"Доли"
Оценка 4.7

"Доли"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
3 кл
18.01.2017
"Доли"
1. Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли. 2. Совершенствовать умение вычислять табличные выражения. Также в данном файле имеется несколько тем касающихся долей. Задания разноуровневые. Каждый из учеников найдет себе задание и сможет выполнить его на отлично. Желаю удачи и терпения в освоении науки математикеДоли
ДОЛИ.doc
План­конспект урока математики в 3­м классе по теме "Доли" Цели урока:  1. Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются  доли. 2. Совершенствовать умение вычислять табличные выражения.  Ход урока  1. Устный счет.  (Повторение таблицы умножения и деления)  ­ Наш постоянный гость вопросик приготовил для вас задания.  На экране карточки с цифрами (6,10,5,4,9,8) и выражения.  36 : 6 40 : 8 50 : 5  2 * 2  24 : 3 63 : 7    5 * 1 3 * 2  28 : 7 3 * 3 32 : 4  2 * 5   8 : 1 35 : 7 72 : 8 12 : 3 80: 8 48:8 ­ Посмотрите на экран и скажите, что нужно сделать? (Найти выражения со  значением 6,10,5,4,9,8)  ­ Верно. Найти выражения, со значением изображенными на экране, причем  прочитать выражения, необходимо по разному, по ходу выполнения этого  задания будут открываться картинки.  ­ Молодцы, с заданием вы справились, все картинки открылись. ­ Посмотрите внимательно на них и скажите, какое слово лишнее? (торт)  Почему?  ­ Верно. Молодцы! 2. Работа над новой темой  (Вопросик в поварском колпаке и тортом в руках)  На вопросике повара колпак, Одел его не просто так.  Ему задачу надо трудную решить Как этот торт на части поделить. ­ На столах у каждого из вас лежит модель торта и ножницы.  Поможем Вопросику задачу решить.  Будем торт на части делить.  А) ­ Разрежем на две равные части (разрезают, учитель тоже выполняет  вместе с детьми).  ­ Как будем разрезать? (пополам)  ­ Как сказать по другому? (на две равные части или на доли). ­ Ребята кто из вас может сформулировать тему урока? (доли).  ­ Верно, сегодня вы узнаете, как образуется, называются и записываются доли. ­ Проверьте, равные ли у вас доли. Как это сделать? (наложить одну часть  на другую).  ­ Можно сказать, что половина торта – это одна вторая доля торта.  Б) ­ Сейчас разрежем торт на 4 равные части.  ­ Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам).  ­ Какую долю торта мы получили? (Четвертую).  В) На экране рисунки.  ­ Число под чертой обозначает, на сколько частей разделили торт, а над  чертой – сколько таких частей взяли. ­ Говорить нужно так: одна вторая, одна четвертая.  Г) А сейчас к доске выйдут ученики с первых парт каждого ряда (6 человек).  ­ На сколько равных долей разделите торт? (на шесть).  ­ Сколько кусочков получит каждый? (один).  ­ Как сказать по­другому? (одну шестую торта).  Д) ­ А если мы с вами каждую четвертую часть разделим пополам.  ­ Сколько получится долей? (разделите, посчитайте). ( восемь). ­ Какая это часть торта? (учитель показывает) (одна восьмая).  ­ Что вы можете сказать о долях, на которые мы делили наш торт? (они  разные по величине).  ­ Какая часть самая большая? (1/2)  ­ Какая часть самая маленькая? (1/8)  ­ Значит можно сказать, что 1/8 < 1/2 ­ Какой можно сделать вывод? (чем больше частей, тем меньше части по  размеру)  ­ Молодцы! Вы помогли вопросику задачу трудную решить, как торт на части  поделить. 3. Физминутка Песня «Делим пополам»  4. Немного отдохнули и продолжим нашу работу.  На ваших столах вы видите полоски разного цвета.  А) Разделите красную полоску на две равные части, пополам. (слайд 12)  ­ Какая получилась доля … (1/2).  Б) Желтую, на четыре равные части. ­ Получили…1/4 В) Зеленую, на три равные части. ­ Получили….(1/3)  ­ Проверьте накладыванием, какая доля больше, одна третья или половина?  (половина).  ­ Одна третья или одна четвертая? (одна третья).  4. Работа с учебником.  Стр.80 №2 (устно).  Стр. 81 № 3 (в тетради и у доски). 5. Самостоятельная работа.  ­ Мы много работали над новой темой урока «доли» и я хочу проверить,  поняли ли вы как образуется, называются и записываются доли. ­ Я для каждого варианта приготовила карточки, положите их перед собой,  внимательно прочитайте задание на экране. Если нет вопросов, можно  приступить к работе. ­ Кто быстро выполнил работу, у вас есть возможность выполнить задание на  смекалку на стр. 81 ­ Поменяйтесь карточками по вариантам и проверьте работы. Если нет  ошибок, то карандашом поставьте оценку 5, если одна или две, то 4. 6. Итог.  ­ Какое открытие вы для себя сделали сегодня на уроке? ­ Вы старались, работали дружно. А теперь, покажите, пожалуйста, с каким  настроением вы уйдете с урока. (Дети выходят к доске прикалывают  карточки с улыбающимися лицами.). Конспект урока математики  "Сравнение долей" Цели: 1. Учить сравнивать дроби. 2. Совершенствовать умение решать задачи. 3. Развивать речь, мышление, способность решать проблемные ситуации. 4. Воспитывать интерес к математике. Оборудование: тест на листе у каждого ученика;   карточки с числами и буквами;  разноцветные круги;  шаблоны кругов для практической работы;  2 яблока. Ход урока I. Организационный момент. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постараемся всё понять, Будем думать, рассуждать! II. Актуализация знаний. Постановка проблемы. 1) Найди доли. ­ Ребята, найдите рисунки, на которых изображены доли величины. Назовите  эти доли. 2) Тест.   выполнение теста на время; взаимопроверка. 3) Решение задач. ­ Послушайте 2 задачи, в тетрадь в строчку запишите только ответы. Задача 1. На день рождения Вини ­ Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа­Иа.  Какая часть торта досталась каждому из героев? (1/4) Задача 2. Дыню разделили поровну между 6 детьми. Какую часть дыни получил  каждый? (1/6) ­ Вы отлично справились с задачами. У вас получились доли 1/4 и 1/6. Давайте попробуем их сравнить. Побуждающий от проблемной ситуации диалог: ­ Что вас удивило? (Наши мнения разделились.) ­ Сколько мнений в классе? (Два.) ­ Какой возникает вопрос? (Кто из нас прав?) ­ Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, чему будем  учиться? (Будем учиться сравнивать доли.) ­ Тема нашего урока: «Сравнение долей». 4) Практическая работа. ­ У вас на парте лежат 2 круга. Первый круг разделите при помощи  перегибания на 4 части, закрасьте 1/4 часть. Второй круг при помощи  перегибания разделите на 8 частей, закрасьте 1/8 часть. ­ Какая доля меньше? Какая больше? Что заметили? ­ Продолжим наблюдение. У меня в руках 2 яблока. Одно я разрежу на 2  части, а другое на 4. (Учитель берёт в руки 1/2 часть яблока и 1/4 ) ­ На сколько долей я делила первое яблоко? А второе? ­ Какая доля меньше? Какая больше? ­ Что заметили?  ­ Какой вывод можно сделать? Ученики приходят к выводу:  Чем больше долей, тем меньше каждая доля.  Чем меньше долей, тем больше каждая доля. ­ Проверим наш вывод с выводом, который предлагается в учебнике на с. 68. ­ Так, кто же был прав, когда мы сравнивали доли 1/4 и 1/ 6? Давайте  вернёмся к этому заданию и поставим правильный знак. III. Первичное закрепление. Работа в учебнике:  №2, с.68 (коллективно);  №4, с.68 (самостоятельно с самопроверкой по образцу). IV. Повторение. Работа в учебнике:  №10, с.69 (анализ условия, заполнение таблицы, составление плана  решения коллективно и ответа самостоятельно);  № 14, с.69 (самостоятельная работа);  №16, с. 69 (для тех, кто быстро решил примеры № 14). V. Итог урока. ­ Что нового мы узнали сегодня на уроке? ­ К какому выводу пришли? ­ А сейчас я хочу узнать, на сколько вы были внимательны на уроке. По всему  классу развешаны карточки с долями. Найдите их и прикрепите на доску в  порядке убывания. Если вы выполните задание верно, то прочитаете слово. 