СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего совета МБДОУ №47 «Гусельки» _________М.А. Драчева «___» __________ 2019 г. (протокол №___)
|
ПРИНЯТО решением педагогического совета МБДОУ №47 «Гусельки» «___» __________ 2019 г. (протокол №___)
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ №47 «Гусельки» от «___»_____________2019 г. №_________________ Заведующий______О.В. Набатова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Оригами»
Возраст обучающихся: дошкольники 5-7лет
Срок реализации: 2 месяца (июль - август)
Количество часов:18 ч.
Педагог: Александрова Н.В.
г. Сургут, 2019
Оглавление
1.Пояснительная записка …………………………………………......................... |
3 |
1.2. Цель, задачи программы ……………………………………........................... |
4 |
1.3. Содержание программы …………………………………………………….. |
5 |
1.4. Планируемые результаты ……………………………………......................... |
12 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий………………………… |
12 |
2.1. Календарный учебный график………………………………………………... |
12 |
2.2. Условия реализации программы…………………………………………….. |
12 |
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………….. |
12 |
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………….. |
13 |
2.5. Методические материалы…………………………………………………….. |
13 |
3. Список литературы……………………………………………………………… |
15 |
1.Пояснительная записка
Что такое оригами?
Задала вопрос я маме.
"Это целая страна»,
- мне ответила она!
Там чудесно оживают
птицы, звери и цветы.
Там таинственно,
как в сказке
все сбываются мечты.
И тогда решила я:
это чудо – оригами
Буду я любить всегда!
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, природным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Формируется интерес к творчеству.
Занятие оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы. Расширить кругозор в данной познавательной области. Обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти; дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи;
Образовательные.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; базовыми формами оригами.
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Создавать композиции с изделиями, созданными в технике оригами.
Развивающие.
Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное изображение.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Способствовать созданию игровых ситуаций;
Совершенствовать игровые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.3. Содержание программы
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018-2019 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество месяцев) |
2 месяца |
Год обучения (первый, второй) |
первый |
Возраст воспитанников |
5-7 лет |
Количество воспитанников в группе в летний период |
10 |
Количество часов в неделю на 1 группу |
3 |
Общее количество часов |
18 |
Учебно – тематический план на летний период 2019 год
№ |
Вид занятия |
Тема |
Цель |
Материал
|
Июль |
||||
1 |
Ознакомление со свойствами бумаги |
Бумажная сказка |
Познакомить детей со свойствами бумаги. Ее особенностями. |
Бумага |
2 |
Конструирование |
Сказка квадратика |
Познакомить детей с поделками из бумаги. Показать виды сгибания, научить находить линию сгиба, угол, сторону. Развивать воображение и фантазию. |
Бумага |
3 |
Конструирование |
Открытка |
Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее. Аппликационное оформление открытки. |
Бумага, ножницы, клей |
4 |
Конструирование |
Сказочный домик |
Учить детей преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Использовать художественное оформление из прямоугольников выполнять окна, двери и трубу. Воспитывать аккуратность и усидчивость.
|
Бумага, ножницы, клей |
5 |
Конструирование |
Веселый треугольник |
Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. |
Бумага |
6 |
Конструирование |
Наливное яблочко |
Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ круга-яблока. Развивать мелкую моторику. |
Бумага |
7 |
Конструирование |
Бабочка |
Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Научить отгибать противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. |
Бумага, ножницы, клей |
8 |
Конструирование |
Гусеница |
Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов, склеенных между собой, загибать уголки к центру. |
Бумага, ножницы, клей |
9 |
Конструирование |
Грибок |
Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования. |
Бумага, ножницы, клей |
10 |
Конструирование |
Аквариумная рыбка |
Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник. |
Бумага, ножницы, клей |
11 |
Конструирование |
Кораблик |
Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. |
Бумага, ножницы, клей |
12 |
Конструирование |
Парусники в море |
Научить детей отрывать длинные полоски и формировать из них волны, аккуратно пользоваться клеем. Из квадрата мастерить парусник способом сложения квадрата по диагоналям и с помощью ножниц разрезать половину диагонали и загнуть получившийся треугольник. |
Бумага, ножницы, клей |
13 |
Конструирование |
Закладка |
Познакомить детей с базовой формой конфетка, собрать и склеить закладку из «конфеток». Развивать воображение, творчество, самостоятельность, трудолюбие, мелкую моторику рук. |
Бумага, ножницы, клей |
14 |
Конструирование |
Цветик - семицветик |
