Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл—9 кл
09.12.2017
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение.В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение.
ДОКЛАД РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ.docx
МКОУ «Никольская ОШ №28»
Доклад
Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Учитель русского языка и литературы
Трошев Илья Сергеевич
2016 год В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться,
формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является
школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не
достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая
успеваемость многогранное явление, имеющее сложную структуру и
происхождение.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от
него причинам:
пропуски занятий по болезни. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает
состояние его нервной системы;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в
общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных
или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс
или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных
общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая
техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков
самостоятельности в работе и др;
прогулы;
стрессовая тактика педагогических воздействий;
чрезмерная интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным
возможностям детей;
нерациональная организация учебного процесса.
Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик
не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле.
Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю
должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным
руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и
ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается
актуальной. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие
личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность
мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность,
подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно
практического и словеснологического мышления.
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно
встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными
возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как
правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают
трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется
напряжение мысли. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у
таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности,
работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное
психическое состояние.
Типы слабоуспевающих учащихся:
1 тип. Низкое качество мыслительной деятельности при положительном
отношении к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какойнибудь
деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в
будущем.
Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей
списать, обмануть...; отсутствует направленность на определенный вид
деятельности в будущем.
Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое
воспроизведение, на стремление искать способы решения. Надо учить
жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить
их рассуждать. 2 тип. Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к
учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью; в
будущем хотели бы заниматься чемто романтическим.
Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.
Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование
положительных мотивов учения и иных видов деятельности.
3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием
учиться.
Подтипы:
А). Компенсируют практической деятельностью, с целью избежать учебы,
работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.
Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные
потребности.
Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и
систематической работы, «потерянные дети».
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к
организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных
занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают
дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что
порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы,
неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к
школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять
эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.
1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в
определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием
множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в
зависимости от их источника и содержания: личностные психические и
медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические,
социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные
психические факторы, причины и условия. 2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по
устойчивости.
3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является
уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие:
интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во
многом определяет успешность адаптации к школе.
Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других
факторов и в первую очередь в психике ребенка. В результате этого
взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так,
следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях
может быть снижение успеваемости, в других воспитание положительных
качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем
избежать сложной семейной обстановки.
Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было
проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны,
определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой
стороны обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям
было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80% среди
них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия.
Педагогические причины указали всего 28% учителей.
По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных
обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников,
живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует
контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к
данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для
успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более
доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества,
кружках и т. п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость
школьников в домашнем хозяйстве).
Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является
динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и
организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при
адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов.
Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии,
когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и
соответствующие мотивы учения перестают действовать.
Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с
учащимися: в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику
педагогического исследования причин слабой успеваемости;
учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости,
факторы и условия учебного процесса;
активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и
школьниками "группы риска" индивидуальную, групповую, общеклассную.
при опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план
ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше
времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи,
пользоваться наглядными пособиями.
ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно
излагать материал.
при опросе создаются специальные ситуации успеха.
периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на
которых ученик отсутствовал.
в ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
концентрировать внимание на наиболее важных и сложных разделах
изучаемой темы;
даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых
ими при ответах или в письменных работах;
домашняя работа для слабоуспевающих школьников подбирается на
осознание и исправление ошибок: проводится подробный инструктаж о
порядке выполнения домашнего задания; дается задания на поиск в
Интернете;
контрольные работы проводить в трех уровнях сложности;
каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих
учащихся.
Десять правил работы со «слабоуспевающими» 1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать
ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в
материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок продолжение предыдущего, многократное повторение
основного материала один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им
однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет
постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к
учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать
главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение главная составляющая любой методики. Не сумеете
расположить ребят к себе не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут
выход займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое
время их среда вновь расколется – на способных, средних и...
«слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили
материал, опросили сильных посадите их к слабым, и пусть продолжается
учеба. МКОУ Никольская ОШ №28
Доклад
Тема: «Подготовка учащихся к ГИА по русскому
языку» Учитель русского языка и литературы
Трошев Илья Сергеевич
2016 год
Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее
итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в
целом. Поэтому так понятно желание педагога подстраховаться, больше
времени на уроке уделить непосредственной подготовке к экзамену. Но тут
кроется серьезная опасность. Нельзя считать сдачу экзамена целью обучения
и подчинять ей весь сложный и разнообразный учебный процесс. Мы учим
детей русскому языку и для того, чтобы они поняли, как он устроен, и для
того, чтобы писали грамотно. Не мы и дети – для экзамена, а экзамен – для
нас.
То, что на экзамене будет проверен широкий круг знаний и умений,
только на руку учителям, убежденным в том, что преподавание русского
языка нельзя ограничивать орфографией и пунктуацией. Теперь задаваемые
иногда вопросы о том, зачем столько времени тратить на освоение видов
односоставных предложений, если эти знания не отражаются на
орфографической и пунктуационной грамотности учеников, можно
парировать неотразимым доводом: «Это понадобится на экзамене»
Таким образом, можно считать, что все, что мы делаем на уроках
русского языка по крайней мере с пятого класса, послужит успешной сдаче
экзамена в девятом.
Насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению
детей пониманию текста, умению определять в нем более и менее
существенное, покажет сжатое изложение. Ошибкой было бы заключить, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений или
изложений подробных, нет, проблемы так не решить. Если мы станем
целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные
творческие задания разного объема – в том числе и сжатые изложения, тогда
необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.
Итак, основная подготовка к экзамену проводится в 89 классах, где
изучается материал по синтаксису и где мы обязательно должны
поддерживать орфографические навыки. Каждый учитель в соответствии с
уровнем и другими особенностями класса сам решит, какие разделы можно
повторить бегло, а на каких следует остановиться подробнее. Например,
правила, которые изучались раньше по отдельности в разделах, посвященных
разным частям речи, теперь можно обобщить, свести в большие таблицы.
К одним и тем же орфограммам, особенно трудным, надо обращаться
регулярно, повторять нужно постоянно и неутомимо!!!
Повторяя правила, нельзя упускать из виду и словарные слова, знание
которых также проверяется на экзамене.
Третья часть экзаменационной работы проверяет умение строить
текст на основе одной из цитат о русском языке, положенных в основу
задания части С. Хоть работа по написанию сочинения и считается
творческой, нужно четко объяснять ученикам, что при написании сочинения
проверяется прежде всего умение построить связный, логичный и
последовательный текст, в котором следует привести два примерааргумента
из прочитанного текста. Текст рассуждения подчинен определенной схеме:
тезис – аргументы (2) – вывод. Композиция сочинения должна быть строго
продумана. Очевидно, что в любом сочинении можно выделить по меньшей
мере три части.
Многие ученики не придают должного значения разделению своего
сочинения на абзацы или нечетко обозначают красную строку. В критериях
оценки сочинений особое внимание обращается на абзацное членение
текста. Достаточно один раз допустить такое нарушение, как сразу
снимается балл.
В работе не должно быть логических ошибок. Нельзя употреблять
слова, значение которых вызывают сомнения. Следует исключить
использование противоречивых, двусмысленных высказываний. При
редактировании сочинения нужно проверить правильность разделения текста
на абзацы. Чтобы избежать грамматических и речевых ошибок, слишком длинные предложения лучше разделить на несколько коротких и точных фраз.
Надо убрать повторяющиеся слова, заменить их синонимами или
местоимениями.
Особое внимание следует уделить проверке знания
изобразительновыразительных средств языка. Предлагается найти
предложение, в котором содержится указанное средство. Это задание требует
теоретической подготовки и особой тренировки. Мало знать, что такое
фразеологизм, метафора или эпитет – нужно уметь находить их в данном
контексте, поэтому на каждом уроке 57 минут следует уделять закреплению
навыков определения изобразительновыразительных средств языка в
тексте.
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.