Пояснительная записка
При составлении программы декоративно - прикладного творчества“ Мастерская чудес” взята за основу с внесением изменений и поправок программа “Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации и на основе положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МУ ДО Кижингинского Центра детского творчества.
Программа "Мастерская Чудес" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, скульптурно-текстильная техника дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс декоративно - прикладного творчества. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д., поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в Центре функционирует детское объединение декоративно-прикладного цикла.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть самореализоваться и самоопределиться.
Программа ориентирована на возраст обучающихся 6–16 лет и рассчитана на период обучения 3 года.
Рабочая программа учитывает специфику детского объединения:
· группа № 1 (1-й год обучения) – учащиеся 1–4-х классов – дети в объединении новые, из рекомендаций классных руководителей следует, что большинство учащихся гиперактивны, неусидчивые, и их внимание необходимо постоянно на контроле. Дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда;
· группа № 2 (2-й год обучения) – учащиеся 5-7-х классов – дети в детском объединении занимаются со 2-го класса, по данной программе второй год. Дети активные, творческие, любят коллективную форму работы, оказывать помощь педагогу в работе с младшими детьми. Им нравится участвовать в конкурсах различных уровней.
· группа № 3 (3-й год обучения) – учащиеся 8-10-ых классов – творчески одаренные дети. В детском объединении занимаются пять лет, по данной программе третий год. Среди них учащиеся, занимавшие призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
№ группы |
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Количество часов в год |
Кол-во учащихся в группе |
Возраст учащихся |
||
всего |
теория |
практика |
|||||
1 |
1-й |
4 |
144 |
35 |
109 |
15 |
6–9 |
2 |
2-й |
6 |
216 |
34 |
182 |
15 |
10–13 |
3 |
3-й |
6 |
216 |
48 |
168 |
15 |
13–16 |
Итого: |
16 |
576 |
117 |
459 |
45 |
Программа:
· раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;
· приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
· позволяет воспринять образование в детском объединении как единый целостный организм, в котором все и всё взаимосвязаны, где не запрещены переходы от одного вида творчества к другому;
· удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
· позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.
Цель программы: Основная цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, компьютерной графики.
Задачи:
1. обучающие:
· формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах ДПТ;
· обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
· знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
· обучение правилам оформления выставочных работ;
· знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.
2. развивающие:
· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
· развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
3. воспитательные:
· формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
· формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
· формирование отношения к семье как к основе российского общества и почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
· осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
· воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.
Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.
Механизмы контроля за реализацией программ:
1. Тесты на выявление уровня развития творческого мышления (тест Торренса и т. д.).
2. Выполнение определенного задания (в начале и в конце года) с целью отслеживания динамики усложнения выполненной работы.
3. Фиксация результатов участия в различных выставках-конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
знать |
уметь |
|
1-й год |
||
- правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами; - правила личной гигиены; - виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, мягкая игрушка, изделия из бумаги и картона); - названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; - название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; - правила организации рабочего места; - правила кроя ткани, соединительные швы; - изготавливать мягкие игрушки по готовым выкройкам-лекалам; - правила ухода за готовыми изделиями; - технику и основные приемы вязания крючком |
- правильно организовывать свое рабочее место; - пользоваться инструментами и приспособлениями, применяя приобретенные навыки на практике; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; - выполнять операции по обработке бумаги и картона; - подбирать ткань по цвету и фактуре; - историю народной игрушки виды мягкой игрушки; - владеть приемами кроя, соединения и оформления; - изготавливать сувениры из ткани; - выполнять воздушные петли и различные виды столбиков, правильно начинать и заканчивать работу; - работать со схемой будущего изделия, выполнять разметку по шаблону. |
|
2-й год |
||
- народные художественные промыслы России и родного края; - краткие сведения из истории букета; - знать сведения из истории флористики; - различать разные виды бисера; - основные приемы работы с бисером; - знать способы бисероплетения - виды кожи и способы их предварительной обработки; - технологию выполнения изученных изделий в технике аппликации из яичной скорлупы; - правила оформления работы в рамку; - пояснять значение термина «изонить»; - изготавливать рисунок-сколок; - владеть приемами техники изонити; - изготавливать сувениры в технике изонити. - правила ухода за готовыми изделиями; - технику безопасности труда и личной гигиены; материал первого года обучения |
- использовать мотивы художественных промыслов России и родного края при выполнении поделки; - составлять под руководством учителя композицию букета; - соблюдать технику безопасности труд и личной гигиены; - инструменты и приспособления для шитья игрушки; - основные и дополнительные материалы; - понятие «изонить»; - правила составления рисунка-сколка; - технику безопасности труда и личной гигиены; - инструменты и приспособления для изонити; - основные и дополнительные материалы; - основные приемы техники изонити; - технологию, изготовления сувениров с использованием изонити; - рассчитывать количество и длину нитей; - изготавливать паспарту, оформлять картинки в рамку.
