Доклад ученика Скобелева Спиридона
Оценка 5

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +2
4 кл—11 кл +1
17.09.2017
Доклад ученика Скобелева Спиридона
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение «Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Степана Васильева» Вклад моей семьи на Победу Великой Отечественной войны. Работу выполнил ученик 7 «б» класса Скобелев Спиридон руководитель Иванова Н.К. учитель географии г. Нюрба 2015 г. Оглавление: Введение Вклад моей семьи на Победу Великой Отечественной войны. Воспоминания старшей сестры дедушки Ольги Ивановны Ивановой Воспоминание младшей сестры дедушки о своей матери Архивных материалы из книги «Нюрбинский район», «Чаппандинский наслег» Заключение Использованная литература Введение В этом году исполняется 70 лет Победы Великой Отечественной войны. Из рассказов родных о годах войны, о подвигах в тылу мне захотелось написать о вкладе моих родных для Победы над фашисткой Германией. Актуальность: Мы, дети нового века, не знаем про Великой Отечественной войне. Я не знал, как в годы войны трудно приходилось нашим прабабушкам и прадедушкам выжить и дождаться Победы. Поэтому решил узнать, что делали мои предки в годы Великой Отечественной Войне. Цель моей работы: На встречу 70-летия Победы Великой Отечественной войны, написать об участии моих прабабушек, прадедушек, дедушек, бабушек, живших в годы войны в нашем районе. Задача: Написать о прабабушке Ноговицыной Ирины Гаврильевне, дедушке Скобелеве Владимире Васильевиче и тетях Соколовой Ефросинье Васильевне и Ивановой Ольге Ивановне. Вклад моей семьи на Победу Великой Отечественной войны. Когда началась Великая Отечественная война 22 июня 1941 года на войну ушли три сына прапрабабушки Анны Васильевны Донской-Скобелевой: Спиридон, Василий и Григорий Скобелевы. Все они не вернулись с фронта. Когда началась война, Спиридон Данилович Скобелев, сразу же пошел в военкомат, где просил отправить его на фронт как человека, понимающего военное дело: он считал, что такие люди нужнее всего сейчас там, на фронте. Но ему отказали, сказали, что по возрасту не подходит. Ему было 42 года, а тогда брали молодых. И летом 1942 года его просьбу удовлетворили. В то лето из Нюрбы забрали почти батальон призывников, и его назначили командиром. Перед отплытием парохода, увозящего призывников на войну, на берегу был небольшой митинг, где выступили военком Нюрбы и Спиридон Данилович. Спиридон Данилович от имени всех обещал, что будут сражаться храбро, не посрамят имя советского солдата, сказал, что «в гражданскую защитили Родину и сейчас защитим. Не грустите, мы вернемся» Мой прадед Василий Данилович в первых рядах ушел на фронт и погиб под Луганском. Младший брат Григорий Данилович чтобы попасть на фронт на лыжах преодолев более 1000 километров пришел из Оленекского района и ушел на фронт. В то время из Оленекского района не призывали на фронт. Великая Отечественная война совпала с большими засухами 1940-1950 годы. В эти годы всем было очень тяжело. В то время на родных полях остались работать женщины и дети. Они с раннего утра до поздней ночи трудились на полях колхозов. По стране установилась строгая военная обстановка с лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!». На продукты – карточная система: рабочим хлеба 500-400 г., а детям 300-200 г. Началось недоедание, голод, холод, очень тяжелая жизнь для всех. Дети по мобилизационной повестке работали в колхозе. Дети летом работали на заготовке сена: косили, убирали и ставили стога, заготавливали дрова, лёд. Летом ведрами таскали воду из озера для огорода, и круглый год были обеспеченными картофелем, капустой. Осенью, весной собирали хлебные колосья в колхозных полях. Хотя запрет был очень строгий, сторожа гоняли детей нагайками на