Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "
Оценка 4.9

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Оценка 4.9
Документация
doc
математика
Взрослым
01.12.2017
Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "
В докладе "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ " Раскрывается практическая силу научных знаний, возможность применения приобретаемых на уроках математики знаний в жизни человека при решении бытовых и практических вопросов. Также показывается межпредметная связь уроков.
доклад прак. напр..doc
МАОУ «Белоевская  общеобразовательная школа – интернат  для обучающихся с ОВЗ » Доклад «Практическая направленность уроков математики – важное средство  социализации обучающихся с ОВЗ ».                                                                                                   Бушуева А.Д.  Подготовила             учитель математики с. Белоево 2017 год                                             «В учении, чтобы не формально усвоить материал,                                          нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы                      обучение вошло в жизнь, чтобы оно  имело                               жизненный смысл для учащихся». (А. Герцен)     Основная   задача   учителя     ­   максимальное   преодоление   недостатков познавательной   деятельности   и   эмоционально­волевой   сферы   школьников   с ограниченными   возможностями   здоровья,   подготовка   школьников   к   жизни   и деятельности   в   новых   социально   –   экономических   условиях,   получение   более широкой,   жизненно   важной   информации   для   дальнейшего   выбора   профессии, трудоустройства,   свободной   ориентировки   в   современном   обществе   и   быту. Реализация   данной   задачи   невозможна   без   поиска   и   совершенствования   новых методов,   приёмов   и   средств   обучения,   в   т.   ч.   и   математике.   Одним   из   способов решения   проблемы   социализации   выпускников   специальных     школ   к   условиям современной действительности является внедрение в содержание курса математики задач   практической   направленности   –   это   экономические,   профориентационные, социальные и другие типы задач. Использование задач с практическим содержанием способствует обеспечению более осознанного овладения математической теорией и практикой, создает условия для осуществления связи обучения математики с жизнью, развития   межпредметных   связей   и   способствует   более   успешной   социализации выпускников в современном обществе. Необходимость в новых подходах к обучению математике и, в частности решению задач, вызвана практикой обучения и изменением содержания   образования   в   современной   школе   с   учетом   обновления   социально­ экономических потребностей и условий развития общества.   На сегодняшний день проблема обучения детей с ОВЗ математике в старших классах имеет достаточное методическое освещение в теоретической литературе, в практической деятельности, имеются   современные   психолого­педагогические   рекомендации   по   обновлению содержания и организации образовательного процесса, однако требует переработки содержание задач   учебников по причине некоторого отставания относительно новых социально   –   экономических   условий.   Результатом   изменений   можно   считать следующее:              ­   Задачи   с   практическим   содержанием   усиливают   познавательный   интерес   у школьников к изучаемому предмету. Под влиянием данных задач учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.            ­ Раскрывают перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения   приобретаемых   на   уроках   математики   знаний   в   жизни   человека   при решении бытовых и практических вопросов. ­Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.             ­     Ориентироваться   и   использовать   меры   измерения   пространства,   времени, температуры   и   др.   в   различных   видах   обыденной   практической   деятельности, Разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.      ­ Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни».           Вывод: практическая   направленность   преподавания   математики   в   школе,   связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции   недостатков   психофизического   развития,   подготовки   учащихся   к овладению   профессией   и   дальнейшей   социальной   адаптации.   Важную   роль   в обучении   детей   математике   выполняют   задачи.     