Вспомнить последовательность выполнения базовой формы конфетка, стремиться к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремленность, воображение, художественный вкус. |
Бумага, ножницы, клей |
15 |
Конструирование |
Веселый лягушонок |
Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку. |
Бумага |
16 |
Конструирование |
Пирамидка |
Научить детей загибать уголки разного размера. Развивать умение находить большее колечко из данных. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность |
Бумага, ножницы, клей |
17 |
Конструирование |
Зайчик |
Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнение поделки. Развивать мелкую моторику рук. |
Бумага, ножницы, клей |
18 |
Конструирование |
Летний букет |
На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, изображение, внимание |
Бумага, ножницы, клей |
Календарно – тематическое планирование
на летний период 2019 год
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения занятия (план) |
Дата проведения занятия (факт) |
1 |
Бумажная сказка |
1 |
22.07.2019 |
|
2 |
Сказка квадратика |
1 |
24.07.2019 |
|
3 |
Открытка |
1 |
26.07.2019 |
|
4 |
Сказочный домик |
1 |
29.07.2019 |
|
5 |
Веселый треугольник |
1 |
31.07.2019 |
|
6 |
Наливное яблочко |
1 |
02.08.2019 |
|
7 |
Бабочка |
1 |
05.08.2019 |
|
8 |
Гусеница |
1 |
07.08.2019 |
|
9 |
Грибок |
1 |
09.08.2019 |
|
10 |
Аквариумная рыбка |
1 |
12.08.2019 |
|
11 |
Кораблик |
1 |
14.08.2019 |
|
12 |
Парусник в море |
1 |
16.08.2019 |
|
13 |
Закладка |
1 |
19.08.2019 |
|
14 |
Цветик-семицветик |
1 |
21.08.2019 |
|
15 |
Веселый лягушонок |
1 |
23.08.2019 |
|
16 |
Пирамидка |
1 |
26.08.2019 |
|
17 |
Зайчик |
1 |
28.08.2019 |
|
18 |
Летний букет |
1 |
30.08.2019 |
|
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения по программе «Оригами» воспитанники:
Научатся различным приемам работы с бумагой;
Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику и глазомер.
Разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию.
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного периода – с 22.07.2019 по 30.08.2019
Объем недельной образовательной нагрузки - 1 час. (60 минут).
2.2. Условия реализации программы
Технические средства обучения:
1. Ноутбук.
2. CD материал.
Наглядно – образный материал:
· Иллюстрации и картинки;
· Наглядно - дидактический материал;
· Игровые атрибуты;
· Стихи, загадки.
2.3. Формы аттестации
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Оригами» предполагает проведение аттестации в следующих формах:
· Диагностическое задание;
· Выставка работ.
2.4. Оценочные материалы
1.Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами:
Умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
2. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий:
Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
3.Развитие мелкой моторики рук и глазомера:
Умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
4. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами:
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; Творческий подход к выполнению работы.
5.Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
Умение организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.
2.5. Методические материалы
1.Художественные материалы:
Бумага белая и цветная для оригами, цветные карандаши, клей ПВА, клей – карандаш, простой карандаш, фломастеры, цветные салфетки.
2.Инструменты для работ:
Ножницы, линейка, шаблоны.
3.Технические средства:
ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, фотоаппарат.
4.Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);
– демонстрационные работы и образцы;
– иллюстрационный материал.
5.Методические разработки, пособия по изготовлению различных работ – схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);
6.Дидактические материалы:
– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена» и др.;
– викторина «Инструменты и материалы», и др.;
– развивающие игры: «Волшебный круг», «Разминаем пальчики»;
– ребусы, загадки, шарады.
3. Список использованной литературы.
Литература для педагога.
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами – СПб: Кристалл, 2005.
2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 1997.
3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты - СПб, Химия, 1995.
4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995.
5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели - М.: Первое сентября, 2002.
6. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами М.: Айрис-пресс, 2007.
7. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами - СПб.: Нева, 2007.
8. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2001.
Литература для детей:
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами– СПб: Кристалл, 2005
2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги - СПб: Литера, 1997.
3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. - СПб, Химия, 1995.
4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами - СПб, Химия, 1995 г.
Список использованных источников:
1. Богданова Е. Е. Рабочая программа кружка рукоделия на тему «Оригами». – Воскресенск. – 2014.
2. Васильева Л. С. Программа кружка оригами «Волшебный квадратик». – Саратов. – 2010.
3. Гурожапова М. П. Программа кружка «Загадочный мир оригами» (художественно – эстетическое направление). – 2011 г.
4. Милюхина С. Л. Программа кружка «Волшебный мир оригами». – 2013 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.