Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета № ____ Детского сада № 84 Протокол № ____ От « »_____________2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий Детского сада №84 _____________Н.И. Корелина Введено в действие приказом № ____ от « »___________2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Познавательного развития дошкольников посредством LEGO - конструирования
«ЛЕГО-детки»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель программы:
Зырянова Лариса Алексеевна, музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
г. Каменск-Уральский
2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел……………………………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………….........................................3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………………..............................6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………………………....7
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики…………………………………………………………………………...12
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.2.1. Целевые ориентиры ……………………………………………………………………..16
1.2.2. Педагогическая диагностика …………………………………………………………...18
2. Содержательный раздел …………………………………………….................................20
2.1.Задачи Программы в соответствии с возрастной группой…………...………………….21
2.2. Учебный план……………………………………………………………............................23
2.3. Перспективное тематическое планирование ………………………….............................25
3. Организационный раздел…………………………………...………..........................25
3.1. Материально-техническое обеспечение и оснащенность
образовательного процесса……………………………………………............................. 25
3.2. Список используемой литературы ……………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Перспективной тематическое планирование в средней группе (4-5 лет).
2. Перспективной тематическое планирование в старшей группе (5-6 лет).
3. Перспективной тематическое планирование в подготовительной группе (6-7 лет).
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который впервые закрепил дошкольное образование (далее – ДО) в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус ДО потребовал разработки принципиально нового образовательного стандарта, который уже существовал до этого времени на других ступенях.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования», т.е. формирование информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста. Однако Федеральные государственные требования, которыми руководствовалось дошкольное образование до настоящего момента, содержали в себе некоторые противоречия в содержании, структуре и понятийно-терминологическом аппарате. Разработка и внедрение ФГОС ДО для дошкольных образовательных организаций снял эти противоречия. Таким образом, завершилось формирование единого образовательного пространства и обеспечение преемственности всех ступеней образования.
ФГОС ДО предусматривает отказ от учебной модели в учреждении, т.е. от непосредственно образовательной деятельности. Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие воспитанников.
Конструирование ФГОС ДО определено как компонент дополнительной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение, а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка. Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в развитии способностей ребенка, творческих умений. Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), архитектурными памятниками развивается художественный вкус, формируется умение ценить архитектурные богатства города, страны. В педагогике ЛЕГО-технология интересна еще и тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач, как процесс образования дошкольников. Конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность дошкольников.
Интерактивной моделью ЛЕГО-технологии в учреждении является система дополнительных занятий, где дети организованы в подгруппы - таким образом, созданы наиболее комфортные условия для их развития. В учреждении одним из условий организации обучения является создание у детей установки на самостоятельный поиск через инновационную позицию педагога – сотрудничать и поддерживать инициативу ребенка.
В силу своей универсальности конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Это находит отражение в проектной деятельности. Слово «проект» удачно вписалось в систему работы нашего учреждения.
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, без него невозможно обойтись при создании ЛЕГО-проекта. Именно взаимопонимание ведет к взаимодействию, а значит, к совместному решению общей задачи, одинаково значимой для всех участников проекта.
Работать в коллективе детей, даже небольшом, совсем не просто, особенно когда в нем несколько лидеров. Но именно диалоговое общение практически исключает доминирование одного мнения над другим. Дошкольники учатся мыслить критически, анализировать ситуации, возникающие в ходе работы над проектом, и таким образом переходят на более высокую ступень сотрудничества – умение уступать, или, наоборот, отстаивать свою точку зрения. Такое взаимодействие не всем детям дается легко, но когда они приходят к общему решению, чувство радости переполняет их. Они получают удовлетворение от совместной работы и вместе радуются ее результатам. В этом – огромный развивающий потенциал ЛЕГО-проектирования.
Эффективность воспитательно-образовательной работы учреждения, в том числе и системы дополнительного образования, значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работают совместно и в одном направлении. Использование ЛЕГО-технологии дает возможность родителям участвовать в совместных встречах с детьми на организованных досугах. Задача таких мероприятий – вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений. И в этой ситуации конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Совместная созидательная деятельность «на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность взрослым понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка, установить взаимопонимание, почувствовать каждому из участников свою значимость в общем деле.