Учителю   следует   правильно подбирать содержание задач. При подборе арифметических задач  учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно­популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей,   не   иметь   незнакомых   слов.   Уделяется   большое   внимание   самостоятельной работе,   при   осуществлении   дифференцированного   и   индивидуального   подхода. Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию   и   составлению   задач,   то   есть   творческой   работе   над   ней. Самостоятельное   составление   и   преобразование   задач   помогает   усвоению структурных   её   компонентов   и   общих   приёмов   работы   над   задачей.   К   задачам практической   направленности,   наряду   с   общими   требованиями   предъявляются следующие дополнительные требования:      а) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;     б) доступность школьникам используемого нематематического материала;        в) реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.                      С дидактических позиций осуществление межпредметных связей, как и связи обучения математике с жизнью в целом, предполагает широкое использование фактов и зависимостей из других учебных дисциплин для мотивации введения, изучения и иллюстрации   абстрактных   математических   понятий,   формирования   практически значимых умений и навыков.            На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках географии, биологии, рисования, физической культуры, трудового обучения, СБО.   Сведения   из   этих   дисциплин   смогут   служить   материалом   для   составления арифметических   задач,   числовых   выражений.   Например:  на   уроках   трудового обучения:     1.Знание расхода материала на то или иное изделие;           2.Производят   разметку   и   обработку   деталей   прямоугольной,      квадратной, треугольной и т.д. форм по заданным размерам; 3.Измеряют периметр и площадь участка;       4.Оределяют количество семян для посадки, количество вносимых удобрений;     5.Знание   урожайности   культурных   растений,   надоев   молока,   средней            массы животных; На уроках истории: 1. Определяют продолжительность и удаленность исторических событий; 2. Знание дат исторических событий;  На уроках физкультуры: 1.Осознают и ощущают взаимосвязь между временем, расстоянием и  скоростью; На уроках русского языка: 1.Используют   математический   словарь   (запись   числительных,  математических терминов и выражений). На уроках географии: 1.Знание протяженности границ нашей Родины и других стран; 2.Знание длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами (морями,  озерами); 3.Используют знания, полученные на математике при изучении тем  «Масштаб»,  «План» и т.д. На уроках СБО: 1.  Экономика домашнего хозяйства (бюджет семьи, расчет и платежи за  коммунальные услуги);  2.Виды приобретения одежды, мебели  (наличными и в кредит); 3.Сбережение средств, услуги банка. Использование  межпредметных связей помогает учителю осуществлять:   ­  смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;  ­ облегчает подготовку к уроку учителя; ­ расширяет возможности иллюстративного сопровождения урока; ­ организовывать самостоятельную деятельности учащихся; ­    подготовку печатных материалов для учителя и ученика.  Вывод: реализация общеобразовательной, коррекционной и воспитательной  задач,   возможны при тесной связи преподавания математики с другими  учебными предметами. Взаимное проникновение знаний и методов в различные  учебные предметы не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития науки, создает благоприятные  условия для формирования научного мировоззрения. Интеграция расширяет  сферы, получаемой детьми информации, происходит сближение содержательной  и функциональной сторон обучения математике.  С   изменением   в   стране   экономической   ситуации,   сюжеты   многих   задач устаревают,   поэтому   задачи   учебника   надо   дорабатывать.  Учащиеся   лучше понимают   предметную   ситуацию,   если   сами   выполняют   определённые операции. При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения.   Это могут   быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на   питание   детей,   ремонт   зданий,   цены   в   магазинах   и   другие.   На   уроках   по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания дети узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость завтрака, обеда и ужина по   меню   своего   класса.   Используя   цены   на   продукты   питания,   предлагается  решение задачи:  на сумму в 400 рублей купи себе продукты на один день. Далее дети предлагают,  что можно приготовить из этих продуктов.           