Дом – край – мир.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время "Последней цивилизацией человека должна быть Сибирь" Шпенглер "Закат Европы". 1. Актуальность Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой, признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские, мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью.
Иконка файла материала Дом – край – мир..doc
Дом – край – мир. Способы реализации национально- регионального компонента на уроках и во внеурочное время "Последней цивилизацией человека должна быть Сибирь" Шпенглер "Закат Европы". 1. Актуальность Государственными приоритетами в области образования являются единство федерального культурного и  образовательного пространства, защита и развитие национальных культур и литератур, региональных  культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Данные ориентиры  позволяют воспитать гражданина страны, мира, интегрированного в современное ему общество и нацеленного  на совершенствование этого общества, обладающего высокой политической и демографической культурой,  признающего общечеловеческие ценности (семья, отечество, труд, знания, культура и т.д.), уважающего людей  других национальностей, приобщенного к культуре предков. Бесспорно, только открыв для себя местную  национальную культуру, ее закономерности и противоречия, ученик сможет гармонично войти в российские,  мировые сообщества и стать востребованной обществом личностью. Сибирь, родной край – местность, отдаленная от центра, сохранила, избежав дисгармонии окружающей  действительности, утверждающей хаос в душах людей, национальную самобытность, духовную культуру,  природные богатства. Кроме того, на берегах Енисея рождены талантливые люди, связавшие личную и  творческую судьбу с Красноярским краем, в стремительном пульсе которого им удалось уловить биение пульса  времени и страны. Великие Люди земли Красноярской смотрели на родное, вечное, прекрасное, сибирское  влюбленными глазами, по­хозяйски защищая его, познавая его совершенство, и организовали таким образом  процесс "собирания камней". Многообразны пути создания, открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить. 2. Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально­регионального компонента. Задачи: а) Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с литературой  через элективные курсы, практическую деятельность, творческие методы обучения и воспитания и т.д. б) Способствовать формированию у учащихся гражданско­патриотических качеств, расширению кругозора,  основ национального самосознания и любви к отечеству; определить потенциал межведомственного  взаимодействия школьников при опоре на особенности региональной культуры. 3. Проектная идея. Опыт работы по изучению региональной литературы, ресурсы края свидетельствуют о широких возможностях  разработки разнообразных как по содержанию (изучение творчества отдельных писателей, исторический  аспект региональной литературы, сибирская литература в контексте общероссийской, фольклор Красноярского  края, нравственные проблемы в творчестве красноярских авторов и т.д.), так и по форме: "рассредоточенно",  когда тот или иной словесный материал будут изучаться в рамках общелитературного контекста, процесса (в 10  — 11­х кл.), через систему уроков, когда будет выделено имя одного писателя (например, В. П. Астафьева),  творчество которого будет подробно исследоваться, знакомство с судьбами других сибирских поэтов и  писателей будет проходить обзорно, через активные формы обучения, с опорой на приоритетные направления,  в рамках которых происходит освоение программного материала в том или ином классе (см. программы по  русскому языку и литературе, 5 — 11­е классы); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия,  элективные курсы.. В основу реализации программы элективных курсов может быть положен проектный метод  организации учебной деятельности (создание музейной экспозиции, издание антологии сибирской прозы,  поэзии, выпуск альманаха, создание фильмов, компьютерных презентаций о творчестве писателей­сибиряков  (метод сборников и т.д.). Являясь самостоятельным образовательным предметом, данный курс органично войдет в литературу, как  учебную дисциплину, позволит школьникам актуализировать, углублять, систематизировать ЗУН, полученные на уроках, а также интегрировать знания по гуманитарным предметам, применяя их на качественно новом уровне.Учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня  подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностно­диагностический подход к  обучению, включить школьников в поисково­исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в  определении своих интересов внутри гуманитарного профиля (филология, журналистика, научная работа,  создание собственных литературных произведений, художественных полотен). Появление данного проекта на основе изучения региональной литературы представляется целесообразным  потому, что разработками в данной области успешно занимаются ведущие ВУЗы города (КГПУ, КГУ), ККИПК  работников просвещения, красноярский литературный музей, специалисты могут оказать и оказывают  существенную помощь в организации данной работы и ее программно­методическому обеспечению. Кроме того,  помощь и поддержку в реализации данного проекта способны оказать красноярские литературные  периодические издания, художники, композиторы города, талантливые выпускники школы № 10. Таким образом, каждый учащийся, познакомившийся с национально­региональным компонентом, становится  сопричастным к жизни родного края, входит в его историю и представляет собой его будущее. Кроме того,  процесс реализации НРК дает учителю возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную  формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения, а учащимся определиться не только с  выбором профиля, но и дифференцировать область своих гуманитарных интересов. 