Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
5 кл—7 кл
11.12.2018
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Технология развития навыков исследовательской деятельности.docx
Доклад  Ортнер М.В.  на районном МО  учителей русского языка и литературы Технология развития навыков исследовательской деятельности В работе с учащимися наиболее приоритетной является исследовательская  модель обучения, крепким фундаментом которой можно считать моделирование  процесса научного исследования. Согласно исследовательской модели обучения, обучающийся должен действовать подобно ученому ­ исследователю, и только в этом случае процесс усвоения и развития индивидуальных знаний будет наиболее плодотворным. Продуктивность работы  напрямую зависит от степени самостоятельности учащихся в процессе  индивидуального поиска неизвестных для него или открытие принципиально новых  решений проблемы.  Технологию исследовательской модели обучения можно представить следующими  этапами: ­ выбор направления (тема); ­ выделение и постановка проблемы; ­ изучение литературы и сбор информации; ­ предложение возможного решения (решений); ­ осмысление предстоящих исследований; ­ проверка всех возможных решений; ­ выводы по результатам проверки; ­ применение выводов к новым данным; ­ обобщение. Педагог, ставя перед собой задачу развития уникальной личности ребенка, на  всех этапах исследовательской работы, должен активно сотрудничать с ним и  поддерживать в школьнике стремление к самораскрытию и саморазвитию своих  творческих задатков, то есть осуществлять всестороннюю педагогическую поддержку. В процессе исследовательской и экспериментальной деятельности у школьников  закрепляются и развиваются следующие умения и навыки: ­ работа с новой информацией (ее анализ); ­ выявление и определение противоречий (синтез и анализ); ­ нахождение ошибок (оценка) и анализ причин, породивших эти ошибки (анализ и  синтез); ­ предложение оптимальных способов решения поставленных проблем (оценка), ­соотнесение общего и единоличное (применение, оценка). Все это способствует формированию и развитию критического мышления. К  неоспоримым преимуществам приобщения школьников к исследованию являются: ­ преодоление фрагментарности содержания учебного материала; ­ создание условий для саморазвития личности; ­ установление доверительных отношений между учеником и учителем; ­ формирование и развитие фундаментальных и предметных компетентностей; ­ обеспечение условий для творческой продуктивности (способности предлагать  различные варианты решения творческой задачи и находить оригинальное решение). 1. Первая схема показывает взаимосвязь и надстройку знаний, умений и навыков  обучающихся, согласно требованиям, предъявляемым к Государственному стандарту  образования. 2. Вторая схема направлена на расширение знаний, умений и навыков, а также развитие  способов умственной деятельности, которыми могут овладеть учащиеся, согласно их  интересам, способностям, трудолюбию и творческому потенциалу. 3. Размер шрифта показывает, что далеко не каждый обучающийся, двигаясь по дороге  расширения своих знаний, достигнет максимального их развития. 4. Задача учителя заключается в том, чтобы нацелить каждого ребенка на достижение,  во­первых, обязательного и, во­вторых, нужного ему уровня развития своей  интеллектуальной сферы. Учитель, опираясь на те знания, которыми обладают дети, строит новые.  Отправной точкой для «надстройки» знаний являются задания, побуждающие детей к  активной познавательной деятельности (интересные задачи, викторины, проблемные  или занимательные вопросы и т.д., ­ то есть такие задания, которые способны  заинтересовать максимальное количество участников образовательного процесса).  Школьник должен сделать для себя вывод «Стоит знать». После этого начинается следующий этап: самообразование «Сам  узнаю», если же  школьнику требуется помощь, или появляется желание проверить или блеснуть своими новыми познаниями, то он отправляется в соответствующую исследовательскую  мастерскую, где ему «Помогут узнать», или он сам поможет кому­то, а также развить  его индивидуальные знания. После этого учащийся переходит на высший – творческий  уровень «Создам», определяется с направлением, темой и становится на путь ученого – исследователя. Такое обучение представляет собой и процесс и развитие. А предложенная система работы дает позитивные результаты потому, что в основе ее  лежит диалог, который реализуется на уроках в ходе эвристической беседы и  углубление знаний за счет индивидуального или группового поиска решений на  интересующие вопросы в процессе самостоятельной работы во внеурочное время.  