Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
русская литература
Взрослым
11.02.2018
Материал будет интересен учителям литературы в среднем и старшем звене, содержит методические рекомендации по организации проектов на уроках литературы. Наиболее интересной и эффективной признана методика организации проектной деятельности учащихся. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует на применение известных фактических знаний и приобретение новых знаний
проект.docx
Проектная деятельность
на уроках литературы
Традиционная система образования в основе своей использует метод
информационного изложения материала учителем. Такая система образования
формирует хороших знатоков, исполнителей, людей, мыслящих стандартно, но
не творцов.
Человек все чаще оказывается в новых, необычных для себя ситуациях.
Только знаний недостаточно, чтобы решить ту или иную проблему. Обществу
нужен человек, способный обеспечить себя и других, сотворить чтото новое.
Поэтому в настоящее время наметилась тенденция к переходу к
компетентностному образованию. Компетентность – способность человека к
осуществлению самостоятельной эффективной деятельности на основе
универсальных знаний.
Развитию компетентностных качеств способствуют:
Метод проектной деятельности учащихся
Обучение в группах, парах сменного состава
Стратегии критического мышления
Ролевые игры.
Наиболее интересной и эффективной признана методика организации
проектной деятельности учащихся. Метод проектов – педагогическая
технология, которая ориентирует на применение известных фактических знаний
и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного
освоения новых способов человеческой деятельности; это совокупность учебно
познавательных приемов,
позволяющих решить проблему путем
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Проектный метод позволяет:
научить учащихся самостоятельно;
опираться
принимать самостоятельные аргументированные решения;
обоснованные выводы;
на знание фактов, закономерностей науки, делать
Выделяют разные виды проектов:
исследовательские;
информационные;
прикладные;
ролевые, игровые.
На уроках литературы успешно реализуются исследовательские
проекты учащихся.
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся,
направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с
заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для научного исследования:
выявление и постановка проблемы исследования
формулирование гипотезы планирование и разработка исследовательских действий
сбор данных, их анализ и синтез
сопоставление данных и умозаключений, их проверка
подготовка и написание сообщения
выступление с подготовленным сообщением
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы
построение заключений
Проблематика предметных исследовательских проектов (на примере
литературы и смежных дисциплин):
1) Почему начало XX века называют «серебряным веком» русской
поэзии?
2) Кто великий завершитель или начинатель большого пути
русской литературы?
3) Образы бушующих стихий в творчестве М. Ю. Лермонтова.
4) Тема «маленького человека» в русской литературе.
5) О праве литературы на обличение общественных пороков, о
природе зла и законов его изображения в литературе.
6) Проблема «Власти и народа » в произведениях Н. А. Некрасова и
М. Е. СалтыковаЩедрина.
7) «Что делать?» и «Кто виноват?» вечные вопросы русской
литературы.
8) Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс
исследовательских проектов становится организация этой деятельности, а
особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен и может проходить
в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо
выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут
«вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать несколько
примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над
которыми потребует необходимых знаний и формирования нужного опыта.
Основное направление развития проекта определяется основополагающим
вопросом – т.е. вопросом самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее
общим, абстрактным, «философским», не имеющим определенного ответа.
Удачно разработанный основополагающий вопрос:
развивает навыки мышления на высоком уровне;
предлагает сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой
картины» из деталей;
предлагает больше, чем простое перечисление фактов, усиление
внимания к важным темам.
Например, при обсуждении проекта «Тема любви в творчестве И. А.
Бунина» на подготовительном этапе:
1) определяется основополагающий вопрос исследования:
«Как
раскрывается тема любви в произведениях И. А. Бунина?»
2) определяются области исследования для рабочих групп (45 человек): рассказ «Солнечный удар» ;
рассказ «Темные аллеи»;
рассказ «Легкое дыхание»;
.
3) ставятся конкретные задачи перед каждой группой, дается алгоритм
исследования:
как герои ведут себя по отношению друг к другу;
определить на чем строятся отношения;
как заканчиваются рассказы;
4) определяется время для выполнения каждой задачи;
5) находятся источники информации, необходимой для выполнения
поставленной задачи; повторяются способы анализа, обобщения
информации;
6) консультируется каждая группа относительно способов оформления
результатов исследований.
Методика работы над проектом.
Задача педагога заключается в том,
чтобы при работе над
проектами реализовалась логическая цепочка: от выбора темы проекта и формы
его выполнения (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося
у ученика «интереса» до рефлексии по поводу полученных результатов.