ЛЕГО-технология предлагает и современные методы подготовки детей к школе. Она объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли осваивают Вселенную», «Путешествие в сказку» и другие. В конце каждого месяца в уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по конструированию.
Занимаясь, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Использование ЛЕГО-технологии в системе дополнительного образования в учреждении является актуальным:
· прослеживается принцип интеграции образовательных областей;
· конструктор используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
· основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.
Использование ЛЕГО-технологии в учреждении позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, используя все имеющиеся средства. Комплекс, интерактивная доска + ЛЕГО студия, позволяет комплексно решать познавательные задачи, применяя формы речевого и художественно-эстетического развития в процессе презентации работ. Дает необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей дополнительного образования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
Преемственность дополнительного образования поддерживается Программой по профессиональной ориентации воспитанников муниципальных детских дошкольных учреждений «Живые уроки» Политехнического института (филиала) УрФУ в г. Каменске-Уральском. Целью программы «Живые уроки» является создание системы непрерывного технического образования, направленной на подготовку высококвалифицированных рабочих, научных и инженерных кадров, удовлетворяющих текущим и перспективным потребностям г. Каменска-Уральского. Она решает задачи привлечения и подготовки детей к получению профессионального инженерного образования, развития творческого потенциала, а также востребованных в инженерной деятельности навыков и способностей у детей, дополнительного профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация детей.
Таким образом, Программа «ЛЕГО-детки» (далее Программа) предусматривает внедрение элементов робототехники по мере освоения материально-технической оснащенности данного раздела. Образовательная робототехника – это новая образовательная область, которая является на сегодняшний день лучшим способом обучения практическим навыкам воспитанников.
Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-конструирования с применением компьютерных технологий.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Создание благоприятных условий
для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе
LEGO– конструирования, в
среде, где дети научатся воплощать в жизнь свои идеи, смогут развить свои
творческие способности в процессе освоения мира через свою собственную
творческую предметную деятельность.
Обучающие задачи:
-
познакомить с основными простейшими принципами конструирования;
- изучить виды конструкций и соединений деталей;
- сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;
- повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора;
-
синхронизация программ образовательного и дополнительного обучения.
Развивающие задачи:
-
содействовать развитию креативных способностей и логического мышления
детей;
- сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации
совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в
парах;
- нравственное воспитание.
Интеграция образовательных областей.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей.
Работая над конструктивной моделью, дети не только пользуются опытом, полученным в процессе образовательной деятельности, но и углубляют его:
Познавательное развитие – понятиями пространства, изображения объемных фигур, выполнением расчетов и построением моделей и форм с учётом основ геометрии, работой с геометрическими фигурами; изучением построек, природных сообществ; рассмотрением и анализом природных форм и конструкций; изучением природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Речевое развитие – развитием устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Художественно-эстетическое развитие – закреплением цветовой палитры, использованием художественных средств, моделирование с учетом художественных и технологических правил, учатся подбирать музыкальное сопровождение к свой деятельности.
