Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"
Оценка 4.9

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Оценка 4.9
Семинары
doc
дефектология +1
Взрослым
23.05.2018
Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"
Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической обстановки. В МБОУ школа – интернат № 1 обучаются дети, имеющие ОВЗ и проблемы в социальной адаптации, во взаимоотношениях как внутри класса, так и в коллективе общеобразовательного учреждения. Все более актуальной становится проблема психического здоровья школьников, что объясняется значительным увеличением числа детей, испытывающих трудности при обучении, имеющие отклонения в поведении, эмоциональной сфере, различные невротические расстройства.Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической обстановки. В МБОУ школа – интернат № 1 обучаются дети, имеющие ОВЗ и проблемы в социальной адаптации, во взаимоотношениях как внутри класса, так и в коллективе общеобразовательного учреждения. Все более актуальной становится проблема психического здоровья школьников, что объясняется значительным увеличением числа детей, испытывающих трудности при обучении, имеющие отклонения в поведении, эмоциональной сфере, различные невротические расстройства.
Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ.doc
Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Краткая справка об образовательном учреждении МБОУ  школа – интернат № 1 – это школа с круглосуточным пребыванием детей. В школе – интернате обучается более 300 человек. Это ребятишки из многодетных и малообеспеченных семей, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Занятия в школе организованы по 5­дневной учебной неделе. Уроки начинаются в 8.30 часов утра. Основное общее образование структурировано на основе Российской Федеральной программы двухступенчатого образования:  I ступень – начальное общее образование;   II ступень – основное общее образование;  В школе – интернате есть современные оборудованные кабинеты, спортивный зал, зал лечебной физкультуры, тренажёрный зал, медицинский блок, компьютерный класс, библиотека, мастерские для технического   труда   (мальчики)   и   обслуживающего   труда   (девочки),   парикмахерская,   столовая, уютные спальни, места для отдыха и релаксации.    В системе дополнительного образования работает   6 творческих объединений, 13 секций и кружков.   Летом   воспитанники   школы   –   интерната   отдыхают   в   летнем   оздоровительном   лагере «Восход». 2. Актуальность и проблема Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально­экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической обстановки. В МБОУ школа – интернат № 1 обучаются дети, имеющие ОВЗ и проблемы в социальной адаптации,   во   взаимоотношениях   как   внутри   класса,   так   и   в   коллективе   общеобразовательного учреждения.  Все   более   актуальной   становится   проблема   психического   здоровья   школьников,   что объясняется   значительным   увеличением   числа   детей,   испытывающих   трудности   при   обучении, имеющие отклонения в поведении, эмоциональной сфере, различные невротические расстройства.  По   уровню   развития   мыслительной   деятельности   большая   часть   детей   характеризуется определенными   особенностями   интеллектуальной   деятельности:   сниженной   познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия. Больше всего у наших детей страдает абстрактное мышление, им свойственна повышенная чувствительность   к   незначительным   раздражениям,   концентрация     внимания,  развитие   моторики, ловкость, координация,  точность воспроизведения разучиваемых движений. 1 Состояние   здоровья   учащихся   явно   неблагополучное.   Ранимая   и   неустойчивая   психика детей   оказывается   перегруженной,   что   проявляется   в   агрессивности   их   поведения   либо   в дизадаптации и равнодушии к жизни, и снижению учебно – познавательной деятельности. Растет число детей с различными формами хронических заболеваний.  Учитывая   нарастающую   напряженность   ситуации   требующей   формирования   такого подхода к здоровью, в основе которого лежит использование внутренних возможностей организма, способность активно управлять развитием его адаптационных возможностей, обеспечивая  тем самым устойчивость к влияниям различных стресс­факторов. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что нравственное здоровье лежит в основе психического, а следовательно и общего здоровья человека. Один раз в неделю в начальной школе мы проводим интегрированные уроки физической культуры и ритмики для детей с ОВЗ. Физическая   культура   и   ритмика   ­   сфера   социальной   деятельности,   оздоровительно   – развивающей   направленности,   ориентированной   на   сохранение   и   укрепление   здоровья,   развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности, основанной на подчинении двигательных действий под заданный ритм и темп музыкального сопровождения. Учитывая вышеперечисленные особенности, целью уроков по физической культуре и ритмике является:  формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни,   развитие познавательной активности посредством освоения двигательной деятельности,   улучшение взаимоотношений между обучающимися,   воспитание   их   общечеловеческих   качеств   и   как   следствие   успешной   социальной адаптации.  