Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"
Оценка 4.7

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Оценка 4.7
Лекции
doc
музыка +1
Взрослым
28.01.2017
Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"
Автор статьи поднимает вопрос о проблемах в изучении достаточно сложного предмета в детской музыкальной школе - сольфеджио. Основываясь на свою практику работы в музыкальной школе, изучая опыт ведущих педагогов: Вендрова Н. Ф., Тарасова Г. С., Боровик Т. А. и других, автор предлагает преодолеть это препятствие - Сложное восприятие детьми сольфеджио, анализирует и предлагает пути их преодоления.Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в Детской музыкальной школе и пути их преодоления"
Проблемы преподавания теоретических.doc
1                Проблемы   преподавания   теоретических             дисциплин   в   ДМШ  и  пути  их  преодоления.                                                                      I       Сколько  бы  ни  говорилось  о  важности  и  пользе  занятий  сольфеджио,  эта  дисциплина  по  прежнему  несет  за  собой  славу  предмета  скучного,  сложного  и,  главное,   «непонятно зачем  нужного».  Причем  такое  мнение  распространено  не только  среди  учащихся,  но,  зачастую,  и  среди  родителей.  Многочисленные  попытки  привнести  в  занятия  «развлекательное начало»  спасают  ситуацию  лишь  частично – подобные  приемы,  носящие,   как правило,  «популистский»  характер  способны  на  первое  время привлечь  на   игровые  уроки  учащихся  младших  классов,  но  редко дают  реальное  «прибавление»  в  качестве  изучения  теоретического материала  и   освоения  необходимых    навыков.     При  поступлении  в  училище  нередко  можно  встретить  абитуриентов,  неплохо   владеющих  инструментом,  но  слабо  демонстрирующих  подготовку  сольфеджио.     Можно  ли  радикально  исправить  эту,  ситуацию.  Для  этого   нужно, прежде  всего  вспомнить старую прописную истину  и  признать, что   полноценное  музыкальное  образование  невозможно  получить,  не прилагая  для  этого  определенных  усилий.  Музыкальное  образование  –  это  не  развлечение,  не  игра.  Музыкальное  образование ­ всегда    преодоление,  всегда  какая­то  жертва.  И  задача преподавателя   состоит в  том,  что бы  научить  преодолеть,  а  не избежать  встающие   на пути ученика  трудности.  При  этом  стоит  помнить,  что   музыкальная  школа  призвана  воплощать  принципы  разностороннего   музыкального  образования.                                                       I     Что  касается  «сложности»  изучения  музыкальной  грамоты  и   освоения  необходимых  навыков  сольфеджирования  и  слухового   анализа,  то  нужно  признать,  что  в  подавляющем  большинстве   случаев  это  проблема ­   результат  группового  метода  обучения.   Всегда  в  группе  найдется  несколько  учеников   относительно  более 2 или  менее  подготовленных,  обладающие  большими  или  меньшими   музыкальными  способностями.  Достаточно  по  болезни  или  по   какой­либо  другой  причине  пропустить  несколько  занятий,  и   учащийся    автоматически  переходит  в  разряд  «отстающих» ­   вступает  в  силу  закон  «семеро  одного  не  ждут».     Программа  требует  изучения  нового  материала  и  почти  не  дает   возможностей  для  маневра,  оставляя  учащегося  наедине  с   пропущенными  темами.  Так  или  иначе,  но  групповые  занятия   всегда  рано  или  поздно  приводят  к  тому,  что  некоторые  учащиеся   начинают  ощущать  психологический  дискомфорт  на  уроках   сольфеджио.       Думается,  большинство  преподавателей  сольфеджио  согласятся      с  позицией,  что  принципиально  «необучаемых»  учащихся   практически  не   существует,  даже  самого  «сложного»  ученика   можно  научить  если  не  в  полном  соответствии  с  программными   требованиями,  то  в  соответствии  с  его  способностями,  с  учетом   индивидуальных  особенностей.  И  зачастую  преподавателю  не   позволяют  уделять  учащимся  необходимое  для  этого  внимания   административные  сложности  и  отсутствие  свободного  времени.   Идеальный  вариант  решения  этой  проблемы – дифференцированное   разделение  групп  или  проведение  или  проведение  занятий  для   слабых  учеников,  где  преподаватели  могли  бы  в  полном  объеме   воплотить  принципы  индивидуального  подхода  к  обучению   учащихся.                                                          