В докладе описывается процесс самооценки в учреждении. Определены цели проведения самооценки, этапы проведения. Определены разделы работы по которым проводится самооценка. Рассказывается об источниках информации для проведения самооценки. В докладе освещаются основные направления работы учреждения и управленческие решения которые были приняты после проведения самообследования.Доклад
«Самооценка как инструмент развития образовательного учреждения»
Доклад
В процессе управления образовательным учреждением большую роль
играет самооценка. Именно она — наиболее популярный и эффективный
метод совершенствования деятельности учреждения. К преимуществам
самооценки можно отнести сравнительную простоту, возможность проведения
её в учреждении без привлечения внешних специалистов, нацеленность на
определение новых приоритетов с целью улучшения работы.
В нашей школе фундаментом для самооценки служат результаты
самообследования, которое проводится ежегодно в соответствии с
локальными нормативными актами.
Целями проведения самообследования являются обеспечение
доступности и открытости информации о деятельности Учреждения,
подготовка результатов самоанализа и корректировка работы учреждения с
целью повышения эффективности деятельности.
Процедура самообследования включает в себя несколько этапов:
планирование и подготовку работ по самообследованию Учреждения
( приказ об утверждении состава рабочей группы по проведению
самообследования: директор, зам.директора по УВР, АХР, главный
бухгалтер, руководители школьных методических объединений, социальный
педагог, педагогбиблиотекарь, учительдефектолог, руководитель школьного
научного общества обучающихся и утверждения графика работы рабочей
группы);
организацию и проведение самообследования в Учреждении (каждому члену
рабочей группы определяется объем обследования);
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета управляющим советом учреждения.
Оценка деятельности проводится по следующим разделам которые
тесно переплетаются между собой:
1.
Работа с педагогическими кадрами (повышение квалификации и
аттестация, методическая работа)
2. Учебная деятельность (анализ успеваемости, анализ препрофильной
работы, анализ ГИА)
Реализация подпрограммы «Одаренные дети»
3.
4. Воспитательная работа (развитие школьного самоуправления, работа по
профилактике поведенческих болезней ЗОЖ,
патриотическое и
нравственное воспитание, экологическое воспитание и безопасность
жизнедеятельности, спортивнооздоровительное воспитание, безопасность
дорожного движения, эстетическое воспитание, профориентационная
работа, работа школьной библиотеки, внеурочная деятельность,
взаимодействие с социумом)5.
Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних
6. Материальнотехническое обеспечение
Мы используем различные источники информации на основе которых
проводится самооценка.
Остановимся на некоторых разделах и тех управленческих решениях,
которые были приняты по результатам обследования.
Работа с кадрами является одним из приоритетных направлений в
деятельности учреждения.
В анализе находит отражение информация об укомплектованности
кадрами, доли педагогов, аттестованных на 1 и высшую категории, доли
педагогов, имеющих документ о повышении квалификации, доли
педагогических работников до 30 лет, молодых специалистов.
Анализ работы школы по данному направлению выявил следующие
проблемы:
наличие педагогов со средним специальным образованием, с высшим
непедагогическим;
нежелание педагогов аттестовываться на 1 и высшую
квалификационную категорию.
Что удалось сделать за последние 2 года в этом направлении.
Была разработана в 2014 году карта профессионального роста педагога,
позволяющая каждому педагогу выстроить траекторию своего развития,
которая была согласована с заместителем директора по УВР и утверждена
директором учреждения. Отчет по выполнению мероприятий проводился
ежегодно в мае по методическим объединениям учителей предметников на
совещании при директоре. Целенаправленная работа уже сегодня приносит
свои результаты:
все педагоги имеют педагогическое образование;
4 педагогов получили высшее образование;
3 прошли переподготовку;
увеличилось количество педагогов с высшей квалификационной
категорией с 1 до 7 по сравнению с 2014 годом и в следующем учебном году 5
педагогов планируют аттестацию на высшую квалификационную категорию;
увеличилось количество педагогов принимающих активное участие в
конкурсах профессионального мастерства различного уровня, активно
распространяющих свой опыт.
Но есть и проблема это аттестация на 1 квалификационную категорию.
Одной из проблем остается так же проблема подбора кадров. Администрация
учреждения видит выход из данной ситуации в работе с выпускниками 11
классов по целевому обучению на педагогические специальности ивозвращению в профессию учителей, занятых в других областях экономики
района. За последние три года в профессию было возвращено 5 педагогов.
Одним из блоков самоанализа являются результаты учебной
деятельности. Проблема нестабильности качества знаний наверно стоит у
всех. Поэтому была разработана программа «Повышение
качества
образования 20142019 год» в которой мы установили целевые ориентиры %
качества образования по школе. На сегодняшний день мы выполняем свои
намеченные планы, но и есть проблема если рассматривать отдельно качество
знания по ступеням образования. Есть над чем работать и к чему стремиться.
К одним из управленческих решений можно отнести отказ от бумажной
версии журнала и переход на электронный. Мониторинг качества обучения по
средневзвешенному баллу отдельных учащихся и класса в целом помогает
отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и
сильные стороны, проанализировать и оценить результативность обучения,
оценить эффективность учебного процесса, а учителю позволяет
осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Мониторинг мы
проводим 2 раза в месяц.