1/2 1/7 1/14 1/27 1/34 1/54 1/62 1/70 М О Л О Д Ц Ы ! Рефлексия. ­ Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на  партах лежат разноцветные круги. Прикрепите их под табличками. Я работал на уроке  с желанием, но  чувствовал себя не  очень уверенно. Я работал на уроке  без желания, боялся  отвечать и  выполнять работу. Я не до конца понял тему урока. Я не понял тему  урока. Я работал на  уроке с  желанием. Мне было  интересно. Я хорошо  понял тему  урока. ­ Спасибо за урок. Урок математики в 3­м классе по теме "Доли» Цели: 5. Учить сравнивать дроби. 6. Совершенствовать умение решать задачи. 7. Развивать речь, мышление, способность решать проблемные ситуации. 8. Воспитывать интерес к математике. Организационный момент. Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать, Надо, прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы заметьте­ка, Где бы нам не пригодилась Математика! (В. Шефнер) Все готовы к уроку математики? Число, классная работа. Тема нашего урока на доске, но она закрыта. Мне кажется, что вы сами сможете ее назвать, но чуть позже. На любом уроке, да и в жизни, как мы только что убедились, нужно уметь быстро и  правильно считать. Поэтому, начнем с устного счета. Тема на доске, перевернута. II. Устный счёт с уклоном на развитие логического мышления. Работа в парах. 1) Так как работать мы будем с ноутбуками, вспомним технику безопасности при работе с ними. Ноутбук – это сложное техническое устройство. Обращаться с ним надо бережно и аккуратно. Мы должны выполнять все требования учителя. Если на экране  высветилось что­то необычное или не то, о чем говорит учитель – нужно  сообщить об этом. Можете приступать к выполнению задания.  Работа на ноутбуках     числа сумма  их произведение 21 чисел 10 сумма  их произведение 25 чисел 10 сумма  их произведение 28 чисел 11 сумма  их произведение 27 чисел 12 сумма  их разность 5 чисел 13 3 5 7 3 9 7 5 4 9 4 сумма  их разность 7 10 7 чисел 17 сумма  их произведение 32 8 4 чисел 12 2) На ноутбуках, лист 2 Дополнительное задание для тех, кто уже сделал: тест. 1)Выбери верные ответы 8*9; 63; 72; 64; 81. 7*6; 40; 56; 42; 35. 45:9; 4; 5; 6; 7. 56:7; 5; 6; 7; 8. 2) На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48? 5; 6; 7; 8. 3) Произведение 5 и 9 равно: 45; 35; 40; 32. 4) Частное 42 и 6 равно: 7; 5; 8; 9.  5) Какое из чисел не делится на 8? 40; 72; 35; 56. 6) Какое из данных чисел делится на 5? 20; 32; 36; 42. 7) Чему равно значение х в уравнении х:4=8? 2; 12; 4; 32. Кто успел сделать оба задания на “5”? – молодцы, Вы – наша опора и поддержка, на Вас  будут равняться остальные. Кто сделал одно задание, но тоже на “5”? Молодцы! Кто получил “4”? Это тоже хорошая оценка, не хватает лишь 1 шага до “5”, больше  упорства, тренировки, трудолюбия и все получится. У кого “3”? Вам нужно усиленно заниматься и в классе и дома каждую свободную минуту.  Не ленитесь! “2” ни у кого нет? Это хорошо! Как вы считаете, устный счет прошел с пользой? С какой? (Устный счет помогает нам вспомнить некоторые случаи сложения, вычитания, деления,  умножения, которые пригодятся впоследствии на уроке, помогает сконцентрировать наше  внимание, настроить на работу) III. Физминутка. После работы с ноутбуком обязательно нужно дать отдохнуть нашим глазкам, шее, плечам. Зарядка для глаз – вращение по кругу, вправо­влево, вниз – вверх. Для шеи – вращение головой. Для плеч – вращение плечами, поднимаем плечи вверх, опускаем вниз. Физминутку проводят дети. IV. Новая тема. 1) Объяснение учителем, демонстрация на яблоках. Мы приступаем к новой теме. Те, кто будут очень внимательны и ни разу не отвлекутся,  обязательно догадаются и сами назовут тему нашего сегодняшнего урока. У меня в руках одно яблоко. Как записать это? 1 Теперь? 2 Я разрежу яблоко на 2 равные части. Возьму одну часть. Как это записать?  Дети высказывают предположения. Мне понадобятся 2 цифры. Какие?  1 и 2. Записываю так 1/2 Для записи мне понадобятся 2 клеточки, между ними проводим черту синей ручкой.  Запишите в тетрадь. Почему для записи нам понадобятся 2 цифры, кто может объяснить?  Разделено на 2 части одно целое яблоко, мы взяли только одну часть. Читаю – одна вторая. Как записать, если я разделю на 4 равные части одно целое и возьму одну из этих частей?  