Любой проект включает:
мотивацию учащихся к проведению исследований;
выработки навыков и умений групповой работы;
выработки умений самостоятельно обобщать материал и делать
мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу
выводы;
отдельных тем, фактов, явлений.
Организация проекта включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап, на котором решаются следующие вопросы:
разбить их на рабочие группы (45 человек);
определить цели и задачи проекта;
определить область исследования, обсудить с учащимися и
поставить конкретные задачи перед каждой группой;
определить время для выполнения каждой задачи;
помочь каждой группе определить источники информации,
необходимой для выполнения поставленной задачи; проверить
знания учащимися способов анализа, обобщение информации;
проконсультировать каждую группу относительно способов
оформления результатов исследований.
2. Промежуточный этап, этап обобщения информации задача которого
организовать промежуточные общие обсуждения и провести
анализ работы каждой группы:
обсуждение достигнутых результатов;
корректировка работы групп; обобщение промежуточных результатов работы;
обсуждение причин неполного сбора (обобщения, анализа)
информации;
откорректировать задачи, поставленные перед группами, с учетом
уже полученных результатов.
Презентация проекта – представление полученных результатов, где
организуется представление конечных результатов работы над проектом
(конференция, выступление, видеофильм, альбом и другие).
На подготовительном этапе необходимо проведение коллективного
обсуждения тем проектов. Например, при изучении обзорной темы «Литература
2030х гг.» выдвигаются, обсуждаются и утверждаются следующие темы:
«Человек в огне гражданской войны», «Гражданская война – боль страны»,
«Трагедия человека в тоталитарном государстве».
Работа организуется методом «снежного кома» и методом «пирамиды».
Метод «снежного кома»:
Каждая группа выбирают одну из оставшихся карточек.
Идеи, содержащиеся на выбранных карточках, и будут начальным
пунктом разработки проекта.
Чтобы собрать в единое целое разные части проекта, организуется на
промежуточном этапе знакомство учеников одной группы с деятельностью
других групп, затем выделяется основное, главное, объединяющее материалы в
единое целое, и готовится презентация в виде публичного выступления.
В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он
направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, помогает
выбирать источники информации (но не предлагает решение проблемы в готовом
виде). Таким образом, на уроках с использованием проектной методики учитель
выступает как консультант, как управленец. На консультациях учитель только
отвечает на вопросы. Можно проводить семинарыконсультации для того, чтобы
т.д. так, чтобы все ученики могли их видеть.
в себе те идеи, которые им кажутся наиболее важными.
Учитель просит учащихся придумать по 4 предложения, содержащие
Ученики записывают каждое предложение на цветных карточках
одинакового размера (рекомендуется использование максимум шести
цветов).
Карточки помещаются на стенах класса, на полу, на большом столе и
… процедура выбора
Ученики подходят к вывешенным карточкам и зачитывают как
можно больше предложений. Каждая группа в составе 4 человек
выбирает по одной карточке каждого цвета.
После того, как все группы выбрали карточки, оставшиеся карточки
убирают в сторону. Выбранные учениками карточки вновь
вывешиваются.
Метод «пирамиды» коллективно рассматривать проблемы, возникающие у многих школьников при
проектировании.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества,
которые развиваются лишь в деятельности и не усваиваются вербально. В первую
очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой
коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный
продукт (результат) труда. К таким качествам можно отнести умение:
работать в коллективе;
брать ответственность за выбор, решение и т.п.;
разделять ответственность;
умение анализировать результаты деятельности;
способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент,
характер, время интересам общего дела).
Участие в таких проектах меняет и роль школьников в учении: они
становятся активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
деятельность в рабочих группах помогает им научится работать в «команде»,
сотрудничать в коллективе. При этом неизбежно формируется конструктивное
критическое мышление, которому трудно научить при обычном «урочной»
форме обучения. В процессе проектирования вырабатывается свой собственный
взгляд на информацию, уже «не работает» оценочная схема: «это – верно, а это –
неверно». При этом школьники должны быть свободны в выборе способов и
видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не должен
говорить, как и что надо делать.
Методика итогового оценивания. Аспекты для проведения обсуждений
формирования оценки:
Содержание проекта
Презентация проекта
Что прошло успешно
Какие трудности возникли
Групповое сотрудничество
Темп работы
Проектная методика позволяет создать естественную среду для
формирования читательских компетенций, помогает освоить новые способы
деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за
пределы школы: создать сетевую организацию общего и дополнительного
образования, использовать образовательный потенциал информационных
ресурсов.
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Доклад "Проектная деятельность на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.