|
|
3-й год |
||
- технику безопасности труда и личной гигиены; - виды роллов; - историю оригами; - базовые фигуры; - графические редакторы; - применение эффектов и фильтров; - историю рукоделия «вышивка»; - технику и основные приемы вышивки; - основные приемы вышивки и ткачества бисером; - способы закрепления и наращивания нити в тканых и вышитых изделиях; - приемы оформления вышитой картины в рамку; - технологию заделки нитей основы в тканых изделиях; - технику и основные приемы ткачества на рамке; - основные и дополнительные материалы; - способы перевода рисунка на ткань; - общие сведения о сочетании цветов; - пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров; для вышивки и ткачества бисером; - подбирать ткань, волокнистые материалы по цвету и фактуре; - владеть приемами кроя, соединения и оформления; - выполнять различные соединительные швы; - работать с электронагревательными приборами. |
- соблюдать технику безопасности труд и личной гигиены; - пользоваться инструментами и приспособлениями для плетения; - рассчитывать количество нитей на основу; - натягивать основу на рамку; - владеть основными приемами ткачества на раме и в круге; - закреплять нити основы; - правильно закреплять нить в начале работы и при ее завершении; - переводить рисунок на ткань - пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями; - владеть основными приемами вышивки и ткачества бисером; - отличать тканое изделие от вышитого. |
|
Календарно-тематическое планирование Группа № 1 1-й год обучения
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|
1. Вводное занятие |
2 |
– |
2 |
правила техники безопасности |
1 |
– |
1 |
беседа о видах декоративно-прикладного искусства |
1 |
– |
1 |
2. Работа с бумагой и картоном |
16 |
36 |
52 |
складывание |
2 |
4 |
6 |
резание |
2 |
2 |
4 |
склеивание |
1 |
1 |
2 |
аппликация из бумаги |
2 |
6 |
8 |
плетение из бумаги |
2 |
4 |
6 |
технология гофрированной бумаги |
2 |
2 |
4 |
объемные поделки |
4 |
14 |
18 |
закрепление материала |
1 |
3 |
4 |
3. Технология работы с нитками и веревками |
14 |
22 |
36 |
простейшие приемы |
2 |
2 |
4 |
вязание на спицах |
4 |
8 |
12 |
вязание крючком |
4 |
6 |
10 |
макраме |
4 |
6 |
10 |
4. Вышивание |
6 |
12 |
18 |
вышивка свободными швами |
4 |
8 |
12 |
вышивка крестом |
2 |
4 |
6 |
5. Работа с тканью |
3 |
9 |
12 |
кукла-закрутка |
1 |
3 |
4 |
клеевая плоская аппликация |
1 |
3 |
4 |
аппликация на пенопластовой основе |
1 |
3 |
4 |
6. Мягкая игрушка |
8 |
10 |
18 |
из истории народной игрушки |
2 |
|
2 |
соединительные швы |
2 |
2 |
4 |
правила кроя и приемы набивки |
2 |
2 |
4 |
простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла |
2 |
6 |
8 |
7. Экскурсии |
6 |
|
6 |
экскурсия в музей |
6 |
|
6 |
Воспитательная работа в течение всего курса |
|
|
|
Итого: |
55 |
89 |
144 |
Календарно-тематическое планирование Группа № 2 2-й год обучения
Тема |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
всего |
||
1. Вводное занятие |
2 |
– |
2 |
|
Повторение материала 1-го года обучения. |
1 |
– |
1 |
|
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой 2-го года обучения. |
1 |
– |
1 |
|
2. Изонить |
3 |
15 |
18 |
|
Ведение |
3 |
– |
3 |
|
Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. |
– |
5 |
5 |
|
Панно в технике изонити |
– |
10 |
10 |
|
3. Бисероплетение |
6 |
24 |
30 |
|
Цепочки |
2 |
8 |
10 |
|
Плоское плетение на проволоке |
1 |
4 |
5 |
|
Объемное плетение на проволоке |
1 |
4 |
5 |
|
Цветы и листья |
2 |
8 |
10 |
|
4. Флористика |
7 |
43 |
50 |
|
Цветы и листья в композиции |
2 |
13 |
15 |
|
Плоды и семена в композиции |
2 |
13 |
15 |
|
Аппликации из крашенных опилок |
1 |
5 |
6 |
|
Мозаика из яичной скорлупы |
1 |
6 |
7 |
|
Лепка из пластилина |
1 |
6 |
7 |
|
5. Искусственные цветы из ткани |
3 |
12 |
15 |
|
Крахмаление, желатинование |
1 |
1 |
2 |
|
Изготовление трафаретов |
1 |
2 |
3 |
|
Стилизованные цветы из бросового материала |
1 |
9 |
10 |
|
6. Художественные изделия из кожи |
2 |
7 |
9 |
|
Декоративные элементы из кожи |
1 |
2 |
3 |
|
Изделия из кожи |
1 |
5 |
6 |
|
7. Шитье |
3 |
9 |
12 |
|
Повторение по теме “швы” |
1 |
1 |
2 |
|
Пошив цветов |
1 |
4 |
5 |
|
Шитье сумки |
1 |
4 |
5 |
|
8. Экскурсии и общественно-полезный труд |
4 |
4 |
8 |
|
Воспитательная работа в течение всего курса |
|
|
||
Итого: |
50 |
166 |
216 |
|
Календарно-тематическое планирование Группа № 3 3-й год обучения
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|
1. Изонить |
8 |
18 |
26 |
Техника безопасности на занятиях ДПТ. Повторение материала 2-го года обучения, основные приемы изонити |
2 |
3 |
5 |
составление сложных геометрических узоров и заполнение их изонитью |
2 |
3 |
5 |
составление композиции |
2 |
3 |
5 |
изготовление панно в технике изонити |
2 |
9 |
11 |
2. Бумажная пластика |
8 |
40 |
48 |
2.1. Квиллинг |
5 |
19 |
24 |
введение в технику |
1,5 |
1,5 |
3 |
виды роллов |
1,5 |
9 |
10,5 |
панно |
9 |
9 |
|
итоговое занятие |
1,5 |
1,5 |
|
2.2. Оригами |
4,5 |
19,5 |
24 |
введение в оригами |
1,5 |
1,5 |
|
