Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "
Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
06.11.2018
В данном докладе описывается опыт работы на исследовательском кружке " Лукоморье", в котором я опираюсь на личный опыт , который был приобретен мной во время работы с детьми младшего школьного возраста. Стаж работы данного кружка три года, работала с детьми младшегоВ данном докладе описывается опыт работы на исследовательском кружке " Лукоморье", в котором я опираюсь на личный опыт , который был приобретен мной во вр
Доклад.docx
Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа.
Исаметова Людмила Семеновна , учитель начальных классов, Нуримановский район,
МБОУ СОШ с.Павловка.
Отрадно то, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Начинается
поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, давно позабытое, и мы понимаем,
что и обряды и обычаи направлены на сохранение вечных ценностей – согласия в семье,
любви к природе, заботы о доме и хозяйстве. Факторами формирования обычаев и обрядов
являются верования, мифы, культура, фольклор. Около тридцати лет я являюсь сельским
учителем и могу сказать , что жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории
существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Работаю в начальных
классах, поэтому могу сказать, что наиболее значительный период в формировании всех
традиций это младший школьный возраст. Человек , который не помнит своего родства –
неполноценный человек. Любить свою Родину, чувствовать себя частью малой родины все
эти качества следует закладывать с детства. В начальной школе я уже несколько лет веду
кружок « Лукоморье» , который занимается проектно – исследовательской деятельностью. На
своих первых занятиях мы начинаем знакомиться с историей своего края ,с обычаями и с
традициями своего народа, посещаем наш школьный музей , другие музеи, которые
находятся на территории нашего района. Маршрут , совершенный в деревню Большие
Шиды , который находится на территории нашего района, оставил немало приятных
впечатлений. Уникальный исторический , этнографический комплекс, разместившийся в
стенах школы, отражает хозяйственную деятельность, быт марийского народа. В музее
ребята ознакомились не только с традицией, с укладом жизни народа мари, но и увидели
редкостную коллекцию национальных костюмов. Здесь в комплекте одежды представлены
головные уборы, ювелирные украшения и даже обувь. Эта поездка лишний раз доказала,
что даже в мире стремительно развивающихся технологий люди должны знать о своем
прошлом, о быте и укладе своего народа , жить в дружбе, в мире и согласии все
национальности не только района, республики, но и всего мира. Духовное богатство народа
тесно связано с народной педагогикой, с нравственными проповедями. На занятиях кружка
мы исследуем родословную, составляем свое генеалогическое древо, очень много работали
по теме: « След войны в моей семье». Несколько историй по результатам исследований мы
выставляли на сайт « Бессмертный полк» , который действует в нашем Нуримановском
районе.
Система обычаев и обрядов формировалась на ранних стадиях развития человеческого
общества. В примитивных обществах они выполняли всего лишь функции управления. Все
народности с особым почтением и уважением относятся к умению достойно вести себя в
обществе. В любом обществе всегда осуждались нескромное поведение, сквернословие,
пьянство, воровство. Тематические родительские собрания ведутся раз в четверть, кроме этого
ведутся родительские лектории.
Знакомство детей с национальными праздниками начинается, конечно , в семье, в стенах
школы мы только укрепляем эти знания и приобретенный опыт, выполняем проектные
работы, поделки, оформляем фотовыставки. Знакомство с видами народно – прикладного
искусства , создание небольших проектных работ – это все учит детей постигать красоту родной природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому на земле, расширяет
кругозор детей.
Особенную роль, конечно, в формировании любых качеств играет семья . Личность ребёнка
формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и
деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и
устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии
личности ребенка. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную,
духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. Семья – это первая школа общения ребенка.
