Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"
Оценка 4.7

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Оценка 4.7
Лекции
doc
русский язык
1 кл
01.04.2018
Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"
В школе для обучающихся с ОВЗ на протяжении всего курса детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной , то есть формируют специфические речевые умения и навыки. В объяснительной записке к программе школы для детей с ОВЗ отмечается ведущая роль развития речи в обучении русскому языку и литературному чтению.
«Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе»..doc
«Развитие речи на уроках русского языка в коррекционной школе».        Содержание   работы   по   развитию   речи   складывается   из     основных   элементов В коррекционной школе на протяжении всего курса обучения детей обучают чтению, письму, речи   устной   и   письменной   –   это   есть   формирование   специфических   речевых   умений   и навыков,   то   есть   видов   речевой   деятельности.   Обычно   выделяют   четыре   основных   вида речевой деятельности.  1.  Говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию; 2.  Аудирование (слушание) – восприятие звуковых сигналов и их понимание; 3.  Письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения; 4.  Чтение – восприятие графических символов и их понимание. Понятие   видов   речевой   деятельности   в   методике   родного   языка   позволяет   более   четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.   представляемого педагогического опыта  работы: 1. Работы по обогащению словаря;  2. Грамматического строя речи учащихся:             ­ словосочетание, предложение;             ­ части речи; 3. Работа с текстом (сочинения, изложения); 4. Творческие работы.                1. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная,   педагогически   целесообразно   построенная   работа,   связанная   со   всеми разделами курса русского языка. Коррекционная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления школьников.  Одним  из  показателей  умственного  и   речевого  развития  школьников   служит богатство их словарного запаса. Сразу оговорюсь, что дети с нарушением интеллекта, лучше владеют   «бытовым»   словарным   запасом.   С   помощью   слова   человеческое   мышление связывается   с   объективной   действительностью,   так   как   слово   обозначает   предмет действительности   и   выражает   понятие   о   нем.   Слово,   по   определению   Михаила Ростиславовича   Львова,   «представляет   собой   частицу   знания,   частицу   обобщения   опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».          Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить   написание   непроверяемых   слов,   традиционно   именуемых   в   школьной   практике «словарными».   Словарные   слова   ­   одна   из   проблем   коррекционной   школы.   Если   она   не решена, то превращается в тяжелый груз для ученика и продолжает углубляться в среднем и старшем  звене. Учитывая особенности заболевания обучающихся, на повтор словарных слов отводится   ежеурочно(!)   определенное   время.   Ученики   моего   класса   имеют   личные, рукописные словари с обязательными иллюстрациями для лучшего запоминания.                    В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно­орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми   написаниями,   данными   в   специальных   списках   для   каждого   класса. Первоначальные   сведения   о   них   дети   получают   уже   в   первом   классе.   Коррекционная программа не является исключением.          Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей   детей,   их   активного   словарного   запаса,   с   другой,   изучение   таких   слов   и проведение   словарно­орфографических   упражнений   должны   способствовать   активизации словаря школьников.  Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.  ­ Самостоятельное чтение слова ребенком.  ­ Прочтение слова учителем «орфографически». ­   Объяснение   значения   слова   (если   ребенок   не   знает   значение   слова,   следует   ему воспользоваться словарем).        Орфографическая работа над словом:  ­ постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,  ­ звукобуквенный анализ слова,  ­ деление слова на слоги и на слоги для переноса.        Заучивание правописания данного слова: ­ подбор однокоренных слов, ­ составление словосочетания, предложения с этим словом, ­ подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.        Запись слова в орфографический словарик, иллюстрирование  нового слова. ­ Составление рассказа из блока словарных слов  ­ Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.  ­ Образование другой части речи (класс ­ классная, работа­рабочий).  Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить (а в работе с детьми, имеющими  интеллектуальные  отклонения), что существует процесс   забывания   детьми   написания   этих   слов   и   поэтому   важно   создать   своеобразную систему   повторения   и   обязательно   приучать   учащихся   к   работе   со   словарями   различных видов (орфографический, словарь антонимов, синонимов, этимологический словарь и т. д.). Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного процесса.               2.  