Такие   задачи   профессионально   ориентируют   учащихся   и   воспитывают уважение к людям труда.       Основные   приёмы   подбора   задач,   способствующих   трудовому   воспитанию таковы: 1.Изменение   формулировок   некоторых   задач   в   существующих   учебниках   в соответствии с реалиями времени; 2.Дополнение задач вопросами, имеющими воспитательное значение; 3.Составление   новых   задач,   содержание   которых   способствует   трудовому воспитанию.          Большое   внимание   при   составлении   задач   уделяется   расчету   семейного бюджета,   его   расходам   и   экономии.   Например,   при   решении   задач   по   теме «Площадь» предлагается деловая игра.   Ваша фирма  оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать   количество   материала,   необходимое   для   выполнения   ремонта,    стоимость материалов; стоимость выполненных работ. Фирме выдаётся пакет документов:  1.Заказ на выполнение услуг по ремонту комнаты. 2. Прайс­лист цен строительных материалов. 3.  Прейскурант цен на стоимость услуг. 4. Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры. Комната имеет пол прямоугольной формы со сторонами 5м и 3,5м. Высота  потолка 3 м. Необходимо выполнить следующее работы:   а).   Сделать   навесные   потолки.   Для   выполнения   работы   используют   плитку квадратной формы со стороной 50 см, по периметру – бордюр. б) Наклеить на стены обои. Используются обои шириной 80см, длина рулона 10м. в) Выложить ламинат.  Предлагается произвести настил пола, используя плитки, имеющие форму прямоугольника (размеры дети должны узнать заранее).      Во время работы постарайтесь применить свои знаний на практике, на первый план   должно   выступить   математическое   содержание   работы,   не   забывайте   об экономии материалов.        Привитие   элементарной   экономической   грамотности   является   одним   из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.      Подобные   знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены­  1.На овладение учащимися элементарными экономическими понятиями.  2.На раскрытие экономической сути вопросов быта, сельского хозяйства, сферы торговых отношений.  3.На успешную адаптацию в быту.  4.На включение в производственную деятельность.           Содержательная   часть   задач   основывается   на   настоящих   и   будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник,   я   –   участник   финансового   рынка,   я   –   потребитель,   я   – производитель и др.). Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения,   навыки   по   математике   на   практике.   Они   помогают   мне   знакомить учащихся   с   такими   сферами   жизни   как   профессиональная   деятельность, совершение  и оплата покупок, совершать разнообразные денежные расчеты; дает возможности   для   коррекции   познавательной   деятельности   учащихся.   При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам.        Например,   учащимся   предлагается   выполнить   расчёт   платежей   за коммунальные   услуги:   воду,   отопление,   канализацию.   Большинство   учащихся проживают в сельской местности, поэтому предлагаются тарифы села.  Каждый вид   услуги   требует   объяснения,   учащиеся   должны   знать,   какие   услуги   нами оплачивается и где, а так же что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно­коммунальных хозяйств. В целях подготовки учащихся к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права.  Задача  1. В семье 4 человека. Сколько стоит оплата в месяц за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды? Как изменится плата за воду. Если поставить счетчик? (Тариф ­39р.40к.) Задача 2. Сколько платит семья из пяти человек за вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) в месяц? Изменится ли  плата, если будет проживать меньше жильцов?  (Тариф 16р.) Задача 3. В семье 3 человека. Рассчитать оплату за канализацию  (водоотведение) за месяц? (Тариф – 44р.80к.) Задача 4. Далее предлагается подсчитать общую сумму.  Задача  5.  Отец   получает   17   125   рублей   в   месяц,   зарплата   матери   –   12   850 рублей. Квартплата составляет 2500 рублей в месяц. Положена ли субсидия этой семье ЖКУ?  Примечание.   Максимальная   доля   расходов   на   оплату   ЖКУ   (жилищно­ коммунальных услуг) составляет 22% от среднемесячного совокупного дохода. Задача 6. Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32 кв.м. Сколько стоит   оплата   за   отопление.   Изменится   ли   оплата   за   отопление,   если   в   семье станет на 1 человека больше? Почему? Методика   решения   экономических   задач   для   коррекционной   школы отличается детализацией.  Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых программ. Для решения более сложных экономических задач создаётся алгоритм в форме технологической карты, например: посмотреть на счётчик   –   снять   показания   ­   записать   показания   в   тетрадь   –   сравнить   с показаниями   за   предыдущий   месяц   –   произвести   вычисление   –   полученные данные   умножить   на   тариф   –   полученную   сумму   вписать   в   квитанцию   – произвести оплату на почте или в банке. При решении данной задачи следует сообщить   учащимся,   что   оплату   за   электроэнергию   надо   производить ежемесячно, своевременно (до 10 числа месяца, следующего за расчетным).      В   активный   словарь   учащихся   вводятся   понятия:   «коммунальные услуги»,   «абонентская   плата»,   «техобслуживание»,   «тарифы»,   «льготы», «субсидии»,   «наем   жилья»,   «себестоимость»,   «договор»,   «электроэнергия»,  «кабельное   телевидение»,   «штрафы»,   «пени».   Вводимые   термины   могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся.      Среди практических задач следует  выделить задачи на проценты. К текстовым задачам на проценты относятся задачи, в которых речь идет о вкладах в банк под тем или иным процентом, о прибыли, о выполнении плана, об изменении цены на товар.  Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых   задач.   Задачи   на   проценты   актуальны,   так   как   сфера   практического приложения процентных расчетов расширяется. Это повышение цен; объявления коммерческих банков, привлекающих деньги населения на различных условиях; сведения о повышении процента банковского кредита; сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов и т.д.  Огромное воспитательное значение имеют задачи об экономии и бережливости. Задача  1.  Расход   семьи   Ивановых   за   электричество   составлял   650   рублей   в месяц.   После   замены   ламп   накаливания   на   энергосберегающие   лампы   они сэкономили   20%   денег   потраченных   ранее.   Сколько   рублей   в   месяц   стали платить Ивановы за использованное электричество? Задача  2.  Дверь  подъезда  многоэтажного дома вследствие   ребячьих  шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 18 700 рублей и за установку – ещё      2 300 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья, если в установке участвовало 5 семей? Задача  3.  Семье на зиму надо 12 куб.м дров. Сколько денег надо заплатить за дрова, если машина, вмещающая 5 куб.м   дров стоит 5 500р. Расколка 1куб.м стоит 160р.?Сколько будут стоить дрова, если расколоть самим? Решение экономических задач дает положительные результаты: значительно увеличивается   активность   детей   на   уроке;   развивается   мотивация   к   учению; расширяется личный опыт учеников; преодолевается оторванность математики от реальной жизни; повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому); приучает   к бережливости, экономии, предприимчивости.    Работа по воспитанию в процессе обучения   математике   будет   эффективной,   если   она   проводится   в   различных видах   учебной   деятельности:   в   процессе   овладения   теорией   предмета,   при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися.         В процессе обучения проводились   самостоятельные,   контрольные   работы.   Задачи   практической направленности   использовались   как   при  проведении  устного  счета,  так   и  при выполнении письменных работ.  Блиц – турнир.  (Для устного счета 9 класс) 1.Чему равна площадь земельного участка, если его длина 80м, а ширина 30м? Сколько это соток? 2.   Килограмм   сахарного   песка   стоил   30р.   Цена   повысилась   на   1\3   часть   от прежней цены. Сколько рублей стал стоить сахарный песок? 3. Зимняя шапка стоила 3 000р. Весенняя скидка составила 0,1 от прежней цены. Сколько рублей стала стоить шапка? 4. Два вороха сена и три вороха сена свезли вместе. Сколько ворохов сена стало? Задачи для устной контрольной работы. Вариант 1. Задача 1. В магазине  скидки на электротовары составляют 10%. Сколько будет стоить телевизор, если его цена 15 500р.? Задача 2. Кочегару выплачивается премия в размере 25% от месячного тарифа. Какую зарплату получит кочегар, если среднемесячный тариф 10 800р.? Вариант 2. Задача   1. В   магазине   «Мебель     »   скидки   на   электротовары   составляют   10%. Сколько будет стоить диван , если его цена 9500р.? Задача 2. Повару  выплатили премию в размере 10% от месячного тарифа. Какую зарплату получит повар, если среднемесячный тариф 10 300р.?  