лошадях; глядя на появление лошадей, все убегали, но страх голода давал всем детям силу… О, какие тяжёлые военные холодные, голодные годы прошли, и многие болели, умирали от голода… Собранные колосья мололи на своих жерновых и пекли лепешки, хлеб… Моя прабабушка, Ноговицына Ирина Гаврильевна, одна на 4 быков перевозила сено с 5-10 километров от сенокосных угодий на ферме. Затем дала корм коровам, доила и перерабатывала молоко. На ее попечении было 25 коров. Наутро, встав рано утром, доила коров, кормила своих коров и ехала за сеном. Вечером, закончив дела, вручную сбивало масло, собранные со всех доярок. Так работала все военные годы. За этот непомерный труд была награждена медалью Сталина 1947 году. У бабушки было 4 детей. Старшей Ольге 10 лет, Фросе 9 лет, Володе 6 лет, Свете 2 года. В то время, когда мать была на работе, старшие дети вели домашнее хозяйства, на жернове молотили зерна, стряпали лепешки, ухаживали за младшими братьями. Сестрам дедушки Ольге и Фросе кроме домашних заботах в их обязанность входила также помолка зерновых колосьев на жернове. Это была очень тяжелая работа. Так как жернова состояло из двух огромных камней. Между этими камнями мололи зерновые колосья и получали муку. Из них прапрабабушка стряпала лепешки. Детство моего дедушки Скобелев Владимир Васильевич совпала с годами Великой Отечественной войны. Так ему пришлось с 6 лет работать на полях совхоза наравне со всеми детьми войны. В его обязанности входил: уход за быками и вождение быков: весной запряженных в плуг и бороню, летом – сенокосилке и грабли, осенью – на телеге. Он работал: весной на вспашке полей, летом на сенокосе, осенью на жатве. Осенью, когда закачивался уборка зерна, все дети школьного возраста выходили на поля за уборкой выпавших колосьев и мышиных запасов. За это им считали всем трудодни. Воспоминания старшей сестры дедушки Ольги Ивановны Ивановой: Я была самая старшая из внуков в доме, и мне больше всех доставалось. В детстве была упрямая, может, это была защита от нападков со стороны родственников. Помню, мне было около 7 лет, бабушка велела вынести миску (1 литр, видимо) крови талой на улицу, видимо, я забыла, заигравшись, и она взяла и вылила мне на голову. Потом сама вымыла мою голову. Бабушка дала урок, что поручения надо выполнять вовремя. Бабушка часто говорила, что человек должен быть спокойным, сразу не надо поднимать панику. Вот как это я поняла… Мы жили в Бакамде, от Кочая в 5 км. Осенний пасмурный день… Печка-камелёк, перед камельком сушатся колосья, моя тётя Матрёна Лазарева (Скобелева) сидит спиной к камельку и курит. Вдруг красный уголек падает на колосья, и колосья, и длинная коса тети горят, а я стою и смотрю. Вдруг бабушка налетает на меня, что ты стоишь и молчишь, я ей в ответ – ты сама говорила не надо поднимать панику. Вот так усвоила это понятие. Бабушка была очень сильная. До сенокоса она заготавливала дрова. В лесу лежали старые засохшие деревья, до сенокоса она топором рубила для топки, а потом на верёвке на спине таскала домой. У неё была волчья шуба, она носили её. Иногда с нами на носилках таскали, но мы не могли держать носилки. Бабушка учила нас беречь не только свои вещи, но и чужие. В Бакамде во время войны к мужу тёти Матрёны приезжали осенью охотники на зайцев. Нас, детишек, кому около 10 лет, берут на гон, идёт по лесу с криком, с ударами по деревьям, гоним зайцем в одно направление, там стоят взрослые и стреляют в зайцев. Один раз после удачной охоты мне досталось 3 зайца, очень обрадовалась. Положила сперва охотникам в мешок, потом – в свой. Никак не могла поднять на спину, потому волоком тащила по полям, лесам (около 3 км), в результате мешок совсем изорвался. Бабушка зайцам была очень рада и похвалила, что берегла мешок охотников. В детстве очень