Для   работы   над   словосочетанием   и   предложением     применяю   специальные   психологические речевые ситуации, в процессе которых учащимся не только необходимо, но и желательно высказаться, но в связи с тем, что речь умственно отсталых детей очень скудна, использую  специальные  речевые  упражнения:   рифмовка,   скороговорка,  доскажи   словечко, речевой кошмар.        3. Творческие  работы по развитию речи при изучении грамматики, фонетики  строю с учетом  рецептивных   видов  деятельности   (слушание,   чтение)   и   оперативных   действий (говорение, письмо). Также обязательным атрибутом в любом(!) классе наглядность.        4.Работа с текстом (сочинения, изложения). Пересказ   и   изложение   –   это   детские   речевые   упражнения   по   образцам,   основанные   на активном   подражании.   С   одной   стороны,   посредством   устного   пересказа   и   письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи. Но далеко не все обучающиеся даже одного класса в состоянии написать сочинение и изложение. Я в своей педагогической практике учитываю  трудности, с которыми сталкивается школьник в изложении. Тексты для изложений подбираю интересные, понятные, близкие детям. Предполагаю,   что   ученик,   слушая   или   читая   рассказ,   предназначенный   для   письменного изложения, должен уловит мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.  Здесь  использую такие виды работ: – – – составление плана. выделение главной мысли, выбор наиболее удачных вариантов плана; сверка написанного с записью на доске, в карточке, учебнике; создание коллективного (группового) образца, правила; определение жанровых и речевых особенностей текста, стиля и типа текста;  парная и групповая работа по сверке результатов учебной деятельности; – – – ­  формулирование алгоритма действия учащихся по составлению правила, выбора наиболее удачной формулировки.  Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Поэтому заниматься работой по развитию речи надо начинать на начальных этапах обучения. Сочинения   делятся,   согласно   методической   традиции,   на   сочинения   повествовательного характера, на сочинения  описательного характера и на сочинения – рассуждения.  В свою очередь сочинения описательного характера тоже делятся на отдельные виды. Описание   внешности   человека,   его   лица,   фигуры,   жестов,   одежды   –   один   из   видов ученических высказываний. Основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами. Описание внешности человека – это один из наиболее трудных видов описания. По источнику в этих описаниях можно выделить описание внешности человека по памяти, на основе   жизненного   опыта,   по   специальным   наблюдениям,   на   основе   прочитанного,   по воображению, по картине. Описание внешности человека, так же как и другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Нашим детям одинаково тяжело дается любой из этих видов. Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь обучающихся “портретной” лексикой, которой они недостаточно владеют.  К 9 классу школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.  В объяснительной  записке  к  программе  коррекционной   школы  отмечается  ведущая  роль развития речи в обучении русскому языку и литературному чтению: « Развитие речи – это принцип   в   работе,   как   по   чтению,   так   и   по   грамматике   и   правописанию.   Работа   над правильным   произношением,   над   внятностью   и   выразительностью   устной   речи,   над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением, пониманием связной (контекстной) речи… ­ вот основное содержание уроков русского языка. Всего этого и стараются достичь учителя нашей школы. Работа по развитию речи ведется на протяжении всех лет обучения. Таким   образом, использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка. На   основе   анализа   и   обобщения   моего   педагогического   опыта   и     изучения   психолого­ педагогической литературы можно сделать следующие выводы: 1.   В   процессе   работы   над   развитием   речи   необходимо   опираться   на   знание   психолого­ педагогических основ ее формирования, а также особенностей заболевания ребенка. 2.   Эффективность   работы   обеспечивается   разнообразием   методических   форм   и   приемов работы по развитию речи (в любом возрасте очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки). 3.   Литературные   тексты   помогают   детям   глубже   осознать   свои   чувства,   приучает   их   к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение. Здесь следует заметить, что не все умственно отсталые дети в состоянии правильно понять смысл прочитанного. 4. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.  практическая   задача   развития   речи   школьников   реализуется   через 5. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы,  нравящиеся  детям, создается  атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность. При   таком   подходе   к   коммуникативной   стороне   обучения   речь   учащихся   должна   стать ,насколько   это   возможно,   выразительной,   выделяться   разнообразием   словаря,   богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"

Доклад "Развитие речи на уроках чтения для обучающихся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018