Задача исследовательских (творческих) мастерских – обеспечение педагогического  сопровождения на всех этапах исследовательской и творческой деятельности  обучающихся. Исследовательский путь познания соответствует природе человеческого  мышления, он естественен для человека. Урок – исследование как раз строится на  задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно –  следственных связей, к поиску путей решения. Если говорить об этимологии слова  "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то,  чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по  косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено  понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать  ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний,  поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично  накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их  творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов. Мы не творцы новых грамматических правил или теорем, мы не открываем новых  химических элементов или физических законов  и т.д. Поэтому нам важно научить  технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской  деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на  творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. И одним из условий формирования приёмов умственной деятельности является  систематическое использование методов проблемного обучения. Мышление начинается с проблемной ситуации, с того удивления, изумления, чувства  неопределённости, неясности, которое переживает ребёнок при столкновении с чем­то  новым, непонятным, неясным, неожиданным в процессе обучения. Именно это  состояние психики, эмоций, чувств человека в условиях обучения и становится своего  рода «толчком» к размышлению и умственному поиску Типы проблемной ситуации:  а) с удивлением   б) с затруднением А) Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, ­щик­( 5 класс) ­ От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, ­щик. груз               камень грузчик        каменщик Суффиксы звучат одинаково, а пишутся по­разному. ­ Почему так вышло?  ­ Чего мы не знаем? Б) Тема: Дефис в наречиях (7 класс) Раскройте скобки. Аргументируйте свой ответ. Он (по) прежнему красиво пишет. (По) прежнему пути иди было легче. ­Смогли выполнить задание? Почему не смогли? Какие трудности испытали? Что нужно для этого сделать? Ученик должен сформулировать проблему. А учитель должен создать для этого  условия. Вопросы учителя побуждают детей высказывать различные версии решения проблемы.  Такая работа развивает навык творческого мышления и максимально близка к  жизненным ситуациям. Конечно, есть опасность того, что ученики могут увести в  сторону от темы, но учитель должен быть хорошим координатором. Активное формирование исследовательских навыков наблюдается  во время проведения игр­исследований.   В начальной школе регулярно используются  индивидуальные и коллективные игры. Часть игр позволяет активизировать  исследовательскую деятельность младших школьников, помогая им освоить первичные  навыки проведения самостоятельных исследований. Именно игровая технология преподавания помогает сделать переход из  начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают  такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления. Например, игра «4­ое лишнее»( Повторение изученного. 5 класс)  1) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор. здоровье, здравствуй, здание, сбежал; нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка; прибежал, прервал, приморский, присел; прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал 6 класс. Разряды прилагательных по значению  1) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор. Большой, молодой, зелёный, гороховый; Весенний, осенний, зимний, стройный; Мамин, добрый, тяжёлый, круглый; Деревянный, крепкий, низкий, стол.  1. 2.            Какие действия проделывает ученик? Он анализирует данный материал, вспоминает  нужное правило, находит общее и различия и делает вывод. Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы  на уроке, как  редактирование. Например, 7 класс. Деепричастие в тексте  Задание: найди в предложении ошибки, связанные с употреблением деепричастных  оборотов. В чем причина этих ошибок? 1.Очутившись в темноте, на меня пахнуло холодом и сыростью. 2.Добравшись до  берега, было еще темно. 3.Сергей заканчивал текст своего доклада по истории и  обращая внимания на позднее время. 4.Расставляя в квартире новую мебель, в ней было уютно и светло. Этот вид работы особенно ценен: отрабатывается грамматическая зоркость,  аналитическое мышление, умение найти выход из создавшейся ситуации. На каждом уроке для объяснения нового материала необходимо использовать     маленькое  исследование. Совместно с учащимися выдвигать гипотезы, учащиеся сами  проводят самостоятельный анализ языкового материала, делают выводы по теме.  Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у  учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком  психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо.  Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление  человека. Чтобы научить видеть  проблему, можно использовать следующие  задания: 1) «Посмотрите на мир чужими глазами»: предложить детям продолжить рассказ,  посмотрев на события, явления, с разных точек зрения. 2) «Составьте рассказ от имени другого персонажа» (рассказ от имени разных людей,  живых существ и даже неживых объектов). 3) «Составьте рассказ, используя данную концовку» (оценивается логичность и  оригинальность изложения). 4) «Сколько значений у предмета?» (найти как можно больше вариантов  нетрадиционного, но при этом реального использования предмета; ребёнок учится  открывать в обыденном новые, неожиданные возможности). 5) «Назовите как можно больше признаков предмета» (выигрывает тот, кто выделит и  напишет в тетради как можно больше признаков этого предмета). 6) Наблюдение как способ выявления проблем (Почему играют котята, щенки,  медвежата? Почему светит солнце? и др.) 7) «Тема одна – сюжетов много» (детям предлагается нарисовать, придумать, написать  как можно больше сюжетов на одну и ту же тему). 8) «Увидеть в другом свете» (одни и те же предметы при разном освещении выглядят и  воспринимаются по­разному). Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы –    необходимого и кульминационного момента мыслительного процесса. Гипотезы  рождаются и в результате логических рассуждений, и в итоге интуитивного мышления. Способы проверки гипотез делят на теоретические (предполагают опору на  логику и анализ других теорий) и эмпирические (предполагают наблюдения и  эксперименты). Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Задания: 1) «Давайте вместе подумаем»: Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь? и др. 2) «Найдите возможную причину события» (помогает научиться выдвигать гипотезы). 3) «Что бы произошло, если бы…» (надо придумать как можно больше гипотез и  провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате). 4) Обсуждение наиболее известных гипотез, часто обсуждаемых в научном мире,  популярных книгах, СМИ. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше»;  можно выдвигать самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи».  Ценность предположений в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных  представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего  движение в неизведанное невозможно.  Необходимо учить детей задавать вопросы, потому что они  направляют мышление  учащихся на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая к  умственному труду. Задания: 1) «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?». 2) «Вопросы и ответы». 3) «Найдите загаданное слово» (можно проводить в разных вариантах; обязательное  правило: в вопросе должна быть невидимая явно связь). 4) «Найдите причину событий с помощью вопросов».  Далее развиваем умения наблюдать.  Наблюдение – вид восприятия,  характеризующийся целенаправленностью, выражающейся в ясно осознаваемой  познавательной задаче. В ходе наблюдения могут использоваться различные приборы и  приспособления.  Наблюдение – акт интеллектуальный, а не  перцептивный. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Учащийся  анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.  Умение наблюдать связано с умением видеть проблемы.  Можно использовать следующие упражнения  на развитие внимания и  наблюдательности: 1) «Парные картинки, содержащие различия» (найдите два одинаковых изображения;  два одинаковых квадрата; найдите, какие предметы изображены на рисунке и т.д.). 2) «Найдите ошибки художника» (задания с намеренно сделанными ошибками;  формируется умение наблюдать и анализировать зрительные образы). 3) «Найдите силуэт изображённого предмета». 4) «Учимся наблюдать» (понаблюдайте за поведением людей и дорисуйте на схемах,  какие причёски, глаза, брови, ресницы, бороды, бакенбарды, имеют разные люди.  Понаблюдайте, чем похожи и чем отличаются предметы друг от друга). 5) «Рассмотрите рисунок и обратите внимание на изображённые ладони» (на каждой из  представленных ладоней показаны места соприкосновения руки с одним из предметов,  нарисованных внутри. Нужно определить, какой предмет,  какая рука держала).  Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, во многих исследовательских работах  нужно проводить эксперименты. Так как  эксперимент – метод познания, при помощи  которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление  природы или общества. Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет  исследования, которое может проходить в лабораторных и естественных условиях.  Предполагается проведение практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные (их можно проводить только в уме). В ходе  мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг  своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих  действий. Задачи, которые можно решить в ходе мысленных экспериментов (предложил  английский психолог, специалист в области обучения одарённых детей Джоан Фримен): Что можно сделать из куска бумаги? Что будет, если все станут выше ростом? Что нужно для того, чтобы накормить всё человечество? Задачи из практики американских образовательных учреждений, работающих с  одарёнными детьми: На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему? Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой? Айсберг напоминает глобальную идею потому, что… Если бы озеро было столом, чем были бы лодки? Эти задачи могут решать дети разного возраста, уровень требуемых ответов будет  разным. Сложная ситуация для мысленного эксперимента в области психологии. Детям  предлагается неоконченный рассказ. «Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не  получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно  разбилось…» Представьте, что вы полицейский, идущий мимо. Что вы скажете мальчику,  разбившему окно? А что бы вы сказали, если бы были его другом? Его братом или  сестрой? Родителями? Бабушкой?   Можно проводить эксперименты с реальными предметами.  Определяем плавучесть предметов.  Как вода исчезает.  Эксперименты с лучом света.  Измерение объёма капли.  Эксперименты с магнитом и металлами.  Эксперимент с отражением света.  Эксперименты по смешиванию красок.  Эксперименты с домашними животными. Исследовательский поиск 1) Выбор темы исследования. Темы могут быть теоретическими, экспериментальными,  фантастическими. 2) Цель и задачи исследования (цель указывает общее направление движения, задачи  описывают основные шаги). 3) Гипотеза исследования (гипотезы начинаются словами предположим, допустим,  возможно, что, если…). 4) Организация исследования: составить план работы. Воспользоваться методами,  которые помогут проверить гипотезу(ы): подумать самостоятельно, посмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей, познакомиться с кино­ и телефильмами  по теме исследования, обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет,  понаблюдать, провести эксперимент. 5) Подготовка к защите исследовательской работы   Роль элективных курсов в развитии исследовательского мышления учащихся Исследовательское мышление – это мыслительная способность человека к  исследовательской деятельности, продуктом которой выступают новые знания. Развитие мышления ­ важнейшее условие успеха учащихся в исследовательской  деятельности. Задачи современного учителя – спроектировать продвижение учащихся по восходящей  траектории, целенаправленно создавая учебно­познавательные ситуации в которых  непременно происходило бы развитие интеллектуальных качеств личности. Важнейшим методическим условием организации исследовательской работы является  создание возможностей для самостоятельной, продуктивной творческой деятельности  в соответствии с индивидуальными интересами и склонностями. В этих условиях элективные курсы выступают как методический инструмент, с  помощью которого можно: 1)Изучать смежные учебные предметы 2)Развивать навыки интеллектуального труда 3)Удовлетворять познавательные интересы ученика вне зависимости от его школьной  успешности 4)Интегрировать имеющиеся представления в целостную картину мира 5)Сформировать устойчивые навыки исследовательской деятельности. В отличие от базового или даже профильного уровня обучения, ведущими  компонентами элективного курса могут выступать: творчество, творческий процесс,  творческий поиск. В нашей школе уже второй год обучающиеся 5­7 классов  изучают элективный курс  «Основы проектной и исследовательской деятельности», рассчитанный на 11 часов,  в  результате которого каждый учащийся, изучив основы исследовательской  деятельности, примет участие в создании группового проекта «Герои Октябрьского  района», «Достопримечательности села Екатеринославка», «Символика моей Родины»,  «Молодёжь против СПИДа». Для учащихся 8 класса разработана программа элективного предмета  «Индивидуальный проект», рассчитанный на 34 часа, в результате изучения которого  каждый обучающийся представит свою индивидуальную исследовательскую работу на  научно­практической конференции.

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)

Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2018