Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8
Оценка 4.6

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
1 кл
13.03.2019
Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8
Логопедические занятия предполагают системное использование сказок. В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию. Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал. Знакомясь со сказкой дети имеют возможность познакомиться с прекрасными иллюстрациями И. Билибина, Е. Рачева. Знакомясь с былинами дети рассматривают замечательные картины М. Врубеля, В. Васнецова которые, несомненно, являются золотым фондом нашей культуры
доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8.docx
«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ» Ткачук Жанна Петровна,  Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»  г. Нефтеюганск,  Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры       В   российской   педагогике   воспитание   всегда   связывалось   с развитием   духовно­нравственной   сферы.  На   современном   этапе развития   общества   духовно­нравственное   воспитание   обрело   особое значение: оно вошло в число приоритетных направлений образования.  Кем бы не являлся по специальности педагог: учителем русского языка,   математики,   психологом   или   учителем­логопедом,   как   я   ­ прежде   всего,   каждый   педагог   –   воспитывает.   Важность   духовно­ нравственного воспитания на логопедических занятиях определяется поддержанием   систематичности   такого   воспитания.   Использование разнообразных методов и форм работы, позволяет более эффективно прививать детям духовно­нравственные качества.  Речь   сегодняшних   младших   школьников   бедна   словами, оценивающими   и   называющими   чувства,   отношения,   обозначающими нравственные   понятия.   Поэтому,   сейчас   особенно   необходимо   на логопедических   занятиях   активизировать   формирование   у   них нравственно­этического   словаря,   лексики,   относящейся   к   группе «человеческие   отношения».   Именно   в   сказках   можно   найти   полный перечень   человеческих   проблем   и   образные   способы   их   решения, накапливая   тем   самым,   тот   «багаж»   знаний,   который   может пригодиться   в   течение   всей   жизни.   Сказка   может   в   увлекательной форме   и   доступными   для   понимания   ребенка   словами   представить окружающую   жизнь,   людей,   их   поступки,   судьбы,   чужие   чувства, радости   и   горести,   и   в   самое   короткое   время   показать,   к   чему приводит тот или иной поступок героя. «Сказка   –   неотъемлемая   часть   духовной   жизни   народа.   Она рассказывает  о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми,   противостоять   злу,   презирать   хитрецов,   утверждает народные   принципы   жизни:   честность,   преданность,   смелость, коллективизм,   доброжелательность   и   т.   д.,   высмеивает   безделье, желание легко получить желаемые блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость,   взаимопомощь   и   дружба.   Если   мы   донесем   до   детей народные сказки, то наше поколение выраcтeт, впитывая в себя корни национального   бытия,   национальной   культуры,   т.   к.   со   сказки начинается   правдивый,   честный   человек,   добрый   и   заботливый, творческий и гуманный» [2]. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.  Логопедические занятия предполагают системное использование сказок. В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки,   во   втором   полугодии   –   длинные   авторские   сказки,   более глубокие по содержанию и сложные по восприятию. Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал. Знакомясь   со   сказкой   дети   имеют   возможность   познакомиться   с прекрасными   иллюстрациями   И.   Билибина,   Е.   Рачева.   Знакомясь   с былинами дети рассматривают замечательные картины  М.   Врубеля,   В.   Васнецова   которые,   несомненно,   являются   золотым фондом нашей культуры. Каждое   занятие   включает   в   себя   ряд   этапов:   чтение   или слушание   сказки   с   включением   музыкальных   фрагментов; рассматривание   иллюстраций   и   обсуждение   содержания   сказки, выяснение   основной   идеи.   Игры,   драматизация,   музыкально­ двигательная деятельность; организация художественно­продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки. Обычно занятие посвящено какой­то определенной сказке, но в течение   года   проводится   несколько   проверочных   занятий   для закрепления усвоенного детьми литературного материала. Например, всем известная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.  