Доклад по теме "Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста"

  • Документация
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность и др.. Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы, состоит проект по развитию речи в ДОУ.Доклад по теме "Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста"
Иконка файла материала Доклад по ТиПМР.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области  «Камышловский педагогический колледж»  Доклад  Проектная деятельность как средство обогащение словаря детей дошкольного возраста 44.02.01 Дошкольное образования Студентка: Коркина К.О.  Специальность: 44.02.01 Очное отделение Курс 3, группа 31 ДО Руководитель: Устьянцева  И.Ю.Камышлов, 2016 План 1. Введение 2. Проектная технология: основные понятия, виды  2.1 Понятие проектная технология, проект 2.2 Виды проектов в ДО 2.3Основные этапы метода проектов 2.4 Общая характеристика  проекта  в старшей группе по теме «В мире животных» 3 Заключение 4 Список литературыВведение Дошкольный возраст (возраст 3­6 лет) ­ это время взрыва фантазии и воображения, время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой   активности,   момент,   когда   ещё   возможно   предотвратить формирование различных речевых комплексов.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   выделяет   в   содержании   программы   речевое   развитие   как отдельное   направление   развития   и   образования   детей,   и   показывает,   что речевое   развитие   включает   владение   речью   как   средством   общения   и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и др.. В   процессе   развития   речи   в     дошкольном   возрасте   возникает противоречие   между   необходимостью   обогащения   словарного   запаса воспитанников   с   помощью   проектной   деятельности   и   недостаточной методической   базой   применения   данной   технологии   к   дошкольному   этапу обучения.   На   основании   выявленного   и   сформулированного   противоречия определяется проблема: разработка обоснованных методических разработок пополнения   словарного   запаса   дошкольников   с   помощью   проектной деятельности, способствующей всестороннему развитию и обогащению речи детей дошкольного возраста.  Актуальность темы исследования обусловливается тем, что овладение родным   языком,   его   словарным   богатством   как   средством   и   способом общения   с   людьми,   является   одним   из   важнейших   приобретений   детей дошкольного   возраста.   В   дошкольном   возрасте   ребенок   очень   активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словесно выражать свою   мысль   обо   всем,   что   его   окружает,   что   входит   в   круг   его   нужд   и интересов. Педагог больше на проектную деятельность склонен, потому что врезультате   исследования,   получается   продукт   этого   проекта.   Реализация проекта начинается с выбора темы.  Овладевая   словарным   богатством   языка,   ребенок   получает   мощное средство общения с людьми, овладевает орудием обмена мыслями, средством познания. Проблема владение языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и   преобразования, что развивать ее необходимо с первых лет жизни.  В  докладе  затронута  проблема   обогащение   словаря   детей,  так  как   в дошкольном возрасте данный вид является ведущим видом деятельности.  Цель:   раскрыть   особенности   применения   проектную   технологии   для развития словаря у детей. Задачи: • Раскрыть   понятие   проекта   воспитанников в детском саду   как   средство   обогащение   словаря • раскрыть виды проектов в дошкольном учреждении • охарактеризовать   основные   этапы   метода   проектов   в   дошкольном учреждении  • охарактеризовать     проект     в   старшей   группе   по   теме   «В   мире животных»2.1 Понятие проектная технология, проект В настоящее  время в ДОУ  активно внедряются инновационные технологии.   Одной   из   таких   технологий   является   проектная   деятельность (метод проектов). Проект   (от   лат.рrojectus   –   брошенный   вперёд,   выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или   цели.   Результатом   проектной   деятельности   является   создание уникального   продукта,   к   качеству   которого   предъявляются   определённые требования. (Евдокимова Е.С.) Проекты   в   детском   саду   носят,   как   правило,   обучающий   характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно   от   начала   до   конца   создать   собственный   проект.   Поэтому обучение   необходимым   умениям   и   навыкам   является   основной   задачей воспитателей. Проектная   технология   –   технология,   имеющая   начало   и   конец направленная   на   достижение   определенной   цели   или   определенного результата. (Бавыкина Г. Н.) В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по   составу   участников;   по   целевой   установке;   по   тематике;   по   срокам реализации. В   практике   дошкольных   учреждений   используются   следующие   виды 2.2 Виды проектов проектов:­ исследовательский проект ­ осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого­либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.). ­ ролево­игровые проекты ­ проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по­своему решают поставленные проблемы; ­   информационно­практико­ориентированные:   дети   собирают информацию   о   каком­то   объекте,   явлении   из   разных   источников,   а   затем реализуют   её,   ориентируясь   на   социальные   интересы:   оформление   дизайна группы, витражи и т.