Доклад "Профилактика суицидального поведения"
Оценка 4.6

Доклад "Профилактика суицидального поведения"

Оценка 4.6
Документация +1
docx
администрации
Взрослым
05.01.2017
Доклад "Профилактика суицидального поведения"
На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства среди детей и подростков. Причинами отклонений в их поведении являются неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Профилактика суицидального поведения.docx

Зилинская Т.Б. зам.директора по ВР                                                                                                                                                                        КГУ «Келлеровская средняя школа                                                                                                                                              им. Героя Советского Союза                                                                                                                                                              И.М. Бережного»

 

О работе Келлеровской средней школы                                                                                                                                по профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                                                                                                                                                                           С.Давидови

 

На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства среди детей и подростков. Причинами отклонений в их поведении являются неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
            Все мы родом из детства… И не секрет, что самое важное, самое главное закладывается в ребенка в детстве, и от этого во многом зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Именно здесь видится самая первичная профилактика суицидальной настроенности и поведения ребенка, подростка, взрослого в дальнейшем. То, что происходит дальше, уже в школе, можно называть профилактикой, скорее, это уже все-таки коррекция, так как мы имеем дело с программами на уровне не только сознания детей, но, что еще важней – подсознания. 
                
Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида является категория обучающихся различных групп «риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети- сироты, подростки, страдающие различными заболеваниями. Попытки суицида подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в Келлеровской средней школе разработана система  профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, социальные педагоги, медработник,  психологи, инспектор ИДН. Данная служба по профилактике суицида функционирует в  целях профилактики суицидальных проявлений у учащихся, оказания своевременной  помощи детям в кризисный момент. В социально-психологической службе родители, учителя и учащиеся могут получить  помощь психолога, социального педагога, медработника при возникновении проблем.

Цель данного направления деятельности состоит:

- в повышении профессиональной  компетентности  педагога по профилактике депрессивных состояний и суицидального риска среди детей и подростков;

- адаптации обучающихся 3-11 классов к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предупреждению суицидальных попыток среди обучающихся).

Для себя мы определили следующие задачи:

- изучить особенности суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков пресуицида;

- разработать механизмы работы классного руководителя, педагога, родителя по профилактике суицида.

Работа реализуется на основе психодиагностики. Успешность работы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования. Системой воспитательной работы являются классные часы, тренинговые занятия, беседы, диспуты, лекции, консультации, дни здоровья, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ВИЧ/СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. 

При разработке плана "По профилактике суицида и суицидального поведения", педагоги – психологи Келлеровской средней школы опирались на материалы одного из ведущих специалистов в области массового сознания и  социального влияния Роберта Чалдини. Он убедительно показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до  10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов. В связи с этим, при разработке данного направления в системе профилактики, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы  самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования (школе)

необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

На 2015-2016 учебный год данная служба ставила своей целью профилактическую работу: психологическое просвещение и развитие для формирования устойчивости против стресса, повышение самооценки через специально организованные мероприятия. С начала 2015-2016 особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. Проводилось совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывалась психологическая поддержка, помощь.

Все учащиеся в течение  учебного года проходят психологическую  диагностику, по результатам проведенного исследования  определяется:

тревожность  ("Школьная тревожность Филлипса", "Тест для определения тревожности у детей" (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен); исходя из анилиза тестирования, можно сказать, что в школе высокой тревожности нет ни у кого.

эмоциональное состояние учащихся, настроение (САН (Самочувствие-Активность-Настроение),  Цветовой тест Люшера);

уровень мотивации (диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);

 Проводился Опросник депрессии Бека (для подростков старшего школьного возраста), подводя итоги, можно сказать, что умеренной и тяжелой депрессии нет ни у одного ученика. Легкая депрессия была у 23 учащихся и с ними была проведена работа психолога. 

Проводился так же опросник Г. Айзенка, на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.  Исходя из анализа тестирования, можно сказать что высокого уровня  всех состояний нет ни у кого.

Кроме того, немаловажное значение придается и диагностике уровня субъективного ощущения одиночества учащихся 5, 7 классов (методика Корчагиной), диагностике родительских отношений для повышения  педагогической осведомленности родителей.

Согласно плана работы по профилактике суицида и суицидальных настроений и поведения классными руководителями подготовлены и проведены классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных ситуациях: беседа  «Пожелаем друг другу добра» 1-2 кл, классный час «Заботливое отношение к людям» 3- 4 кл., классный час – КТД «Школа без агрессии»  5-11 кл.,  Акция «Доброе сердце» /оказание помощи одноклассникам / 5 класс. Вв всемирный день борьбы с суицидом- 10 сентября в школе был проведён конкурс поделок  икебан из природного и бросового материала «Как прекрасен этот мир»,  В  октябре  месяце, в рамках Недели психологического здоровья «Здоровый Я – здоровый Казахстан были проведены мероприятия: «Если радость на всех одна» 4 кл. совместное мероприятие с родителями, спортивный праздник «Мы умеем дружно жить» КПП-1кл. В рамках Декады по профилактике СПИДа, наркомании,  курения «Быть здоровым – модно!» с 5-11 кл. проведены спортивные праздники  «Неразлучные друзья – взрослые и дети», Своя игра на тему «В здоровом теле - здоровый дух».  В рамках Месячника профориентации  «Профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодежи СКО»  в 8-11 классах проводились психологические тренинги «Чем я отличаюсь от других?», «Семья – это то, что с тобою всегда»; игры «Я – личность», «Моё будущее в моих руках»;   тематический вечер «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра».

Мы также обращаем особое внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Установка функции «родительский контроль» на доступ к сайтам интернета, различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, домах и других местах пребывания суицидальных  подростков, являются важными мерами спасения их жизни.        Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка  в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

С педагогическими коллективами проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности  суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Семинар-практикум для классных руководителей  «Организация работы по профилактике суицида среди несовершеннолетних». Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Необходимо иметь в виду, что суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Важно уметь видеть ее признаки:

- снижение  внимания или способности к ясному мышлению;- потеря интереса или   чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;- снижение эффективности или продуктивности в учебе или быту;- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;- изменение привычного режима сна, бессонница   или повышенная сонливость;- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;- неспособность к адекватной реакции на  похвалы или награды;- чувство горькой печали, переходящей в плач;- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;- повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве.

Вывод: Потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть понятым, выслушанным, готовность принять предлагаемую помощь- все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима. 

В конце своего выступления мне хотелось бы вспомнить такую притчу: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он,  не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасатели. Третий путник им ответил: "Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» Также и мы с вами должны потратить огромные усилия на профилактику, чтобы предотвратить возникновение суицидальных мыслей, намерений у подростков. Чужих детей не бывает…

 

 

 

 


Зилинская Т.Б. зам.директора по

Зилинская Т.Б. зам.директора по

ИДН. Данная служба по профилактике суицида функционирует в целях профилактики суицидальных проявлений у учащихся, оказания своевременной помощи детям в кризисный момент

ИДН. Данная служба по профилактике суицида функционирует в целях профилактики суицидальных проявлений у учащихся, оказания своевременной помощи детям в кризисный момент

Все учащиеся в течение учебного года проходят психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется: тревожность ("Школьная тревожность

Все учащиеся в течение учебного года проходят психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется: тревожность ("Школьная тревожность

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители посещают семьи обучающихся не только с…

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители посещают семьи обучающихся не только с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017