Темы   «Послушание   –   непослушание»,   «Осмотрительность   и осторожность»,   «Взаимная   любовь»,   «Заботливость   и   терпение». «Умей обождать», «Мир не без добрых людей».  Программное содержание: 1.Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев. 2.Воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. 3.Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям. 4.Учить   детей   быть   осторожными,   осмотрительными   с незнакомыми людьми. 5.Рассматривание   репродукции   картины   В.   Васнецова «Аленушка». Практическая часть: лепка «Козленочек». Ценна для духовно­нравственного развития не только народная, но и авторская сказка. Поэтому в своей работе я использую сказки  Л.   Коротковой,   автором   воспитание средствами авторской сказки». [6].   программы   «Духовно­нравственное Особое место среди авторских сказок занимают так называемые православные сказки. Например, сказка современного автора  Р. Балакшина «Добрый дедушка. Сказание о Деде Морозе» [1].  На   логопедических   занятиях   мы   знакомимся   не   только   со сказками, но и с былинами. Да, читать и понимать их трудно, но какую пищу для ума и для познания своего народа они дают!   Рассказывая и познавая сказку или былину, помогая герою, дети черпают   представления   о   справедливости,   чести,   достоинстве, преданности   и   т.д.   Сказка   настраивает   детей   на   сопереживание, сочувствие,   сострадание,   ребёнок   мысленно   содействует   героям произведения, эмоционально переживает новые для него чувства.   Но мы не только рассказываем сказку. Основной смысл наших занятий  уделить  внимание  педагога  формулированию  детьми  своего личностного отношения к категориям духовности и нравственности на доступном   их   возрасту   уровне,   помочь   реализовать   свои   знания   в оценочных   суждениях,   выражающих   отношение   к   семейным   и духовным ценностям. Приведем пример­ былина про Илью Муромца (видео­сюжет).  Мы   помним,  что   калики   перехожие   напоили   Илюшу водой и стал он сильным и отправился он на поле помогать отцу с матерью.   А   затем   испросил   Илья   благословения   у   родителей   идти защищать   землю   Русскую.   Любопытен   момент,   что   детей   очень заинтересовало благословение. А зачем это? А как это? И проник в душу тот факт, что на любое дело, даже на святое, надо отправляться с благословения своих родителей. Что это как не восстановление связи с родовой и семейной памятью? Г.   Волков,   анализируя   роль   сказки   в   формировании   личности ребёнка,   пишет,   что   «духовный   заряд,   накопленный   народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать. В этом ­ вечность воспитания, символизирующая   вечность   движения   человечества   к   своему духовному и  нравственному  прогрессу». [3].  Поэтому так  важно на логопедических занятиях развивать не только устную речь младшего школьника, но и заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные   умения,   доброжелательное   отношение   к   людям. Народная   сказка   в   системе   воспитания   решает   такие   задачи,   как донесение нравственных ценностей до сознания младших школьников в доступной   форме,   воспитание   любви   ко   всем   людям   и   природе, закладывание нравственных основ и начал. Список литературы: 1.Балакшин Р.А. Добрый дедушка : сказание о Деде Морозе / Р.А.   Балакшин;   худож.   Д.   Шабалина.   –   М.   :   Изд­во   Сретенского монастыря, 2003. 2.Байчорова,   С.   Х.   Гуманистическое   воспитание   младших школьников   средствами   народных   сказок   /   С.   Х.   Байчорова   // Этнопедагогика   и   вопросы   формирования   личности.   –   Карачаевск, 2005. – С. 28–30. 3.Волков Г. Н. Этнопедагогика./Г. Н. Волков.­М:Академия,1999. 4.Духовно – нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст] : программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др.] // Методист. ­ 2011. ­ № 8.  5.Короткова Л.Д. Духовно­нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие М.;ЦГЛ,2006. 6.Крестовский   А.   В.   Роль   народной   сказки   в   воспитании младших качеств   духовно­нравственных школьников. http://www.portal­slovo.ru   7.Распутин В. Г. Роль литературы в образовании и православном Рождественских XIV     воспитании. Доклад чтениях. http://www.portal­slovo.ru на

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8

Доклад Ткачук Ж.П., СОШ 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019