Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти».
Плутарх:
Организация домашней учебной работы играет важную роль на пути
преодоления перегрузок, формирования умении и навыков во время учебного
процесса. Их формирование сейчас предусматривается учебными программами по
большинству предметов. Организация домашней учебной работы – часть
общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного
процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания
невозможно рассматривать отдельно от содержания, характера и методов ведения
урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего
задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим
выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на
дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с
содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно
быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению
домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа
были единым процессом.
Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они
состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством
углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных упражнений.
Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от
индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают необходимых результатов
уже на уроке, и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другие же
должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы
формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно,
что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
Повторение и закрепление организуется на
другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя
работа приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться
только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание –
прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного
руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в
учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней
работы. Особенно важно то, что самостоятельность в
учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности
как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать
различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить
особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или
одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы,
активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд.
Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач
домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину
знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы
знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».
С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем
возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов
с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и
затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном
возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются
внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном
возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних
заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности
школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по
всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы,
склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах.
Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения
индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также
очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и
самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и
навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование
опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования
потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это
необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не
только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли
домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её
необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в
школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
· индивидуальная;
· групповая;
· творческая;
· дифференцированная;
· одна на весь класс;
· составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная
учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным
учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных
знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или
с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа
учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного
задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам
предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт
цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки.
Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет
проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать
заранее.
Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рассчитана
как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного
подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников,
которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов
дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней
работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся
до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию
творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала
педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у
учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид
домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично
тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на
следующий день, а на несколько дней вперёд.
Методические рекомендации по организации домашнего задания.
Грамотный подход к объёму,
дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье
учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие
требования:
|
28.10.2019 Выступление на педсовете. Учитель Митрофанова Н.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.