Культурно-исторический стандарт по изучению дисциплины «История» предусматривает самые разнообразные формы и методы современных образовательных технологий на занятиях со студентами. Одной из таких форм и является работа с исторической картой – увлекательная, интересная и очень ответственная работа.
История – дисциплина, при изучении которой происходящие события рассматриваются как во времени, так и в пространстве. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Переход на компьютеризацию в образовании не умаляет роли работы с исторической картой. Такая работа ведётся и на моих занятиях. Да, их немного. Они разные по своим направлениям. Но студенты обязаны их правильно изучать.
Доклад Работа с исторической картой.docx
ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»
Предметная цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин
Доклад
«Работа с исторической картой»
Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории Сентябрь 2019 года
Культурноисторический стандарт по изучению дисциплины «История»
предусматривает самые разнообразные формы и методы современных
образовательных технологий на занятиях со студентами. Одной из таких форм и
является работа с исторической картой – увлекательная, интересная и очень
ответственная работа.
История – дисциплина, при изучении которой происходящие события
рассматриваются как во времени, так и в пространстве. Картографические знания
находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться
исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного
восприятия событий и явлений истории.
Переход на компьютеризацию в образовании не умаляет роли работы с
исторической картой. Такая работа ведётся и на моих занятиях. Да, их немного.
Они разные по своим направлениям. Но студенты обязаны их правильно изучать.
Цель преподавателя: учить студентов читать карту согласно исторического
события, формировать и развивать пространственные представления в работе с
картой.
Цель студентов: уметь рассказывать о событиях, изображённых на карте.
Остановлюсь на классификации карт.
1. Настенные карты. Это большие карты, предназначенные для работы
всей группы на занятии. Изза своего размера она применяется в
первую очередь в демонстрационных целях. Плюсом в работе с такой
картой является коллективная работа, групповая и постоянная
индивидуальная. В колледже чаще всего используются следующие
настенные карты:
«Первая русская революция 19051907г.г.». (При работе с
такой картой идёт сравнение со схемой «Этапы Первой русской
революции»).
«Гражданская война в России 19181922г.г.». (Обращается
особое внимание на расстановку сил белого и красного
движения, сил интервентов).
«Великая Отечественная война 19411945г.г.». (Это, пожалуй,
самая удобная в изучении карта. Да, она старая, но выдержаны
все исторические направления сражений ). «Политическая карта мира».
2. Карты, изготовленные самими студентами. Большим плюсом этих
карт является групповая работа над созданием такой карты
(картографы, художники, историки – все выполняли свою работу).
Использование таких кустарных карт
может восполнить
картографический «голод» на уроке истории.
3. Карты в исторических атласах. Их я использую для индивидуальной
работы со слабоуспевающими студентами при наличии одного атласа
в группе. Чаще всего изображение из атласа вывожу через сканер на
экран для работы со всей группой.
4. Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе. Является
дополнением к тексту. Поэтому такая карта содержит обычно не
слишком обильную информацию. Студентам легче читать именно
карту в учебнике.
5. Самодельная карта. Хорошо исполненные карты и схемы восполняют
пробелы в картографических пособиях. Преподаватели часто
практикуют
(Я делаю карту «Операция
«Консервы» о начале 2 мировой войны. Такой картосхемы в
учебниках нет).
самодельные карты
Типы исторических карт: общие, обзорные и тематические. Из них
предпочтение отдаётся последним (тематическим). Тематические карты
посвящены отдельным историческим событиям и явлениям.
Методика преподавания истории предполагает работу с настенной картой
строить по следующей схеме:
преподаватель показывает на настенной карте;
студенты следят за ним;
воспроизводят события при подходе к ней.
Таким образом, к настенной карте преподаватель обращается при изложении
нового материала.
У каждой карты есть легенда – список условных обозначений
с
расшифровкой их значения. Обычно ее нужно искать в углах, где нет риска
закрыть основные точки, либо на последних страницах атласа. Информация из
легенды тоже может подсказать студенту, с каким периодом он имеет дело. Прежде чем приступить к изучению карты, необходимо убедить студентов,
что, не пользуясь картой вообще, нельзя изучить историю. Все исторические
события происходят в конкретной обстановке, в определённом месте и в
определённое время.
Преподаватель должен чётко показывать на карте все
необходимые
ориентиры, помогать студентам зрительно запоминать места происходящих
событий.
Таким образом, историческая карта является носителем значительной
исторической информации. Она дополняет, а иногда и заменяет словесное
описание исторических событий. К сожалению, в учебниках истории картам порой
отводится роль формальных иллюстраций. Знание карты помогает установить
преемственность между древним миром и нашим временем.
Литература
1. А.А. Алексашкина.
Использование познавательного потенциала
исторической карты при изучении истории. М., 2011г.
2. А.А. Вагин. Схематические планы и карты на уроках истории. М.,
2014г.
3. А.И. Стражев. Работа с исторической картой. М., 2016г.
4. В.В. Шоган. Историческая карта. М., 2012г.
Доклад "Работа с исторической картой"
Доклад "Работа с исторической картой"
Доклад "Работа с исторической картой"
Доклад "Работа с исторической картой"
Доклад "Работа с исторической картой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.