способы складывания: вогнутая и выпуклая складки, защип, фестон, специальные приемы |
1,5 |
6 |
7,5 |
базовые формы: треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др |
1,5 |
6 |
7,5 |
модели: животные, люди, цветы; игрушки, игры, движущиеся модели оригами; трюки и забавы; декоративное оригами; модульное оригами |
7,5 |
7,5 |
|
3. Компьютерная графика |
16,5 |
31,5 |
48 |
вводное занятие |
1,5 |
1,5 |
3 |
графические редакторы |
1,5 |
1,5 |
3 |
работа в графическом редакторе Paint |
3 |
10,5 |
13,5 |
работа в графическом редакторе CorelDraw |
3 |
9 |
12 |
работа в графическом редакторе Adobe Photoshop |
6 |
9 |
15 |
итоговое занятие |
1,5 |
1,5 |
|
4. Вышивание |
10 |
38 |
48 |
вводное занятие |
1,5 |
1,5 |
3 |
вышивание простыми свободными швами |
3 |
15 |
18 |
вышивка крестом, итоговое занятие |
6 |
21 |
27 |
5. Бисерное рукоделие |
9 |
39 |
48 |
школа низания (повторение) |
3 |
6 |
9 |
вышивка бисером “в прикреп” |
6 |
33 |
39 |
Воспитательная работа в течение всего курса |
|||
Итого: |
50 |
166 |
216 |
Для оценки уровня творческих способностей мы предлагаем вам тест П.Торренса,
Тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. На выполнение каждого субтеста обычно выделяется 10 минут, однако по мнению психологов время можно не ограничивать, поскольку креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках учитывать не нужно.
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Предложите вашему воспитаннику нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, которое вырезается из цветной бумаги. Цвет овала можно выбирать самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Также необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Сотруднику предлагается дорисовать 10 незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий нужно создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.
Обработка результатов
После выполнения всех занятий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
«Беглость» – характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3-ем субтесте в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), которые дал ваш ребенок.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются такие рисунки:
– рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
– рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
– осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов, соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность» – самый важный показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2. Оценивается рисунок, а не название.
3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:
Отметим: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
Субтест 1 – оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом – рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
Субтест 2 – обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху вниз: 1. 2. 3. 4. и т. п.
1. – цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко
2. – буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры)
3. – цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды
4. – буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры)
5. – цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда
6. – ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры)
7. – цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш)
8. – цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок
9. – цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных
10. – цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» – выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 х 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п.
1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т. п.
2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» – отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же – 0 баллов
1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ – 0 баллов.
2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры – 0 баллов.
«Разработанность» – отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Правила оценки:
1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например у цветка много лепестков – все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+ 1 балл), стебель (+ 1), два листочка (+ 1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+ 1 балл). Итого: 5 баллов за рисунок.
2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе – одинаковые облака и т. п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т. п.
3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет – по одному новому.
4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Когда мы все посчитали, будем выводить среднее арифметическое. Для получения окончательного результата надо просуммировать все баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание»), и поделить эту сумму на пять. А вот полученный результат имеет действительно значение:
< 30 — очень плохо;
30–34 – ниже нормы;
35–39 – несколько ниже нормы;
40 – 60 – норма;
61 – 65 – несколько выше нормы;
66–70 – выше нормы;
> 70 – прекрасно.
