ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГИМНАЗИЯ № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Программа для учащихся 5-х классов
Срок реализации программы 1 год
Автор составитель:
Педагог-психолог
высшей квалификационной
категории
Больбот Татьяна Львовна
Саратов 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе настоящей программы лежит программа "Умное поколение", рекомендованная Госстандартом России для комплексного обеспечения психологической практики. Программа была разработана Гатановым Ю.Б. на базе модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда и развивающих программ Дж. Рензулли. Полный курс программы развития творческого мышления направлен на системное развитие творческих способностей детей разного возраста и состоит из четырёх относительно независимых друг от друга частей, которые можно проводить последовательно одна за другой в течение четырёх лет, или же, начиная с любой части, в соответствии с возрастом учащихся. Настоящая программа «Развитие творческого мышления» для учащихся 5 класса является второй частью полного Курса развития творческого мышления, рассчитанного на детей 8-11-летнего возраста. Программа реализует основные положения проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов образования», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, которые ставят перед школой новые образовательные цели: требуют обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся и предполагает развитие универсальных учебных действий. Актуальность данного курса занятий заключается в том, что он ставит перед собой развивающие цели и построен по принципу системного и последовательного развития.
Цель курса - развитие различных сторон творческого мышления: беглости, невербальной и вербальной гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке, умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией, а также развитие дивергентных творческих мыслительных способностей, направленных на преодоление мыслительных шаблонов, стереотипов и ограничений при решении проблем, воспитание интеллектуальных чувств, чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы. Упражнения и задания курса позволяют детям творчески использовать собственный жизненный опыт и позволяют эффективно развивать не только отдельные творческие способности, но и творческое мышление как целостную психическую структуру.
Задачи курса: развивать
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
· положительную адекватную самооценку;
Условия проведения занятий: курс состоит из 34 занятий, которые сгруппированы по двум сериям: серия А (17 уроков) и серия Б (17 уроков). Задания каждой серии имеют одинаковый порядковый номер, относятся к одному типу, развивают одни и те же творческие способности, но отличаются содержанием основного задания. Задания серии А и серии Б проводятся в разных полугодиях, что позволяет учащимся аналогичные задания серии Б выполнять на более высоком уровне, используя собственный опыт и опыт одноклассников, накопленный в первом полугодии. Занятия проводятся в форме, позволяющей создать свободную непринужденную обстановку. Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст учащихся 10-12 лет, относительно однородных по своим способностям. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы; временная протяженность занятия составляет 1 академический час. Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса. Для занятия понадобятся: компьютер, проектор, школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом для выполнения заданий для каждого обучающегося. Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы для рисования, тетради, цветные карандаши, фломастеры, ручки.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ
1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости»
Перед учащимися ставится проблема, которая имеет множество решений. Отбор оригинальной идеи осуществляется за счет стимулирующих вопросов.
2.Принципы мягкого соревнования
Для проведения соревнований следует соблюдать следующие правила:
а) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками т.п.;
б) составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети в группе имели возможность побывать в числе победителей.
3.Сотрудничество и кооперация
Обучающиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем-либо или группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для:
а) обучения сотрудничеству и пониманию,
б) развития лидерских способностей;
в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества в более творческими обучающимися.
4. Принцип безоценочной деятельности.
Обсуждение результатов деятельности и ее оценка откладываются до того момента, пока обучающийся сам не увидит другие возможные идеи или способы решения рассматриваемой проблемы. Основная цель принципа безоценочной деятельности - это освобождение учащихся от страха делать ошибки.
Для получения сведений о результативности занятий курса рекомендовано использовать следующие методики:
1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко);
2) тест креативности П.Торранса, фигурная форма.
