Сообщение на тему Содержание, формы и методы работы с родителями
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей, а также взаимоотношений детей в классе.
            
        
        
        
                    
                
                    Министерство образования, науки и молодёжной
политики 
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Содержание и формы работы с семьей
Оценка________
Выполнила:
студентка Ш22 группы
Годяцкая Алина
Преподаватель: Голоскок Г.Н.Ейск, 2019
Содержание, формы и методы работы с родителями
Родители  главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы,
участливы,   грамотны,   зависит   процесс   взросления   и   становления   личности
школьника.
Система   воспитательной   работы   школы   складывается   на   основе
взаимодействия школы, родителей и учителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психологопедагогических знаний родителей (лекции, семинары,
индивидуальные консультации, практикумы);
2)   вовлечение   родителей   в   учебновоспитательный   процесс   (родительские
собрания,   совместные   творческие   дела,   помощь   в   укреплении   материально
технической базы);
3)   участие   родителей   в   управлении   школой   (совет   школы,   родительские
комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение
педагогической   культуры   родителей,  на   укрепление   взаимодействия   школы   и
семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для   вовлечения   родителей   в   учебновоспитательный   процесс   применяются
следующие формы деятельности.
 Традиционные
 Нетрадиционные
Традиционные формы
1.   Существует   много   вариантов   проведения   родительских   собраний.   Их
характер   и   направленность   подсказывает   сама   жизнь,   система   организации
работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать
возрастные   особенности   учащихся,
  образованности   и
заинтересованности   родителей,   цели   и   задачи   воспитания,   стоящие   перед
школой.
  уровень
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
собрание   не   должно   заниматься   обсуждением   и   осуждением   личностей
учащихся.2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия
классного   руководителя   с   семьей.   Особенно   она   необходима,   когда   педагог
набирает   класс.
  Индивидуальная   консультация   помогает   преодолеть
беспокойство   родителей,   боязнь   разговора   о   своем   ребенке   и   способствует
созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен
дать   родителям   возможность   рассказать   ему   все   то,   с   чем   они   хотели   бы
познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения
для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
 мотивации учения;
 моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
3.   Посещение   семьи   (индивидуальная   работа   педагога   с   родителями,
знакомство с условиями жизни).
4. Открытые уроки
Цель   –   ознакомление   родителей   с   новыми   программами   по   предмету,
методикой преподавания, требованиями учителя.
Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и
непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Нетрадиционные формы
1.   Родительские   конференции   (общешкольные,   классные)   предусматривают
расширение,   углубление   и   закрепление   знаний   о   воспитании   детей   и   имеют
огромное   значение   в   системе   воспитательной   работы   школы.   На   них
обсуждаются   насущные   проблемы   общества,   активными   членами   которого
станут и дети.Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и
детей   и   пути   выхода   из   них,   наркотики,   вредные   привычки,   сексуальное
воспитание в семье.
Родительские   конференции   должны   готовиться   очень   тщательно,   с
обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в
школе.   В   их   задачу   входит   проведение   социологических   и   психологических
исследований   по   проблеме   конференции,   а   также   знакомство   участников
конференции   с   их   результатами.   Активными   участниками   конференций
выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного
опыта.
2.   Практикум   –   форма   выработки   у   родителей   педагогических   умений   по
воспитанию   детей,   эффективному   расширению   возникающих   педагогических
ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она
дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать
литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские   чтения   можно   организовать   следующим   образом:   на   первом
собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и
психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря
и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на
поставленный   вопрос.   Родители   читают   рекомендованные   книги,   а   затем
используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью
родительских   чтений   является   то,   что,   анализируя   книгу,   родители   должны
изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению
после прочтения книги.
4. Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия
детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,
праздник   воспоминаний   младенчества   и   детства   собственного   ребенка,   поиск
ответов   на   вопросы,  которые   перед   родителями   ставит   жизнь   и   собственный
ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
 Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
 Друзья моего ребенка.
 Праздники нашей семьи.
 «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
 День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
 Песни, которые пели и поют наши дети.
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые
хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственнымребенком,   сделать   его   более   открытым   и   доверительным.   Эффективность
тренинга   возрастает,   если   в   нём   принимают   участие   оба   родителя.   Тренинг
проводится с группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом
школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком,
пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как
«детские   гримасы»,   «любимая   игрушка»,   «мой   сказочный   образ»,   «детские
игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и
формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде
ответов   на   вопросы   по   педагогическим   проблемам.   Вопросы   выбирают   сами
родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции,
разные   мнения.   Остальная   часть   аудитории   в   полемику   не   вступает,   а   лишь
поддерживает   мнение   семей   аплодисментами.   Экспертами   в   родительских
рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос
была наиболее близка к правильной их трактовке.
И   традиционные,   и   нетрадиционные   формы   взаимодействия   классного
руководителя   с   родителями   учеников   ставят одну общую цель – сделать
счастливой   подрастающую   личность,   входящую   в   современную   культурную
жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых
правил,   чтобы   не   создавать   конфликтных   ситуаций,   в   которые,   чаще   всего,
оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
Всегда   помните,   что   родитель   и   преподаватель   делают   одно   дело   –
воспитывают ребенка.
Установите  доброжелательные  отношения  с  родителями.  Помните,  что  для
них сын или дочь  самые лучшие дети в мире.
Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный
на доверии к его личности.
Постоянно   информируйте   родителей   о   процессе   воспитания,   успехах   и
продвижении в развитии ребенка.
Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями
стремитесь к их устранению.
Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в
школе, так и вне нее.
Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите,
то вопросы останутся, и проблема не уйдет.Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей  это
может вызвать отрицательную реакцию.
Помощником   вам   может   стать   родительский   комитет,   если   вы   станете
единомышленниками.
Педагогам и родителям на заметку:
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если   ребенок   живет   в   понимании   и   дружелюбии,   он   учится   находить
любовь в этом мире.
В   заключение   хочется   отметить,   что   воспитательный   процесс,   несомненно,
будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом
педагога станут слова «Каждому ребенку  свою долю аплодисментов».