Технология развития навыков исследовательской деятельности.pptx
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Технология развития навыков
исследовательской
деятельности
Ортнер М.В.,
учитель русского языка и
литературы
МОУ СОШ №2
с.Екатеринославка
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Технология исследовательской
модели
- выбор направления (тема);
- выделение и постановка проблемы;
- изучение литературы и сбор информации;
- предложение возможного решения (решений);
- осмысление предстоящих исследований;
- проверка всех возможных решений;
- выводы по результатам проверки;
- применение выводов к новым данным;
- обобщение.
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Исследовательский поиск
1) Выбор темы исследования. Темы могут быть
теоретическими, экспериментальными, фантастическими.
2) Цель и задачи исследования (цель указывает общее
направление движения, задачи описывают основные
шаги).
3) Гипотеза исследования (гипотезы начинаются
словами предположим, допустим, возможно, что, если…).
4) Организация исследования: составить план работы.
Воспользоваться методами, которые помогут проверить
гипотезу(ы): подумать самостоятельно, посмотреть книги о
том, что исследуешь, спросить у других людей,
познакомиться с кино- и телефильмами по теме
исследования, обратиться к компьютеру, посмотреть в
сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент.
5) Подготовка к защите исследовательской работы
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Проблема
1) «Посмотрите на мир чужими глазами»: предложить детям продолжить
рассказ, посмотрев на события, явления, с разных точек зрения.
2) «Составьте рассказ от имени другого персонажа» (рассказ от имени
разных людей, живых существ и даже неживых объектов).
3) «Составьте рассказ, используя данную концовку» (оценивается
логичность и оригинальность изложения).
4) «Сколько значений у предмета?» (найти как можно больше вариантов
нетрадиционного, но при этом реального использования предмета;
ребёнок учится открывать в обыденном новые, неожиданные
возможности).
5) «Назовите как можно больше признаков предмета» (выигрывает тот,
кто выделит и напишет в тетради как можно больше признаков этого
предмета).
6) Наблюдение как способ выявления проблем (Почему играют котята,
щенки, медвежата? Почему светит солнце? и др.)
7) Наблюдение очевидного.
8) «Тема одна – сюжетов много» (детям предлагается нарисовать,
придумать, написать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему).
9) «Увидеть в другом свете» (одни и те же предметы при разном
освещении выглядят и воспринимаются по-разному).
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Типы проблемной
ситуации
А) Тема: Правописание
С удивлением
существительных с
суффиксами –чик, -щик-( 5
класс)
- От данных слов образуйте
новые слова при помощи
суффиксов
– чик, -щик.
груз камень
грузчик каменщик
Суффиксы звучат одинаково, а
пишутся по-разному.
- Почему так вышло?
- Чего мы не знаем?
С затруднением
Б) Тема: Дефис в наречиях (7
класс)
Раскройте скобки.
Аргументируйте свой ответ.
Он (по) прежнему красиво
пишет.
(По) прежнему пути иди
было
легче.
-.Смогли выполнить задание?
Почему не смогли?
Какие трудности испытали?
Что нужно для этого сделать?
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Игры -исследования
Игра «4-ое
лишнее» Повторение
изученного. 5 класс
1) Задание: из перечня слов
выбрать лишнее, объяснить
свой выбор.
здоровье, здравствуй, здание,
сбежал;
нарвал, предъявил,
рассеянный, перестройка;
прибежал, прервал,
приморский, присел;
прекрасный, пришить,
преинтересный, пресекал
6 класс. Разряды
прилагательных по
значению
1) Задание: из перечня слов
выбрать лишнее, объяснить
свой выбор.
Большой, молодой, зелёный,
Весенний, осенний, зимний,
гороховый;
стройный;
круглый;
стол.
Мамин, добрый, тяжёлый,
Деревянный, крепкий, низкий,
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Гипотеза
1) «Давайте вместе подумаем»: Почему дует
ветер? Почему бывают день и ночь? и др.
2) «Найдите возможную причину
события» (помогает научиться выдвигать
гипотезы).
3) «Что бы произошло, если бы…» (надо
придумать как можно больше гипотез и
провокационных идей, объясняющих, что бы
случилось в результате).
4) Обсуждение наиболее известных гипотез,
часто обсуждаемых в научном мире, популярных
книгах, СМИ.
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Элективные курсы
Цель и задачи элективного курса «ОПД» в 5- 7 классах
Цель курса: обучение основам проектно-
исследовательской деятельности.
Задачи курса:
Изучить различные виды исследовательской и проектной
деятельности;
Научиться проводить элементарные учебные исследования
предметного и надпредметного характера;
Реализовать индивидуальные и групповые проектные
работы;
Обучать самостоятельности в приобретении новых знаний;
Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы,
потребность расширять кругозор в изучаемой области.
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Тематическое
планирование
Тема
Количество
часов
программы
3
6
2
11 ч.
№
№
1
2
3
Всего:
Понятие «учебный проект»,
«исследование». Алгоритм
работы над учебным
проектом.
Работа над проектом
Защита проекта.
Презентация. Анализ
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Элективный предмет
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектно-исследовательской деятельности
с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных
практических задач с использованием проектного метода. Программа нацелена на достижение
метапредметных результатов, вне зависимости от предмета, по которому выполняется проект.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования
ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного
опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных
продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь
определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь
пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде
презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать
свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь
представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного
запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения
анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том
числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать
полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на
представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов
разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его
самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность
учащимся проявить себя.
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Дата по факту
Тема занятия
Что такое проект? Типология проектов.
Этапы проектной деятельности.
Постановка проблемы, целей, задач.
Поиск и анализ проблемы
Выбор темы проекта из предложенных тем или предложение собственной темы.
Конкретизация выбранной темы в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обсуждение актуальности выбранных тем
Составление плана работы, планирование проектной деятельности по этапам.
Сбор информации по теме проекта
Поиск информации: работа с текстом на бумажном носителе (каталог, книга, статья в журнале и
др.)
Поиск информации в Интернете: по названию текста и по фамилии автора, по ключевым словам.
Изучение информации по теме проекта
Первичный анализ и отбор информации.
Обсуждение полученной информации.
Обработка информации по теме проекта
Анализ информации по теме проекта
Поиск оптимального решения задачи проекта
Распределение этапов деятельности в дальнейшей работе над проектом.
Подбор иллюстративного материала в Интернете
Отбор конкретных фактов по теме
Обсуждение формы защиты проекта, составление плана практической реализации проекта,
подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования
Работа над вводной частью проекта: актуализация темы, целеполагание
Работа над вводной частью проекта: анализ соответствия названия темы и целей проекта
Работа над основной частью проекта: поиск информации для раскрытия темы
Работа над основной частью проекта: анализ соответствия предполагаемого содержания и
полученной информации
Формулирование выводов: соответствуют ли они поставленной цели?
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
Значение элективных
курсов и предметов
1)Изучать смежные учебные предметы
2)Развивать навыки интеллектуального
труда
3)Удовлетворять познавательные
интересы ученика вне зависимости от его
школьной успешности
4)Интегрировать имеющиеся
представления в целостную картину мира
5)Сформировать устойчивые навыки
исследовательской деятельности
Доклад "Технологии развития навыков исследовательской деятельности " (5 - 7 класс, русский язык)
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.