Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "
Оценка 4.7

Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "

Оценка 4.7
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
06.11.2018
Доклад: "Соблюдение   народных    традиций   в  системе  духовной   культуры  народа "
В данном докладе описывается опыт работы на исследовательском кружке " Лукоморье", в котором я опираюсь на личный опыт , который был приобретен мной во время работы с детьми младшего школьного возраста. Стаж работы данного кружка три года, работала с детьми младшегоВ данном докладе описывается опыт работы на исследовательском кружке " Лукоморье", в котором я опираюсь на личный опыт , который был приобретен мной во вр
Доклад.docx
Соблюдение   народных    традиций   в  системе  духовной   культуры  народа. Исаметова  Людмила  Семеновна , учитель  начальных классов,  Нуримановский  район,  МБОУ СОШ с.Павловка.        Отрадно то, что  общество  вновь  и  вновь  оборачивается  к  своим  истокам. Начинается   поиск  утраченных   ценностей, попытки  вспомнить  былое, давно  позабытое, и мы  понимаем,  что  и обряды  и  обычаи   направлены  на  сохранение  вечных  ценностей – согласия  в  семье,  любви к природе, заботы  о  доме  и  хозяйстве. Факторами  формирования  обычаев  и  обрядов   являются  верования,  мифы, культура, фольклор. Около тридцати  лет  я являюсь  сельским   учителем  и могу  сказать , что  жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории  существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Работаю  в  начальных   классах,  поэтому  могу  сказать, что наиболее значительный  период  в  формировании  всех    традиций  ­  это  младший  школьный   возраст. Человек , который  не  помнит  своего  родства –  неполноценный  человек.  Любить  свою Родину, чувствовать  себя  частью  малой  родины ­  все   эти  качества  следует  закладывать  с  детства. В начальной  школе я уже  несколько  лет  веду   кружок « Лукоморье» , который  занимается  проектно – исследовательской деятельностью.  На  своих первых занятиях  мы  начинаем  знакомиться  с историей  своего  края ,с обычаями и  с  традициями  своего  народа, посещаем  наш  школьный  музей , другие  музеи, которые  находятся  на  территории  нашего  района.  Маршрут , совершенный   в  деревню  Большие   Шиды , который  находится  на территории  нашего района, оставил  немало  приятных   впечатлений.  Уникальный исторический , этнографический   комплекс,  разместившийся в   стенах  школы,  отражает  хозяйственную  деятельность, быт марийского народа.  В  музее    ребята  ознакомились   не  только  с  традицией, с  укладом  жизни  народа  мари, но  и  увидели   редкостную  коллекцию     национальных  костюмов. Здесь  в  комплекте  одежды  представлены  головные  уборы, ювелирные  украшения  и  даже  обувь. Эта   поездка   лишний  раз  доказала,  что  даже  в  мире  стремительно   развивающихся  технологий  люди  должны   знать  о  своем   прошлом,  о  быте   и  укладе  своего   народа ,  жить  в  дружбе,   в мире  и  согласии    все    национальности  не  только   района, республики, но и  всего  мира.  Духовное  богатство  народа тесно  связано с народной  педагогикой, с нравственными  проповедями.   На занятиях  кружка   мы  исследуем  родословную, составляем  свое генеалогическое  древо,   очень  много  работали   по  теме: « След  войны  в моей  семье». Несколько  историй  по  результатам   исследований  мы  выставляли  на сайт  « Бессмертный  полк» , который  действует  в нашем  Нуримановском   районе. Система  обычаев  и обрядов  формировалась  на  ранних  стадиях  развития  человеческого  общества. В примитивных  обществах  они  выполняли   всего лишь  функции  управления. Все   народности с особым почтением  и  уважением  относятся  к  умению  достойно  вести  себя в  обществе. В любом  обществе всегда  осуждались  нескромное  поведение, сквернословие,  пьянство, воровство.  Тематические  родительские  собрания ведутся раз в четверть, кроме этого ведутся родительские лектории.   Знакомство  детей  с  национальными   праздниками  начинается, конечно , в семье, в  стенах  школы  мы  только  укрепляем  эти  знания  и приобретенный  опыт, выполняем  проектные   работы, поделки, оформляем фотовыставки.  Знакомство  с  видами народно – прикладного   искусства , создание  небольших  проектных  работ – это  все  учит  детей  постигать  красоту родной  природы,  воспитывать  трепетное  отношение  ко  всему  живому  на земле, расширяет   кругозор  детей.    Особенную роль, конечно,  в формировании  любых качеств  играет семья . Личность ребёнка  формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает  его жизнь и  деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и  устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии  личности ребенка. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную,  духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. Семья – это первая школа общения ребенка.  В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать  посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом  труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья –это первая,  кто  приобщает  ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой,  образовательной, коммуникативной. В мире нет ни одного народа, ни одной  семьи, который не  имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и  достижения.   Именно  соблюдение  народных  традиций  помогает  обучающимся  в развитии  самопознания, традиции  и  обычаев  своего  народа. Особенную  воспитательную  роль имеют   практические  занятия, проводимые  на  кружковых  занятиях. Дело в  том , что в  классе   обучаются  несколько  национальностей и то, что у каждого  народа  свои обычаи и традиции –  про это мы  говорим  еще в начале учебного  года в первом  классе. Допустим, на занятиях  мы   проводим  мероприятия, которые знакомят нас  с обычаями и с традициями  разных   национальностей.  « Кукушкин лен» ­ обрядовый  татарский  и башкирский  праздник,  пришедший  к  нам  из  глубины  веков. Он олицетворяет  собой  переход  с  весны  на лето,  пробуждение  природы.  