Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.
Оценка 5

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Оценка 5
docx
19.11.2019
Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.
к педсовету 28.10.2019.docx

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

 но чтобы они путем правильного воспита­ния

сде­лались хорошими – это в нашей власти».

Плутарх:

 

           Организация домашней учебной работы играет важную роль  на пути преодоления перегрузок, формирования  умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматри­вается учебными программами по большинству предметов. Организация до­машней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования  учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, ха­рактера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего за­дания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятель­ная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием до­машнего заданияСочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего за­дания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
              Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функ­ции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углуб­лённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных уп­ражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей ма­териала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают не­обходимых результатов уже на уроке, и дома лишь контролирует упражне­ниями качество навыка. Другие же  должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
 Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа  приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и ум­ственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосред­ственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоя­тельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функ­ций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоя­тельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффектив­ный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание ини­циативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любозна­тельность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творче­ство. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие уча­щиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополни­тельную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познава­тельные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познава­тельные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних зада­ний. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные воз­можности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к до­машней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профес­сиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоя­тельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирова­ние опыта творческой деятельности – всё это является условиями формиро­вания потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может форми­роваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной ра­боты:

·                     индивидуальная;

·                     групповая;

·                     творческая;

·                     дифференцированная;

·                     одна на весь класс;

·                     составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, от­дель­ным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усво­енных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа уз­наёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания це­лесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рас­считана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе­рен­цированного подхода на этом этапе является организация самостоятель­ной работы школьников, которая реализуется посредством сле­дующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, бе­рущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих спо­собностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отра­батываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания анало­гично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Методические рекомендации по организации домашнего задания.

          Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в ка­кой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требова­ния:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учи­тель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккурат­ность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индиви­дуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа­лизацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумы­вания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск реше­ний, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей уче­ния);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоен­ные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
• проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его вы­полнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, ис­пользованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание ма­териалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вы­зова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить доста­точно данных для  суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависи­мости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в на­чале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше да­вать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, кон­тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вы­текает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит после­дующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчива­ется до­машним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового мате­риала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порож­дает хрони­ческое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъ­ясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как де­лать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень про­стым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увле­чение домашними заданиями, ко­торое может привести к перегрузке уча­щихся: ис­ключить задания, рассчи­танные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отни­мающие много времени, но не дающие нужного по­ложительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и не­верный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения ко­торых уча­щиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоор­динирован­ные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого до­машнего задания, отбор их видов и ре­альная оценка всех возмож­ностей уча­щихся предупредит опасность пере­грузки.

 

  28.10.2019          Выступление на педсовете.        Учитель Митрофанова Н.В.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019