4. Участники. Работу по реализации НРК будут вести по заданным выше направлениям все члены кафедры словесности и  учащиеся с 5­го по 11­й класс при сотрудничестве с библиотеками, музеями, ВУЗами г. Красноярска, краевым  Государственным Архивом, с замечательными людьми Красноярского края: поэтами Н. Ереминым, Р. Солнцевым, Э. Русаковым и др., художниками: Орловой, А. Красновым и др., композиторами и певцами: В. Елисеевой,  Луценко, Трусовым, бардовскими объединениями, членами географических сообществ, Краевым Советом  ветеранов, депутатами горсовета Казановой Т. И. 5. Принципы: сотворчество детей и взрослых в совместном процессе освоения традиционной сибирской культуры;   формирование целостного представления учащихся о родном крае;  деятельностный подход. 6. Модули:      святые наши имена (о великих писателях и поэтах Сибири, Красноярска); народная память (исторические этапы края, их оценка с точки зрения значительности для жизни России; психология сибиряка (нравственный мир, ценности, традиции, обычаи); человек и природа; наследие (музейная деятельность). 7. Элективные курсы в момент реализации проекта: библиотечное дело; основы рекламного искусства; музееведение; краеведение; основы журналистики; основы дизайна, флористики;      школа экскурсоводов;    школа молодого лектора;  школа массовиков­затейников;    школа юного спасателя;  основы проектной деятельности; основы фотодела; участие в НОУ.Занятия проводятся в первую половину дня. Во вторую половину дня дети под руководством педагогов  выполняют полученные задания на улицах города, в музеях, архивах и т.д., а также идет подготовка к массовым  мероприятиям. Работа в каждой группе организуется по подгруппам: поисково­собирательная (обобщение результатов проделанной работы, готовит походы и выходы);   фондовая (отвечает за учет и хранение фондов);   экспозиционная группа (работа над обновлением и расширение экспозиции); экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно­тематические экскурсии,  организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит лекции; группа пропагандистов организует и проводит массовые мероприятия, тематические вечера, встречи с  ветеранами и интересными людьми, праздничные торжественные мероприятия.  8. Возможные формы реализации проекта "Дом — край — мир": гостиная, салон; панорама достижений; чтения; конференции; музей; обзоры, выставки; встречи с интересными людьми; заочные экскурсии; выезды, путешествия; уроки в Интернете; работа с текстами краеведческого характера;             фестиваль;            смотр; ассамблея; мастер­класс (обучение своим методам работы); лаборатории по изучению творчества и жизни великих людей края; альманахи, устные журналы; кроссворды; компьютерный центр по подготовке презентаций писателей­сибиряков; документальный семинар­практикум; классные часы; работа в архиве по теме "Моя родословная" (истории династий в школе № 10); встречи с интересными людьми­выпускниками школы № 10. 9. Итоговый период. Данный период характеризуется тем, что учащиеся, под руководством взрослых, разрабатывают механизм  взаимодействия разных путей реализации регионального компонента в урочный и внеурочный период.  Составляется примерный план дальнейшей совместной работы по итогам анализа уже проделанной. 10. Предполагаемый результат. По окончании срока реализации проекта "Дом — край — мир" дети совместно с преподавателями будут иметь  модель многоуровневой организации национально­регионального компонента в урочное и внеурочное время. Накопленный опыт позволит успешно реализовать работу по созданию профильных классов в школе.  Разработанный механизм взаимодействия будет способствовать расширению возможностей школьного урока и  поможет установить сознательность действий учащихся на каждом этапе урока, откроется возможность  создания картотеки старожилов, передвижных выставок, исследовательской работы учащихся совместно с  ВУЗами, оформления альбомов семейных династий, выпуска литературного альманаха творческих работ  учащихся школы № 10, компьютерных презентаций и т.д.Данный проект является лишь стартовой площадкой по организации реализации регионального компонента в  школе № 10. Нельзя понять Сибирь, зная только исторические события, необходимо понимать мир в  целостности. Для этого нужно прикоснуться к прошлому, ценить настоящее и простраивать будущее.  Дальнейшее развитие проекта будет выстраиваться в ОУ по следующим компонентам:      учебный материал о жизни сибиряков (по произведениям сибирских писателей); дискуссионно­диалоговый, позволяющий привлечь учащихся в совместные рассуждения о  преемственности минувшей и нынешней Сибири; исследовательский (создание базы данных); общешкольный — проведение декады литературы: мероприятий, встреч, мастер­классов, выпуск  альманаха, метод сборника; районная презентация проекта "Дом — край — мир".