п.; ­ творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя». Кроме того, используются и такие виды проектов, как: ­ комплексные, например «Мир театра»; ­ межгрупповые, например «Математические коллажи»; ­ творческие, например «Мои друзья»; ­ групповые, например «Сказки о любви»; ­ индивидуальные, например «Я и моя семья»; ­ исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье»; Другими признаками классификации являются: ­   состав   участников   (групповой,   подгрупповой,   личный,   семейный, парный и пр.); ­ продолжительность: краткосрочный ­ несколько занятий, 1­2 недели; средней   продолжительности   ­   1­3   месяца;   долгосрочный   ­   до   1   года (например, «Творчество Пушкина» ­ на учебный год).   Основной   целью   проектной   деятельности   в   детском   саду   является развитие   свободной   творческой   личности   ребёнка,   которое   определяетсязадачами   развития   и   задачами   исследовательской   деятельности   детей   по речевому развитию.  В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как   организатор   детской   продуктивной   деятельности,   он   источник информации, консультант, эксперт. Проектный метод может проходить через все   виды   детской   деятельности   в   ДОУ:   игру,   чтение   художественной   Он   побуждает литературы,   практико­ориентированной   деятельности.   педагогов   повышать   свой   профессионально­творческий   уровень,   что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.  2.3 Основные этапы метода проектов 1.   Целеполагание:   педагог   помогает   ребёнку   выбрать   наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта ­ план деятельности по достижению цели: ­ к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); ­ в каких источниках можно найти информацию; ­ какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); ­ с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта ­ практическая часть. 4. Подведение итогов ­ определение задач для новых проектов.4.1Общая характеристика  проекта  в старшей группе по теме «В мире животных» В данном проекте по данной теме «В мире животных», дети усваивают, что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль. Знакомятся с различными домашними животными, к примеру, собака, курица, корова, лошадь У детей развивается   устойчивый интерес к представителям живого мира – домашних животных. Требования к лексическому развитию ребенка по теме проекта. Дети должны усвоить: названия домашних животных и их детенышей, из каких   частей   состоит   их   тело;   где   живут,   чем   питаются;   какую   пользу приносят человеку, любовь человека к животным. Словарь   ребенка   должен   включать   слова:   домашние   животные,   бык, корова,   свинья,   конь,   лошадь,   коза,   овца,   баран,   собака,   кошка,   детеныш, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать, рога, копыта, хвост, гривавымя, усы и т.д. Как   называется   помещение,   в   котором   живут   домашние   животные   и домашние птицы; Чем они питаются, Названия частей тела, чем оно покрыто; О   пользе   домашних   птиц   и   домашних   животных;   Для   чего   люди   разводят домашних птиц и животных. Расширение словарного запаса: названия: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки,коготки,   хохолок,   бородка,   клюв,   дом,   человек,   зерно,   семечки,   крошки, птенцы,   яйца,   мясо,   курятник,   насест,   пуховик,   подушка,   одеяло;   лошадь, конь,   жеребенок,   корова,   бык,   теленок,   собака,   пес,   щенок,   кот,   кошка, котенок, кролик, и др; Признаки:   красивый,   резвый,   задиристый,   бойкий,   ловкий,   смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие,   нелетающие,   пушистый,   желторотый,   пестрый,   рябая,   длинный, острый;   лохматый,   пушистый,   сильный,   быстрый,   ловкий,   копытные, красивый,   острые,   полосатый;   действия:   клевать,   пить,   летать,   плавать, кричать,   чистить,   хлопать,   переваливаться,   ходить,   бегать,   махать, выращивать,   ухаживать,   высиживать,   вылупляться,   оберегать,   кукарекать, гоготать,   кудахтать,   шипеть,   налетать,   пищать,   заботиться,   дрессировать, пасти. Вид проекта: комплексный Тип проекта: познавательно­исследовательский. Возраст детей: средняя группа Участники проекта: Дети старшей группы и воспитатели детского сада Длительность проекта: краткосрочный. Период выполнения проекта: с 02.03.2017 по 09.04.2017. Цели   проекта:   Воспитывать   гуманное   отношение   к   живым   объектам природы   через   обогащение   детского   словаря   и   углубление   у   детей представлений о домашних животных. Задачи проекта: ­   Развитие   речи,   мышления,   воображения,   любознательности, обогащение словарного запаса детей. ­  Учить   употреблять   в   речи   правильные   формы   названий   детенышей домашних   животных   щенята,  телята,   жеребенокутенок,  селезенок,   гусенок, индюшонок, котенок, крольчонок­   Учить   детей   приёмам   лепке,   рисованию   в   изображении   домашних животных. ­закрепление и расширение представлений о домашних животных, ­   Формировать   у   детей   умение   образовывать   форму   множественного числа существительных обозначающих детенышей животных в именительном и винительном падеже (жеребята, котята, щенята  и т.