Учебно-тематический план
Название тем |
Количество часов |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Уроки контроля (вид контроля) |
|
1.Вводный урок. Знакомство с терминами. |
1 |
|
|
2.Входная диагностика креативности. Выполнение теста О.М. Дьяченко. |
|
|
1 |
3.Рассуждения о вещах. |
|
1 |
|
4.Что произойдёт, если… |
|
1 |
|
5.Головные уборы и одежда. |
|
1 |
|
6.«Загогулина» для рисунка. |
|
1 |
|
7.Письмо рисунками. |
|
1 |
|
8.Тайные шифры. |
|
1 |
|
9.Что случилось? |
|
1 |
|
10.Буквы и слова. |
|
1 |
|
11.Волшебный бинокль. |
|
1 |
|
12.Давайте представим, что… |
|
1 |
|
13.Фирменные знаки. |
|
1 |
|
14.Причина для объединения. |
|
1 |
|
15.Реклама на коробках. |
|
1 |
|
16.Необычная сказка. |
|
1 |
|
17.Составление слов. |
|
1 |
|
18.Рассуждения о вещах. |
|
1 |
|
19.Что произойдёт, если… |
|
1 |
|
20.Головные уборы. |
|
1 |
|
21.«Загогулина» для рисунка. |
|
1 |
|
22.Письмо рисунками. |
|
1 |
|
23.Тайные шифры. |
|
1 |
|
24.Что случилось? |
|
1 |
|
25.Буквы и слова. |
|
1 |
|
26.Волшебный бинокль. |
|
1 |
|
27.Давайте представим, что… |
|
1 |
|
28.Фирменные знаки. |
|
1 |
|
29.Причина для объединения. |
|
1 |
|
30.Реклама на коробках. |
|
1 |
|
31.Необычная сказка. |
|
1 |
|
32.Сотворение мира. |
|
1 |
|
33.Заключительная диагностика креативности. Выполнение теста О.М. Дьяченко. |
|
|
1 |
34.Рекламный щит. Итоговый урок. |
|
1 |
|
ИТОГО |
1 |
31 |
2 |
Календарно-тематический план:
|
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Вид деятельности учащихся |
Вид контроля |
Проектная деятельность |
1 |
|
Вводный урок. Знакомство с терминами. |
УПЗ |
Запись конспекта |
ФО |
|
2 |
|
Входная диагностика креативности. |
КУ |
Выполнение теста О.М. Дьяченко. |
Т |
|
3 |
|
Рассуждения о вещах. |
УРПЗ |
Описание свойств предметов и явлений |
ПР |
|
4 |
|
Что произойдёт, если… |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Рисунок на тему «Что произойдёт, если я стану маленького роста» |
5 |
|
Головные уборы и одежда. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Разработать и представить комплект одежды |
6 |
|
«Загогулина» для рисунка. |
УРПЗ |
Рисование в тестовых бланках |
ПР |
|
7 |
|
Письмо рисунками. |
УРПЗ |
Составление рассказа с помощью собственных картинок |
ПР |
|
8 |
|
Тайные шифры. |
УРПЗ |
Шифрование сообщения |
ПР |
Зашифрованное послание с помощью собственного шифра |
9 |
|
Что случилось? |
УРПЗ |
Составление рассказа по картинкам |
ПР |
|
10 |
|
Буквы и слова. |
УРПЗ |
Составление слов и текста из этих слов |
ПР |
Рассказ из случайных слов |
11 |
|
Волшебный бинокль. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Будущее нашими глазами. |
12 |
|
Давайте представим, что… |
УРПЗ |
Составление рассказа |
ПР |
Эссе по теме «Давайте представим, что я это …» |
13 |
|
Фирменные знаки. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Фирменный знак для саморекламы |
14 |
|
Причина для объединения. |
УРПЗ |
Классификация понятий |
ПР |
|
15 |
|
Реклама на коробках. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Подарочная упаковка |
16 |
|
Необычная сказка. |
УРПЗ |
Составление сказки |
ПР |
|
17 |
|
Рассуждения о вещах. |
УРПЗ |
Описание свойств предметов и явлений |
ПР |
Творческая работа «Это мой домашний питомец» |
18 |
|
Что произойдёт, если… |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Проектная работа «Новый школьный предмет» |
19 |
|
Головные уборы. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Головные уборы профессионалов |
20 |
|
«Загогулина» для рисунка. |
УРПЗ |
Рисование в тестовых бланках |
ПР |
|
21 |
|
Составление слов. |
УРПЗ |
Составление слов |
ПР |
Конкурс «Самая длинная лестница из слов» |
22 |
|
Письмо рисунками. |
УРПЗ |
Составление рассказа с помощью собственных картинок |
ПР |
|
23 |
|
Тайные шифры. |
УРПЗ |
Шифрование сообщения |
ПР |
Зашифрованное письмо однокласснику |
24 |
|
Что случилось? |
УРПЗ |
Составление рассказа по картинкам |
ПР |
Конкурс названий |
25 |
|
Буквы и слова. |
УРПЗ |
Составление слов и текста из этих слов |
ПР |
|
26 |
|
Волшебный бинокль. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Игрушки будущего |
27 |
|
Давайте представим, что… |
УРПЗ |
Составление рассказа |
ПР |
Разработать рисунки на тему «Школьные опасности» |
28 |
|
Фирменные знаки. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
Конкурс на лучшую эмблему класса |
29 |
|
Причина для объединения. |
УРПЗ |
Классификация понятий |
ПР |
Конкурс ассоциативных цепочек |
30 |
|
Рекламный щит. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
|
31 |
|
Необычная сказка. |
УРПЗ |
Составление сказки |
ПР |
Школьный квест |
32 |
|
Сотворение мира. |
УРПЗ |
Составление рассказа и иллюстрации к нему |
ПР |
Придумать и описать свой мир. Нарисовать его герб и флаг. |
33 |
|
Заключительная диагностика креативности. |
УРПЗ |
Выполнение теста О.М. Дьяченко. |
Т |
|
34 |
|
Итоговый урок. |
УРПЗ |
Рисование в альбоме |
ПР |
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
· компьютер
· мультимедийный проектор
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
2. Гатанов Ю.Б., Курс развития творческого мышления (для детей 7-10 лет): методическое руководство/ Ю.Б. Гатанов. - СПб: ИМАТОН, 1997. -60 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М : Просвещение, 2010, 152 с.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.
6. Лютова-Робертс Е., Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения. - СПб, ООО Издательство «Речь»,2011
7. Плотникова Н.В. «Игры для сплочения детского коллектива», составление 2012г., СПб, ООО Издательства «Речь»,2012г.
8. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.
9. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.
10. Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
11. Субботина Л.Ю., Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
12. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.
13. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.