Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"
Оценка 4.8

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
математика
1 кл
27.09.2017
Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"
В данном докладе описываются способы развития мотивов учения. Отмечено, что главная задача учителя состоит в том, чтобы довести до сознания ребёнка те мотивы, которые общественно значимы и имеют достаточно высокий уровень действенности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но на их поведение не влияют.
Способы формирования познавательной мотивации школьников.docx
Павлова О.И. Способы формирования познавательной мотивации младших школьников Развитие мотивов учения идет двумя способами: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника. В первом способе главная задача учителя состоит в том, чтобы с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно значимы, и имеют достаточно высокий уровень действенности. Например - получение хорошей отметки, она занимает большое место в формировании мотивации учения. Но ученики первого класса ещё не понимают её социального смысла. И лишь переживания ими положительных или отрицательных эмоций при получении хорошей или плохой отметки стимулируют учеников к работе. Безотметочное обучение снижает тревожность учащихся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета. Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В исследованиях Н.Ф.Талызиной отмечено, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках в одной четверке?». Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель-учащийся», а отношения между учащимися. А. К. Маркова указала следующие способы формирования мотивов учения. Первый способ – его иногда называют «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. В этом случае школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй способ «снизу вверх» - ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт. У школьника складываются реально действующие мотивы. Единство же этих способов воспитания должно дать правильное сочетание «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личность школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения. Обобщив исследования можно выделить следующие способы формирования мотивов учения:  создать ситуации, в которых могут проявиться разные мотивы;  создать условия соподчинения мотивов, т.е. их  «борьбы» (выбора): -ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование); -выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных); -выбор из двух заданий; -выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. Показать направление процесса формирования мотивов учения школьников помогут уровни развития учебной мотивации школьников, выделенные А. К. Марковой: - Отрицательное отношение к учителю: преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания, объяснение своих неудач внешними причинами, неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе. - Нейтральное отношение к учению: неустойчивый интерес к внешним результатам учения, переживание скуки, неуверенности. - Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению: широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя, широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности, неустойчивость мотивов. - Положительное отношение к учению: познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний. - Активное, творческое отношение к учению: мотивы самообразования, их самостоятельность, осознание соотношения своих мотивов и целей. - Личностное, ответственное, активное отношение к учению: мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно- познавательной деятельности, устойчивая внутренняя позиция, мотивы ответственности за результаты совместной деятельности. Основываясь на описанных уровнях мотивации Н. Ф. Талызина, предлагает следующую коррекционную работу. «Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему лучше понять материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важно дать ученику нестандартные задания. В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению. Таким образом, постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности» и, конечно, использование современных технологий обучения, к которым относится проблемное обучение.

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"

Доклад по теме: "Способы формирования познавательной мотивации младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2017