Пояснительная записка
При составлении программы декоративно - прикладного творчества“ Мастерская чудес” взята за основу с внесением изменений и поправок программа “Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации и на основе положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МУ ДО Кижингинского Центра детского творчества.
Программа "Мастерская Чудес" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, скульптурно-текстильная техника дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс декоративно - прикладного творчества. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д., поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в Центре функционирует детское объединение декоративно-прикладного цикла.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть самореализоваться и самоопределиться.
Программа ориентирована на возраст обучающихся 6–16 лет и рассчитана на период обучения 3 года.
Рабочая программа учитывает специфику детского объединения:
· группа № 1 (1-й год обучения) – учащиеся 1–4-х классов – дети в объединении новые, из рекомендаций классных руководителей следует, что большинство учащихся гиперактивны, неусидчивые, и их внимание необходимо постоянно на контроле. Дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда;
· группа № 2 (2-й год обучения) – учащиеся 5-7-х классов – дети в детском объединении занимаются со 2-го класса, по данной программе второй год. Дети активные, творческие, любят коллективную форму работы, оказывать помощь педагогу в работе с младшими детьми. Им нравится участвовать в конкурсах различных уровней.
· группа № 3 (3-й год обучения) – учащиеся 8-10-ых классов – творчески одаренные дети. В детском объединении занимаются пять лет, по данной программе третий год. Среди них учащиеся, занимавшие призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
№ группы |
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Количество часов в год |
Кол-во учащихся в группе |
Возраст учащихся |
||
всего |
теория |
практика |
|||||
1 |
1-й |
4 |
144 |
35 |
109 |
15 |
6–9 |
2 |
2-й |
6 |
216 |
34 |
182 |
15 |
10–13 |
3 |
3-й |
6 |
216 |
48 |
168 |
15 |
13–16 |
Итого: |
16 |
576 |
117 |
459 |
45 |
Программа:
· раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;
· приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
· позволяет воспринять образование в детском объединении как единый целостный организм, в котором все и всё взаимосвязаны, где не запрещены переходы от одного вида творчества к другому;
· удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
· позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.
Цель программы: Основная цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, компьютерной графики.
Задачи:
2. обучающие:
· формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах ДПТ;
· обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
· знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
· обучение правилам оформления выставочных работ;
· знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.
3. развивающие:
· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
· развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
4. воспитательные:
· формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
· формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
· формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
· формирование отношения к семье как к основе российского общества и почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
· осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
· воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.
Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.
Механизм контроля за реализацией программ:
1. Тесты на выявление уровня развития творческого мышления (тест Торренса и т. д.).
2. Выполнение определенного задания (в начале и в конце года) с целью отслеживания динамики усложнения выполненной работы.
3. Фиксация результатов участия в различных выставках-конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
знать |
уметь |
|
1-й год |
||
- правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами; - правила личной гигиены; - виды декоративно-прикладного творчества (художественная вышивка, вязание, мягкая игрушка, изделия из бумаги и картона); - названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда; - название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; - правила организации рабочего места; - правила кроя ткани, соединительные швы; - изготавливать мягкие игрушки по готовым выкройкам-лекалам; - правила ухода за готовыми изделиями; - технику и основные приемы вязания крючком |
- правильно организовывать свое рабочее место; - пользоваться инструментами и приспособлениями, применяя приобретенные навыки на практике; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; - выполнять операции по обработке бумаги и картона; - подбирать ткань по цвету и фактуре; - историю народной игрушки виды мягкой игрушки; - владеть приемами кроя, соединения и оформления; - изготавливать сувениры из ткани; - выполнять воздушные петли и различные виды столбиков, правильно начинать и заканчивать работу; - работать со схемой будущего изделия, выполнять разметку по шаблону. |
|
2-й год |
||
- народные художественные промыслы России и родного края; - краткие сведения из истории букета; - знать сведения из истории флористики; - различать разные виды бисера; - основные приемы работы с бисером; - знать способы бисероплетения - виды кожи и способы их предварительной обработки; - технологию выполнения изученных изделий в технике аппликации из яичной скорлупы; - правила оформления работы в рамку; - пояснять значение термина «изонить»; - изготавливать рисунок-сколок; - владеть приемами техники изонити; - изготавливать сувениры в технике изонити. - правила ухода за готовыми изделиями; - технику безопасности труда и личной гигиены; материал первого года обучения |
- использовать мотивы художественных промыслов России и родного края при выполнении поделки; - составлять под руководством учителя композицию букета; - соблюдать технику безопасности труд и личной гигиены; - инструменты и приспособления для шитья игрушки; - основные и дополнительные материалы; - понятие «изонить»; - правила составления рисунка-сколка; - технику безопасности труда и личной гигиены; - инструменты и приспособления для изонити; - основные и дополнительные материалы; - основные приемы техники изонити; - технологию, изготовления сувениров с использованием изонити; - рассчитывать количество и длину нитей; - изготавливать паспарту, оформлять картинки в рамку.