хотела ей помочь, чем-нибудь обрадовать. Ходила с двоюродным братом Александровым Николаем Константиновичем на охоту, на утят. Тоже в Бакамде, заранее знаешь, в каком озерце утка с утятами водится. Вот ранним утром с собакой Рябчиком идёт на охоту. Собака очень сильная была, нас двоих волоком тащит (может, охотники никудышные были), поймает утят, а мы – успевай их запихивать в мешок. Домой возвращаемся с добычей на ужин. Так, часто радовали бабушку. Воспоминание младшей сестры дедушки о своей матери Моя мама Ноговицына Ирина Гаврильевна родилась 10 апреля 1911 года в деревне Салтаны 2-го Жарханского наслега Мархинской волости. В зажиточней семье. Отец Ноговицын Гаврил Степанович 1869 года рождения. В семье от двенадцати детей до зрелого возраста остались только двое детей: моя мама и дядя Харлампий. Детство прошло в бурные годы. Становление Советской власти, коллективизация. Во время коллективизации Ирина Гаврильевна была одним из активных членов коллективизации. Вступая в колхоз дала две коровы с теленком. Агитировала односельчан в вступлении в колхоз. В 1933 году вышла замуж за Скобелева Василия Даниловича. В колхозе работала дояркой. Когда началась война мать с двумя ребенком осталась одна. В трудные военные годы, когда все мужчины ушли на фронт, все осталась на хрупкие плечи женщин. Мать в то время доила 25 коров и на четырех волах возила сено для всей фермы. Вставала в 4 часа утра, быстро доила коров. Потом кормила детей, запрягала быков и уходила за сеном. Быков запрягал цепочкой друг за другом и пустилась в путь одна. Путь пролегал от 4 до 12 километров от фермы. Сама закладывала сено на сани и придя тоже стоговала одна. Придя кормила детей и коров и шла доить свои закрепленные 25 коров. Потом молоко пропускала через сепаратор. По мере накопления из сметаны сбивала масло. Для фронта сдавала теплые вещи и деньги. По архивным данным сдала 9 февраля 1942 сдала теплую шапку. И дала деньгу на танковую колонну. В трудные послевоенные годы она переехала в Нюрбу и пошла работать в детские ясли. Сперва работала истопником и рабочим, потом стала завхозом и проработала около 40 лет. В те годы средняя школа была только в Нюрбе и поэтому кто заканчивал 7 классов продолжал учебу в Нюрбе. Мама помогала родственникам. Все кто приезжал в Нюрбу по разным делам ночевал у нас. Каждый год у нас жили и учились родственники. В Нюрбе у нас было подсобное хозяйство: имели 2 коров, свинью и лошадь. Многие родственники и сейчас с благодарностью вспоминают мою маму. Мама родила 11 раз из них остались тоже двое я и мой старший брат. Когда мне было 4 года умерла мамина племянница. У нее осталась четырехлетняя дочка. Ее моя мама взяла себе и воспитала. И так из 3 детей имеет 10 внуков, 14 правнуков и 2 праправнука. Победа над фашистскими захватчиками была не только солдатская, но и тружениками тыла. Каждый советский народ от мала до преклонных лет приложила все усилия, чтобы победить. Люди воплотились вокруг великого руководителя В.И. Сталина. И благодаря этому сплочению победили Великую Отечественную войну. Архивных материалы из книги «Нюрбинский район», «Чаппандинский наслег» Из архивных материалов: Скобелев Григорий Данилович род в 1914 г. Куканнском наслеге. Якут. Образование начальное. Призван 1 сентября 1941 года Нюрбинским РВК. Рядовой 323 сп 81 сл. Погиб 22 февраля 1942 г. захоронен в с. Озерово Яковлевского района Белгородской облости. Скобелев Спиридон Данилович род в 1899 г. Куканнском наслеге. Якут. Образование начальное. Работал зав.