Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время
"Последней цивилизацией человека должна быть Сибирь"
Шпенглер "Закат Европы".
1. Актуальность
Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.
Дом – край – мир. Способы реализации национально-
регионального компонента на уроках и во
внеурочное время
"Последней цивилизацией человека должна быть Сибирь"
Шпенглер "Закат Европы".
1. Актуальность
Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и
образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры
позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой,
признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей
других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную
национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские,
мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.
Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей
действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру,
природные богатства. Кроме того, на берегах Енисея рождены талантливые люди, связавшие личную и
творческую судьбу с Красноярским краем, в стремительном пульсе которого им удалось уловить биение пульса
времени и страны. Великие Люди земли Красноярской смотрели на родное, вечное, прекрасное, сибирское
влюбленными глазами, похозяйски защищая его, познавая его совершенство, и организовали таким образом
процесс "собирания камней".
Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого
сибиряка предстоит еще осмыслить.
2. Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национальнорегионального компонента.
Задачи:
а) Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой
через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д.
б) Способствовать формированию у учащихся гражданскопатриотических качеств, расширению кругозора,
основ национального самосознания и любви к отечеству; определить потенциал межведомственного
взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры.
3. Проектная идея.
Опыт работы по изучению региональной литературы, ресурсы края свидетельствуют о широких возможностях
разработки разнообразных как по содержанию (изучение творчества отдельных писателей, исторический
аспект региональной литературы, сибирская литература в контексте общероссийской, фольклор Красноярского
края, нравственные проблемы в творчестве красноярских авторов и т.д.), так и по форме: "рассредоточенно",
когда тот или иной словесный материал будут изучаться в рамках общелитературного контекста, процесса (в 10
— 11х кл.), через систему уроков, когда будет выделено имя одного писателя (например, В. П. Астафьева),
творчество которого будет подробно исследоваться, знакомство с судьбами других сибирских поэтов и
писателей будет проходить обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления,
в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе (см. программы по
русскому языку и литературе, 5 — 11е классы); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия,
элективные курсы.. В основу реализации программы элективных курсов может быть положен проектный метод
организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, издание антологии сибирской прозы,
поэзии, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателейсибиряков
(метод сборников и т.д.).
Являясь самостоятельным образовательным предметом, данный курс органично войдет в литературу, как
учебную дисциплину, позволит школьникам актуализировать, углублять, систематизировать ЗУН, полученные на
уроках, а также интегрировать знания по гуманитарным предметам, применяя их на качественно новом уровне.Учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня
подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностнодиагностический подход к
обучению, включить школьников в поисковоисследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в
определении своих интересов внутри гуманитарного профиля (филология, журналистика, научная работа,
создание собственных литературных произведений, художественных полотен).
Появление данного проекта на основе изучения региональной литературы представляется целесообразным
потому, что разработками в данной области успешно занимаются ведущие ВУЗы города (КГПУ, КГУ), ККИПК
работников просвещения, красноярский литературный музей, специалисты могут оказать и оказывают
существенную помощь в организации данной работы и ее программнометодическому обеспечению. Кроме того,
помощь и поддержку в реализации данного проекта способны оказать красноярские литературные
периодические издания, художники, композиторы города, талантливые выпускники школы № 10.
Таким образом, каждый учащийся, познакомившийся с национальнорегиональным компонентом, становится
сопричастным к жизни родного края, входит в его историю и представляет собой его будущее. Кроме того,
процесс реализации НРК дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную
формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, а учащимся определиться не только с
выбором профиля, но и дифференцировать область своих гуманитарных интересов.
4. Участники.
Работу по реализации НРК будут вести по заданным выше направлениям все члены кафедры словесности и
учащиеся с 5го по 11й класс при сотрудничестве с библиотеками, музеями, ВУЗами г. Красноярска, краевым
Государственным Архивом, с замечательными людьми Красноярского края: поэтами Н. Ереминым, Р. Солнцевым,
Э. Русаковым и др., художниками: Орловой, А. Красновым и др., композиторами и певцами: В. Елисеевой,
Луценко, Трусовым, бардовскими объединениями, членами географических сообществ, Краевым Советом
ветеранов, депутатами горсовета Казановой Т. И.
