Дополнительная образовательная программа проектной деятельности «Изучение природы родного края»
Оценка 4.7

Дополнительная образовательная программа проектной деятельности «Изучение природы родного края»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир +1
2 кл
17.08.2022
Дополнительная  образовательная программа проектной деятельности «Изучение природы родного края»
Курс внеурочной деятельности «Изучаем родной край» способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых
Дополнительная программа, 2 класс, Гладышева Ольга Николаевна.doc

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы

муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

 

 

 

 

Дополнительная

образовательная программа

проектной деятельности «Изучение природы родного края»

(Духовно-нравственное направление)

( 2 класс)

Разработал

учитель начальных классов

Гладышева Ольга Николаевна

 

 

 

с. Кинель-Черкассы

2020г.

 
Содержание
 

1. Пояснительная записка

3

2. Общая характеристика курса

4

3. Планируемые  результаты изучения курса

7

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса

8

5. Место кружка в учебном плане

8

6. Тематический план

11

7. Организационно-методические указания

26

8. Учебно – методическое обеспечение курса

32
9. Материально – техническое обеспечение курса
33

10. Приложения 

- анкета для родителей

- журнал наблюдений

 - оценочный лист для работы нашей группы

36

 

 

Пояснительная записка

            Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Программа внеурочной проектной деятельности «Изучение родного края» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеаудиторной деятельности.

         Курс внеурочной деятельности «Изучаем родной край» способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Задачи программы:

       1. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;

       2. формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

       3. развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений;

       4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры;

       5.формирование уважительного отношения к природе нашей страны;

       6. осознание ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

 

Общая характеристика курса

       Специфика курса проектной деятельности «Изучаем родной край» ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем школьника, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет отличительные особенности:

1.     Она имеет краеведческую направленность.

2.     Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения

3.     Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете, наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.)

Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие раз в неделю (33 ч – 1 класс; 34 ч – 2 класс, 34 ч – 3 класс; 34 ч – 4 класс)

Ценностные  ориентиры  содержания курса

 Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Планируемые результаты изучения курса

Планируемый результат 2-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).

 

Личностные и метапредметные  результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса 2-го года проектной деятельности является формирование следующих умений:

         - развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы родного края;

         - формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

         - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

         - выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- формирование адекватной и позитивной самооценки;

- ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- формировать познавательные мотивы и интерес к новому.

Метапредметными результатами изучения курса 2-го года проектной деятельности  является формирование следующих умений:

Регулятивных УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно;

         - волевая саморегуляция как  способность к волевому усилию;

- моделировать различные ситуации поведения;

- умение  включаться в работу;

- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном;

         - умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

Познавательных УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;

         - формирование умения структурировать знания, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;

         - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием доступных детям источников информации;

- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

         - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

         - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;

- умение делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выводы на основании полученных результатов;

         - подведение под понятие, выведение следствий;

         - подведение под понятие – распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативных УУД: - умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания;

         - формирование потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

- формирование собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению;

- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

- умение слушать собеседника;

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

 

 

 

 

Тематический план 2-го года занятий

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Формируемые универсальные учебные действия (личностные и метапредметные)

Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия

Учебное пособие - стр.

У (учебник).

Т (тетрадь)

Х (хрестоматия) и др. источники информации

Кол-во часов

1

Лиственные и хвойные деревья Среднего Поволжья (дикорастущие растения) в осенний период

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Коллективная и индивидуальная деятельность / вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в осенний лес (пришкольный участок, парк, сад) / внеаудиторное занятие: экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) в один из осенних дней / заключительное аудиторное занятие по теме

Х-1 (с. 12–15)

Х-2 (с. 43–45)

 

 

 

2

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2

2

Лиственные и хвойные деревья Среднего Поволжья (дикорастущие растения) в зимний период

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-доказательство.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

Коллективная и индивидуальная деятельность / вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) / внеаудиторное занятие – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) на место осенней экскурсии / заключительное аудиторное занятие по теме

