Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

  • docx
  • 19.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала к педсовету 28.10.2019.docx

Домашнее задание. Предупреждение перегрузок.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

 но чтобы они путем правильного воспита­ния

сде­лались хорошими – это в нашей власти».

Плутарх:

 

           Организация домашней учебной работы играет важную роль  на пути преодоления перегрузок, формирования  умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматри­вается учебными программами по большинству предметов. Организация до­машней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования  учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, ха­рактера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего за­дания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятель­ная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием до­машнего заданияСочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего за­дания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
              Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функ­ции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углуб­лённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навык становится прочным многократном выполнении различных уп­ражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей ма­териала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают не­обходимых результатов уже на уроке, и дома лишь контролирует упражне­ниями качество навыка. Другие же  должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
 Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа  приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и ум­ственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосред­ственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоя­тельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функ­ций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоя­тельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффектив­ный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание ини­циативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любозна­тельность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творче­ство. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие уча­щиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополни­тельную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познава­тельные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познава­тельные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних зада­ний. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные воз­можности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к до­машней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профес­сиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоя­тельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирова­ние опыта творческой деятельности – всё это является условиями формиро­вания потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может форми­роваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной ра­боты:

·                     индивидуальная;

·                     групповая;

·                     творческая;

·                     дифференцированная;

·                     одна на весь класс;

·                     составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, от­дель­ным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усво­енных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа уз­наёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания це­лесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рас­считана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе­рен­цированного подхода на этом этапе является организация самостоятель­ной работы школьников, которая реализуется посредством сле­дующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, бе­рущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих спо­собностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отра­батываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания анало­гично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Методические рекомендации по организации домашнего задания.

          Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в ка­кой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требова­ния:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учи­тель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккурат­ность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индиви­дуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуа­лизацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумы­вания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск реше­ний, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей уче­ния);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоен­ные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
• проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его вы­полнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, ис­пользованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание ма­териалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вы­зова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить доста­точно данных для  суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависи­мости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в на­чале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше да­вать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, кон­тролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вы­текает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит после­дующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчива­ется до­машним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового мате­риала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порож­дает хрони­ческое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъ­ясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как де­лать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень про­стым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увле­чение домашними заданиями, ко­торое может привести к перегрузке уча­щихся: ис­ключить задания, рассчи­танные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отни­мающие много времени, но не дающие нужного по­ложительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и не­верный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения ко­торых уча­щиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоор­динирован­ные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого до­машнего задания, отбор их видов и ре­альная оценка всех возмож­ностей уча­щихся предупредит опасность пере­грузки.

 

  28.10.2019          Выступление на педсовете.        Учитель Митрофанова Н.В.