|
|
3-й год |
||
- технику безопасности труда и личной гигиены; - виды роллов; - историю оригами; - базовые фигуры; - графические редакторы; - применение эффектов и фильтров; - историю рукоделия «вышивка»; - технику и основные приемы вышивки; - основные приемы вышивки и ткачества бисером; - способы закрепления и наращивания нити в тканых и вышитых изделиях; - приемы оформления вышитой картины в рамку; - технологию заделки нитей основы в тканых изделиях; - технику и основные приемы ткачества на рамке; - основные и дополнительные материалы; - способы перевода рисунка на ткань; - общие сведения о сочетании цветов; - пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров; для вышивки и ткачества бисером; - подбирать ткань, волокнистые материалы по цвету и фактуре; - владеть приемами кроя, соединения и оформления; - выполнять различные соединительные швы; - работать с электронагревательными приборами. |
- соблюдать технику безопасности труд и личной гигиены; - пользоваться инструментами и приспособлениями для плетения; - рассчитывать количество нитей на основу; - натягивать основу на рамку; - владеть основными приемами ткачества на раме и в круге; - закреплять нити основы; - правильно закреплять нить в начале работы и при ее завершении; - переводить рисунок на ткань - пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями; - владеть основными приемами вышивки и ткачества бисером; - отличать тканое изделие от вышитого. |
|
Календарно-тематическое планирование Группа № 1 1-й год обучения
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|
1. Вводное занятие |
2 |
– |
2 |
правила техники безопасности |
1 |
– |
1 |
беседа о видах декоративно-прикладного искусства |
1 |
– |
1 |
2. Работа с бумагой и картоном |
16 |
36 |
52 |
складывание |
2 |
4 |
6 |
резание |
2 |
2 |
4 |
склеивание |
1 |
1 |
2 |
аппликация из бумаги |
2 |
6 |
8 |
плетение из бумаги |
2 |
4 |
6 |
технология гофрированной бумаги |
2 |
2 |
4 |
объемные поделки |
4 |
14 |
18 |
закрепление материала |
1 |
3 |
4 |
3. Технология работы с нитками и веревками |
14 |
22 |
36 |
простейшие приемы |
2 |
2 |
4 |
вязание на спицах |
4 |
8 |
12 |
вязание крючком |
4 |
6 |
10 |
макраме |
4 |
6 |
10 |
4. Вышивание |
6 |
12 |
18 |
вышивка свободными швами |
4 |
8 |
12 |
вышивка крестом |
2 |
4 |
6 |
5. Работа с тканью |
3 |
9 |
12 |
кукла-закрутка |
1 |
3 |
4 |
клеевая плоская аппликация |
1 |
3 |
4 |
аппликация на пенопластовой основе |
1 |
3 |
4 |
6. Мягкая игрушка |
8 |
10 |
18 |
из истории народной игрушки |
2 |
|
2 |
соединительные швы |
2 |
2 |
4 |
правила кроя и приемы набивки |
2 |
2 |
4 |
простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла |
2 |
6 |
8 |
7. Экскурсии |
6 |
|
6 |
экскурсия в музей |
6 |
|
6 |
Воспитательная работа в течение всего курса |
|
|
|
Итого: |
55 |
89 |
144 |
Календарно-тематическое планирование Группа № 2 2-й год обучения
Тема |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
всего |
||
1. Вводное занятие |
2 |
– |
2 |
|
Повторение материала 1-го года обучения. |
1 |
– |
1 |
|
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой 2-го года обучения. |
1 |
– |
1 |
|
2. Изонить |
3 |
15 |
18 |
|
Ведение |
3 |
– |
3 |
|
Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. |
– |
5 |
5 |
|
Панно в технике изонити |
– |
10 |
10 |
|
3. Бисероплетение |
6 |
24 |
30 |
|
Цепочки |
2 |
8 |
10 |
|
Плоское плетение на проволоке |
1 |
4 |
5 |
|
Объемное плетение на проволоке |
1 |
4 |
5 |
|
Цветы и листья |
2 |
8 |
10 |
|
4. Флористика |
7 |
43 |
50 |
|
Цветы и листья в композиции |
2 |
13 |
15 |
|
Плоды и семена в композиции |
2 |
13 |
15 |
|
Аппликации из крашенных опилок |
1 |
5 |
6 |
|
Мозаика из яичной скорлупы |
1 |
6 |
7 |
|
Лепка из пластилина |
1 |
6 |
7 |
|
5. Искусственные цветы из ткани |
3 |
12 |
15 |
|
Крахмаление, желатинование |
1 |
1 |
2 |
|
Изготовление трафаретов |
1 |
2 |
3 |
|
Стилизованные цветы из бросового материала |
1 |
9 |
10 |
|
6. Художественные изделия из кожи |
2 |
7 |
9 |
|
Декоративные элементы из кожи |
1 |
2 |
3 |
|
Изделия из кожи |
1 |
5 |
6 |
|
7. Шитье |
3 |
9 |
12 |
|
Повторение по теме “швы” |
1 |
1 |
2 |
|
Пошив цветов |
1 |
4 |
5 |
|
Шитье сумки |
1 |
4 |
5 |
|
8. Экскурсии и общественно-полезный труд |
4 |
4 |
8 |
|
Воспитательная работа в течение всего курса |
|
|
||
Итого: |
50 |
166 |
216 |
|
Календарно-тематическое планирование Группа № 3 3-й год обучения
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
|
1. Изонить |
8 |
18 |
26 |
Техника безопасности на занятиях ДПТ. Повторение материала 2-го года обучения, основные приемы изонити |
2 |
3 |
5 |
составление сложных геометрических узоров и заполнение их изонитью |
2 |
3 |
5 |
составление композиции |
2 |
3 |
5 |
изготовление панно в технике изонити |
2 |
9 |
11 |
2. Бумажная пластика |
8 |
