклета к докладу, поэтому проводится работа и по его составлению

На некоторых конференциях требуется подготовка буклета к докладу, поэтому проводится работа и по его составлению

России» (из материалов Федеральных государственных

России» (из материалов Федеральных государственных

Тема России в творчестве Ильи Глазунова (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся им

Тема России в творчестве Ильи Глазунова (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся им

Тема России в творчестве поэтессы

Тема России в творчестве поэтессы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2024