Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Оценка 4.9

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл
23.06.2019
Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.
Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью.doc
Министерство образования и молодежной политики Магаданской области Государственное казенное общеобразовательное учреждение Магаданский областной центр образования № 1  Доклад на тему: Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью Доклад выполнила учитель­логопед Черней Валентина Ивановна Магадан, 2019 Введение Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников  сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе  овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая  чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика­ показатель его  умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной  работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка  чтения и повышению орфографической зоркости. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не  только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям  устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются  определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют  мотивацией речи. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание  сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий  многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей:  нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль,  представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной  речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов)  озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести  планомерную работу по формированию языковой компетенции. В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной  общественной формы организации учебной деятельности детей. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована  идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения,  определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен  анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены  психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших  школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем  становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и  средств развития речевой деятельности у детей. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и  говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы,  определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования. В связи с выше сказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы. Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить  ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы  по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Теоретические аспекты развития связной речи младших школьников Психолингвистические основы развития связной речи младших школьников Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной  личности. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать  собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,  соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку. Однако нельзя не признать, что формирование навыков связной речи зачастую не имеет  систематического подхода, системы необходимых упражнений, нужных для этой работы  пособий. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с огромной  проблемой безграмотности, несвязности, бедности не только устной, но и письменной речи  большинства учащихся. Из анализа литературных источников, следует что понятие “связная речь” относится как к  диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П.  Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи,  возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в  основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами,  интонацией и тембром голоса; ситуативность. По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного  лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких­либо фактах, явлениях реальной  действительности. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным свойствам  монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания,  произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность  содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств  передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как  правило, заранее задано и предварительно планируется. А.А. Леонтьев отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая  речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических  отношений, формо­ и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в  монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном,  заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания  предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого  сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой  как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая  речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных  лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Таким  образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее  контекстного и непрерывного характера. В школьном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные  рассуждения. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи  является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное  развитие у детей навыков составления связных высказываний. В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения:  смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между  предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения  мысли говорящего. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность  изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности  сообщения. Таким образом, из сказанного следует: – связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в  тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная  речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более  сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной  передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь  являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными  характеристиками являются связность, последовательность, логико­смысловая организация. Развитие словаря как основы речи, его расширение и уточнение выполняют развивающую  функцию для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и  навыками. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение и порождение  речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого. Конкретное слово уже в  момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру,  как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам  данного языка. Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне  медленно. Дети не используют имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют оперировать ими. Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые  находятся в смысловой зависимости от данного, введение слова в систему семантических  полей, умение правильно строить из слов предложение отражают уровень языковой  способности ребенка и степень сформированности его логического мышления. Даже столь конспективно краткое перечисление качественных особенностей словаря детей  подчеркивает важность проблемы формирования лексических навыков у детей,  необходимость поиска путей повышения эффективности коррекционно­воспитательного  воздействия, для чего позиции психолингвистики оказываются наиболее продуктивными. Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных  конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти  составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов  контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное  восприятие. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения,  композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи,  вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Независимо от формы (монолог,  диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность  изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности  сообщения. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников  сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе  овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая  чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика­ показатель его  умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной  работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка  чтения и повышению орфографической зоркости. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не  только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям  устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются  определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют  мотивацией речи. В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание  сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий  многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей:  нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль,  представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному. Список используемой литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Просвещение, 1986. ­284с. 2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. – С.35­39. 3. . Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. –  368с. 4 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4.  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – С­Пб. – Питер, 2000. – 298с. 6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа,  –С.47­51. 2003,№10. –С.41­44. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996. ­115с. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. ­218с. 9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. – М.: Вентана­Граф, 2004. ­224с. 10. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» 1­4 классы // Начальная школа, 2000,№8. –С. 20­41. 11. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – М.: Знание,  1969. ­204с. 12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 1982. ­198с. 13. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа, 2003,№5. –С.38­39. 14. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 1980. ­210с. 15. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Педагогика, 2000. ­218с. 16. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи  учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П.  Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16 18. 17. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной  школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25. 18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории  речевой деятельности. – М., 1965. 19. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981. 20. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового  образования // Начальная школа, 2003,№11. –С.14­23. 21. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. – М.,  1970. 22. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»

Доклад «Развитие коммуникативных умений  у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019