40 |
48 |
2.1. Квиллинг |
5 |
19 |
24 |
введение в технику |
1,5 |
1,5 |
3 |
виды роллов |
1,5 |
9 |
10,5 |
панно |
9 |
9 |
|
итоговое занятие |
1,5 |
1,5 |
|
2.2. Оригами |
4,5 |
19,5 |
24 |
введение в оригами |
1,5 |
1,5 |
|
способы складывания: вогнутая и выпуклая складки, защип, фестон, специальные приемы |
1,5 |
6 |
7,5 |
базовые формы: треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др |
1,5 |
6 |
7,5 |
модели: животные, люди, цветы; игрушки, игры, движущиеся модели оригами; трюки и забавы; декоративное оригами; модульное оригами |
7,5 |
7,5 |
|
3. Компьютерная графика |
16,5 |
31,5 |
48 |
вводное занятие |
1,5 |
1,5 |
3 |
графические редакторы |
1,5 |
1,5 |
3 |
работа в графическом редакторе Paint |
3 |
10,5 |
13,5 |
работа в графическом редакторе CorelDraw |
3 |
9 |
12 |
работа в графическом редакторе Adobe Photoshop |
6 |
9 |
15 |
итоговое занятие |
1,5 |
1,5 |
|
4. Вышивание |
10 |
38 |
48 |
вводное занятие |
1,5 |
1,5 |
3 |
вышивание простыми свободными швами |
3 |
15 |
18 |
вышивка крестом, итоговое занятие |
6 |
21 |
27 |
5. Бисерное рукоделие |
9 |
39 |
48 |
школа низания (повторение) |
3 |
6 |
9 |
вышивка бисером “в прикреп” |
6 |
33 |
39 |
Воспитательная работа в течение всего курса |
|||
Итого: |
50 |
166 |
216 |
Для оценки уровня творческих способностей мы предлагаем вам тест П.Торренса,
Тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. На выполнение каждого субтеста обычно выделяется 10 минут, однако по мнению психологов время можно не ограничивать, поскольку креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках учитывать не нужно.
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Предложите вашему воспитаннику нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, которое вырезается из цветной бумаги. Цвет овала можно выбирать самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Также необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Сотруднику предлагается дорисовать 10 незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий нужно создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.
Обработка результатов
После выполнения всех занятий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
«Беглость» – характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3-ем субтесте в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), которые дал ваш ребенок.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются такие рисунки:
– рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
– рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
– осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов, соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность» – самый важный показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2. Оценивается рисунок, а не название.
3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:
Отметим: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
Субтест 1 – оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом – рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
Субтест 2 – обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху вниз: 1. 2. 3. 4. и т. п.
1. – цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко
2. – буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры)
3. – цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды
4. – буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры)
5. – цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда
6. – ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры)
7. – цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш)
8. – цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок
9. – цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных
10. – цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» – выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 х 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п.
1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т. п.
2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» – отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же – 0 баллов
1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ – 0 баллов.
2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры – 0 баллов.
«Разработанность» – отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Правила оценки:
1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например у цветка много лепестков – все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+ 1 балл), стебель (+ 1), два листочка (+ 1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+ 1 балл). Итого: 5 баллов за рисунок.
2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе – одинаковые облака и т. п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т. п.
3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет – по одному новому.