II    Не  менее  серьезный  вопрос ­  соотношение  «теории  и  практики»,   принципы  сочетания  процесса  изучения  теоретического  материала  и  практических  видов  работ  на  уроках  сольфеджио.   Необходимо   постоянно  иметь  в  виду,  что  сольфеджио,  это  прежде  всего   «практическая»  дисциплина,  основу  которой  составляет  собственно   сольфеджирование,  пение  по  нотам.   Зачастую  некоторый  «крен»  в   сторону  «теоретизирования»  этой  дисциплины  практикуется  в   работе  преподавателей.  С  другой  стороны,  само  сольфеджирование 3 хоть  и  можно  считать  своеобразным  видом  музицирования,  но  вряд  ли  стоит  ему  придавать  значение  некоего  самодостаточного  итога   занятий  в  классе  сольфеджио.  Как  бы  ни  интересно  сольфеджио   само  по  себе,  оно,  как  и  вся  дисциплина  в  целом,  носит   «прикладной»  характер,  являясь,  по  сути,   методом  развития   музыкальных  способностей.  То  же  самое  касается  и  некоторых   других  видов  «практической» работы  на  уроках  сольфеджио.  В   частности,  интонирование  интервалов,  аккордов  и  другие  подобные   упражнения.                                                          III    Несколько  иначе  обстоит  дело  с  навыками  слухового  анализа  и   написание  диктантов,  которые,  как  и  сольфеджирование,  будучи  с   одной  стороны  важными  методами  развития  музыкального  слуха  и   закрепление  теоретического  материала,  являются  в  то  же  время  и   вполне  самодостаточным  навыком,  владение  которым  зачастую   необходимо  каждому  музыканту.    Уже  на  этих  примерах  видно,  что  практические  виды  работы  на   уроках  сольфеджио  выполняют  самые  различные  функции: 1. развитие  музыкальных  способностей, 2. формирование  и  развитие  практических  навыков, 3. практическое  закрепление  теоретического  материала.    Все  эти  функции  сложным  образом  взаимосвязаны  между  собой  и  с  теоретической  частью  дисциплины,  причем  эти  отношения  носят   как  прямой,  так  и  обратный  характер.  То  есть  практические  виды   деятельности  не  только  способствуют  закреплению  теоретического   материала,  но  и  напротив,  изучение  теории,  в  свою  очередь,   оказывают  самое  благоприятное  воздействие  на  процесс  развития   навыков  и  музыкальных  способностей  в  целом.        Всю   систему  взаимосвязей  теории  и  функций  практических  видов деятельности  можно  показать  с  помощью  следующей  схемы: 4                                       Т Е О Р И Я  Музыкальные способности      Практические          навыки Закрепление     теории                                                                                          Схема   №  1                                                      IV    Несмотря  на  тесную  взаимосвязь  изучения  музыкальной  теории,  и  практической  работы  на  уроках  сольфеджио,  недопустима  жесткая   временная  привязка   «практики»  и  «теории».  Процесс  формирования развития  навыка  интонирования  и  слухового  анализа  у  детей,  не   имеющих  абсолютного  или  очень  хорошего  «относительного»  слуха,  как  правило,  занимает  значительно  больше  времени,  чем  процесс 5 понимания  материала  на  теоретическом  уровне.  Одно  дело   построить  интервалы  «на  бумаге»,  и  совсем  другое – научить  их   свободно  интонировать  и  определять  на  слух.    При  этом  необходимо  помнить  и  о  такой  функции  практической   деятельности,  как  закрепление  теории.  Оно  должно  и  может   совмещаться  с  функцией  повторения.    Исходя  из  этого,  должен  придерживаться  принцип,  при  котором   усвоение  теоретического  материала  через  практические  виды   деятельности  идет  с  некоторым  опозданием  и  занимает  значительно  больше  времени.    Схематически  этот  5­ступенный  цикл  можно  представить   следующим  образом:      Изложение  материала    Письменные  работы         Игра  на  фортепиано  Упражнения  на  интонирование                Слуховой  анализ 6                                       Схема  №  2     Эта схема  отражает  лишь  отношение  практических  видов  работы   только  к  пройденной  теории  и  не  призвана  отразить  полное   содержание  уроков.  