Интегрированные   уроки   физической   культуры   и   ритмики   позволяют   решать   следующие задачи. Эти задачи решаются не изолированно, а в единстве, в комплексном воздействии:  укрепление мышечного аппарата  работа над развитием природных данных и исправление природных недостатков;   формирование начальных навыков координации движений;   развитие музыкального ритма и слуха.    формирование чувства ответственности;   развитие групповой сплочённости;   развитие терпимости по отношению к другим; 2  развитие ответственности за осуществление выбора.  3. Средства и методы Наиболее успешно поставленные задачи решаются при систематическом использовании музыки во время занятий по развитию физических способностей, которые являются базой для формирования всех двигательных качеств.   У большинства учащихся младших классов отмечается   ухудшение координации движений и проявляется отсутствие синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног. Предлагая учащимся на уроке различные по форме и характеру упражнения, органически связанные с музыкой, с музыкальным темпом и ритмом, у детей развивается чувство ритма, тонкое умение точно и правильно распределять движения и усилия во времени и пространстве, формируются навыки координации движения и умения работать в группе.  Строевые   упражнения.   Организуют   и   дисциплинируют   учащихся,   вырабатывая   у   них необходимые двигательные навыки (построение, перестроение, ходьба, повороты на месте, другие упражнения). Подготовительные   (вводные)   упражнения.   Подготавливают   организм   к   предстоящей нагрузке. Корригирующие упражнения. Уменьшают дефекты осанки, исправляют деформации опорно­ двигательного аппарата.  Упражнения на координацию движений и в равновесии.  Применяются для тренировки вестибулярного аппарата, используются для восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной   регуляции   движений,   способствуют   воспитанию   и   закреплению   навыка   правильной осанки. Упражнения   в   сопротивлении.  Способствуют   укреплению   мышц,   повышению   их эластичности; оказывают стимулирующее влияние на сердечно­сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Дыхательные   упражнения.  Используются   как   успокаивающее   действие   при   нарушении нервной регуляции различных функций организма, для более быстрого восстановления при утомлении и др. 3 Ритмопластические   упражнения.   Используются   для   восстановления   функции   опорно­ двигательного аппарата, а также при лечении неврозов, заболевании сердечно­сосудистой и других систем; выполняются под музыкальное сопровождение, с заданными ритмом и тональностью. Упражнения   на   растягивание   мышц   (стрейчинг).  Применяются   для   увеличения эластичности   мышечно­связочного   аппарата   и   расслабления   мышц.   Также   способствуют восстановлению работоспособности мышц после физических нагрузок. На уроках применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод   использования   слова  —   универсальный   метод   обучения   .С   помощью   которого решаются   различные   задачи:   раскрывается   содержание   музыкальных   произведений,   объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:  рассказ,  беседа,  обсуждение,  объяснение,  словесное сопровождение движений под музыку. Методы   наглядного   восприятия  способствуют   более   быстрому,   глубокому   и   прочному усвоению, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений,   демонстрацию   плакатов,   рисунков,   видеозаписей,   прослушивание   ритма   и   темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием   музыкальных   отрывков.   Всё   это   способствует   воспитанию   музыкальной   памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические   методы  основаны   на   активной   деятельности   самих   учащихся.   Этот   метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатый и игровой.  Метод   целостного   освоения   упражнений   и   движений  объясняется   относительной доступностью   упражнений.   Однако,   использование   данного   метода   подразумевает   наличие двигательной   базы,   полученной   ранее.   В   эту   базу   входят   двигательные   элементы   и   связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый   метод   широко   используется   для   освоения   самых   разных   упражнений   и ритмических   движений.   Практически   каждое   упражнение   можно   приостановить   для   уточнения 4 двигательного   движения,   улучшение   выразительности   движения   и   т.п.   Этот   метод   может   также применяться при изучении сложных движений. Игровой метод  используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Для того чтобы на данных уроках могли заниматься все дети ­ этот урок должен быть оздоровительной   направленности.   Так   возник   вопрос:   в   какой   же   форме   его   проводить,   чтобы повысить интерес учащихся к предмету и в тоже время  улучшить самочувствие детей.  Этот урок должен быть  не похожим на все остальные: он должен быть более интересным, более эмоциональным, более занимательным, т. е. музыкальным. Учитель   посредством   музыки   «расковывает»   детей,   создаёт   иллюзию   доступности, посильности  творческой деятельности для каждого ученика. Возникающая  вера в себя, позволяет учащимся выполнять и более  сложные упражнения, типа  ритмических импровизаций.  