4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Когда мы все посчитали, будем выводить среднее арифметическое. Для получения окончательного результата надо просуммировать все баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание»), и поделить эту сумму на пять. А вот полученный результат имеет действительно значение:
< 30 — очень плохо;
30–34 – ниже нормы;
35–39 – несколько ниже нормы;
40 – 60 – норма;
61 – 65 – несколько выше нормы;
66–70 – выше нормы;
> 70 – прекрасно.
УМК педагога
№ |
Наименование |
Авторы |
Издательство |
Год выпуска |
|||||||||||||||
|
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации |
Л.В. Горнова и др. (автор-составит.) |
Волгоград: Учитель |
2008 |
|||||||||||||||
|
Чудеса |
Лев Яковлев |
М.: Фолио |
2008 |
|||||||||||||||
|
Школа творчества. Сборник ученических работ |
А.В. Хуторской (Ред. и сост.) |
Ногинск: изд-во ИЧП «Школа свободного развития» |
1996 |
|||||||||||||||
|
Прекрасное – своими руками. Народные художественные ремесла |
С. Газарян (составитель) |
М.: «Детская литература» |
1986 |
|||||||||||||||
|
Мягкая игрушка для начинающих. Лучшие модели и выкройки
|
Т. Ткаченко, К. Стародуб. |
Ростов-на-Дону. Изд. дом «Владис», М.: Издат. дом «РИПОЛ классик» |
2005
|
|||||||||||||||
|
Мягкая игрушка своими руками |
Агапова И.А. |
М.: Айрис-пресс |
2003
|
|||||||||||||||
|
Мягкая игрушка шаг за шагом: для себя и для подарка.
|
Т. Ткаченко, К. Стародуб. |
Ростов-на-Дону. Изд. дом «Владис», М.: Издат. дом «РИПОЛ классик» |
2005
|
|||||||||||||||
Вышивка |
|||||||||||||||||||
|
Вышивка
|
Сычева Л.В. |
М.: СП «Интербук», С.: «Старт» |
1990
|
|||||||||||||||
|
Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки |
Еременко Т.И. Забалуева Е.С. |
М.: Просвещение |
2000
|
|||||||||||||||
|
Шейте – вышивайте. Для среднего и старшего школьного возраста |
Литвинец Э. |
Киев: «Веселка» |
1988
|
|||||||||||||||
Лоскутное шитье |
|||||||||||||||||||
|
Лоскутное шитье без нитки и иголки |
Зайцева А.А. |
М.: Эксмо |
2009
|
|||||||||||||||
|
Ситцевый лоскуток. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Рабочая тетрадь по основам народного искусства |
А. Дорофеева (ред.) Т. Носова (худ.) |
М.:. «Мозаика-Синтез» |
2006
|
|||||||||||||||
Из нитей |
|||||||||||||||||||
|
Объемные цветы из шерстяных ниток. |
Шквыря Ж.Ю. |
М.: ЗАО «Издат. Группа «Контэнт©» |
2010
|
|||||||||||||||
Макраме |
|||||||||||||||||||
|
Макраме. Украшения из плетеных узлов |
сост. В.Р. Хамидова |
М.: РИПОЛ классик |
2009 |
|||||||||||||||
|
Послушные узелки
|
М. Максимова, М. Кузьмина |
М.: Эксмо |
2004
|
|||||||||||||||
Из кожы |
|||||||||||||||||||
|
Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления |
Клюшнина А.С. |
М.: Центрполиграф |
2010
|
|||||||||||||||
Соленое тесто, пластилин, глина, масса для лепки |
|||||||||||||||||||
|
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки |
К. Силаева (составитель) |
М.: Эксмо |
2003
|
|||||||||||||||
Бумажная пластика |
|||||||||||||||||||
|
100 лучших моделей оригами |
Ильин И.С., Ильин С.Д |
М.: ООО «ТД «Изд. Мир Книги» |
2005 192 ил. |
|||||||||||||||
|
200 лучших игрушек из бумаги и картона |
Агапова И.А., Давыдова М.А. |
М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА» |
2007
|
|||||||||||||||
|
Бумажные орнаменты, звёзды, гирлянды. Безграничные возможности искусства оригами |
Светлана Соколова; ил. Сергея Шикина. |
М.: Эксмо, СПб.: Домино |
2008 336 ил. |
|||||||||||||||
|
Волшебные шары – кусудамы |
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. |
СПб.: Изд. дом «Кристалл» |
2001 160 ил. |
|||||||||||||||
|
Мастерим из бумаги. Складывание |
|
Таллин «Валгус» |
1988 |
|||||||||||||||
|
Оригами. Лучшие модели. |
Сержантова Т.Б. |
М.:Айрис-пресс |
2006 |
