Доклад "Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
3 кл
19.07.2019
Данный доклад будет интересен и полезен как для педагогов коррекционных образовательных учреждений, так и для педагогов общеобразовательных учреждений. В докладе рассмотрены основные аспекты педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Материал может быть использован классным руководителем для проведения классного часа с родителями.
публ.docx
«Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в
образовательном учреждении»
На протяжении последнего десятилетия в образовательной политике России
складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и
помощи ребенку в учебновоспитательном процессе – психолого
педагогическое сопровождение. Связано это с тем, что одной из основных
образования
функций
является реализация права каждого ребенка на полноценное образование,
образовательного
Стандарта
общего
отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности
его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ),
нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и
воспитания растет. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы является особенно актуальной в современном
школьном образовании.
Каждый ребенок особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых
говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его
способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности.
Таким образом, возникает проблема: необходимость применения психолого
педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в
решении возникающих у него особых образовательных потребностей. Научнопедагогическая и психологическая практика на протяжении многих
лет показали, что «особенный» ребенок, попадая в сообщество здоровых
сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня
социализации, чем при воспитании и обучении в изоляции, либо среди таких
же детей, как он.
В результате исследования проблемы были сделаны следующие выводы:
1. Под обучающимися с ОВЗ, мы рассматриваем детей, имеющих недостатки в
физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого
медикопедагогической комиссией и препятствующих получению образования
без создания специальных условий
2. Под психологопедагогическим сопровождением мы понимаем особый вид
помощи ребенку, технологию, предназначенную для оказания помощи на
определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их
предупреждении в условиях образовательного процесса.
3. Под технологией мы понимаем совокупность и последовательность методов
и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить
продукцию с заданными параметрами. Педагогическая технология (а
психологопедагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к
педагогическим технологиям) – строгое научное проектирование и точное
воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;
систематическое и последовательное воплощение на практике заранее
спроектированного учебновоспитательного процесса.
4. Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы рассматриваем
комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку,
родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации со стороны педагогапсихолога. 5. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с
ОВЗ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» мы
понимаем условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
оказывающего обучающимся необходимую
ассистента (помощника),
проведение групповых и индивидуальных
техническую помощь,
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей,
которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего
назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и
признании их прав на образование, желание и готовность включить их в
детское сообщество.
Среди психологопедагогические технологии коррекционноразвивающей
работы с обучающимися с ОВЗ наиболее актуальны следующие технологии:
• информационные, через применение которых формируются знания, умения и
навыки.
• операционные технологии обеспечивают формирование способов
умственных действий.
• технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих
механизмов личности. • эвристические – на развитие творческих способностей личности.
• прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.
Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня
развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей
является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны
сверстников.
Проведение тренингов и деловых игр в классах, где обучаются дети с ОВЗ,
способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств
обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки
решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение.
В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему,
слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать
конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге,
они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Следует отметить, что родителям (законным представителям) детей с ОВЗ
отводится большая роль в коррекционной деятельности, так как
коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ не будет успешной без
поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности
развития их ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия
с ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей,
средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в
общество – это задача всех и каждого. Результатом психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной
программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно
пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих
возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Доклад "Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
Доклад "Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
Доклад "Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
Доклад "Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
Доклад "Процесс педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.