Задачи   такого   рода   закрепляют   специальные   математические   умения: измерительные навыки, устные и письменные вычислительные умения.  А самое главное   показывают   нужность   математики   во   всех   сферах   человеческой деятельности:  в быту, строительстве, сельском   хозяйстве.        Для   укрепления межпредметных   связей   курса   и   других   предметов,    использовать на своих уроках знания учащихся, которые они получают на уроках естествознания,   на   занятиях   социально­бытового ориентирования,  профессионально­трудового   обучения   и,  даже,  их   небольшой жизненный опыт. Например, задачи для укрепления межпредметных связей.   рекомендуется       истории,   географии, Задача 1.Одна личинка колорадского жука за свою жизнь съедает 6,2 г листьев картофеля,   а   взрослый   жук   в   4   раза   больше.   Сколько   картофельной   ботвы съедает 25 взрослых жуков за день, месяц, лето? (Биология) Задача 2 .Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара. Определите массу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста. (СБО) Задача 3.На земном шаре 250000 видов высших растений. По мнению ученых, каждый   десятый   вид   находится   под   угрозой   исчезновения.   Сколько   видов растений находится под угрозой вымирания? (экология)  Задача 4.Пакет для продуктов рассчитан на 3кг. Если в такой пакет положить более 3кг, он может разорваться. Выдержит ли пакет набор продуктов: ­пакет пельменей  800г ­2 батона, каждый по 650г ­   пакет   молока   1л?   (СБО)  Задача   5.Отпуск   работника   предприятия   должен составлять 28 календарных дней. Какого числа он должен выйти на работу, если в отпуск ушел с 14 июля. (СБО) Задача 6.Общая длина сибирских  рек Оби, Лены, Енисея 12142км. Длина Лены  4 400км, длина Енисея 4 092км. Чему равна длина реки Обь? (География) Задача 7.. Для приготовления беляшей для четырех человек требуется для теста: 0,5кг муки, 0,2кг молока или воды, 0,02кг дрожжей, чайной ложки соли; для фарша: 0,4кг мяса, 0,15кг лука, 0,1кг подсолнечного масла для жарения, соль. Сколько   потребуется   продуктов   для   того,   чтобы   испечь   беляши   для   двух человек? (СБО) Таким   образом,  для   укрепления   межпредметных   связей   математики   и  других предметов рекомендуется: 1.Установление, на основе общей заинтересованности в результате обучения,  прочных связей в работе преподавателей математики и других предметов,  согласование общих целей и требований; 2. иллюстрация математических понятий и предложений примерами, взятыми из  практики изучаемых предметов; 3. составление и решение задач по математике с практическим содержанием, на  основе данных изучаемых предметов      Знания и умения, полученные при решении задач нужны  любому человеку в практической   жизни.   жизненно­необходимые представления   об   экономической   действительности,   о   разумном   потреблении, умение   планировать,   рассчитывать   можно   и   нужно   формировать   у   учеников коррекционной школы, особенно у детей, проживающих в интернате, выходцев из неблагополучных семей.            Подобные задачи  активизируют познавательную деятельность   умственно   отсталых   школьников,   делают   урок   содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию   Как   показывает   опыт, обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.     Дальнейшее использование задач с практическим содержанием предполагает и дальнейшее   совершенствование   путей   их   реализации,   планирование   работы   в школе, координацию деятельности всех участников педагогического процесса: использование межпредметных методических объединений, расширение практики интегрированных   уроков   по   математике,   а   также   организация   внеурочной деятельности (кружки, факультативы). Все это будет способствовать усиления и укреплению   связей   математики   с   другими   науками   и   с   жизнью.    Вывод: Рассматривая  социализацию как процесс  активного поиска  человеком своего   места   в   жизни   сообразно   своим   возможностям   и   психологическим особенностям,   способность   ориентироваться   в   ней   и   успешно   трудиться, анализируя   рекомендации   по   обновлению   содержания   образования   в коррекционной школе, необходимо приблизить содержание обучения математике к   требованиям   современного   общества   с   учётом   меняющихся   социальных   и экономических условий.

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ "

Доклад "Практическая направленность уроков математики -важное средство социализации для обучающихся с ОВЗ  "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2017