Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Оценка 4.9
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл
23.06.2019
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической зоркости.
Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью.doc
Министерство образования и молодежной политики Магаданской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Магаданский областной центр образования № 1
Доклад на тему:
Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической
работы над связной речью
Доклад выполнила
учительлогопед
Черней Валентина Ивановна Магадан, 2019
Введение
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников
сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе
овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая
чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика показатель его
умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной
работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка
чтения и повышению орфографической зоркости.
Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не
только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям
устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются
определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют
мотивацией речи.
В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание
сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий
многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи.
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей:
нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль,
представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной
речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов)
озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести
планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной
общественной формы организации учебной деятельности детей.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована
идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения,
определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен
анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены
психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших
школьников.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем
становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и
средств развития речевой деятельности у детей.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности
детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы,
определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования. В связи с выше сказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы.
Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить
ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы
по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными?
Теоретические аспекты развития связной речи младших школьников
Психолингвистические основы развития связной речи младших школьников
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной
личности. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать
собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,
соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
Однако нельзя не признать, что формирование навыков связной речи зачастую не имеет
систематического подхода, системы необходимых упражнений, нужных для этой работы
пособий. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с огромной
проблемой безграмотности, несвязности, бедности не только устной, но и письменной речи
большинства учащихся.
Из анализа литературных источников, следует что понятие “связная речь” относится как к
диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П.
Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи,
возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в
основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются:
эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами,
интонацией и тембром голоса;
ситуативность.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного
лица, коммуникативная цель которой – сообщение о какихлибо фактах, явлениях реальной
действительности. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным свойствам
монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания,
произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность
содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств
передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как
правило, заранее задано и предварительно планируется.
А.А. Леонтьев отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая
речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются
такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических
отношений, формо и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в
монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном,
заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания
предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого
сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой
как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая
речь более контекста и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных
лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Таким
образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее
контекстного и непрерывного характера.
В школьном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные
рассуждения.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи
является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное
развитие у детей навыков составления связных высказываний.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения:
смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между
предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения
мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность
изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности
сообщения.
Таким образом, из сказанного следует:
– связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в
тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Связная
речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более
сложная форма речи. Это – связная речь одного лица, служащая для целенаправленной
передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь
являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными
характеристиками являются связность, последовательность, логикосмысловая организация.
Развитие словаря как основы речи, его расширение и уточнение выполняют развивающую
функцию для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и
навыками. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение и порождение
речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого. Конкретное слово уже в
момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру,
как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам
данного языка.
Пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне
медленно. Дети не используют имеющийся у них инвентарь лингвистических единиц, не умеют
оперировать ими.
Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые
находятся в смысловой зависимости от данного, введение слова в систему семантических
полей, умение правильно строить из слов предложение отражают уровень языковой
способности ребенка и степень сформированности его логического мышления.
Даже столь конспективно краткое перечисление качественных особенностей словаря детей
подчеркивает важность проблемы формирования лексических навыков у детей,
необходимость поиска путей повышения эффективности коррекционновоспитательного
воздействия, для чего позиции психолингвистики оказываются наиболее продуктивными.
Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных
конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.
Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти
составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов
контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное
восприятие. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения,
композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи,
вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. Независимо от формы (монолог,
диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.
Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность
изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности
сообщения.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников
сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе
овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая
чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика показатель его
умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной
работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка
чтения и повышению орфографической зоркости.
Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не
только письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям
устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются
определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют
мотивацией речи.
В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание
сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий
многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи.
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей:
нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль,
представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к сказанному. Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Просвещение, 1986. 284с.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. –
С.3539.
3. . Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. –
368с.
4 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб. – Питер, 2000. – 298с.
6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа,
–С.4751.
2003,№10. –С.4144.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996. 115с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. 218с.
9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. – М.: ВентанаГраф, 2004. 224с.
10. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» 14
классы // Начальная школа, 2000,№8. –С. 2041.
11. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – М.: Знание,
1969. 204с.
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 1982. 198с.
13. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа, 2003,№5. –С.3839.
14. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 1980. 210с.
15. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Педагогика, 2000. 218с.
16. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи
учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П.
Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16 18.
17. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной
школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.
18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории
речевой деятельности. – М., 1965.
19. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981. 20. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового
образования // Начальная школа, 2003,№11. –С.1423.
21. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. – М.,
1970.
22. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Доклад «Развитие коммуникативных умений у учащихся в процессе логопедической работы над связной речью»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.