Во  время знакомства  с этой традицией  мы проводим  чаепитие ,  которое  должно  происходить  где­нибудь  на природе, либо на берегу  реки, либо на склоне   горы. Особенно детям понравилось  при знакомстве с этой традицией   та  часть  мероприятия,  когда  они  сами себе  готовили  костюмы  из  подручного  материала.  Примечательно  и то, что  мы  знакомим детей во  время  таких мероприятий  с чайными  традициями.  «Чаепитие – это  особая  традиция, которое  повторять  нужно  и  надо » ­ говорю  я в таком случае. Чай  всех   собирает за  столом, в семье  происходит   единение, создается  особый стиль   общения. На  одном  из родительских  собраний  я  проводила   анкетирование , где  на  вопрос  анкеты:  «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» одни родители ответили, что это посещение  спортзала, стадиона, бассейна, т.е. занятия спортом. Другие – семьями ходят в театр, кино,  выставки, концерты, музеи, ходят в библиотеку и читают книги, старшие дети читают младшим.  Оказывается , есть семьи ,где  передаются  из поколения в поколение  реликвии – письмена,  библии, старинные фотографии. Есть семьи, в которой учатся вязать из поколения в поколение,  даже плести макраме.  Во многих семьях традиция празднования дня рождения реализуется в  празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. Такие  традиции  – основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует  элементы творчества. Или, день рождения бабушки или дедушки. В некоторых семьях  ограничиваются звонком по телефону и традиционными поздравлениями. В этом случае  педагогический эффект будет минимальным. В других семьях заранее вовлекают  ребенка к  подготовке подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует родных и близких  людей , что созвучно их интересам. Особенную  роль в воспитании  семьи мы отводим семейным  традициям – социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации. В традициях находит свое выражение культура  семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим,  великодушие, уступчивость ­ все без чего не может существовать семья, развиваться и расти  потомство. проявлении некоторых семейно ­ бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет  семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.   Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к  детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между  поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья  – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух,  неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.   Конечно,  любая проектная работа   должна  давать  ученикам  возможность  проявить   себя,  свои  самые  сильные  стороны ­  это  в  одном  случае.  А  в  другом  случае   ­  развить  свои   способности. Творческие  задания  и  подготовка  к  творческим  заданиям  требуют  от   учащегося  тщательной  подготовки, а  перед  учителем  стоя  задачи   по формированию  умения не  только  определять  основную  мысль, но  и  умению  иллюстрировать  свое  настроение;  так  же воспитание  любви  к  родному  языку  и  к  родному  краю.  Вместе  с  темами,  пробуждающими  воображение,  используют  не  только  жизненный  опыт, но  и  свои   творческие  способности.  Особое  значение  в  начальной  школе  мы  придаем  формулировке   творческих  тем,  их  эмоциональному  представлению, стремясь  вызвать удивление  ребят,  мажорное  настроение,  интерес  к работе. Этот  аспект  очень  важен  для  мотивации   литературного  творчества, именно таковыми являются и проектные  работы, которые включаю  для своей  работы во время  изучения национальных  традиций, обрядов  и обычаев.  Ведь   именно  то, как  реагирует  ученик  на задание, во  многом  определяет  его  выполнение.  Допустим, когда  в  нашей  школе  проходила  неделя  толерантности,  в качестве  подготовки  к  классному  часу,   ребятам  было  предложено написать  сочинение  на  тему:             « Дружат  ли роза  и  шиповник?» . Работал над  сочинением   2  класс, однако  ребята  неплохо  справились  с  этой  темой, а  ведь  надо  было  применить  метод  сравнения. Зато  в конце  сочинения   обучающиеся  сделали  вывод ­  дружба  помогает  в  жизни  не  только  людям, но  даже   растениям. На занятии кружка мы  продолжили данную  тему и  написали  проектную работу  по  теме : « Дружба в  моей  семье».      Как  правило, подготовка  к  любому творческому заданию начинается  задолго  до  него.  Каждое творческое задание  имеет  свою  тему, которую  обучающийся  должен  раскрыть. В   2014 – 2015  учебном  году  среди  обучающихся  начальной  школы   был  объявлен  районный    конкурс  сочинений:   «  Моя  любимая  сказка». При  подготовке  к вышеназванному  конкурсу   потребовались  дополнительные   сведения. Алексеев  Глеб, занявший   первое  место  в  номинации « Самая  необычная  сказка», совершил  поездку  на  историческую  родину,  чтобы   записать у  старожилов  старинную  марийскую  сказку  и  переделал  ее  на  современный  лад.    В   итоге  получается, что  он  занимался  исследовательской  работой  при  подготовке  к   сочинению и  народным  фольклором ­  записывал  старинную  сказку. Все  усилия  не пропали   даром – он  получил  призовое  место. Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни  и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для  подражания детей.

Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "

Доклад: "Соблюдение   народных    традиций   в  системе  духовной   культуры  народа "

Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "

Доклад: "Соблюдение   народных    традиций   в  системе  духовной   культуры  народа "

Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "

Доклад: "Соблюдение   народных    традиций   в  системе  духовной   культуры  народа "

Доклад: "Соблюдение народных традиций в системе духовной культуры народа "

Доклад: "Соблюдение   народных    традиций   в  системе  духовной   культуры  народа "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018