складом РПС в с. Нюрба. Призван 1 сентября 1941 года Нюрбинским РВК. Старший сержант, командир взвода 924 сп, 252 сл. 65 А. Погиб захоронен в Волгоградской области. Чаппанда 2011 г. Всего для строительства колонны танков трудящиеся района внесли 115836 рублей. К 19 декабря 1941 году по району в фонд обороны 50000 рублей деньгами, 421430 рублей облигациями госзаймов, распространено билетов денежно-вещевой лотереи на 79160 рублей. Собрано пищевых продуктов 4087 кг, 18 голов скота, 6000 кг сена, более 400 золотых и серебряных изделий, 3900 кг цветных металлов, 4300 теплых вещей. Хорошо выразила мысли и чувства народа колхозница-якутка колхоза «Передовой отряд» Бордонского наслега Нюрбинского района А. Максимова, заявив: «Никогда фашистским зверям не победить наш советский народ. Мы ничего не жалеем для родной Красной Армии, дадим все, что нужно для Победы». Про моей тети написано в книге «Нюрбинский улус» так: Пионерка Скобелева в колхозе «Путь роста» ежедневно собирала по 13 кг. Зерна.» Так, незабываемые трудные дни Великой Отечественной войны все трудящиеся и учащиеся района достойно внесли свою скромную долю во всенародный фонд обороны страны. Заключение Прочитав книги «Нюрбинский район», «Чаппандинский наслег» и «Война и мир Спиридона Скобелева» я узнал, как мои родные участвовали в победе Великой Отечественной войне. Так мой прадедушка Скобелев Василий Данилович ушел на фронт и не вернулся. Вместе с прадедушкой на фронт ушли старший брат Спиридон Данилович и Григорий Данилович. Они все остались на полях сражения. В глубоком тылу дети и старики не покладая рук ковали победу. Прабабушка Ирина Гаврильевна выполняла мужскую работу: так одна каждый день на четырех быках с саням привозила стог сена и кормила коров на ферме. На ее попечение было 25 коров. Она их вручную доила. И вечером сбивала масло. Дедушке было 6 лет. Он как все дети работал для победы. В его обязанности входило уход за быками. Вождение быков. Победа над фашистскими захватчиками была не только заслуга солдатская, но и заслуга тружеников тыла. Каждый советский народ от мала до преклонных лет приложила все усилия, чтобы победить. Люди сплотились вокруг великого руководителя Виссариона Иосифовича Сталина. У них было большая вера в победу. И благодаря этому сплочению победили Великую Отечественную войну. Об этом мы дети должны знать и помнить какой ценой завоевано наше счастливое детство. Фотографии из семейного архива Моя прабабушка Ноговицына Ирина Гаврильевна, прадедушка Скобелев Василий Данилович. Дед Скобелев Владимир Васильевич на колени у отца. На колени прабабушки младшая сестра Ефросинья Васильевна Скобелева Прабабушка и прадедушка перед Великой Отечественной войны Братья Скобелевы (слева направо) Спиридон, Василий и Григорий Фото 1939 г. Использованная литература 1. Нюрбинский район 2. Чаппандинский наслег 3. «Война и мир Спиридона Скобелева» 4. Фотографии семейного архивапланы краеведческой и экологической работы
Салют Победа.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 имени Степана Васильева г. Нюрба «Согласовано» Руководитель МО _____________ Протокол № ___ от «____»____________2014 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №1 им. Ст. Васильева г. Нюрбы _____________ Федорова А.В. «____»____________2014 г. «Согласовано» Директор МОУ СОШ №1 им. Ст. Васильева г. Нюрбы _____________ Васильева В.Р. Приказ № ___ от «__»_____2014 г. рабочая программа учителя ИВАНОВОЙ НАТАЛЬИ КСЕНОФОНТОВНЫ , высшая квалификационная категория по краеведению (внеурочная деятельность) 4 класс 2014 - 2015 учебный год Введение  Краеведческий материал – необходимый компонент школьных курсов  физической географии. Множество явлений окружающей природы хорошо  знакомы детям из повседневной жизни. Поэтому географические понятия,  которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее  убедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением  придаёт практическую направленность преподаванию: у детей  вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется  интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же  степени, как физику или химику – школьная лаборатория по их предметам. При систематической  краеведческой работе очень важно ввести её в некоторые   организационные   и   пространственные   рамки,   использовать большой опыт, накопленный отечественным краеведением в советское время. Такими   рамками   целесообразно   считать   границы   того   административного района, в котором расположена школа. Дело в том, что такой район является сложившимся   народнохозяйственным   единством.   