Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Развитие творческого мышления" для учащихся 5-х классов
Оценка 4.9

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Развитие творческого мышления" для учащихся 5-х классов

Оценка 4.9
Документация
docx
психологическая работа
5 кл
27.09.2022
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Развитие творческого мышления" для учащихся 5-х классов
рабочая программа по развитию творческого мышления.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ   «ГИМНАЗИЯ  № 1»

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

 

 

 

 

Программа для учащихся 5-х классов

Срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

Автор составитель:

Педагог-психолог

высшей квалификационной

категории

Больбот Татьяна Львовна

 

 

 

 

 

Саратов 2022                                                                                                                                                                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе настоящей программы лежит программа "Умное поколение", рекомендованная Госстандартом России для комплексного обеспечения психологической практики. Программа была разработана Гатановым Ю.Б. на базе модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда и развивающих программ Дж. Рензулли. Полный курс программы развития творческого мышления направлен на системное развитие творческих способностей детей разного возраста и состоит из четырёх относительно независимых друг от друга частей, которые можно проводить последовательно одна за другой в течение четырёх лет, или же, начиная с любой части, в соответствии с возрастом учащихся. Настоящая программа «Развитие творческого мышления» для учащихся 5 класса является второй частью полного Курса развития творческого мышления, рассчитанного на детей 8-11-летнего возраста. Программа реализует основные положения  проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов образования», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, которые ставят перед  школой новые образовательные цели: требуют обеспечить  общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся и  предполагает  развитие  универсальных учебных действий. Актуальность данного курса занятий заключается в том, что он ставит перед собой развивающие цели и построен по принципу системного и последовательного развития.

Цель курса - развитие различных сторон творческого мышления: беглости, невербальной и вербальной гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке, умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией, а также развитие дивергентных творческих мыслительных способностей, направленных на преодоление мыслительных шаблонов, стереотипов и ограничений при решении проблем, воспитание интеллектуальных чувств, чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы. Упражнения и задания курса позволяют детям творчески использовать собственный жизненный опыт и позволяют эффективно развивать не только отдельные творческие способности, но и творческое мышление как целостную психическую структуру.

Задачи курса: развивать

Регулятивные УУД

  • сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  • осуществлять необходимое логическое действие по заданным или самостоятельно выбранным критериям;
  • устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать партнёров;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД

·         положительную адекватную самооценку;

  • эмпатию  как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • умение видеть свои достоинства и недостатки;
  • мотивацию на дальнейшее самопознание и саморазвитие.

 

Условия проведения занятий: курс состоит из 34 занятий, которые сгруппированы по двум сериям: серия А (17 уроков) и серия Б (17 уроков). Задания каждой серии имеют одинаковый порядковый номер, относятся к одному типу, развивают одни и те же творческие способности, но отличаются содержанием основного задания. Задания серии А и серии Б проводятся в разных полугодиях, что позволяет учащимся аналогичные задания серии Б выполнять на более высоком уровне, используя собственный опыт и опыт одноклассников, накопленный в первом полугодии. Занятия проводятся в форме, позволяющей создать свободную непринужденную обстановку. Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст учащихся 10-12 лет, относительно однородных по своим способностям. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы; временная протяженность занятия составляет 1 академический час. Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса. Для занятия понадобятся: компьютер, проектор, школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом для выполнения заданий для каждого обучающегося. Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы для рисования, тетради, цветные карандаши, фломастеры, ручки.

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ

1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости» 

Перед учащимися ставится проблема, которая имеет множество решений. Отбор оригинальной идеи осуществляется за счет стимулирующих вопросов.

2.Принципы мягкого соревнования 

Для проведения соревнований следует соблюдать следующие правила:

а) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками т.п.;

б) составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети в группе имели возможность побывать в числе победителей.

3.Сотрудничество и кооперация

Обучающиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем-либо или группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для:

а) обучения сотрудничеству и пониманию,

б) развития лидерских способностей;

в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества в более творческими обучающимися.

4. Принцип безоценочной деятельности.

 Обсуждение результатов деятельности и ее оценка откладываются до того момента, пока обучающийся сам не увидит другие возможные идеи или способы решения рассматриваемой проблемы. Основная цель принципа безоценочной деятельности - это освобождение учащихся от страха делать ошибки.

Для получения сведений о результативности занятий курса  рекомендовано использовать следующие методики:

1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко);

2) тест креативности П.Торранса, фигурная форма.

 

Учебно-тематический план

Название тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Уроки контроля

(вид контроля)

1.Вводный урок. Знакомство с терминами.

1

 

 

2.Входная диагностика креативности. Выполнение теста О.М. Дьяченко.

 

 

1

3.Рассуждения о вещах.

 

1

 

4.Что произойдёт, если…

 

1

 

5.Головные уборы и одежда.

 

1

 

6.«Загогулина» для рисунка.

 

1

 

7.Письмо рисунками.

 

1

 

8.Тайные шифры.

 

1

 

9.Что случилось?

 

1

 

10.Буквы и слова.

 

1

 

11.Волшебный бинокль.

 

1

 

12.Давайте представим, что…

 

1

 

13.Фирменные знаки.

 

1

 

14.Причина для объединения.

 

1

 

15.Реклама на коробках.

 

1

 

16.Необычная сказка.

 

1

 

17.Составление слов.

 

1

 

18.Рассуждения о вещах.

 

1

 

19.Что произойдёт, если…

 

1

 

20.Головные уборы.

 

1

 

21.«Загогулина» для рисунка.

 

1

 

22.Письмо рисунками.

 

1

 

23.Тайные шифры.

 

1

 

24.Что случилось?