5. Принципы:
сотворчество детей и взрослых в совместном процессе освоения традиционной сибирской культуры;
формирование целостного представления учащихся о родном крае;
деятельностный подход.
6. Модули:
святые наши имена (о великих писателях и поэтах Сибири, Красноярска);
народная память (исторические этапы края, их оценка с точки зрения значительности для жизни России;
психология сибиряка (нравственный мир, ценности, традиции, обычаи);
человек и природа;
наследие (музейная деятельность).
7. Элективные курсы в момент реализации проекта:
библиотечное дело;
основы рекламного искусства;
музееведение;
краеведение;
основы журналистики;
основы дизайна, флористики;
школа экскурсоводов;
школа молодого лектора;
школа массовиковзатейников;
школа юного спасателя;
основы проектной деятельности;
основы фотодела;
участие в НОУ.Занятия проводятся в первую половину дня. Во вторую половину дня дети под руководством педагогов
выполняют полученные задания на улицах города, в музеях, архивах и т.д., а также идет подготовка к массовым
мероприятиям.
Работа в каждой группе организуется по подгруппам:
поисковособирательная (обобщение результатов проделанной работы, готовит походы и выходы);
фондовая (отвечает за учет и хранение фондов);
экспозиционная группа (работа над обновлением и расширение экспозиции);
экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебнотематические экскурсии,
организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит лекции;
группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия, тематические вечера, встречи с
ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.
8. Возможные формы реализации проекта "Дом — край — мир":
гостиная, салон;
панорама достижений;
чтения;
конференции;
музей;
обзоры, выставки;
встречи с интересными людьми;
заочные экскурсии;
выезды, путешествия;
уроки в Интернете;
работа с текстами краеведческого характера;
фестиваль;
смотр;
ассамблея;
мастеркласс (обучение своим методам работы);
лаборатории по изучению творчества и жизни великих людей края;
альманахи, устные журналы;
кроссворды;
компьютерный центр по подготовке презентаций писателейсибиряков;
документальный семинарпрактикум;
классные часы;
работа в архиве по теме "Моя родословная" (истории династий в школе № 10);
встречи с интересными людьмивыпускниками школы № 10.
9. Итоговый период.
Данный период характеризуется тем, что учащиеся, под руководством взрослых, разрабатывают механизм
взаимодействия разных путей реализации регионального компонента в урочный и внеурочный период.
Составляется примерный план дальнейшей совместной работы по итогам анализа уже проделанной.
10. Предполагаемый результат.
По окончании срока реализации проекта "Дом — край — мир" дети совместно с преподавателями будут иметь
модель многоуровневой организации национальнорегионального компонента в урочное и внеурочное время.
Накопленный опыт позволит успешно реализовать работу по созданию профильных классов в школе.
Разработанный механизм взаимодействия будет способствовать расширению возможностей школьного урока и
поможет установить сознательность действий учащихся на каждом этапе урока, откроется возможность
создания картотеки старожилов, передвижных выставок, исследовательской работы учащихся совместно с
ВУЗами, оформления альбомов семейных династий, выпуска литературного альманаха творческих работ
учащихся школы № 10, компьютерных презентаций и т.д.Данный проект является лишь стартовой площадкой по организации реализации регионального компонента в
школе № 10. Нельзя понять Сибирь, зная только исторические события, необходимо понимать мир в
целостности. Для этого нужно прикоснуться к прошлому, ценить настоящее и простраивать будущее.
Дальнейшее развитие проекта будет выстраиваться в ОУ по следующим компонентам:
учебный материал о жизни сибиряков (по произведениям сибирских писателей);
дискуссионнодиалоговый, позволяющий привлечь учащихся в совместные рассуждения о
преемственности минувшей и нынешней Сибири;
исследовательский (создание базы данных);
общешкольный — проведение декады литературы: мероприятий, встреч, мастерклассов, выпуск
альманаха, метод сборника;
районная презентация проекта "Дом — край — мир".