Поэтому   краеведческая деятельность   в   границах   района   приобретает   большую   значимость.   Все организации,   с  которыми   практически   имеет   деловые   отношения   учитель­ краевед,   работают   в   том   районе,   где   находится   школа,   –   Всероссийское общество охраны природы, плановые и сельскохозяйственные органы,  музей, лесхоз,  метеослужба,  охотхозяйство и т. д.       Результаты   краеведческой   работы   школьников   своего административного   района   (отчёты,   коллекции,   фотовыставки)   также приобретают большую ценность.                 В   районе   повседневно   наряду   с   развитием   хозяйства   решаются экологические проблемы, с которыми неразрывно связано состояние здоровья и   работоспособности   населения.   Площадь   административного   района достаточно велика, чтобы в его пределах можно было выявить характерные черты природы данной географической зоны, основные типы природной среды региона. Наконец, изучение родной природы органично связано с летописью хозяйственного освоения территории.     Краеведческая   работа   должна   быть   доступной,   посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Всё, что дети видят, что   они   делают   в   природе,   должно   быть   им   понятно   и   увлекательно. Разнообразными,   занимательными   должны   быть   и   формы   обработки краеведческого материала.    В будущем году исполняется 70 лет Победы ВОВ. Поэтому провести поисковую   деятельность   среди   учащихся   4­х   классов.   По   итогам   занятий выступить в НПК учащихся и краеведческих конференциях. 8 мая провести круглый стол с ветеранами тыла и детьми войны   книжку «Участие учителей, работников и учащихся в ВОВ» В   течении   учебного   года   провести   поисковую   работу   и   выпустить Календарно­тематический план п/н 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25       обработка Мероприятия Организационный момент Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов 1 обобщение по сбору материалов Камеральная обработка материалов Камеральная материалов Прослушивание докладов Организация встречи с героями Встреча   с   героями   собранных материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов 2 обобщение материалов Камеральная материалов Выступление на конференциях Работа по группам по сбору  материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов Работа   по   группам   по   сбору материалов 3 обобщение материалов Выступление на конференциях Работа по группам по сбору  материалов обработка Дата Ответственный  Примечание 3 нед сент Иванова Н.К. 4 нед сент Иванова Н.К. 1 нед окт 2 нед окт 3 нед окт 4 нед окт Иванова Н.К. 1 нед ноя 2 нед ноя 3 нед ноя Иванова Н.К. 1 нед дек Иванова Н.К. 1 нед дек Иванова Н.К. 2 нед дек 3 нед дек 1 нед янв 2 нед янв 3 нед янв Иванова Н.К. 1 нед фев Иванова Н.К. 2 нед фев Иванова Н.К. 3 нед фев 4 нед фев 1 нед мар 2 нед мар 3 нед мар Иванова Н.К. 1 нед апр Иванова Н.К. 2 нед апр 26 27 28 29 30 31 32 Работа   по   группам   по   сбору материалов 4 обобщение материалов.  Составление презентаций Организация   встречи   с   героями поисковых работ Большой вечер «Салют Победа» Подведение   итогов   поисковых работ Сдача   собранных   материалов   в школьный музей 3 нед апр 4 нед апр Иванова Н.