Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"
Оценка 4.7

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
классное руководство +1
Взрослым
04.11.2017
Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"
На вопрос "как добиться успешности в учебе" все хотят получить ответ: и учителя, и родители, и дети. Успешен в учебе - успешен в жизни. Так ли это? Что включает в себя понятие "успешный ученик"? Какие методы педагог может использовать, чтобы создать условия для переживания учащимися ситуации успеха?
создание ситуации успеха 2.doc
Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода  «Чтобы ребёнок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился».                                                                                                     В. А. Сухомлинский С  первого  класса   мы  делим  детей   на лучших  и  худших,  ставя флажки  на  парту, приклеивая звездочки в тетрадь… «Странно, ­ пишет Ж.Ж. Руссо, ­ что с тех пор, как берутся воспитывать детей,   не   придумали   еще   другого   способа   руководить   ими,   кроме   соревнования,   зависти, ненависти,   тщеславия,   жадности,   низкого   страха,   всех   страстей,   наиболее   опасных,   наиболее способных волновать и портить душу, даже прежде, чем сформируется тело».   Сколько работ выполняют ребята без энтузиазма и удовольствия! Сколько учителей, недовольных сложившейся ситуацией?   Можно   ли   учить   по­другому?   Да,   можно!   Если   ученику   дать   возможность   стать партнером в учебном процессе. Если дать ему возможность ставить цели и достигать их. Если дать почувствовать ученику радость от его собственных побед. Если дать ему возможность осознать эту радость. Если дать возможность нашему ученику стать успешным. Родители,   отдавая   ребенка   в   школу,   очень   надеются,   что   он   будет   успешен   и   в   учебе,   и   в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только   хорошего.   Но   не  все   ожидания   сбываются.   Почему?   Мы   предполагаем,   что   если   ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит   в   том,   чтобы   реализовать   те   потенциальные   возможности   каждого   ученика,   как   в интеллектуальной,   так   и   в   коммуникативной   и   эмоциональной   сферах,   которые   заложены   в   нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие "успешный ученик":            ­ способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же; ­ способность  продемонстрировать  свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); ­  высокие   школьные   отметки  –   чаще   всего   именно   они   являются   основным   критерием школьной успешности; ­  способность  использовать   полученные   ЗУН  в жизни  –  это  очень  важно:  знания,  которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны; ­ положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика; ­   положительная  мотивация   к   обучению,   положительное   отношение   к   школе,   сохранение познавательного   интереса   ­   ученика,   который   не   любит   школу   и  не   хочет   учиться,  нельзя назвать успешным; ­ социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей; ­ позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи,   если   ученик   не   любит   или   боится   учителя,   а   учитель   не   понимает   и   не   принимает ученика; ­ позитивные отношения с одноклассниками; ­ хорошее физическое и психическое здоровье; ­ адекватно­позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным; 1  ­ чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником. Итак,   успешность   ученика   –   это   не   только   объективный   показатель   высоких   результатов познавательной   деятельности,   не   только   положительная   оценка   учителя,   но   и   позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Говоря   об   успешности,   мы   всегда   имеем   в   виду   и   ее   противоположность   –  школьную неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности?          ­ Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным. ­ Низкий "паспортный" или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками. ­ "Правополушарный" тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное, целостное мышление при существующем в школе "левополушарном", т.е. опоре на логическое, мышление,  ­   Методики   обучения   не   учитывают  половые   особенности  развития   познавательной, эмоциональной   и   коммуникативной   сферы   ребенка.   В   школе   господствует   "бесполая" педагогика, хотя мальчики и девочки – это две разные нейрогенетические группы. ­   Недостаточная   профессиональная  грамотность   учителя,   его   знаний   о   биологических   и психологических закономерностях развития ребенка. ­ Проблемная семья. ­ Высокая "цена" успешной познавательной деятельности. Мы говорим: "Вот ведь можешь же!", ­ когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии "повышенной боевой готовности". ­ Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития ребенка ­ подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ. ­  Замена оценки  успешности развития данного ребенка  отметкой, метящей неуспешную (или успешную) личность. Так какой же он, успешный ученик? Я опросила пятиклассников. Им был задан вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?" У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества (честный, добрый…). Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба   и   послушание,   а   потом   уже   ум   и   общечеловеческие   качества.   А   что   думают   о   понятии "идеальный ученик" учителя? На первое место они ставят желание учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум.  Учителям задали почти тот же вопрос, немного изменив его: "Какими должны быть юноша или девушка, заканчивающие школу?" Ответы оказались кардинально иными. На первом месте для юноши оказалось   умение   принимать   самостоятельные   решения,   затем   уверенность   в   собственных   силах, целеустремленность,   ответственность,   способность   иметь   собственное   мнение,   надежность, мужественность. Девушек­выпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с чувством собственного достоинства,   а   также   уверенными   в  собственных   силах   и   умеющими   принимать   самостоятельные решения.   