1/4 Запишите в тетрадь. Как прочитать? Одна четвертая доля. А если на 8 частей разделить одно целое и взять одну часть? Как записать, запишите, как  прочитать? Одна восьмая доля. Чтобы хватило на нас всех, кто присутствует в классе, на сколько частей нужно разделить  яблоко? Какую часть яблока получит каждый из нас? На 31 часть нужно разделить яблоко, чтобы по одной доле хватило всем присутствующим. Каждый получит 1/31 часть яблока. Посмотрите на разрезанное яблоко.  На что похожи эти кусочки, как их можно назвать?  Дольки. Только в слове дольки есть суффикс, который придает уменьшительно­ласкательный  оттенок. Какой это суффикс?  Это суффикс ­к­. Без него как будет звучать это слово?  Доли. Совершенно верно, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока ?  Переворачивается запись на доске.  Напротив наших записей в тетради поставьте тире и запишите “доли”. Меня интересует еще один вопрос. Если я разрежу яблоко вот таким образом на 3 части  (неравные). Смогу ли я сказать, что одна часть – это доля, 1/3 доля яблока?  Значит, говорить о долях можно только в том случае, если целое разделено на равные  части! Запомните это! Повторим по рядам: в каком случае мы можем говорить о долях? Хором: если целое  разделено на равные части, то одну из этих частей мы можем назвать…?  Итак, обобщаем, ребята, мы выяснили, что такое доли и что говорить о них можем только в случае деления на равные части. Теперь закрепим эти знания, применив их в практической  работе. 2) Первичное закрепление Практическая работа, взаимопроверка Практическая работа предусматривает использование ножниц. Поэтому повторим технику безопасности при работе с ножницами. Ножницы держим концами вниз, при передаче ножниц держим их за концы. У Вас на партах у каждого 3 плоски бумаги разного цвета. Возьмите желтую полоску и отрежьте от нее 1/2.  Как это сделать?  Разделить на 2 части и взять одну часть. Как можно разделить полоски бумаги на равные части?  Линейкой, методом сгибания. Приложите получившуюся у Вас часть полоски к части полоски, которая получилась у  соседа по парте. Одинаковы? Задание выполнено верно. От зелёной полоски отрежьте 1/4. Можем ли мы способом сгибания найти эту долю?  Как?  Поделив каждую часть пополам. Измерим линейкой длину этой доли. Сколько получилось? У всех? От красной – 1/8. Скольким сантиметрам равна одна восьмая доля данной полоски? Вспомните все доли, которые мы с вами сейчас находили: 1/2, 1/4, 1/8. Дети, по получившимся частям полосок, которые лежат у каждого на парте, вспоминают,  какие доли нужно было найти. Какая из этих долей самая маленькая? (1/8) Самая большая? (1/2) Сделайте вывод – как получить наименьшую долю? А чтобы получить большую долю?  Чтобы получить наименьшую долю, надо целое разрезать на большее количество частей;  чтобы получить большую долю, нужно разделить целое на меньшее количество частей. Кто знает, где еще, кроме математики используются доли?  В музыке. Совершенно верно, долями в музыке обозначается длительность звука.  Миша и Семен принесли свои нотные тетради, где они обозначали длительность звуков  долями. Я покажу вам в увеличенном виде нотный стан, на котором так же длительность звуков  изображена долями. – одна вторая, – одна четвертая, d– одна восьмая доли и так далее. Какой звук будет звучать дольше? Какой звук будет звучать короче? Дольше будет звучать тот звук, который обозначен большей долей – 1/2, короче – 1/8 Молодцы! Теперь вы узнали, как в музыке обозначается длительность звука, что в музыке  тоже используются доли. А кто­то уже давно знаком с нотной грамотой, которая помогла  понять нашу математическую тему “доли”. Обобщаем, каким образом нам удалось закрепить новые знания? Находили доли практическим путем. Вспомнили где еще в жизни можно встретиться с  долями. V. Закрепление. Работа с мотивированными детьми у доски, остальные – в тетради. В жизни с долями можно встретиться не только в музыке, но еще и при измерении длины,  времени.  