К. 5 нед апр Иванова Н.К. 1 нед мая Иванова Н.К. 2 нед мая Иванова Н.К. 3 нед мая Иванова Н.К. Иванова Н.К. Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 имени Степана Васильева г. Нюрба «Согласовано» Руководитель МО _____________ Протокол № ___ от «____»____________2014 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №1 им. Ст. Васильева г. Нюрбы _____________ Федорова А.В. «____»____________2014 г. «Согласовано» Директор МОУ СОШ №1 им. Ст. Васильева г. Нюрбы _____________ Васильева В.Р. Приказ № ___ от «__»_____2014 г. рабочая программа учителя ИВАНОВОЙ НАТАЛЬИ КСЕНОФОНТОВНЫ , высшая квалификационная категория по экологии (внеурочная деятельность) 4 класс 2014 - 2015 учебный год Введение  Экологическое   образование   в   начальной   школе   осуществляется   в   рамках   курса «Окружающий   мир»   а   в   ряде   школ   в   рамках   внутришкольного   компонента   в   виде факультативов или спецкурсов.  Основной   задачей   является   формирования   экологически   этичного   отношения   к природной среде и его обитателям. Занимаясь экологическим воспитанием детей младшего школьного   возраста,   на   которой   приходится   становление   подрастающего   человека   как личности,   нужно   всегда   помнить,   что   оно   помогает   решению   такой   задачи,   как формировании духовной ценностей, чувства красоты. В проектной деятельности младших школьников выделяются несколько этапов:  ­ определение темы проекта ­ определение целей и задач (формулировка проблем и выбор главной из них) ­ планирование работы (обсуждение плана, определение пути поиска информации) ­   организация   деятельности   по   реализации   проекта   (сбор   материала,   исследования проблемы, оформление проекта) ­ представление проекта (демонстрация результатов исследовательской деятельности) ­оценка   проекта   (коллективное   обсуждение   представленной   работы,   содержательная оценка результатов и процесса работы, самооценка) п/н 1 2 3 4 Мероприятия Организационный момент Экскурсия «Золотая осень» Операция «Чистый берег» Конкурс   рисунков   «Золотая осень» Операция уютный класс Озеленим школу Экология начинается со двора Экология начинается со двора  Защита проектов Проект Безотходные поделки Проект Безотходные поделки Защита проекта 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Мастерская Деда Мороза 14 «Животный Наши меньшие братья сочинение о животных Проект Подарок нашим мамам Экскурсия в музей Проект наш город в 2035 году  Защита проекта Как живешь ветеран?  Поздравления ветеранов Зеленый наряд школы Защита проекта «Подарок маме» Проект Нюрбинского района» Проект Нюрбинского района» Проект Нюрбинского района» Доклад «Растения нашей школы» Доклад «Растения нашей школы» Посадка   рассады   для   школьного двора Экскурсия по городу Проект наш город Посадка дерева в школьном саду Операция «Чистый берег» «Животный «Животный   мир       15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Календарно­тематический план Дата Ответственный  Примечание 3 нед сент Иванова Н.К. 4 нед сент Иванова Н.К. 1 нед окт 2 нед окт 3 нед окт 4 нед окт Иванова Н.К. 1 нед ноя 2 нед ноя 3 нед ноя Иванова Н.К. 1 нед дек Иванова Н.К. 1 нед дек Иванова Н.К. 2 нед дек 3 нед дек 1 нед янв 2 нед янв 3 нед янв Иванова Н.К. 1 нед фев Иванова Н.К. 2 нед фев Иванова Н.К. 3 нед фев 4 нед фев 1 нед мар 2 нед мар 3 нед мар Иванова Н.К. 1 нед апр Иванова Н.К. 2 нед апр 3 нед апр 4 нед апр Иванова Н.К. 5 нед апр Иванова Н.К. 1 нед мая Иванова Н.К. 2 нед мая Иванова Н.К. 3 нед мая Иванова Н.К.   мир   мир 32 Здравствуй Лето Иванова Н.К.

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона

Доклад ученика Скобелева Спиридона
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2017