ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА по театрализованной деятельности
«Юный актер»
Для детей от 4 до 7 лет.
Срок реализации 1 год
Воспитатель: Заиченко Е. Н.
Актуальность программы :
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это
равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь
компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у
молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны,
малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть
эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес,
развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь
преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого
является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует
себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает
стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него
есть.
Направленность программы :
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе
театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,
инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в
других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической,
познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в
создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа,
в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к
коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы :
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество
проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми
рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей
самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей
самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать
сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за
поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых,
донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной
и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую,
коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности –
самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров,
по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему,
каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды
рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают
свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать,
размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения
других.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и
является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности
ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность —
изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей
эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов,
потребностей, эстети-ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее
поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих
способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ
введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые
проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления
к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению
общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в
работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной
деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют
реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и
повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые
постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою
позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат
ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности
движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом
и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и
свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы,
которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием,
расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не
единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не
всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех,
ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения,
учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с
окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности
детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная
группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по
театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по
различным программам, описанным в литературе.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных
видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ,
организация выступлений
детей старших групп перед младшими и пр.) .
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.) .
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания
детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи кружка :
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять
положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать
юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых
художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова
в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Формы работы.
1. Театрализованные игры.
2. Занятия в театральном кружке.
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. Художественно – эстетическое :
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное
состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к
очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее
возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими
по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету
спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ
какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями,
которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм
организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной
деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и
развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности
детей) .
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об-щественной
жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит
материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии
специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения
социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают
совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие
в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в
изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве
персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять
знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых
нами результатов.
Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета
общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами
театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Содержание программы .
Содержание программы включает восемь основных блоков, представленных в таблице.
Перечислим их .
Блок 1 – основы кукловождения .
Блок 2 – основы кукольного театра .
Блок 3 – основы актерского мастерства .
Блок 4 – основные принципы драматизации .
Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность .
Блок 6 – театральная азбука .
Блок 7 – проведение праздников .
Блок 8 – проведение досугов и развлечений .
Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в
месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3, 4 – на каждом
занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в
октябре и в марте) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
Планирование работы на учебный год (сентябрь – май) .
Блоки Базовый компонент Компонент ДОУ Национальный региональный компонент
1 2 3 4
1. Основы кукловождения Приучать детей использовать в театрализованных играх
образные игрушки настольного театра Сентябрь. Задачи : формировать навыки
кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя», «Пляска Маши». Коми
загадки : о зайце, собаке, кошке .
Музыкальные фонограммы для этюдов : «Кошка» - муз. С. Головина;
«Медведь» - муз. С. Головина ; «Зайчик» - муз. Г. Попова.
Октябрь. Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного
театра.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «В гости к Маше», «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы».
Ноябрь.Задачи : обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной
игрушки.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Встреча зайца и лисы»,
«Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки
стендового театра, театра верховых кукол. Декабрь. Задачи : обучать детей
приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых,
знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске) .
Этюды : «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей». Муз. Фонограммы : - для этюдов
«Пляски мышей» - «Полька» (разные коми муз. Инструменты) ;
«Новый год» - муз. С. Головина ;
«Мама гуляет» - муз. С. Головина.
Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой, с приемами
вождения верховых кукол.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».
Март – май. Задачи : обучать детей приемам вождения верховых кукол на
ширме.
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой», «Пляска зверей».
Коми загадки : о зайце, собаке, петухе .
Муз. Фонограммы : «Пляска зверей» - «Веселая весна» - муз. Г. Попова.
2. Основы кукольного театра. Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать
эмоциональную выразительность речи детей ; воспитывать умение следить за
развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия
персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, обучать
давать оценку поступкам действующих лиц.
Сказки : «Заюшкина избушка», р. н. с.. «Смоляной бычок», р. н. с. Коми загадки
: о зайце, собаке, петухе.
Муз. фонограммы : «Кто где живет? » - муз. Г. Качанова;
«Медведь» - муз. С. Головина.
Декабрь. Задачи : развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в
спектакле ; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей .
Сказки : «Маша и медведь», р. н. с. Коми загадки : о кошке, собаке.
Муз. Фонограммы для сказок «Колобок» и «Репка» ; «Зайчик» - муз. Г. Попова ;
«Медведь» - муз. С. Головина ; «Бабушка» - муз. Г. Качанова.
Январь – февраль. Задачи : познакомить детей с театральной ширмой, приемами
вождения верховых кукол .
Игра : «Театр двух актеров» .
Этюды : «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».
Март – май. Задачи : продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру,
вызывать желание участвовать в кукольном спектакле.
Сказки : «Как собака себе друга искала», мордовская народная сказка.
3. Основы актерского мастерства. Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать у
детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия ;
развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и
обучать адекватно выразить свое. Познакомить с пиктограммами (карточками –
символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть) ; воспитывать
внимательность, развивать фантазию, воображение детей.
Этюды : М. Чистяковой на выразительность жеста : «Тише», «Иди ко мне», «Уходи»,
«До свидания» ; на выражение основных эмоций : «Лисичка подслушивает», «Вкусные
конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок» ; М.
Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию.
Декабрь – февраль. Задачи : активизировать детей, развивать их память, внимание
.
Игры : «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни
свою позу», «Флажок» М. Чистяковой.
Март – май. Задачи : развивать у детей способность правильно понимать
эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться
жестами.