1)Записываем в тетради, 3 мотивированных ученика у доски. 1/100 метра= (сантиметр) 1/24 суток= (час) 1/60 часа= (минута)  Проверим, что получилось у ребят, кто не согласен с ними? Коллективная проверка. Докажите, что 1/100 метра – это сантиметр? В 1 метре 100 сантиметров, метр разделен на равные части и мы можем говорить о долях. Взяв одну часть, мы получаем 1 сантиметр, или 1/100 метра. Докажите, что 1/24 суток – это час? В 1 сутках 24 часа, сутки разделены на равные части, можем говорить о долях. Взяв 1  часть, мы получаем 1 час, или 1/24 суток. Докажите, что 1/60 часа – это минута. В 1 часу 60 минут, час разделен на равные части, мы можем говорить о долях. Взяв одну  часть, мы получаем 1 минуту, или 1/60 часа. Посмотрим, что предлагает нам автор учебника для закрепления материала о долях. 2) Фронтальная работа + работа у доски + работа с учебником. С. 80 №1 2) Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так,  чтобы можно было закрасить одну девятую его часть, одну третью. Почему именно равных?  Нужна доля, значит, части должны быть равными. На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/9?  На 9 частей. Сколько клеточек будет в одной девятой доле? Какой формы будет эта доля?  Квадрат. Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю. Перечертите такой же квадрат рядом, разделите его так, чтобы получить 1/3. Кто догадался?  Учитель проходит, смотрит, хвалит, поправляет. Какой формы будет одна третья?  Прямоугольной формы. Кто теперь догадался? Проверяем. 1 ученик выполняет задание на доске. Закрасить, подписать. Мы закрепили новые знания у нас в головах, оставили информацию и в тетради. Куда  можно в любой момент обратиться, вспомнить что такое доли. VI. Физминутка. Проводят дежурные ученики, по выбору, самостоятельно. VII. Самостоятельная работа в парах на ноутбуках. Сейчас вы будете выполнять работу самостоятельно, она подскажет вам, кто разобрался с  новой темой, а кто – не совсем. На доске будет небольшая подсказка – рассмотрите внимательно. Что здесь изображено? Доли. Назовите их. Как мы нашли 1/2? 1/3? 1/4? 1/5? Одна вторая, одна третья, одна четвертая, одна пятая. Разделили на 2 равные части и взяли одну часть; разделили на 3 части, взяли одну часть;  разделили на 4 части, взяли одну часть; разделили на 5 частей, взяли одну часть. Можно приступать к работе на ноутбуках. <рисунок1> Подпишите долю, которая закрашена. (В разных геометрических фигурах закрашены разные доли) Кто получил “5”? “4”? Меньше “4”? (Так как тема новая, изучается первый урок, ставятся только положительные оценки) Вывод из полученных оценок. Мы закрепили наши знания еще и с применением современной техники – ноутбуков. Кроме  того, каждый оценил свой уровень понимания новой темы. VIII. Итог урока. Подведем итог нашего урока. Как найти 1/n долю? n – любое число. Целое разделить на n равных частей и взять одну из них. IХ. Оценки. X. Дифференцированное домашнее задание. Стр. 80 (учебник) №2 (пояснить), из тетради на печатной основе – 2 любых задания на  выбор. Для тех, кто чувствует в себе силы выполнить и более сложные задания, есть  дополнительные упражнения. Учителем раздаются упражнения, заготовленные заранее на листочках. XI. Рефлексия С какой целью мы собрались на этом уроке? Чтобы узнать о долях, тренироваться находить доли, учиться записывать доли. Эта цель была вами достигнута? Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие здания оказались легкими? Какое здание понравилось больше остальных? * Резервные задания Тетрадь на печатной основе стр. 66 № 177 1). Обведи номер прямоугольника, у которого закрашена 1/6 часть кружком, а у которого  закрашена 1/8 – квадратом. Учебник стр. 81, под синей чертой 1)  Рассмотри рисунок и определи, кто из девочек какую долю закрасил, если Таня закрасила  большую долю, чем Оля, а Лена закрасила большую долю, чем Таня.

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"

"Доли"