Оценивание качества обучения по четвертным и годовым отметкам
остается основным фактором работы. При анализе данных результатов
необходимо помнить и о том, что возникают сразу вопросы: как сработала
школа, почему возник процесс ухудшения в качественном показателе и
другие. Ответить на них позволяют дополнительная информация и сравнение
работы уже отдельных классов, работа по отдельным предметам.
В отдельный блок самоанализа мы выделили работу с одаренными
детьми.
Критерии и показатели доля победителей и призёров олимпиад,
конкурсов всех уровней, развитие научноисследовательской деятельности
обучающихся.
Анализ работы школы по данному направлению позволил выделить
основные проблемы:
Отсутствие системной работы с одаренными детьми.
Прежде всего, это отсутствие своевременной профессиональной диагностики
одаренных детей, которая позволила бы выявить индивидуальные
возможности и интересы детей.
Педагоги учреждения не всегда готовы осуществлять психолого
педагогическую поддержку одаренных детей.
Слабо налажена работа по взаимодействию с вузами края.
В качестве приоритетных выделены следующие задачи, решение
которых позволило:
1.Создать развивающее пространство, которое наполнено следующим
образом:Учебная деятельность представлена направлениями:
углубленное изучение предметов
создание профильных классов (социальноматематический)
формирование индивидуальных учебных планов;
реализация проекта дистанционного образования детейинвалидов в
Хабаровском крае;
набор элективных курсов для старшей школы; ежегодная презентация
педагогами вариантов курсов учащимся для возможности создания
индивидуальной траектории обучения.
Внеучебная деятельность: создано пространства, где дети могут проявить,
реализовать свои способности: совет старшеклассников, прессцентр,
ежегодный конкурс «Ученик года», который проходит в несколько этапов
защита проектов «Моя будущая профессия», интеллектуальные конкурсы,
финалпрезентация, оформление страницы «история успеха» на школьном
сайте; а самое основное создано школьное НОУ «Интеллект» по работе
с одаренными детьми, выстроенное таким образом, чтобы эффективно и
своевременно выявлять и развивать интеллектуальнотворческий потенциал
личности каждого ребенка. С целью развития исследовательской и проектной
деятельности учащихся ежегодно проводятся обучающие семинары
практикумы для членов НОУ по организации исследовательской
деятельности. Для педагогов, которые занимаются с
учащимися исследовательской и проектной деятельностью, проводятся
семинарыпрактикумы по методике подготовке детских исследовательских и
проектных работ к конкурсам и конференциям.
5 лучших исследовательских работ были отправлены на районную
научно – практическую конференцию «Эврика2018». 3 стали победителями и
призерами.
В школе повышению познавательной активности способствует
проведение различных игровых занятий, мероприятий.
Большое внимание уделяется конкурсному движению в школе.
Обучающиеся активно участвуют в конкурсах и мероприятиях различного
уровня. Всего было принято участие и проведено в этом учебном году 145
мероприятий. Охват составил 828 человек.
Основные задачи данных конкурсов выявление и поддержка
творческих, одаренных, талантливых, инициативных учащихся; формирование
положительной мотивации на успешность в учебной и творческой
деятельности.
Досуговая деятельность: мы живем в поселке, где имеется 2 дома
культуры и музыкальная школа. Так как нет большого разнообразия
досуговой деятельности, то мы постарались решить эту проблему на базе
учреждения. Общее количество детских объединений, кружков, секций 21,
не включая занятия внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО и ФГОС
ООО. В прошлом учебном году прошла лицензирование дополнительнаяобразовательная программа «Плавание». Общая занятость на базе учреждения
64%.
С целью выявления, развития и поддержки одаренных детей ежегодно
школа организует участие обучающихся во всероссийской олимпиаде
школьников. Победителями и призерами муниципального этапа стали 10
человек.
Четверо учащихся школы приняли участие и в региональном этапе
олимпиады.
Результатом выстроенной работы можно назвать победу в конкурсе
среди общеобразовательных организаций, расположенных на территории
Хабаровского края, на получение денежного вознаграждения на реализацию
лучшего проекта работы с одаренными детьми в 2015/16 учебном году в
номинации "Проектдебют".
Проведение самооценки – дело не простое. Оно требует не только
больших временных и трудовых затрат, но и умения не прятаться от проблем,
не закрывать на них глаза, быть честными перед собой. Нужно только понять,
что недостатки – дело поправимое, а их устранение во многом зависит от
точного выявления причин и составления реального плана действий. Но
именно самооценка различных сфер деятельности образовательного
учреждения позволяет получить более конкретную объективную информацию
о состоянии образовательной системы и педагогических процессов,
активизировать познавательную и творческую деятельность всех участников
образовательного процесса по повышению качества образования. Самооценка
дает школе возможность эффективно оценивать результаты своей
деятельности и определять стратегию дальнейшего развития.
Директор МБОУ СОШ №3
пос.Эльбан И.В.Янюнвун