Домашняя работа «Прощальная симфония Гайдна»

  • Домашняя работа
  • Книги
  • docx
  • 10.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Прощальная симфония". Еще ее называют "Симфония при свечах". За номером 45. Фа диез минор. Написана Йозефом предположительно в 1772-м. Как известно, Гайдн лет тридцать служил капельмейстером при князе Эстерхази. Были тогда времена, когда писать "на заказ" считалось нормой. И эта музыка "на заказ" была безупречной, вдохновенной, эмоциональной, пропитанной творческим духом композитора. Так вот, господин Эстерхази, страстный поклонник музыки, заказывал ее на многочисленные семейные праздники и не только. Однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха, многие участники капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком. Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его гостей! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая сцену. Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и трепетную мелодию, маэстро ушел. Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, все-все понял и уехал в Вену, отпустив капеллу отдыхать.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Иконка файла материала Прощальная симфония Гайдна.docx
Домашняя работа «Прощальная симфония Гайдна»                                   Выполнил ученик 7 А класса Тимофей О. Вступление Симфония ­ музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава, но существуют и симфонии для  струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и  сольные вокальные голоса. О композиторе Йозей Гайдн  родился, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя  Австрия). В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на  различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря  прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел  до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях  музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и  либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором  и педагогом Н. Порпорой. С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал  основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа  Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и  завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место  капельмейстера в своём оркестре. Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти  Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как  композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии.  Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45­я «Прощальная» (1772 г.), шесть  Парижских симфоний (1785—1786 гг.), 92­я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать  Лондонских симфоний (1791—1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791 —1792 и 1794—1795 гг.Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44  фортепианные сонаты и множество других произведений. История создания "Прощальная симфония". Еще ее называют "Симфония при свечах". За номером 45. Фа  диез минор. Написана Йозефом предположительно в 1772­м. Как известно, Гайдн лет  тридцать служил капельмейстером при князе Эстерхази.  Были тогда времена, когда писать "на заказ" считалось нормой.  И эта музыка "на заказ" была безупречной, вдозновенной,  эмоциональной, пропитанной творческим духом композитора. Так вот, господин  Эстерхази, страстный поклонник музыки, заказывал ее на многочисленные семейные  праздники и не только. И вот однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на  отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое  возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли  самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха,  многие  участники  капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком.  Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую  эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют  стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его  гостей..! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая  сцену.  Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и  трепетную мелодию, маэстро ушел.  Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь  Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, все­все понял  и уехал в Вену, отпустив капеллу отдыхать. Описание звучания   Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей  симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам  минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом  аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные  же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что  неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с  ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже  минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную  патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же  утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой —  умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается  главная тема — начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена  активным развитием.Вторая часть — адажио — светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит  преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки —  с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими  по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой,  в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн. Третья часть — менуэт — напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением  эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и  обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит  неожиданное омрачение — мажор уступает место минору, предвосхищая настроение  финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени. Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не  самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные  тона. Разработка, хотя и небольшая — истинно классический образец мастерства  мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается  на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная  терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство  тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию,  гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр  покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы  начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с  сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи. Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты  начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец,  замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и  растроганные...» — писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», — вторил ей Шуман  почти сорок лет спустя. Вывод Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу "Прощальная" симфония живет до  сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все  тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки..Получилось очень приятное и  мелодичное произведениеЛариса Ищенко Мы ждем *Прощальную симфонию*. Последние минуты. Вдруг в зале гаснут свечи Почему­то. Уж двести лет традиция такая: Играть все музыканты начинают, Когда пред ними свечи загорятся­ Произведенье будет исполняться. Дрожит, как бы волнуясь, Пламя свечек. А музыка прекрасна Бесконечно. Взлетают так стремительно, тревожно Смычки. И оторваться невозможно От звуков, проникающих вам в душу. И хочется их слушать, слушать, слушать... Спешит мелодия ( и не напрасно) Все высказать, пока огонь не гаснет. Звучит она, и в этом нет сомненья, Что в унисон с моим сердцебиеньем. А назван монолог тот музыкальный Создателем его симфонией прощальной.