"Прощальная симфония". Еще ее называют "Симфония при свечах". За номером 45. Фа диез минор. Написана Йозефом предположительно в 1772-м. Как известно, Гайдн лет тридцать служил капельмейстером при князе Эстерхази. Были тогда времена, когда писать "на заказ" считалось нормой. И эта музыка "на заказ" была безупречной, вдохновенной, эмоциональной, пропитанной творческим духом композитора. Так вот, господин Эстерхази, страстный поклонник музыки, заказывал ее на многочисленные семейные праздники и не только.
Однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха, многие участники капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком. Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его гостей! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая сцену. Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и трепетную мелодию, маэстро ушел. Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, все-все понял и уехал в Вену, отпустив капеллу отдыхать.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Домашняя работа «Прощальная симфония Гайдна»
Выполнил ученик 7 А класса Тимофей О.
Вступление
Симфония музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для
большого оркестра смешанного состава, но существуют и симфонии для
струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и
сольные вокальные голоса.
О композиторе
Йозей Гайдн родился, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя
Австрия).
В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на
различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря
прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел
до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях
музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и
либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором
и педагогом Н. Порпорой.
С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал
основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа
Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и
завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место
капельмейстера в своём оркестре.
Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти
Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как
композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии.
Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45я «Прощальная» (1772 г.), шесть
Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать
Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791
—1792 и 1794—1795 гг.Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44
фортепианные сонаты и множество других произведений.
История создания
"Прощальная симфония". Еще ее называют "Симфония при свечах". За номером 45. Фа
диез минор. Написана Йозефом предположительно в 1772м. Как известно, Гайдн лет
тридцать служил капельмейстером при князе Эстерхази. Были тогда времена, когда писать
"на заказ" считалось нормой. И эта музыка "на заказ" была безупречной, вдозновенной,
эмоциональной, пропитанной творческим духом композитора. Так вот, господин
Эстерхази, страстный поклонник музыки, заказывал ее на многочисленные семейные
праздники и не только.
И вот однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на
отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое
возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли
самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха, многие
участники капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком.
Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую
эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют
стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его
гостей..! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая
сцену. Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и
трепетную мелодию, маэстро ушел. Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь
Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, всевсе понял и уехал
в Вену, отпустив капеллу отдыхать.
Описание звучания
Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей
симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам
минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом
аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные
же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что
неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная,
как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с
ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже
минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную
патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же
утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой —
умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается
главная тема — начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена
активным развитием.Вторая часть — адажио — светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит
преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки —
с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими
по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой,
в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн.
Третья часть — менуэт — напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением
эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и
обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит
неожиданное омрачение — мажор уступает место минору, предвосхищая настроение
финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени.
Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не
самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные
тона. Разработка, хотя и небольшая — истинно классический образец мастерства
мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается
на подъеме...
После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная
терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство
тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию,
гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр
покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы
начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с
сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи.
Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты
начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец,
замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и
растроганные...» — писала лейпцигская газета в 1799 году.
«И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», — вторил ей Шуман
почти сорок лет спустя.
Вывод
Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу "Прощальная" симфония живет до
сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все
тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки..Получилось очень приятное и
мелодичное произведениеЛариса Ищенко
Мы ждем *Прощальную симфонию*.
Последние минуты.
Вдруг в зале гаснут свечи
Почемуто.
Уж двести лет традиция такая:
Играть все музыканты начинают,
Когда пред ними свечи загорятся
Произведенье будет исполняться.
Дрожит, как бы волнуясь,
Пламя свечек.
А музыка прекрасна
Бесконечно.
Взлетают так стремительно, тревожно
Смычки. И оторваться невозможно
От звуков, проникающих вам в душу.
И хочется их слушать, слушать, слушать...
Спешит мелодия ( и не напрасно)
Все высказать, пока огонь не гаснет.
Звучит она, и в этом нет сомненья,
Что в унисон с моим сердцебиеньем.
А назван монолог тот музыкальный
Создателем его симфонией прощальной.