Дом в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок-исследование Цель: Выяснить, какова роль дома в понимании идейного замысла романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Задачи: • Обучающая: Закрепление умения анализировать художественный текст. • Развивающая: Развитие логического, образного, ассоциативного мышления, наблюдательности. • Воспитательная: Определения для себя такого понятия, как дом. На данном этапе урока формируются следующие УУД: • личностные (умение учащимися выразить свое понимание понятия дом); • регулятивные (умение исследовать материал, работать фронтально, индивидуально, осуществлять самопроверку и взаимопроверку); • общеучебные (умение работать схудожественным, систематизировать полученные данные); • познавательные (умение находить художественные детали в тексте и определять их функцию); • коммуникативные (умение строить монологическое высказывание, отвечать на вопросы, воспринимать лекционный материал) Формы работы учащихся: выполнение заданий на интерактивной доске, исследование художественного текста, аналитическая работа с презентацией, выполнение индивидуальных заданий и работа в малых группах.
Иконка файла материала Дом в романе М.А. Булгакова.doc
Дом в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Тип урока: урок­исследование Цель: Выяснить, какова роль дома в понимании идейного замысла романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Задачи:  Обучающая: Закрепление умения анализировать художественный текст.   Развивающая: Развитие логического, образного, ассоциативного мышления, наблюдательности. Воспитательная: Определения для себя такого понятия, как дом. На данном этапе урока формируются следующие УУД:      личностные (умение учащимися выразить свое понимание понятия дом); регулятивные (умение исследовать материал, работать фронтально, индивидуально, осуществлять  самопроверку и взаимопроверку); общеучебные (умение работать схудожественным, систематизировать полученные данные); познавательные (умение находить художественные детали в тексте и определять их функцию); коммуникативные (умение строить монологическое высказывание, отвечать на вопросы, воспринимать  лекционный материал) Формы работы учащихся: выполнение заданий на интерактивной доске, исследование художественного  текста, аналитическая работа с презентацией, выполнение индивидуальных заданий и работа в малых группах. Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер. 1­й этап.Оргмомент: Учитель сообщает тему урока и предлагает её записать в тетрадь. 2­й этап:Мозговой штурм. Учитель дает задание подобрать ассоциации к слову "Дом". Ответы учащихся: любовь, покой, уют, добро: (Все ответы записываются на экране интерактивной доски (ИД)). Учитель:Записываем в тетради эпиграф, который как нельзя лучше передает определение слову "дом". "Любовь к Дому выражается словом уют. Уют связывают с чувством покоя.  Уютно значит спокойно.  Уют это и есть Дом" (Б.В. Ничипоров) 3­й этап. Актуализация знаний. Фронтальный опрос: Чьи Дома в русской литературе вы знаете, любите? Учащиеся:Дом Ростовых из романа "Война и мир", Турбиных из романа М.Булгакова "Белая гвардия". Дом  семьи Толстых :. Учитель: Сегодня, прежде чем анализировать образ дома в романе "Мастер и Маргарита", мы познакомимся с  ещё одним домом­ домом Булгаковых. 4­й этап. Знакомство с новым материалом. Рассказ учителя. Учитель знакомит учащихся с семьёй Булгаковых. (Приложение 1) Учитель: Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в семье преподавателя Киевской Духовной академии  Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Оба родителя  происходили из старинных семей орловских и карачевских (Орловской губернии) священнослужителей и купцов:  Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых:В 1892­1899­х и в 1900­х гг. в поисках лучшего жилья семья меняла квартиры почти ежегодно: жили на  Госпитальной ул., 4; в Кудрявском пер., 9 и 10; Прозоровской ул., 10; Ильинской ул., 5/8; в Дионисьевском пер.,  4. Разрасталось и количество домочадцев: у Михаила было шесть братьев и сестер ­ Вера (1892 г.), Надежда  (1893 г.), Варвара (1895 г.), Николай (1898 г.), Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.) Последним городским адресом для  полной семьи оказался впоследствии знаменитый ­ Андреевский спуск, 13 (строение 1, кв. 2, будущий "Дом  Турбиных"), а загородным ­ дача в поселке Буча под Киевом, где семья регулярно проводила летние месяцы.  "Свобода, которую нам давали родители в чтении книг, выборе друзей, способствовала нашему развитию", ­  вспоминал Н.А.Булгаков.Он же вспоминал:"А отец наш был человек интересный и высоких нравственных  качеств". Родительница Михаила Булгакова, Варвара Михайловна, как и отец, прививала детям трудолюбие и стремление  к знаниям. По словам Н.А.Булгаковой­Земской, сестры писателя, он говорила: "Я хочу вам всем дать настоящее  образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у  вас будет, ­ это образование". Каким был гимназист Миша Булгаков? Писатель К.Г.Паустовский, учившийся вместе с ним, дал такой портрет  будущего автора "Мастера и Маргариты": "Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все  это шло свободно, легко, возникало не любому поводу. В этом были удивительная щедрость, сила воображения,  талант импровизатора: Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев ­ его творческое  юношеское воображение". Такому поведению Михаила Булгакова способствовала и непринужденная семейная  атмосфера, о которой вспоминала его сестра, Надежда: ":основным методом воспитания детей: была шутка,  ласка и доброжелательность: это то, что выковало наши характеры: У нас в доме все время звучал смех: Это был лейтмотив нашей жизни". Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников­ врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских; близкое присутствие друга их дома, педиатра  И.П.Воскресенского, перевесило наследственные корни предков ­ священнослужителей, да и время, и  воспитание было уже совсем другое. 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет  Императорского Университета св.Владимира в Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся тогда войны  1914­1918 гг. В "Автобиографии" 1924 г. Булгаков написал: "В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы  остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддержать существование, служил репортером и  фельетонистом в газетах:" 1 февраля 1922 г. на Булгакова обрушилось большое горе, первое после смерти отца. В Киеве умерла его мать,  Варвара Михайловна. Мать Булгаков любил. Ее памяти он посвятил самые добрые слова в романе "Белая  гвардия", ей же посвятил стихотворение: Утро. Мама в спальне дремлет. Солнце красное взойдет, Мама встанет тотчас же. Всем работу раздает: "Ты иди песок сыпь в ямы, Ты ж из ям песок таскай". Нуждаясь сам, он находил возможность помогать близким. Об этом свидетельствуют воспоминание  Н..Булгакова:"Славный, добрый Миша, мне хорошо известно, что ты принимаешь самое горячее участие в  поддержке меня, так же, как ты старался помогать в свое время Ване". Учитель: Что бы вы определили как главное в Доме Булгаковых? Учащиеся: Любовь, непринужденность, шутки, забота. 5­йэтап: Взаимопроверка. (Приложение 2) Учитель: Предлагаю Вам проверить, насколько хорошо вы знаете текст романа "Мастер и Маргарита".  Викторина "Дома в романе М.Булгакова". Учитель раздает в распечатанном виде вопросы, учащиеся только  записывают ответы к ним. Вопрос 1.Старинный особняк кремового цвета помещался на бульварном кольце. Площадка пред домом в  летнее время превращалась в площадку для ресторана.( Слайд 3) Ответ: Дом ГрибоедоваВопрос 2. Роскошная громада 8­го дома, фасад выложен чёрным мрамором. (Слайд 4) Ответ: Дом Драмлита. Вопрос 3. Эта квартира давно уже пользовалась если не плохой, то странной репутацией. (Слайд 5) Ответ: квартира 50. Д.302­бис по Садовой. Вопрос 4.Убранство кабинета заключалось в пачке старых афиш, висевших на стене. (Слайд 6) Ответ: Варьете. Вопрос 5. Здесь они первым долгом осмотрелись, и затем звонким голосом, слышным решительно во всех углах,  Коровьев объявил: ­ Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин!(Слайд 7) Ответ: Торгсин Вопрос 6. Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат, была половина второго ночи.(Слайд 8) Ответ: Клиника Стравинского Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли даны ответы на вопросы викторины. Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. 6­й этап. Постановка проблемного вопроса. Учитель: Всем этим домам Ю.