Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность и др.. Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы, состоит проект по развитию речи в ДОУ.Доклад по теме "Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста"
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад
Проектная деятельность как средство обогащение
словаря детей дошкольного возраста
44.02.01 Дошкольное образования
Студентка: Коркина К.О.
Специальность: 44.02.01
Очное отделение
Курс 3, группа 31 ДО
Руководитель: Устьянцева
И.Ю.Камышлов, 2016
План
1. Введение
2. Проектная технология: основные понятия, виды
2.1 Понятие проектная технология, проект
2.2 Виды проектов в ДО
2.3Основные этапы метода проектов
2.4 Общая характеристика проекта в старшей группе по теме «В мире
животных»
3 Заключение
4 Список литературыВведение
Дошкольный возраст (возраст 36 лет) это время взрыва фантазии и
воображения, время практически неисчерпаемых возможностей для развития
речевой активности, момент, когда ещё возможно предотвратить
формирование различных речевых комплексов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования выделяет в содержании программы речевое развитие как
отдельное направление развития и образования детей, и показывает, что
речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи и др..
В процессе развития речи в
дошкольном возрасте возникает
противоречие между необходимостью обогащения словарного запаса
воспитанников с помощью проектной деятельности и недостаточной
методической базой применения данной технологии к дошкольному этапу
обучения. На основании выявленного и сформулированного противоречия
определяется проблема: разработка обоснованных методических разработок
пополнения словарного запаса дошкольников с помощью проектной
деятельности, способствующей всестороннему развитию и обогащению речи
детей дошкольного возраста.
Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение
родным языком, его словарным богатством как средством и способом
общения с людьми, является одним из важнейших приобретений детей
дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок очень активно
овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать
свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и
интересов. Педагог больше на проектную деятельность склонен, потому что врезультате исследования, получается продукт этого проекта. Реализация
проекта начинается с выбора темы.
Овладевая словарным богатством языка, ребенок получает мощное
средство общения с людьми, овладевает орудием обмена мыслями, средством
познания. Проблема владение языком издавна привлекала внимание известных
исследователей разных специальностей неоспоримым остается тот факт, что
наша речь очень сложна и преобразования, что развивать ее необходимо с
первых лет жизни.
В докладе затронута проблема обогащение словаря детей, так как в
дошкольном возрасте данный вид является ведущим видом деятельности.
Цель: раскрыть особенности применения проектную технологии для
развития словаря у детей.
Задачи:
• Раскрыть понятие проекта
воспитанников в детском саду
как средство обогащение словаря
• раскрыть виды проектов в дошкольном учреждении
• охарактеризовать основные этапы метода проектов в дошкольном
учреждении
• охарактеризовать проект в старшей группе по теме «В мире
животных»2.1 Понятие проектная технология, проект
В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные
технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность
(метод проектов).
Проект (от лат.рrojectus – брошенный вперёд, выступающий,
выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец
во времени и направленная на достижение заранее определённого результата
или цели. Результатом проектной деятельности является создание
уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые
требования. (Евдокимова Е.С.)
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.
Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны
самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому
обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей
воспитателей.
Проектная технология – технология, имеющая начало и конец
направленная на достижение определенной цели или определенного
результата. (Бавыкина Г. Н.)
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам
реализации.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды
2.2 Виды проектов
проектов: исследовательский проект осуществляется исследовательский поиск,
результаты которого оформляются в виде какоголибо творческого продукта
(газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
ролевоигровые проекты проект с элементами творческих игр, когда
дети входят в образ персонажей сказки и посвоему решают поставленные
проблемы;
информационнопрактикоориентированные:
дети собирают
информацию о какомто объекте, явлении из разных источников, а затем
реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна
группы, витражи и т.п.;
творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры
совместной деятельности участников.
Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна
и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
Кроме того, используются и такие виды проектов, как:
комплексные, например «Мир театра»;
межгрупповые, например «Математические коллажи»;
творческие, например «Мои друзья»;
групповые, например «Сказки о любви»;
индивидуальные, например «Я и моя семья»;
исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье»;
Другими признаками классификации являются:
состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный,
парный и пр.);
продолжительность: краткосрочный несколько занятий, 12 недели;
средней продолжительности 13 месяца; долгосрочный до 1 года
(например, «Творчество Пушкина» на учебный год).
Основной целью проектной деятельности в детском саду является
развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяетсязадачами развития и задачами исследовательской деятельности детей по
речевому развитию.
В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает
как организатор детской продуктивной деятельности, он источник
информации, консультант, эксперт. Проектный метод может проходить через
все виды детской деятельности в ДОУ: игру, чтение художественной
Он побуждает
литературы, практикоориентированной деятельности.
педагогов повышать свой профессиональнотворческий уровень, что,
несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.
2.3 Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее
актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта практическая часть.
4. Подведение итогов определение задач для новых проектов.4.1Общая характеристика проекта в старшей группе по теме «В
мире животных»
В данном проекте по данной теме «В мире животных», дети усваивают,
что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
Знакомятся с различными домашними животными, к примеру, собака,
курица, корова, лошадь
У детей развивается устойчивый интерес к представителям живого
мира – домашних животных.