Физическое развитие – способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
1.1.2. Принципы и подходы формирования Программы
Программа отвечает основным принципам, определенным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные подходы к формированию Программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
1. в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
2. организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3. воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
4. воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
5. задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
- личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М. Монтессори определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагога видят свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми: любознательными и пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными, непредубежденными и обладающими широким кругозором, способными принимать решения и отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у детей субъектной позиции к сохранению и укреплению своего здоровья) и гуманистических начал в культурной среде, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций личности ребенка. Или этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д. При этом объективные ценности мировой, отечественной и народной культур становятся специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
- социально-педагогический подход в воспитании и обучении обозначает единство и согласованность действий социальных институтов воспитания ребенка вне зависимости от их функционального предназначения в целях гармонизации взаимодействия ребенка и социума. При этом социальный подход пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с переживанием им своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира;
- культурно-исторический подход заключается в том, что в развитии ребенка существуют как бы две переплетенные линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурными способами поведения и мышления. Развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребѐнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком;
- системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребѐнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребѐнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности;
- системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. К основным принципам системного подхода относятся:
- целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое, в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями;
- иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов нижестоящего уровня - элементам вышестоящего уровня;
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;
- множественность, позволяющая использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;
- наличие системообразующего элемента, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом;
- обратная связь, которая позволяет получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вносить необходимые изменения;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств;
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник;
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. В таком виде образовательная программа содержит ведущую цель и подцели (задачи), конкретизирующие образовательную деятельность ДОО по основным направлениям (которые оформлены как подпрограммы). Важным для проблемного подхода является проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка;
- генетический подход предопределяет тип ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, развивается личность, возникают новые виды деятельности, каждый психологический возраст характеризуется ведущей деятельностью и возрастными возможностями детей;
- культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом. В культурологической парадигме возможно рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания образования. Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру дошкольника с точки зрения формирования пространства игровой культуры, как культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы присвоения ребенком культуры человечества и сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире. Идея организации образования на основе культурных практик свидетельствует о широких и неиспользуемых пока возможностях как культурологического подхода, так и тех научных направлений, которые его представляют – культурологии образования и педагогической культурологии.
Программа основана на принципах:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Детского сада № 84 и детей;
3. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
4. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
5. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
7. сотрудничество Детского сада № 84 с семьей;
8. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
9. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
10. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
11. учет этнокультурной ситуации развития детей;
12. принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
13. принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно- исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
14. принцип комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Для успешной реализации Программы обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия:
1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Занятия по Программе адаптированы к специфике и особенностям преподавания в учреждении. Изменения или дополнения в занятия внесены на основе полученных диагностических материалов. Скоростью и возможности усвоения именно нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей, а также пожелания детей.
Специальный отбор не проводится. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной деятельности и диагностического наблюдения.
Количество детей по 8 - 12 человек в каждой подгруппе.
Формы и режим образовательной деятельности.
учебный год распланирован на 36 учебных недель в середине учебного года с 1 января по 10 января зимние каникулы, с 1 июня по 31 августа для детей организуются летние каникулы.
Начало учебного года (сентябрь) и конец учебного года (май) проводится диагностическое наблюдение.
Продолжительность совместной деятельности варьируется в зависимости от возрастных особенностей детей. Непосредственно ЛЕГО-конструирование составляет в средней группе (4-5 лет) – 20 минут, в старшей группе (5-6 лет) – 25 минут, в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 минут. Образовательная деятельность по программе проводится во второй половине дня.
Программа рассчитана на 2-3 года обучения и определяет содержание и организацию образовательного процесса по конструированию с детьми 4-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Программа 1 и 2 года обучения могут быть объединены и оптимизированы, с ускоренным освоением материала для детей 5-6 лет.
Тематика дополнительного образования по LEGO-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 занятия в год.
Структура занятия:
Виды деятельности |
время |
I. Развитие ВПФ, формирование УУД в процессе интерактивных игр на доске «SMART Toutch» в ПО «Волшебная поляна», «Easiteach Next Generation», он-лайн сервисы и сайты «Играемся.ру», «Аррs.com» |
10 минут |
II. Непосредственно конструирование ЛЕГО. Цикл: 1 занятие – новый материал, 2 занятие – закрепление полученных умений, 3 занятие – варьирование заданий по теме, 4 занятие – игры-соревнования по теме. |
20 минут 25 минут 30 минут |
III. Рефлексия, психологическая разгрузка, фотографирование моделей, творческих заданий, победителей соревнований, сочинение сказок и историй с персонажами. |
15 минут |
Итого: |
45(50,55) минут |
Возрастные особенности детей 4-5 лет
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления. Имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты
Внимание становится все более устойчивым. В деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Речь становится более связной и последовательной, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.
Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических заданиях. Наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность. Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В этом возрасте качественные изменения происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции. Дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Однако соблюдение в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. Дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Дети могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Улучшается устойчивость памяти.
