Причины детского аутизма еще недостаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностики ребенка может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма.
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а также родителей.
Доклад Ранний детский аутизм.docx
Ранний детский аутизм
Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при
котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное
поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром,
окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.
Несмотря на то, что причины детского аутизма еще недостаточно изучены, необходимо
отметить, что в случае ранней диагностики ребенка может быть поставлен или исключен
диагноз раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики
аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной
коррекционной работы с детьми с РДА.
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма.
Ребенокаутист нуждается в постоянном, квалифицированном медикопсихолого
педагогическом сопровождении.
Без своевременной и адекватной коррекционноразвивающей помощи значительная
часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в
обществе. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей
можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в
различных областях знаний. Коррекционнореабилитационная работа должна проводиться
комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров,
невропатологов, логопедов, психологов, педагоговвоспитателей, музыкального работника,
а также родителей.
Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться
как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от
действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.
Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития,
свойственной детямаутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие
слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка
звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача
расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по
картинкам, работа над связным текстом.
Самой ранней стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и
ребенка. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с
помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Эти первые улыбки и
попытки подражания формируют основу для языковых особенностей и желание учиться
языку. Свое первоначальное общение с детьми взрослые обычно адаптируют с помощью
силы голоса, отчетливого и медленного произнесения слов, использования в разговоре
конкретных понятий, употребления коротких предложений, повторения предложения,
оречевления действий ребенка.
Для развития речи также важно нормальное развитие сосательных, глотательных и
кусательных рефлексов. В дальнейшем они являются очень существенными для развития
правильного произношения. Требуется работа по тренировке мускулатуры рта, языка и губ
ребенка. Взрослый предлагает игры, в которых ребенок может имитировать или выполнять
такие действия, как сосать, лизать, дуть, делать гимнастику для языка. На развитие речи оказывает влияние сохранное слуховое восприятие, хороший слух
ребенка и хорошее зрительное восприятие. Так как ребенок обучается языку с помощью
подражания и различения, детей важно учить слушать, видеть и реагировать на различные
стимулы. Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при
наличии стимулирующей предметнопространственной и социальной среды возможно
позитивное развитие ребенка.
Являясь в значительной мере следствием нарушения общения, речевые расстройства у
детей с проявлениями аутизма в свою очередь еще более усугубляют затруднения в
контакте с окружающими. В работе по развитию речи используют наглядные материалы
(картинки, открытки, иллюстрации). Далее в совместных экскурсиях, рисовании
закрепляется достигнутый уровень контакта и продвижения в речи.
Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа
стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его
коммуникативного интереса.
Каждое задание соответствует коммуникативным
потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют
уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка,
чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют,
другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная
речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.
Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям,
привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу
кистей рук, кончиков пальцев рук, предплечий, массажу лицевой мускулатуры,
подъязычной, шейной области, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа
движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к
норме мышечный тонус кисти.
Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения,
умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами.
Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами стремимся
развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое
восприятие.
Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим
ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к
себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать касаясь его руками
головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной
подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.
На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса,
необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим
указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с
помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.).
Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи способствуют
занятия по рисованию, лепке.
Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в
манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание
предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного
определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы
ребенок научился правильно произносить (воспроизводить) услышанное слово. Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги,
после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить
словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас
расширяем постепенно.
Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка –
его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова
опускаем.
Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с
определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим
занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем
логоритмике.
Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания,
фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические
упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.
Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи),
предлагая тематику интересную и важную для ребенка.
Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими
группами.
Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого
общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом, закреплении полученных
знаний в игре с педагогом, психотерапевтом, дома с родителями.
По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и
коммуникативной.
Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания
взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится
направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем
разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка – это способствует
развитию диалогической речи.
При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со
взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой
деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей
психический тонус.
С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что
накопление речевого опыта нередко приводит и к самопроизвольному устранению этих
нарушений.
Есть ряд общих рекомендаций по речевому развитию аутичного ребенка,
независимо от варианта их речевых расстройств.
Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг,
говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и
составление), планов на предстоящий день.
Успех развития речи, и коррекционной работы в целом во многом зависит от
действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку
социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на
неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства
приносит немалые результаты.
Список использованной литературы
1.Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.
2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения:
ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные
проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.
4. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.
Теревинер. 1997. 342 с.
6. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 2
Доклад: "Ранний детский аутизм"
Доклад: "Ранний детский аутизм"
Доклад: "Ранний детский аутизм"
Доклад: "Ранний детский аутизм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.