Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"
Оценка 4.9

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Оценка 4.9
Лекции
docx
английский язык
4 кл
07.11.2017
Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"
Данный материал содержит общие характеристики описывающие системно-деятельностного подхода в учебном процессе. Сравнительная характеристика традиционного урока и современного урока. Применение педагогических технологий. Дидактические принципы. В докладе использованы материалы из различных источников методической литературы, авторские таблицы, выводы по работе педагогов и учащихся.
Доклад по теме самообразования Системно-деятельностный подход.docx
Учитель английского языка МКОУ СОШ п. Азанка Мамаева С.С. Доклад на школьном методическом объединении гуманитарного цикла по теме самообразования «Системно­деятельностный подход, как основа федерального образовательного стандарта Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания  репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и  умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение  знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в  необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или  их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных  изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при  выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного  знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения,  формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации  данных и проведения исследования. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень  специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и  самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте  модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и  сейчас». Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое  собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы. Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного. Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое  сообщество. Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой  потенциал. Перед образованием и преподаванием ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни) Принципиальным отличием новых стандартов является усиление их ориентации  на результаты образования как системообразующий компонент конструкции  стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний,  умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций  учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно­нравственного  опыта и социальной компетентности. В основу Стандарта положен системно­деятельностный подход, концептуально  базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их  возрасту и индивидуальным особенностям. Системно­деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего  образования обеспечивает:  формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному  образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования; активную учебно­познавательную деятельность обучающихся;   построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,  психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно­деятельностный подход ­ это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени  самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами  деятельностного подхода является постепенный уход от информационного  репродуктивного знания к знанию действия. Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании  на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает  универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.  (Основные виды УУД – коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные). Задача  учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Ключевое   место     в   системно­деятельностном   подходе   занимает   категория "деятельности",   а   деятельность   сама   рассматривается   как   своего   рода   система, нацеленная на результат. При   организации  деятельности  надо   учитывать   психолого­возрастные   и индивидуальные   особенности   развития   личности   ребенка   и   присущие   этим особенностям формы деятельности. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при  любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой  дидактических принципов: 1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в  готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей  учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в  их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его  общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и  этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом  возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного  системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить  ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него  уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума  (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики  сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися  способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию  решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое  начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта  творческой деятельности. Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по  ряду элементов: Традиционный урок Урок   в   режиме   деятельностного подхода Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Элементы сравнения Формулирование темы урока Постановка целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Учитель   формулирует   и сообщает   учащимся,   чему должны научиться Учитель   сообщает   учащимся, какую   работу   они   должны выполнить,   чтобы   достичь цели Под   руководством   учителя учащиеся   выполняют   ряд практических   задач   (чаще   фронтальная применяется форма   организации деятельности) Учитель осуществляет   контроль   за   выполнением учащимися практической работы Учитель в ходе выполнения и по   итогам   выполненной учащимися работы     Формулируют определив границы знания и незнания сами   учащиеся,   Планирование   учащимися   способов достижения намеченной цели Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану (применяются и индивидуальная   форма   организации деятельности) групповая     Учащиеся   осуществляют   контроль (применяются   формы   самоконтроля, взаимоконтроля   по   предложенному талону) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Итог урока Домашнее задание осуществляет коррекцию Учитель   оценивает   работу   на уроке Учащиеся   участвуют   в     оценке деятельности   по   её   результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Проводится рефлексия   Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили и Учитель Учащиеся   могут   выбирать   задание   из комментирует (чаще – задание предложенных   учителем   с   учётом индивидуальных возможностей одно для всех) объявляет     Характер обучения  становится поисковым: освоение нового происходит на основе  решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий,  конструирования новых, помимо предложенных учителем. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает  совершенствование урока.   С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие  технологии, как: Информационные и коммуникативные технологии.  Технология, основанная на создании учебной ситуации.  Технология, основанная на реализации проектной деятельности.  Технология, основанная на уровневой дифференциации.  Технология деятельностного метода. Деятельностный метод ­ метод, при котором ребёнок не получает знания в  готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной  деятельности. Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке: Этапы урока 1 Мотивация к  учебной  деятельности 2 Актуализация  знаний и  фиксация  индивидуального  затруднения в  пробном  Организующая роль учителя Создают условия для возникновения у ученика  внутренней потребности включения в деятельность  («хочу») и выделения содержательной области  («могу»). Организует подготовку учащихся к самостоятельному  выполнению пробного учебного действия: 1)  актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных  для построения нового способа действий; 2)  тренировку соответствующих мыслительных  операций. В завершении этапа создается затруднение в 3 4 5 6 7 8 9 действии. Выявление места  и причины  затруднения Построение  проекта выхода из затруднения Реализация  построенного  проекта Первичное  закрепление с  проговариванием  во внешней речи Самостоятельная  работа с  самопроверкой по эталону Включение в  систему знаний и  повторение Рефлексия  учебной  деятельности. индивидуальной деятельности учащимися, которое  фиксируется ими самими. Организует выявление учащимися места и причины  затруднения: 1) организовывается восстановление  выполненных операций и фиксация места, шага, где  возникло затруднение 2) выявление причины  затруднения­ каких конкретно знаний, умений не  хватает для решения исходной задачи такого класса  или типа. Организует процесс открытия нового знания, где  учащиеся в коммуникативной форме обдумывают  проект будущих учебных действий: ставят цель,  строят план достижения цели, выбирают метод  разрешения проблемной ситуации. Организует: обсуждение различных вариантов,  предложенных учащимися;  выбор оптимального  варианта, который фиксируется вербально и знаково.  Уточняет характер нового знания. Организует усвоение учениками нового способа  действий при решении типовых задач с их  проговариванием (фронтально, в парах или группах). Организует самостоятельное выполнение учащимися  задания на новый способ действия и самопроверку на  основе сопоставления с эталоном. Создает, по  возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Организует выявление границ применения нового  знания, повторение учебного содержания,  необходимого для обеспечения содержательной  непрерывности. Организует оценивание учащимися собственной  деятельности, фиксирование неразрешённых  затруднений на уроке как направления будущей  учебной деятельности, обсуждение и запись  домашнего задания. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к  миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю ­ не знаю», «умею ­ не  умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и  делаю». Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,  необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их  познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными  становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают: • процессуально­целевая ориентация; • относительная целостность; • ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие  своих познавательных возможностей; • представление процесса обучения как творческого поиска решения  познавательных задач; • познавательная рефлексия; • активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор  вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность); • позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и  воспроизводимость результатов. Это такие технологии, как  Проблемно­диалогическая технология Основным средством развивающих технологий становятся продуктивные задания.  Технология развития критического мышления  Кейс­технология  Исследовательская технология обучения  Информационная технология  Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах  Проблемно­развивающая технология  Рейтинговая технология  Технология модульного обучения  Технология коллективного способа обучения (авторская)  Здоровье­сберегающая технология  Личностно­ориентированная технология  Технологии игрового обучения В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют  вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально­ привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует  процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации,  самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры, а также   оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов  (в том числе учебных). Подведя итоги доклада Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира. Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально­ценностная оценка – формирование мировоззрения. Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"

Доклад по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017