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Дошкольники уверенно владеют культурой самообслуживания. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные правила и нормы. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека – сочувствие.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Большую значимость для детей приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе.
К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Мышление девочек имеет более развитый вербальный компонент интеллекта, однако оно более детальное и конкретное, чем у мальчиков. Мальчики нацелены на поисковую деятельность, нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1.2.1. Целевые ориентиры
Ожидаемый результат реализации Программы:
- Стойкий интерес к самостоятельному изготовлению построек, умеет применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, у ребенка развита познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Сформированы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умеет и желает трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводит начатое дело до конца, планирует будущую постройку.
Дети имеют представления:
- о деталях конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- о связи между формой и функцией конструкции.
Форма представления результатов:
- Открытые занятия для педагогов учреждения и родителей;
- Выставки по конструированию;
- Конкурсы, развлечения, праздники.
Планируемый результат для детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
Дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
-
изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Планируемый результат для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
- дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
К 6-ти годам ребенок:
1. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
2. Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
3. Любит самостоятельно заниматься конструированием.
4. В соответствии с темой создает постройку, владеет техническими умениями в конструировании, освоил способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.
5. Проявляет элементы творчества, придумывает сюжетные композиции.
6. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
7. Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
К семи годам:
1. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе конструирования, имеет творческие увлечения.
3. Демонстрирует высокую техническую грамотность.
4. Владеет умениями моделирования и макетирования простых предметов.
5. Охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
1.2.2. Педагогическая диагностика
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка, специфическом характере развития каждого из них.
Программа ориентирована на ребенка и нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — диагностические карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с подгруппой, группой детей.
В ходе образовательной деятельности программа предполагает создание диагностических ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Основные используемые методы педагогической диагностики:
- наблюдение за ребенком,
- беседы.
Карта диагностического наблюдения
для младшего дошкольного возраста (3-5 лет)
№ |
ФИО ребенка |
Знает цвета, формы и названия деталей ЛЕГО, плотно соединяет детали |
Умение правильно конструировать поделку по схеме |
Умение правильно конструировать поделку по образцу
|
Может самостоятельно собрать поделку по памяти
|
Может рассказать замысел, озвучить роль персонажа |
|||||
|
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта диагностического наблюдения
для старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
№ |
ФИО ребенка |
Умение правильно конструировать поделку по инструкциям педагога с последующим достраиванием |
Умение правильно конструировать поделку по схеме |
Умение правильно конструировать поделку по образцу
|
Умение правильно конструировать поделку по замыслу
|
Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам |
|||||
|
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Содержательный раздел
Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями конструктора учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Детали-кирпичики имеют разные размеры и форму. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
2.1. Задачи Программы для детей в соответствии с возрастной группой.
Совместная деятельность организуется для решения следующих задач:
Средняя группа 4-5 лет.
Первое полугодие.
ü Учить называть детали ЛЕГО-конструктора «Duplo»
ü Сравнивать предметы по длине и ширине
ü Различать по цвету и форме
ü Конструировать по образцу и условиям
ü Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию, строить по схеме
ü Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения
ü Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
ü Обогащать речь словосочетаниями
ü Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.
Второе полугодие.
ü Правильно называть детали лего-конструктора
ü Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
ü Учить самостоятельно воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
ü Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы
ü Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки
ü Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
ü Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
ü Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
ü Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
План анализа образца:
ü Рассмотреть объект в целом
ü Выделить цвета деталей
ü Назвать детали ЛЕГО-конструктора
ü Установить пространственное расположение частей постройки.
Старшая группа 5-6 лет.
Первое полугодие.