Как  видно  закреплению  теоретического   материала  можно  отводить  до  двух  уроков,  второй  из  которых   целиком  посвящен  работе  над  практическими  навыками.  При  этом,   практически  работа  по закреплению  теоретической  темы  может   проходить  параллельно  с  изучением  новой  темы  и  продолжаться  в   течение  длительного  времени.  Конечно  же  подобную  схему   отношения  «теории»  и  «практики»  можно  нарушать  в  ту  или  иную   сторону.     Некоторые  темы  не  требуют  столь  основательного  закрепления   практической  работы;  с  другой  стороны,  на  изложение  некоторых   сложных  тем  может  потребоваться  два,  а  то  и  три  учебных  часа.   Как  бы  ни  было  интересно  изучение  музыкальной  теории  самой  по   себе,  или  развитие  музыкальных  способностей  в  целях  внутреннего   самосовершенствования,  настоящая  ценность  того  и  другого   проявляется  в  нормах  практической  музыкальной  деятельности.          Схема  1,  несмотря  на  всю  условность,  достаточно  убедительно   показывает  центральное  значение  функции  развития   практических  навыков.  Через  развитие  практических  навыков 7 осуществляется  функция  повторения  и  закрепления  теоретического   материала,  через  развитие  практических  навыков  в  большей  степени осуществляется  и  функция  развития  музыкальных  способностей  в   целом.     По  большому  счету,  пользу  от  занятий  сольфеджио  можно   оценить  только  после  того,  когда  будут  достигнуты  значительные   результаты  не  только  непосредственно  в  развитии  слуха  как   такового,  но  и  в  навыке  «слухового»  контроля  моторно­ двигательного  аппарата.  А  это,  как  правило,  дело  не  одного  года.   Удержать  надолго  интерес  ученика  только  «развлекательными   методами»  очень  сложно  и  этими  методами  вряд   ли  можно   создать  солидную  базу  для  серьезного  музыкального  образования.   Необходимо  найти  более  сильный  и  стабильный  импульс,  который   бы  «завел»  бы  весь  механизм  развития  музыкальных  способностей   ребенка.  В  качестве  одного  из  возможных  «стимулирующих»   механизмов  могла  бы  выступать  творческая  инициатива,  которая  в   той  или  иной  степени  присуща  каждому  ребенку  школьного   возраста.      Тем не менее, в рамках только дисциплины сольфеджио можно  организовать работу таким образом, чтобы потребность изучения  музыкальной теории и убеждения в необходимости развития  музыкальных  способностей  формировались на основе «творческого  импульса».    В перспективе есть разработки тем : 1) творческие формы работы 2) письменные формы работ 3) устные формы работ 4) игра на фортепиано 5) вокально­интонационные упражнения 6) слуховые упражнения 7) музыкальный диктант 8) типовые планы уроков (поурочные планы) 9) домашние задания 10) 11) контрольные уроки формирование музыкального слуха 8                               КГКП  ДМШ  № 3  г.  Караганда               « Проблемы  преподавания  теоретических                        дисциплин  в  ДМШ  и  пути  их  преодоления. »                   доклад  преподавателя  теоретических  дисциплин ДМШ  № 3  Рахимжановой  Г. Т. 9                                        2009 – 2010  уч. год.                                          Г.  Караганда. Литература: 1. Вендрова Н.Ф.  «Воспитание  музыкой»   «Просвещение»  1997 2.  Тарасов  Г. С  «О  психологии  музыки»  Вопросы   психологии»  1995  №5 3. Радынова О.П  «Музыкальное  развитие  детей»  Учебное   пособие  Москва. 4. Т. А. Боровик  «Изучение  интервалов  на  уроках  сольфеджио».  «Классика»  Москва  2006 5. Алексеева  Л. Н.  «Игровое  сольфеджио»  Московская   консерватория  детям. 10 6. Ю. Н. Бычков  «Основы  формирования  мелодического   ладового  слуха»  Российская  Академия  музыки  им  Гнесина   1993 7. Шатковский  «Основные  принципы  методики  в  процессе   развития  музыкального  слух»   Минск  2004 8. Медведев С. А. «Припоминание,  как  основа  развития   музыкальной памяти,  внутреннего  слуха  и  активности   музыкального  мышления».   Москва   2003.

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"

Доклад  "Проблемы преподавания теоретических дисциплин в ДМШ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017