Доклад "Защита экологического проекта" в начальной школе
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
администрации
4 кл
18.02.2017
Данная разработка представляет собой доклад (выступление) на семинаре учителей начальных классов (заседании школьных методических объединений, кафедр начального образования и т. д.) по теме "Защита экологического проекта" Поскольку 2017 год объявлен в России Годом экологии, то тема выступления является особенно актуальной и злободневной.
Защита экологического проекта(нафиса).doc
Защита экологического проекта
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не ее владыки, и природа
не наша раба. Мы – ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а
мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической
воспитанности людей. Экологически грамотный человек – это человек,
компетентно и ответственно относящийся к природной преобразованной
среде.
По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать
природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно
прививать ему эти чувства с детства.
Экологическое воспитание позволяет продемонстрировать младшим
школьникам морфофункциональную приспособленность растений и животных
к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах,
связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на
природу.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников
любого возраста, в том числе и младших, играет практическая,
исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания,
полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной
оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения
собственных исследований, наблюдений, способствовать экологически
грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
К сожалению, очень часто уроки природоведения ограничиваются
стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут
определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не
узнают их в природе. Это объясняется многими причинами: большим
количеством учащихся в классе, ограниченным количеством часов,
выделяемых на естественнонаучные предметы и т.п.
Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская
работа младших школьников в рамках экологических проектов. В настоящее
время в реализации различных экологических проектов принимают участие
все больше школьников старшего и среднего возраста. Однако, как
показывает опыт многих российских школ, и учащиеся младших классов с
удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно
на доступном для них уровне.
Остановлюсь немного на проекте «Мое дерево», разработанный учеными
биологами и апробированный в начальных классах ряда московских школ.
Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской
работы, проведение наблюдений, обобщение результатов исследований в
самой разнообразной форме и составление рекомендаций по проблеме. Работа в рамках экологического проекта «Мое дерево» предполагает
интегрированный подход.
Исследования ученики проводили в основном самостоятельно, в качестве
домашнего задания. Обобщение же полученного ими материала проводилось в
форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием
художественной литературы, музыкальных произведений. Т.о., программа
работы по проекту предусматривает использование для целей экологического
образования не только уроков природоведения, но и уроков русского языка,
чтения. ИЗО, трудового обучения, физкультуры и др. В школе ученики вместе
с учителем обсуждают характер заданий, методику наблюдений и обобщают
полученные данные. Наблюдения, исследования ведутся в основном во
внеурочное время, дома. Тем самым снимается проблема выделения
дополнительного объема времени для исследовательской работы.
Экопроект может рассматриваться как дополнение к существующим
программам соответствующего профиля; он может быть выделен в качестве
факультативных занятий и использоваться для работы с детьми в летних
экологических лагерях.
Проект включает 3 этапа работы.
1 этап – подготовительный. Учитель объясняет цель, задачи проекта,
проводит беседы, дискуссии, экскурсии. Определяется объект исследований –
дерево. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из
условий – дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы
обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно
расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог
приходить к нему сам.
Важной задачей работы в рамках проекта было воспитание
эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку
дерево – друг, ребенок сам выбирал для него имя.
Экопроект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого
учитель должен познакомить родителей с целями и задачами работы по
проекту, убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного
отношения к исследованиям детей. Подготовительный этап включает
оформление специальных тетрадей или альбома «Мое дерево», в которую
ученики заносят результаты своих наблюдений по определенной схеме, не
только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Нр, они рисуют портрет
своего дерева в разное время года.
2 этап – исследовательский – состоит из ряда заданий: «Знакомство с
деревом», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов семян» и др. Каждое
задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Например, можно
предложить такие вопросы к заданию «Изучение ствола, коры»:
1) погладь кору дерева. Какая она: теплая, холодная, шершавая, гладкая,
мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? Может ли ктонибудь жить в эитх
трещинах? 2) Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
3) Есть ли дупло на дереве? Может ли ктонибудь в них жить?
4) Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная
кора, царапины от ножа и т.д. Как вы считаете, смогло ли дерево залечить эти
раны?
Помимо чисто исследовательских задач, ребенок выполняет ряд
дополнительных работ, направленных на повышение образного мышления,
эмоционального отношения к природе.
Доклад "Защита экологического проекта" в начальной школе
Доклад "Защита экологического проекта" в начальной школе
Доклад "Защита экологического проекта" в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.