Преподаватель  должен так организовать и вести обучение движениям, чтобы учащиеся могли правильно понимать музыку, её темп, ритм и выполнять движения  в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Процесс обучения упражнениям под музыку  условно разделяется на три этапа:  1 этап ­ начальное обучение новым движениям под музыку; 2 этап ­ углубленное разучивание; 3 этап ­ закрепление и совершенствование музыкально­ритмических  упражнений. Обучение на 1 этапе направлено на создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой.  На 2 этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения   в   соответствие   со   средствами   музыкальной   выразительности.   На   этом   этапе   учитель постоянно   наблюдает   за   выполнением   движений     учащихся   в   соответствии   с   темпом,   ритмом; регулирует ритм, амплитуду движений подсчетом, исправляет их ошибки.  3 этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений под  музыкальное сопровождение.  Выделяют разные темпы музыки: медленный, умеренный, средний, быстрый, очень быстрый.  5 Темп музыки Кол­во   музыкальных акцентов в 1 минуту Упражнения Медленный 40 ­ 60 Умеренный 60 ­90 Средний 90 ­ 120   Упражнения  на  расслабление,  дыхание, равновесие, волны руками, туловищем и др. Варианты   ходьбы,   упражнения   на расслабление,   статистические   усилия   и позы и др.   наклоны, Выпады,   махи, силовые упражнения, приставные шаги и   повороты, Быстрый 120 ­ 160 Бег,   подскоки,   прыжки,   танцевальные движения (ча­ча­ча, рок­н­ролл) и др. др. Темп музыки определяет часть урока:  умеренный и средний ­ подготовительная;  быстрый и очень быстрый ­ основная;  медленный ­ заключительная. Между   физической   подготовкой   и   усвоением   двигательных   навыков   существует определенная закономерная связь: чем лучше общая физическая подготовка, тем успешнее проходят учебные занятия. Способствуя   более   эффективному   решению   самых   разнообразных   педагогических   задач, музыка тем самым становится верным  и надежным помощником преподавателя. При   составлении   комплекса   интегрированного   урока   физической   культуры   и   ритмики необходимо предусмотреть следующее:      в водной части провести разминку; сбалансировано планировать нагрузку для верхней и нижней части тела; при разучивании в начале давать упражнения для ног и когда учащиеся почувствуют себя комфортно добавлять движения рук, сходные по направлению и форме движению ног; нагрузка на одну ногу должна длиться не более 60 секунд; упражнения необходимо выполнять технически правильно. 6 Музыка на уроках определяет характер движения, его развитие, создаёт эмоциональную основу   действия.   Подбирая   музыкальный   материал,   для   составления   комплексов   упражнений, необходимо   учитывать   музыкальные   интересы   детей,   их   возраст,   знание   современных   мелодий   и ритмов. И от того, насколько правильно подобрана музыка, зависит результат данного урока, а так же настроение, с которым занимаются учащиеся. Учащиеся всегда хотят видеть результаты своей работы. Поэтому итогом группы уроков может служить самостоятельная подготовка и показ комплекса упражнений длительностью 3­5 минут. Демонстрируют эти комплексы на контрольных занятиях после освоения некоторых видов шагов и отдельных упражнений ритмической гимнастики. На   этих   уроках   ребята   быстрее   избавляются   от   неуклюжести,   угловатости,   излишней застенчивости,   исправляют   осанку,   укрепляют   мышцы,   успешно   овладевают   другими   видами физических упражнений. Эти уроки прошли апробацию в школе­интернате № 1 и принесли первые положительные результаты.   На   протяжении   всего   учебного   года   дети   с   удовольствием   принимают   участия   в следующих взаимосвязанных мероприятиях:   «олимпийские»   классные   часы,   викторины   и   презентации   об   истории   возникновения Олимпийского   и   Паралимпийского   движений,   а   так   же   о   традициях   и   ценностях олимпизма;  беседы   и   презентации   о   правильном   питании,   о   влиянии   физических   упражнений   на организм занимающихся, о воздействии музыки на эмоции и чувства человека;  о правилах личной и общественной гигиены, о пагубном влиянии вредных привычек на детский организм. Воспитанники   школы   –   интерната   №   1   традиционно   успешно   принимают   участие   во всероссийских,   областных   и   городских   мероприятиях:   «Кросс   нации»,   «Лыжня   России»,   «Спорт вместо наркотиков», военно­патриотическая программа «Память», спартакиада учащихся начальной школы   «Спортивная   смена»,   «Самая   танцевальная   школа   Томска»,   а   также   в   тематических интеллектуальных играх проводимых городским информационно­методическим центром и Томским Государственным педагогическим университетом (ТГПУ). При   этом,   основным   результатом   нашей   работы   является   социальная   адаптация   наших воспитанников, расширение их кругозора, улучшение взаимоотношений со сверстниками, как в школе, так и за ее пределами. 7

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"

Доклад "Влияние двигательной активности на познавательную деятельность детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018