|||||||||||||||
|
Оригами. Новые модели |
Сержантова Т.Б. |
М.:Айрис-пресс |
2004
|
|||||||||||||||
|
Самоделки из бумаги: легко и просто |
Стейнберг М. |
М.: Дрофа |
1995 |
|||||||||||||||
|
Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи |
Джейн Дженкинс |
М.: ЗАО «Издат. Группа «Контэнт©» |
2010
|
|||||||||||||||
|
Цветы из бумажных лент. Открытки. Сувениры. Подарки |
Джанет Уилсон |
М.: ЗАО «Издат. Группа «Контэнт©» |
2009
|
|||||||||||||||
Бисероплетение и паетки |
|||||||||||||||||||
|
Бисер для детей: Игрушки и украшения. |
Виноградова Е. |
М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД |
2004
|
|||||||||||||||
|
Бисер. Техника «Кирпичный стежок» |
Ладынина Ю.С. |
М.: Культура и традиции |
2007 |
|||||||||||||||
|
Бисероплетение |
Сколотнева Е.И. |
СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век» |
1999 |
|||||||||||||||
|
И снова фенечки! |
Данкевич Е |
СПб.: Изд. дом «Кристалл» |
2001 |
|||||||||||||||
|
Игрушечки. Бисер
|
Берлина Н.А. |
М.: Культура и традиция |
1999 |
|||||||||||||||
|
Подарки из бисера |
Золотарева Е.Н. |
М.: Айрис-пресс |
2007 |
|||||||||||||||
|
Фигурки из бисера |
Ладынина Ю.С. (составитель) |
М.: Культура и традиции |
2003 |
|||||||||||||||
|
Цветы из пайеток |
Гашицкая Р.П. |
М.: Мартин |
2007 |
|||||||||||||||
Всякая всячина и бросовые материалы |
|||||||||||||||||||
|
Забавные поделки к праздникам |
Черныш И.В. |
М.:Айрис-пресс |
2004
|
|||||||||||||||
|
Поделки из пуговиц /(пер. с нем. М.Б. Тереховой) |
Имгард Ланг |
М.: Айрис-пресс |
2007
|
|||||||||||||||
|
Поделки из соломинок для коктейля |
Петра Гоффманн |
М.: Айрис-пресс |
2007
|
|||||||||||||||
|
Поделки из спичек |
Сергей Кабаченко |
М.: Эксмо |
2008
|
|||||||||||||||
|
Потешные фигурки из всякой всячины |
Анна Пипер |
М.: Айрис-пресс |
2006
|
|||||||||||||||
|
Самоделки из разных материалов. |
Перевертень Г.И. |
М.: Просвещение |
1985
|
|||||||||||||||
Природные материалы |
|||||||||||||||||||
|
Поделки из природных материалов |
Агапова И.А., Давыдова М.А. |
М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА» |
2006
|
|||||||||||||||
|
Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла |
Черныш И.В. |
М.:АСТ-пресс |
2000 |
|||||||||||||||
|
Симпатичные самоделки из природных материалов для детей и взрослых |
Артамонова Е.В. |
М.: Эксмо |
2006 64 ил. |
|||||||||||||||
Аппликация |
|||||||||||||||||||
|
Аппликация |
В.В. Выгонов, Э.М. Галямова, И.В. Захарова |
М.: Изд. дом МСП |
2006 |
|||||||||||||||
|
Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок |
Горичева В.С., Т.В. Филиппова |
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг |
2003
|
|||||||||||||||
|
Стильные украшения к празднику |
Красавцева А.Н. |
М.: Мартин |
2008 |
|||||||||||||||
|
Цветы из ткани
|
Стельмащук А.Н. |
М.: «Легкая индустрия» |
1977 |
|||||||||||||||
|
Энциклопедия рукоделия |
Составитель М. Ивахнова |
М.: Олимп: Смоленск: Русич |
2000
|
|||||||||||||||
Информатика и ИКТ |
|||||||||||||||||||
|
Новейший самоучитель графических компьютерных программ |
Шитов В.Н. |
М.: ООО «Дом Славянской книги» |
2010 |
|||||||||||||||
Журналы |
|||||||||||||||||||
|
Я создаю украшения Миллион идей и практические советы по изготовлению оригинальных украшений |
№7,8,9,13,16 |
М.: ООО «DeAGOSTINI» |
2007 |
|||||||||||||||
|
Бисер |
№5 |
М.:ООО «Мода и рукоделие» |
2004
|
|||||||||||||||
|
Внешкольник |
|
|
Разных лет |
|||||||||||||||
|
Красивые квартиры |
№5 |
М.: Красивые дома |
2007 |
|||||||||||||||
|
Креативное рукоделие |
№1 |
К.: «G J Fabbri Adishn» |
2006
|
|||||||||||||||
|
Сам |
№9 |
|
2006 |
|||||||||||||||
|
Сам себе мастер |
№9 |
|
2006 |
|||||||||||||||
|
Сайт с различными видами рукоделия |
||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.