 

1

 

25.Буквы и слова.

 

1

 

26.Волшебный бинокль.

 

1

 

27.Давайте представим, что…

 

1

 

28.Фирменные знаки.

 

1

 

29.Причина для объединения.

 

1

 

30.Реклама на коробках.

 

1

 

31.Необычная сказка.

 

1

 

32.Сотворение мира.

 

1

 

33.Заключительная диагностика креативности. Выполнение теста О.М. Дьяченко.

 

 

1

34.Рекламный щит. Итоговый урок.

 

1

 

ИТОГО

1

31

2

 

Календарно-тематический план:

 

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Вид контроля

Проектная деятельность

1

 

Вводный урок. Знакомство с терминами.

УПЗ

Запись конспекта

ФО

 

2

 

Входная диагностика креативности.

КУ

Выполнение теста О.М. Дьяченко.

Т

 

3

 

Рассуждения о вещах.

УРПЗ

Описание свойств предметов и явлений

ПР

 

4

 

Что произойдёт, если…

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Рисунок на тему «Что произойдёт, если я стану маленького роста»

5

 

Головные уборы и одежда.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Разработать и представить комплект одежды

6

 

«Загогулина» для рисунка.

УРПЗ

Рисование в тестовых бланках

ПР

 

7

 

Письмо рисунками.

УРПЗ

Составление рассказа с помощью  собственных картинок

ПР

 

8

 

Тайные шифры.

УРПЗ

Шифрование сообщения

ПР

Зашифрованное послание с помощью собственного шифра

9

 

Что случилось?

УРПЗ

Составление рассказа по картинкам

ПР

 

10

 

Буквы и слова.

УРПЗ

Составление слов и текста из этих слов

ПР

Рассказ из случайных слов

11

 

Волшебный бинокль.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Будущее нашими глазами.

12

 

Давайте представим, что…

УРПЗ

Составление рассказа

ПР

Эссе по теме «Давайте представим, что я это …»

13

 

Фирменные знаки.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Фирменный знак для саморекламы

14

 

Причина для объединения.

УРПЗ

Классификация понятий

ПР

 

15

 

Реклама на коробках.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Подарочная упаковка

16

 

Необычная сказка.

УРПЗ

Составление сказки

ПР

 

17

 

Рассуждения о вещах.

УРПЗ

Описание свойств предметов и явлений

ПР

Творческая работа «Это мой домашний питомец»

18

 

Что произойдёт, если…

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Проектная работа «Новый школьный предмет»

19

 

Головные уборы.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Головные уборы профессионалов

20

 

«Загогулина» для рисунка.

УРПЗ

Рисование в тестовых бланках

ПР

 

21

 

Составление слов.

УРПЗ

Составление слов

ПР

Конкурс «Самая длинная лестница из слов»

22

 

Письмо рисунками.

УРПЗ

Составление рассказа с помощью  собственных картинок

ПР

 

23

 

Тайные шифры.

УРПЗ

Шифрование сообщения

ПР

Зашифрованное письмо однокласснику

24

 

Что случилось?

УРПЗ

Составление рассказа по картинкам

ПР

Конкурс названий

25

 

Буквы и слова.

УРПЗ

Составление слов и текста из этих  слов

ПР

 

26

 

Волшебный бинокль.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

 Игрушки будущего

27

 

Давайте представим, что…

УРПЗ

Составление рассказа

ПР

 Разработать рисунки на тему «Школьные опасности»

28

 

Фирменные знаки.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

Конкурс на лучшую эмблему класса

29

 

Причина для объединения.

УРПЗ

Классификация понятий

ПР

Конкурс ассоциативных цепочек

30

 

Рекламный щит.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

 

31

 

Необычная сказка.

УРПЗ

Составление сказки

ПР

Школьный квест

32

 

Сотворение мира.

УРПЗ

Составление рассказа и иллюстрации к нему

ПР

Придумать и описать свой мир.

Нарисовать его герб и флаг.

33

 

Заключительная диагностика креативности.

УРПЗ

Выполнение теста О.М. Дьяченко.

Т

 

34

 

Итоговый урок.

УРПЗ

Рисование в альбоме

ПР

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

     Материально-техническое обеспечение:

· компьютер

· мультимедийный проектор

 

Список литературы:

1.             Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.

2.             Гатанов Ю.Б., Курс развития творческого мышления (для детей 7-10 лет): методическое руководство/ Ю.Б. Гатанов. - СПб: ИМАТОН, 1997. -60 с.

3.             Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995

4.             Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, В.Г. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М : Просвещение, 2010, 152 с.

5.             Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.

6.             Лютова-Робертс Е., Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения. - СПб, ООО Издательство «Речь»,2011

7.             Плотникова Н.В. «Игры для сплочения детского коллектива», составление 2012г., СПб, ООО Издательства «Речь»,2012г.

8.             Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.

9.             Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.

10.         Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.

11.         Субботина Л.Ю., Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

12.         Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.

13.         Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основе настоящей программы лежит программа "Умное поколение", рекомендованная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основе настоящей программы лежит программа "Умное поколение", рекомендованная

Личностные УУД · положительную адекватную самооценку; эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; умение видеть свои достоинства и недостатки; мотивацию на дальнейшее самопознание…

Личностные УУД · положительную адекватную самооценку; эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; умение видеть свои достоинства и недостатки; мотивацию на дальнейшее самопознание…

Принцип безоценочной деятельности

Принцип безоценочной деятельности

Письмо рисунками. 1 23

Письмо рисунками. 1 23

Что случилось?УРПЗ Составление рассказа по картинкамПР 10

Что случилось?УРПЗ Составление рассказа по картинкамПР 10

Давайте представим, что…

Давайте представим, что…

Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н

Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022