д.) ­ Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки; ­ Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным, Задачи к содержанию: ­ Учить детей наблюдать за собакой, кошкой  на участке детского сада и выявлять их особенности и повадки. ­ Развивать элементарные представления о домашних животных. ­ Воспитывать интерес детей к рассматриванию картин, иллюстраций к прочитанному. ­ Формировать навыки составления описательных рассказов. ­ Учить детей правильно воспринимать содержание произведения. ­ Продолжать приучать слушать рассказы, стихотворения, запоминать небольшие по содержанию стихотворения. ­   Поощрять   и   поддерживать   самостоятельные   наблюдения   за домашними животными; ­   Развивать   продуктивную   деятельность   детей,   совершенствовать навыки   и   умения   в   рисовании,   лепке   в   изображении   домашних   животных; развивать творческие способности; ­   Развивать   умение   общаться   со   сверстниками   в   процессе   игровой деятельности; ­   Развивать   познавательную   активность,   мышление,   воображение, коммуникативные навыки;­   Дать   представления   о   потребностях   животных   для   их   роста   и развития. ­ Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения; показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. ­ Научить детей правильному общению с домашними животными. ­   Воспитать   бережное   отношение   и   любовь   к   животным,   чувства сопереживания   ко­всему   живому,   умение   делать   элементарные   выводы   и умозаключения. ­ Расширять представления у детей о разнообразии домашних питомцев (кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, хомяк). ­   Формирование   и   обогащение   представления   у   детей   об   уходе   за домашними обитателями. Ожидаемые результаты: В результате работы по данной теме: дети усваивают, что домашние животные играют в природе и в жизни человека важную роль. Знакомятся с различными домашними животными, к примеру, собака, курица, корова, лошадь У детей развивается   устойчивый интерес к представителям живого мира – домашних животных. Вовлечение     родителей     в   педагогический   процесс   ДОУ,   с   целью укрепления   заинтересованности   в   сотрудничестве   с   детским   садом. (Анкетирование см. приложение.) Участие в создании книжек малышек о животных. 1. Подобрать методическую литературу по теме. 2. Подобрать художественную литературу по теме. 3.   Подобрать   дидактический   материал,   наглядные   пособия   (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)4. Составить перспективный план. Заключение Метод   проектов   актуален   и   очень   эффективен.   Он   дает   ребенку возможность   экспериментировать,   синтезировать   полученные   знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему   успешно   адаптироваться   к   изменившейся   ситуации   дошкольного обучения.   Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня ­ это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять   свое   достойное   место   в   системе   дошкольного   образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения,   обобщения   и   умения   делать   выводы,   творческого   мышления, логики   познания,   пытливости   ума,   совместной   познавательно­поисковой   и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.Нужно отметить, что из таких методов, как: индивидуальная работа, игровые,   наглядные,   наглядно­действенные   методы,   сотворчество   с   экспериментальная воспитателями, деятельность   и  др..  Дни  открытых   дверей,  досуги,  мастер­классы,  состоит   внесение   игрушек,   наблюдение, проект по развитию речи в ДОУ. Список литературы 1. Бавыкина   Г.   Н.   Формирование   словаря   детей   дошкольного возраста. ­ Изд­во Комсом.­на­Амуре гос. пед. ин­та, 1996. ­ 29 с. 2. Болотина Л.Р., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика. ­ М.: Луч, 2004. – 206 с. 3. 4. Гербова В.В. Развитие речи, ­ М.: Просвещение, 2004. – 207с. Евдокимова   Е.С.   Технология   проектирования   в   ДОУ   / Е.С.Евдокимова. ­ М.: ТЦ Сфера, 2006. ­ 64  5. 6. Павлов И.П. Речевая деятельность, ­ М.: Олма­пресс, 2000. – 264с. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / под ред. Н. С. Старжинской. – Мн.: Народная асвета, 2004. – 272 с. 7. Развитие   речи     детей   4­5   лет:   программа,   методические рекомендации,   игры   и упражнения /авт. – сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – 2­е изд., дораб. – м.:   конспекты   образовательной   деятельности, Вентана–Граф,  2014. – 192 с. 8. Тихеева   Е.И.   Развитие   речи   детей   (раннего   и   дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 159с. 9. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи, ­ Мн.: Книжный дом, 2003. – 344с.