Этюды : «Это я! », «Это мое! », «Отдай! », «Сосульки», «Шалтай Болтай», «Петрушка
прыгает» М. Чистяковой. Стихотворение П. Образцова «Петрушка» к этюду «Петрушка
прыгает».
4. Основные принципы драматизации. Обучать разыгрывать несложные представления
по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию,
мимику, жест) . Сентябрь – ноябрь. Задачи : совершенствовать импровизационные
способности детей ; формировать положительное отношение к играм драматизациям ;
поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях по собственному
желанию .
Сказки : «Теремок», «Колобок», р. н. с.
Сценка : «Еж и лиса» (по стихотворению Фетисова В.) Сценки : «Еж и елка»,
«Заботливый еж» (по стихотворениям П. Образцова) .
Декабрь – февраль. Задачи : формировать у детей эмоционально насыщенную речь,
активизировать словарь ; поддерживать заинтересованное отношение к играм –
драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности .
Сказки : «Рукавичка», украинская народная сказка.
Сценки : «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник») . Сценки : «На дворе
зима» (по стихотворению П. Образцова) .
Март – май. Задачи : совершенствовать импровизационные способности детей ;
продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм –
драматизациям.
Сказки : «Волк и семеро козлят» р. н. с. ; «Аленушка и лиса » р. н. с. ;
«Красная шапочка» французская сказка .
Сценки «Кот» (по стихотворению Г. Виеру) . Сценки : «Из берлоги» (по
стихотворению П. Образцова) .
5. Самостоятельная театральная деятельность Сентябрь – ноябрь. Задачи :
побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые
сказки, стихотворения.
Декабрь – февраль. Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм со
стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых
кукол.
Март – май. Задачи : поощрять стремление детей участвовать в играх –
драматизациях.
6. Театральная азбука. Сентябрь – ноябрь. Задачи : формировать представления
детей о театре (артисты – волшебники театра, куклы – маленькие помощники
артистов) ; познакомить детей с правилами поведения в театре ; пополнять и
активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с
театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов
кукольных театров) ; названия театральных персонажей, предметов,
декораций.
7. Проведение праздников. Воспитывать у детей чувство радости, желание
выступать на утреннике : читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие
детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных
действий, успешно выполненных заданий. Сентябрь – ноябрь. Задачи : развивать
способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с
индивидуальными особенностями детей ; воспитывать и поддерживать желание
доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского
сада, малышам .
Мероприятия : «Праздник осени». Коми народные игры : «Капуста», «Медведь» .
Коми загадки : про овощи – капуста, лук, огурцы : про гриб, про дождь.
Декабрь – февраль. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к
выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами .
Мероприятия : «Новогодняя елка».
Март – май. Задачи : продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям
перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами .
Мероприятия : «В гости к коту Леопольду» (праздник посвященный 8 марта) .
8. Проведение досугов и развлечений. Развивать у детей интерес к различным
формам представлений, подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание
участвовать в них. Сентябрь.
1. «1 сентября – День знаний» - кукольный спектакль «Три поросенка» (исполняют
педагоги детского сада) .
2. Кукольный спектакль «Машенька и медведь» (исполняют педагоги) .
Октябрь .
1. Инсценировки : «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети
подготовительных групп) .
2. «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги) .
Ноябрь.
1. «Кукушка» - кукольный спектакль в исполнении детей старшей группы .
2. «Дом который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей
подготовительной группы.
Декабрь – февраль. Задачи : развивать умение понимать содержание сказок,
инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную
оценку.
1. «Морозко» - р. н. с. в исполнении детей подг. Группы.
2. «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников .
3. «Кто петух и лиса» ; «Жихарка» - кукольные спектакли в исполнении детей
старших групп.
Март – май. Задачи : обучать детей правильно выражать свои чувства и
переживания ; поддерживать интерес к происходящему на сцене.
1. «Шалунишки – котятки потеряли перчатки », инсценировка по английской
народной песенке (исполняют дети подготовительной группы)
2. «Красная шапочка» - сказка в исполнении детей старших групп.
3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .
4. «Как на Пасху куличи» - ярмарка .
5. «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление. «Муравьи» -
инсценировка по стихотворению Е. Козловой в исполнении детей подготовительной
группы.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Группа Базовый компонент Компонент ДОУ Национальный региональный
компонент
1 2 3 4
младшая группа
Должен уметь :
1. Заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельностью.
2. Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам,
используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест) .
3. Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо,
самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов. Должен знать :
1. Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский,
театр зверей и др.) .
2. Некоторый приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров :
резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный) , настольном, настольно –
плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске,
верховых кукол .
Должен иметь представления :
1. О театре, театральной культуре ;
2. Роли артистов, кукол .
3. Имеющихся правилах поведения в театре.
4. Азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей,
предметов, декораций) . Должен уметь :
1. Разыгрывать сценки по стихотворениям коми поэтов (П. Образцова, С. Попова,
Д. Сережина) , коми писателей (Е. Козловой) , используя выразительные средства
(мимику, жесты, интонацию) и музыкальные фонограммы коми композиторов .
2. Изображать отгадки к коми загадкам, используя выразительные средства и
музыкальные фонограммы коми композиторов.
3. Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками коми
писателей.
Оборудование детской театральной студии
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Стенд-книжка.
4. Фланелеграф.
5. Теневой театр.
6. Пальчиковый театр.
7. Театр Би-ба-бо.
8. Театр Петрушки.
9. Детские костюмы для спектаклей.
10. Взрослые костюмы для спектаклей.
11. Элементы костюмов для детей и взрослых.
12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13. Ширма для кукольного театра.
14. Музыкальный центр, видеоаппаратура
15. Медиотека (аудио- и CD диски) .
16. Декорации к спектаклям
17. Методическая литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.