А   приветствуются   ли   в   учениках   способность   иметь   собственное   мнение,   самостоятельность решений? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет успешного ученика   в   глазах   ребенка   и   учителя   во   многом   совпадает   с   тем   идеалом,   который   они   себе представляют.   А   какие   они   на   самом   деле,   наши   дети?   Какими   они   видят   себя?   Вот   ответы пятиклассников на вопрос: "Какой я?" Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и   хорошим   другом   и   почти   каждый   четвертый   переживает,   что   он   "не   самый   умный"   или   даже "полутупой". Девочки часто считают себя добрыми, вежливыми, аккуратными и ответственными. А переживают   тоже   из­за   того,   что   "не   очень   умные".   А   еще   дети   страдают   из­за   того,   что   они 2 неаккуратные,   неудачники,  невнимательные   и  некрасивые.   Так  и   слышатся   за  их   словами  оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности,   готовой   к   жизни   в   высокотехнологичном,   конкурентном   мире.   Ребенок,   идя   в   школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Задача учителя – создать  каждому  учащемуся  ситуацию  успеха,  помочь обрести  уверенность  в  собственных  силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.   Разберемся в терминологии. Ситуация – сочетание условий, обстоятельств, которые обеспечивает успех. Успех – результат такой ситуации, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Ситуация успеха – фактор развития личности. Она субъективна и индивидуальна. Её переживает как слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю   жизнь   и   деятельность   ребенка.   Для   школьника   ожидание   радости   –   источник   его   движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который   окрыляет   человека.   А   ребёнка   тем   более.   Ситуация   успеха   может   стать   спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.  Еще К.Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи – это его духовная жизнь,   его   внутренний   мир,   игнорирование   которого   может   привести   к   печальным   результатам. Ребенок не только узнает что­то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». Первой заповедью воспитания Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.  Один   из   американских   ученых,   психолог,   педагог   Глассер   убежден,   если   ребенку   удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Книга доктора педагогических наук Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?» дает рекомендации педагогам и родителям. Автор убежден, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ни один ребенок не приходит в школу неудачником.  повышает   мотивацию   учения   и   развивает   познавательные   интересы,   позволяет   ученику С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание   условий,   при   которых   создается   возможность   достичь   значительных   результатов   в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Переживание учеником ситуации успеха:  почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда;  корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;  развивает инициативность, креативность, активность;  поддерживает в классе благоприятный психологический климат  Технологические операции создания ситуаций успеха: 1. 2. Установление психологического контакта –  Снятие   страха.  помогает   преодолеть   неуверенность   в   собственных   силах,   робость,   боязнь самого   дела   и   оценки   окружающих.   “Мы   все   пробуем   и   ищем,   только   так   может   что­то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. 3 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Ожидание лучших результатов, вселение уверенности. Учет всех модальностей при изучении материала Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку  избежать   поражения,   достигается   путем   намека,   пожелания.   “Возможно,   лучше  всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”. Нарастающая сложность заданий Анонсирование   успешного   результата  –   помогает   учителю   выразить   свою   твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь,   внушает   ребенку   уверенность   в   свои   силы   и   возможности.   “У   вас   обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. Внесение мотива  – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Персональная исключительность  – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” Высокая оценка детали  – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой­то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. Помощь учителя и консультантов отстающим Охарактеризуем МЕТОДЫ, оперируя которыми, педагог сможет создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Методы дифференцированного обучения Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение   позволяет   каждому   ученику   работать   в   своем   темпе,   дает   возможность   справиться   с заданием,   способствует   повышению   интереса   к   учебной   деятельности,   формирует   положительные мотивы учения. В   основе   дифференцированного   обучения   лежит   создание   разноуровневых   групп   учащихся   с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе   изучения   нового   материала,   закрепления   и   применения   усвоенных   знаний,   разноуровневым может быть контроль и проверка знаний. При изучении нового  материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся.  Осуществление  разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является   та   часть   заданий,   которая   опирается   на   программные   требования   к   уровню   ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается учителем отдельно. Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить.  Достаточно ценным для развития у обучающихся адекватной самооценки и создания ситуации успеха является предоставление ученикам права выбирать  предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет.  С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как 4 тревожность по поводу отметки используется прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Выбрав поле “место на сомнение”, ученик вправе спокойно изложить учителю учебный   материал,   педагог   при   этом   не   оценивает   ответ   отметкой.   Многие   скептики   могут усомниться в адекватности данного метода, решив, что обучающиеся всегда будут выбирать право не быть оцененными учителем, избегая нежелательных отметок. Но практика показывает, что младшие школьники чаще всего выбирают для ответа поле “место на оценку”. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки. Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно­воспитательном процессе   коллективных   форм   обучения.   В   данном   случае   действует   принцип   “Одна   голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению,   нередко   чувствуют   неуверенность   в   собственных   силах,   работая   самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие.  Построение   урока   в   традиционной   школе   имеет   в   своей   основе   репродуктивное   сообщение учителем   нового   материала,   рассчитанное   на   запоминание   его   учениками.   В   итоге   успешным   в учебной   деятельности   чувствует   себя  тот  ученик,   который   обладает   развитыми   способностями   к запоминанию,   сохранению   и   воспроизведению   информации.   Произвольность   познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых   и   творчески   –   воспроизводящих   методов   обучения.  Проблемные   ситуации   могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.  Использование проектного метода в обучении школьников Метод проектов –это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:  инициативности;    воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей; повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения; построение учебного процесса с опорой на интересы детей. развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности,  Закреплению   уверенности   ученика   в   собственных   силах   способствует   любое   подтверждение педагогом  или  коллективом  одноклассников  удачного итога деятельности  ребенка, признание  его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка “Мои успехи”, “Мои достижения”,  “Мое  творчество”.  С папку  вкладываются  все  работы  ученика,  выделенные  им  как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько 5 сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой   наполненной.   Портфолио   помогает   ученику   оценить   свои   возможности   и   в   дальнейшем реализовать их. Приемы   создания   успеха    НЕОЖИДАННАЯ   РАДОСТЬ   –   результат   продуманной, подготовленной   деятельности   учителя.   Ситуация,   когда   учитель   ведет   поступательно   вверх, поднимаясь по ступеням знаний, поставить «5», когда он знает на «4», но с надеждой, что следующий раз уч­ся покажет образец ответа;  ОБЩАЯ РАДОСТЬ – состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Ситуация успеха может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Но радость всегда тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новых ощущений, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Появляется вера в себя, вера в успех. Основа: «Ты можешь!»  РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. ­ самостоятельное стремление к поиску, не считаясь с трудностями и неудачами. → проведение интеллектуальных конкурсов, различные командные соревнования. Конечно, в создании успеха   играют   роль   родители.   1)   Часто   наше   обращение   к   родителям   происходит   тогда,   когда возникают проблемы, ситуация неуспеха. Нужно нам обратить внимание на описание успехов ребенка в различных формах (благодарственные письма, запись в дневник, похвала на родительском собрании, звонок по телефону). 2) Можно проводить классные часы с проведением опросов, диагностикой.  Таким   образом,   характер   отношения   учащихся   к   учению   зависит   от   характера   самого процесса   обучения,   от   отношений,   складывающихся   между   педагогом   и   учащимися,   от   способов организации деятельности. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах. Ребёнку необходимо быть  значимым   и  успешным.  Учитель  должен   видеть  результаты  каждого  ребёнка  в  учении   и по достоинству   их   оценивать.   Инструментом   оценки   успешности   учащихся   может   служить   слово педагога,   его   жесты,   мимика,   интонация.   Очень   важно,   чтобы   оценка   успешности   ученика   была искренней   и   неформальной,   она   должна   отмечать   реальный   успех   и   реальные   достижения.   Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу   возможность   превратиться   в   Волшебника.   Овладев   тонким   умением   находить   точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных   задатков,   способностей,   скрытых   в   его   внутреннем   мире.   Твой   завтрашний   успех начинается сегодня! Успех порождает успех!  Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по­ взрослому, не так, как ребенок – это нормально. И наша задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: "приговоренные к необучаемости".  И один не самый успешный четвероклассник на вопрос:   "Каким   должен   быть   идеальный   ученик?",   ­   написал:   "Идеальный   ученик   должен   быть счастливым". И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово "счастливый" он написал через букву "щ". 6

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"

Доклад "Содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик» в русле компетентсного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017