У-1 (с. 44–45)

Х-1 (с. 42–45)

Т-1 (с. 31)

 

 

 

2

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2

3

Свойства воздуха

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности; учебные и познавательные мотивы

Регулятивные: ориентация на моральные нормы и их выполнение; нравственно-этическая ориентация; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: использование знаково-символических средств; овладение действием моделирования; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: учёт позиции собеседника (партнера); организация и осуществление сотрудничества; кооперация с учителем и сверстниками; постановка вопросов

Коллективная деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по теме

У-2, ч.1 (с. 45–49)

Т-2, №1 (с. 17)

Х-2 (с. 30)

 

 

2

 

 

2

 

4

Свойства воды

 

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-доказательство.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

Коллективная, групповая деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное  занятие по теме

У-2, ч.1 (с. 52–60)

Т-2, №1 (с. 21–23)

Х-2 (с. 31)

 

 

2

 

 

2

5

Условия, необходимые для развития растений

 

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-доказательство.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий

Индивидуальная и коллективная деятельность / вводное аудиторное занятие/ аудиторные занятия: экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли) /заключительное аудиторные занятия: презентации, отчет по результатам описания этапов проведения экспериментальных исследований; отбор презентаций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-методические указания

 

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с. 12–15) и из хрестоматии 2 класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с. 43–45). Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев (березы, дуба, липы, ели, кедра и т. д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.

Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковой слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).

Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?» с использованием иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (хрестоматия, 1 кл., с. 13).

Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад».

Зарисовка иллюстрации из хрестоматии – образование в листе  пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.

Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» – фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т. д.).

Внеаудиторное задание: подготовка отчетов по материалам экскурсии – рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографий деятельности детей.

Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений на экскурсии – отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).

Примечание. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний периоды: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.) и отбирается тот участок, где обучающиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья готовятся к зиме и как они зимуют.

Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т. д.).

 

Тема 2. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с. 42–43) и тестов из учебника 1 класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с. 42–43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с. 44–45). Особое внимание обучающихся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.

Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (тетрадь, 1 кл., с. 31);

2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек.

Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.

Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии.

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии).

Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 2. Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы).

Примечание. Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т. д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10–15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).

Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.

 

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).

Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.

Внеаудиторные занятия (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.  Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. Свойства воздух»).

Тема 4. Свойства воды

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования). Примечание: целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д. Однако можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло» (хрестоматия, 3 кл., с. 43–44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаика-Синтез, 2002, с. 45–47).

Внеаудиторные задания: подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 4. Свойства воды).

 

Тема 5. Условия, необходимые для развития растений

Аудиторные занятия (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса (с. 61–63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.

Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).

Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).

Аудиторные занятия (4 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 5. Условия, необходимые для развития растений).

 

 

Учебно – методическое обеспечение курса

Занятия  со  школьниками  проводятся  в  хорошо оборудованном помещении при    наличии     необходимого

материала. Работа ведется как со всей группой, так и в парах, и в группах; с оказанием, со стороны педагога,  индивидуальной помощи детям.

По всем  разделам и темам имеется  яркий, наглядный  материал ( презентации, видефильмы,таблицы, карточки).  На каждого ребенка приготовлен необходимый раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется.

В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми. В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта. Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках. Индивидуальные достижения – персональным участием в  сетевых  интернет-проектах.

 

 

Материально – техническое обеспечение курса

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) для учителя

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Методическое пособие для учителя, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник

1 шт.

 

2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: Учебник, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник.

1 шт.

 

3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: Учебник, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник.

1 шт.

 

4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Тетрадь для самостоятельных работ, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник.

1 шт.

 

5. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Хрестоматия, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник.

1 шт.

 

6. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Хрестоматия, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник.

1 шт.

 

7. Сост. Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам, 1-4 кл. 2 часть. М.: Академкнига/Учебник.

1 шт.

 

8. А.Ф. Терехов. Определитель весенних и осенних растений среднего Поволжья и Заволжья. Куйбышев.