Требования к лексическому развитию ребенка по теме проекта.
Дети должны усвоить: названия домашних животных и их детенышей, из
каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу
приносят человеку, любовь человека к животным.
Словарь ребенка должен включать слова: домашние животные, бык,
корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш,
конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать,
мяукать, рога, копыта, хвост, гривавымя, усы и т.д.
Как называется помещение, в котором живут домашние животные и
домашние птицы; Чем они питаются, Названия частей тела, чем оно покрыто;
О пользе домашних птиц и домашних животных; Для чего люди разводят
домашних птиц и животных.
Расширение словарного запаса: названия: утка, селезень, гусь, гусыня,
гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище,
хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки,коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки,
птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло; лошадь,
конь, жеребенок, корова, бык, теленок, собака, пес, щенок, кот, кошка,
котенок, кролик, и др;
Признаки: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый,
быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие,
летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пестрый, рябая, длинный,
острый; лохматый, пушистый, сильный, быстрый, ловкий, копытные,
красивый, острые, полосатый; действия: клевать, пить, летать, плавать,
кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать,
выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать,
гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться, дрессировать,
пасти.
Вид проекта: комплексный
Тип проекта: познавательноисследовательский.
Возраст детей: средняя группа
Участники проекта: Дети старшей группы и воспитатели детского сада
Длительность проекта: краткосрочный.
Период выполнения проекта: с 02.03.2017 по 09.04.2017.
Цели проекта: Воспитывать гуманное отношение к живым объектам
природы через обогащение детского словаря и углубление у детей
представлений о домашних животных.
Задачи проекта:
Развитие речи, мышления, воображения, любознательности,
обогащение словарного запаса детей.
Учить употреблять в речи правильные формы названий детенышей
домашних животных щенята, телята, жеребенокутенок, селезенок, гусенок,
индюшонок, котенок, крольчонок Учить детей приёмам лепке, рисованию в изображении домашних
животных.
закрепление и расширение представлений о домашних животных,
Формировать у детей умение образовывать форму множественного
числа существительных обозначающих детенышей животных в именительном
и винительном падеже (жеребята, котята, щенята и т.д.)
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на
вопросы. Учить отгадывать загадки;
Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным,
Задачи к содержанию:
Учить детей наблюдать за собакой, кошкой на участке детского сада и
выявлять их особенности и повадки.
Развивать элементарные представления о домашних животных.
Воспитывать интерес детей к рассматриванию картин, иллюстраций к
прочитанному.
Формировать навыки составления описательных рассказов.
Учить детей правильно воспринимать содержание произведения.
Продолжать приучать слушать рассказы, стихотворения, запоминать
небольшие по содержанию стихотворения.
Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за
домашними животными;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать
навыки и умения в рисовании, лепке в изображении домашних животных;
развивать творческие способности;
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой
деятельности;
Развивать познавательную активность, мышление, воображение,
коммуникативные навыки; Дать представления о потребностях животных для их роста и
развития.
Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями
их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он
создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий
(животные оказываются на улице) они могут погибнуть.
Научить детей правильному общению с домашними животными.
Воспитать бережное отношение и любовь к животным, чувства
сопереживания ковсему живому, умение делать элементарные выводы и
умозаключения.
Расширять представления у детей о разнообразии домашних питомцев
(кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк).
Формирование и обогащение представления у детей об уходе за
домашними обитателями.
Ожидаемые результаты:
В результате работы по данной теме: дети усваивают, что домашние
животные играют в природе и в жизни человека важную роль.
Знакомятся с различными домашними животными, к примеру, собака,
курица, корова, лошадь
У детей развивается устойчивый интерес к представителям живого
мира – домашних животных.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, с целью
укрепления заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
(Анкетирование см. приложение.)
Участие в создании книжек малышек о животных.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы
для рассматривания, картины, настольные игры)4. Составить перспективный план.
Заключение
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет
ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного
обучения.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня
это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают
представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к
специфике ДОУ.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том,
что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения
сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательнопоисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков
и многое другое, что является составляющими успешной личности.Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа,
игровые, наглядные, нагляднодейственные методы, сотворчество с
экспериментальная
воспитателями,
деятельность и др.. Дни открытых дверей, досуги, мастерклассы, состоит
внесение игрушек,
наблюдение,
проект по развитию речи в ДОУ.
Список литературы
1.
Бавыкина Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного
возраста. Издво Комсом.наАмуре гос. пед. инта, 1996. 29 с.
2.
Болотина Л.Р., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика. М.: Луч,
2004. – 206 с.
3.
4.
Гербова В.В. Развитие речи, М.: Просвещение, 2004. – 207с.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ /
Е.С.Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64
5.
6.
Павлов И.П. Речевая деятельность, М.: Олмапресс, 2000. – 264с.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду / под ред. Н. С.
Старжинской. – Мн.: Народная асвета, 2004. – 272 с.
7.
Развитие речи
детей 45 лет: программа, методические
рекомендации,
игры и
упражнения /авт. – сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – 2е изд., дораб. – м.:
конспекты образовательной деятельности,
Вентана–Граф, 2014. – 192 с.
8.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с.
9.
Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, Мн.: Книжный
дом, 2003. – 344с.