Лотман дал следующее определение:"Такое пространство напоминает дорогу в ад. Это антидома". Почему литературовед так их охарактеризовал? Учащиеся выдвигают гипотезу: В этих домах отсутствует любовь, доброта, но есть нечто другое. 7­й этап. Работа в группах. Исследование художественного текста.Группа 1. Задание: "Почему автор изменил настоящее название здания "Дом Герцена" на "Дом Грибоедова"? Учащиеся: В доме Герцена царит бездуховность, равнодушие, формализм, еда, а не литература ­ пристрастие  литераторов. Индивидуальное задание. Рассказ о пребывании Бегемота и Коровьева в Дома Гибоедова. Вывод: Противоестественно считать человека творческой личностью только по удостоверению. Группа 2. Задание: "Какие ассоциации вызывает у вас Драмлит?Почему?" Учащиеся: В нем царит приспособленчество, отсутствует настоящее творчество. Группа 3. Задание: "Расшифруйте номер квартира 50. Д.302­бис по Садовой и сделайте вывод, почему такой  номер дал квартире автор. Как вы объясните, что она получила эпитет "нехорошая"? Учащиеся: 10+ ( 3+2)х 2. Это говорит о нереальности происходящего, потому что таких номеров квартир не  бывает. А нехорошая, так как символизирует и репрессии, и взятки, и обман. Группа 4. Задание: "Дайте развернутую характеристику Варьете в романе как учреждению культуры?  Насколько оно соответствует своему назначению?" Учащиеся: В Варьете царит ложь, непрофессионализм. Индивидуальное задание: Рассказ учащегося о Ж.Бенгальском. Группа 5. Задание: "Что хотел подчеркнуть автор, рисуя изобилие Торгсина?" Учащиеся: Социальную несправедливость, царящую в Москве 30­х годов. Группа 6. Задание: "Кто и почему оказался в клинике Стравинского?" Учащиеся: Иван Бездомный из­за шизофрении. Его душа была больна.8­й этап. Подтверждение гипотезы о том, что перед нами антидома. На экране появляется вся схема (Слайд 9) 9­й этап. Постановка проблемного вопроса Учитель: "Какие Дома мы не отнесли к антидомам и почему?" Учащиеся: Не назвали дом Мастера, "Вечный дом", дом Ивана Пырьева. 10­й этап. Дифференцирующие задания Вариант 1. Анализ иллюстративного материала. (Минимальный уровень сложности) Задание:"Рассмотрите  иллюстрацию к роману и назовите художественные детали, которые создают образ Дома Мастера".Дайте  характеристику Дома Мастера, опираясь на эти детали. Какой это дом? Хотелось ли бы вам в нем побывать?  Почему?(Слайд 10) Учащиеся: записываем художественные детали:       кресло, перо и бумага, вода, цветы, огонь; книги: Учащиеся отмечают, что по данным деталям можно говорить о доброжелательной, творческой атмосфере в  доме, что в нем царит любовь. Вариант 2. Задание на сопоставление и анализ. (Задание повышенной сложности). "Какова роль огня как  художественной детали в создании образов домов в романе? Постройте блок­схему, раскрывающую функцию  огня". Учащийся: Все эти дома горят. Огонь уничтожает и очищает. Учитель: Почему тогда Мастер не называет свой Дом домом, а говорит, что у него подвальчик, квартирка? Учащиеся:Он сжёг роман, отказался от творчества, теперь это трудно назвать домом. Учитель: А где и почему в романе появляется определение Дома? Учащиеся:Только в гл.32 появляется слово Дом "Вечный дом", то есть Дом за порогом смерти. Учитель:Исходя из этого, сформулируйте идею дома в романе. Учащиеся: Человек, не сумевший обрести своего дома в земной жизни, обретает его после смерти. Но не  поздно ли?Учитель:Кто действительно обретает Дом в романе? Учащиеся:Иван Бездомный. Вариант 3. Задание творческого и систематизирующего характера. Восстановите этапы жизненного поиска  Ивана Бездомного. Определите, что помогло герою обрести Дом. На ИД разбросаны иллюстрации и формулировки этапов жизни Ивана Бездомного: Гибель Берлиоза   И.Пырьев ­ профессор  Прощание  Погоня  Дом скорби   Полнолуние Встреча с Воландом В результате работы выстраивается блок­схема с иллюстрациями (Слайд 11)  И.Пырьев ­ профессорВстреча с Мастером  Полнолуние  Прощание   Дом скорби  Погоня   Гибель Берлиоза Встреча с Воландом 11­й этап. Рефлексия. Учитель:Что нового вы узнали о Доме? Как изменилось ваше представление о нем? Учащиеся делятся своими мыслями о том, что такое в их представлении Дом. Вывод: "Восстановить в себе Бога и ­ тем самым самого себя­ вот, опять же символически, главный сюжет  булгаковского творчества" ­ В.Акимов. (Слайд 12) Домашнее задание: Написать сочинение­эссе: "Дом, в котором я бы хотел жить".

Посмотрите также