В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать
посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом
труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья –это первая, кто приобщает
ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой,
образовательной, коммуникативной. В мире нет ни одного народа, ни одной семьи, который не
имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и
достижения. Именно соблюдение народных традиций помогает обучающимся в развитии
самопознания, традиции и обычаев своего народа. Особенную воспитательную роль имеют
практические занятия, проводимые на кружковых занятиях. Дело в том , что в классе
обучаются несколько национальностей и то, что у каждого народа свои обычаи и традиции –
про это мы говорим еще в начале учебного года в первом классе. Допустим, на занятиях мы
проводим мероприятия, которые знакомят нас с обычаями и с традициями разных
национальностей. « Кукушкин лен» обрядовый татарский и башкирский праздник,
пришедший к нам из глубины веков. Он олицетворяет собой переход с весны на лето,
пробуждение природы. Во время знакомства с этой традицией мы проводим чаепитие ,
которое должно происходить гденибудь на природе, либо на берегу реки, либо на склоне
горы. Особенно детям понравилось при знакомстве с этой традицией та часть мероприятия,
когда они сами себе готовили костюмы из подручного материала. Примечательно и то, что
мы знакомим детей во время таких мероприятий с чайными традициями. «Чаепитие – это
особая традиция, которое повторять нужно и надо » говорю я в таком случае. Чай всех
собирает за столом, в семье происходит единение, создается особый стиль общения.
На одном из родительских собраний я проводила анкетирование , где на вопрос анкеты:
«Какие семейные традиции есть в вашей семье?» одни родители ответили, что это посещение
спортзала, стадиона, бассейна, т.е. занятия спортом. Другие – семьями ходят в театр, кино,
выставки, концерты, музеи, ходят в библиотеку и читают книги, старшие дети читают младшим.
Оказывается , есть семьи ,где передаются из поколения в поколение реликвии – письмена,
библии, старинные фотографии. Есть семьи, в которой учатся вязать из поколения в поколение,
даже плести макраме. Во многих семьях традиция празднования дня рождения реализуется в
празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. Такие
традиции – основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует
элементы творчества. Или, день рождения бабушки или дедушки. В некоторых семьях
ограничиваются звонком по телефону и традиционными поздравлениями. В этом случае
педагогический эффект будет минимальным. В других семьях заранее вовлекают ребенка к
подготовке подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует родных и близких
людей , что созвучно их интересам. Особенную роль в воспитании семьи мы отводим семейным
традициям – социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации. В традициях находит свое выражение культура
семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим,
великодушие, уступчивость все без чего не может существовать семья, развиваться и расти
потомство. проявлении некоторых семейно бытовых традиций в значительной степени выражен
народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет
семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к
детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между
поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья
– это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух,
неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Конечно, любая проектная работа должна давать ученикам возможность проявить себя,
свои самые сильные стороны это в одном случае. А в другом случае развить свои
способности. Творческие задания и подготовка к творческим заданиям требуют от
учащегося тщательной подготовки, а перед учителем стоя задачи по формированию умения
не только определять основную мысль, но и умению иллюстрировать свое настроение; так
же воспитание любви к родному языку и к родному краю. Вместе с темами,
пробуждающими воображение, используют не только жизненный опыт, но и свои
творческие способности. Особое значение в начальной школе мы придаем формулировке
творческих тем, их эмоциональному представлению, стремясь вызвать удивление ребят,
мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации
литературного творчества, именно таковыми являются и проектные работы, которые включаю
для своей работы во время изучения национальных традиций, обрядов и обычаев. Ведь
именно то, как реагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение.
Допустим, когда в нашей школе проходила неделя толерантности, в качестве подготовки к
классному часу, ребятам было предложено написать сочинение на тему: « Дружат ли
роза и шиповник?» . Работал над сочинением 2 класс, однако ребята неплохо справились с
этой темой, а ведь надо было применить метод сравнения. Зато в конце сочинения
обучающиеся сделали вывод дружба помогает в жизни не только людям, но даже
растениям. На занятии кружка мы продолжили данную тему и написали проектную работу по
теме : « Дружба в моей семье».
Как правило, подготовка к любому творческому заданию начинается задолго до него.
Каждое творческое задание имеет свою тему, которую обучающийся должен раскрыть. В
2014 – 2015 учебном году среди обучающихся начальной школы был объявлен районный
конкурс сочинений: « Моя любимая сказка». При подготовке к вышеназванному конкурсу
потребовались дополнительные сведения. Алексеев Глеб, занявший первое место в
номинации « Самая необычная сказка», совершил поездку на историческую родину, чтобы
записать у старожилов старинную марийскую сказку и переделал ее на современный лад.
В итоге получается, что он занимался исследовательской работой при подготовке к
сочинению и народным фольклором записывал старинную сказку. Все усилия не пропали
даром – он получил призовое место.
Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни
и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для
подражания детей.
Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "
Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "
Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "
Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.