ü Закреплять приобретённые в средней группе умения
ü Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
ü Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
ü Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
ü Продолжать знакомить с новыми деталями
ü Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
ü Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
ü Учить работать с мелкими деталями (LEGO Classic)
ü Создавать более сложные постройки «Создай свою историю»
ü Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
ü Учить рассказывать о постройке других воспитанников
ü Самостоятельно распределять обязанности
ü Учить помогать товарищам в трудную минуту
ü Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
ü Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
ü Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
ü Развивать творческую активность
ü Навыки межличностного общения и коллективного творчества
ü Способности к анализу и планированию деятельности
ü Интерес к ЛЕГО-конструктору
Основные формы занятий:
ü Моделирование по схеме, замыслу, образцу
ü Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
ü Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
ü Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
ü Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
Подготовительная группа 6-7 лет.
ü Закреплять навыки, полученные в старшей группе
ü Обучать конструированию на интерактивной доске в программе
ü Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
ü Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением)
ü Поощрять самостоятельность и инициативу детей в выборе темы и способов ее реализации.
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
2.2. Учебный план Программы.
Учебный план Программы разработан в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года вступила в силу 2 сентября 1990 года);
- основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 25.11.2013г. "Об образовании в Российской Федерации");
- ФГОС дошкольного образования (Министерство Образования Науки Российской Федерации, Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
Сетка занятий
|
1 группа (6-7 лет) |
2 группа (5-6 лет) |
3 группа (5-6 лет) |
4 группа (4-5 лет) |
Понедельник |
17.10 – 18.05 |
15.10 – 16.00 |
|
16.20 – 17.00 |
Вторник |
|
|
|
|
Среда |
17.10 – 18.05 |
|
15.10 – 16.00 |
16.20 – 17.00 |
Четверг |
|
|
|
|
Пятница |
|
15.10 – 16.00 |
16.20 – 17.10 |
|
2.3. Перспективное тематическое планирование.
С перспективным тематическим планированием по возрастам можно ознакомиться в ПРИЛОЖЕНИИ Программы.
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
«ЛЕГО-детки»
Материально-техническое обеспечение Программы соответствует ФГОС ДО и отвечает следующим требованиям:
- насыщенность среды,
- трансформируемость пространства,
- полифункциональность материалов,
- вариативность среды,
- доступность среды,
- безопасность предметно-пространственной среды и включает в себя:
1. Помещение S= 48 м2.
2. Интерактивная доска SMART Toutch.
3. Ноутбук ACER Aspire E15.
4. Акустическая система DIALOG Progressive.
5. Медиа-проектор DLP.
6. ЛЕГО-столы – 2 шт. (12 мест).
7. Табуреты 12 шт.
8. ЛЕГО доска.
9. Стеллажи для хранения ЛЕГО-конструкторов – 2 шт.
10. ПО «LEGO® Digital Designer 4.3 User Manual», «LEGO Education WeDo Software», «StoryVisualizer».
11. Электронное методическое пособие «MathBuilder».
12. Конструкторы ЛЕГО duplo:
- «Математический поезд»;
- «Город»;
- «Детская площадка»;
- «Городские жители»;
- «Большая ферма»;
- «Лото с животными»;
- «Эмоциональное развитие ребенка»;
- «Кирпичики для творческих занятий»;
- «Моя первая история».
13. Конструкторы ЛЕГО education:
- «Городская жизнь»;
- «Декорации»;
- «Космос и аэропорт»;
- «Пожарная станция»;
- «Кирпичики для творческих работ»;
- «Окна, двери, черепица»;
- «Колеса»;
- «Построй свою историю» (базовый набор + запасные части);
- «Первые механизмы».
3.2. Список используемой литературы
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Веракса Н.Е., А.Н.Веракса. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2014
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества .- Москва, Просвещение, 2010
4. Ишмакова М.С.Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов.- М.:Изд.-полиграф.центр «Маска»,2013
5. Комарова Л.Г.Строим из лего.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011
6. Лиштван З.В. Конструирование.- М.:Просвещение, 2010
7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009
8. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.-М.: Издательский дом «Карапуз»,2012
9. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2002
10.
Фешина
Е. В. Легоконструирование в детском саду.-М.: Сфера, 2012
Интернет-ресурсы:
1. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390
2. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
3. 3. Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html
4. 4. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
5. Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html
6. Развивающие интерактивные игры
https://www.igraemsa.ru/
7. Создание интерактивных игр он-лайн
https://learningapps.org/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.