1 шт.

 

9. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Зелёная книга Поволжья. Самара.

1 шт.

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) для учащихся

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: Учебник, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник.

15 шт.

 

2. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир: Учебник, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник.

15 шт.

 

3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Тетрадь для самостоятельных работ, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник.

15 шт.

 

4. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Хрестоматия, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник.

15 шт.

 

5. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир:  Хрестоматия, 2 класс – М.: Академкнига/Учебник.

15 шт.

 

6. А. Гэнери Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

 

 

7. И.А.Губанов  и др. Популярная энциклопедия растений

 

 

8. Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

 

 

Печатные пособия

1. Красочные таблицы по окружающему миру.

1 комп.

 

Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

1 шт.

 

2. Магнитная доска.

1 шт.

 

3. Компьютер.

1 шт.

 

4. Принтер.

1 шт.

 

5. Сканер.

1 шт.

 

6. Проектор.

1 шт.

 

7. Экран.

1 шт.

 

8. Фотокамера (по возможности).

1 шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Анкета для родителей!

Уважаемые родители!

В целях совершенствования нашей работы и для установления сотрудничества мы просим вас заполнить эту анкету.

1. Оказывали ли вы помощь своему ребенку в работе над проектом?

да

нет

не знали о проекте

2. Нужны ли были вам консультации для помощи детям?

да

нет

не знаю

3. Хотели бы вы, чтобы дети продолжили такую работу?

да

нет

не знаю

4. Понравился ли вашему ребенку проект?

да

нет

не знаю

1.     Ваши предложения и советы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Журнал наблюдений

 

Мое мнение вначале мероприятия: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ключевые понятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Графическое изображение материала:

 

Взаимосвязи между тем, что я знал и что узнал:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эссе:

 

 

 

Что осталось непонятным (вопросы):

 

 

 

Выполненное задание необходимо обсудить в группе и передать учителю.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Оценочный лист для работы нашей группы

 Подумайте о том, что бы вы хотели разместить в вашей презентации (буклете) о проведенном в вашей группе исследовании и напишите об этом внизу.

Главная цель нашего исследования:

 

 

Название исследовательской работы:

 

 

Темы и справочные материалы, которые мы собираемся  изучать с помощью Интернет:

 

 

Другие элементы проекта, которые мы собираемся включить в нашу презентацию, публикацию:

(Например, результаты опросов, переписка с экспертами или другими учащимися/группами учащихся, анализ данных, содержащихся в таблицах и базах данных)

 

 

Другие ресурсы, которые мы собираемся  использовать при создании нашей презентации, публикации:

(Например, мультимедийные энциклопедии, учебники, другие печатные материалы)

 

 

Для того, чтобы обеспечить решение задач (проблем) нашей исследовательской работы, мы включаем в презентацию, публикацию:

 

Опрос общественного мнения или ссылку на опрос; анализ результатов

 

Аргументы/возражения

 

Обсуждение изобретений, открытий или теорий

 

Объяснение процесса, идеи, события или инструкции по использованию

 

Результаты проведенных лабораторных работ, экспериментов

 

Вопросы с задачами или головоломками

 

Обсуждение прошедших или предстоящих событий

 

Рецензии на Веб-страницы

 

Колонка советов с коллективными ответами

 

Изображения, созданные на компьютере, или нарисованные вручную и отсканированные.

 

Графики и схемы

 

Список использованных работ (библиография)

 

Иное:

 

   

 

 

 

 

 

Список литературных источников и Интернет-ресурсы

1.      Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М: Просвещение, 2015

2.     Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль. Академия развития, 2008

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.   Изд-во Учебная литература, 2016

4.     Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

5.     3. Сост. Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам, 1-4 кл. 2 часть. М.: Академкнига/Учебник, 2012

6.     - http://pedsovet.org

7.     - http://festival.1september.ru

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2

Содержание 1. Пояснительная записка 3 2

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности «Изучаем родной край» способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей…

Курс внеурочной деятельности «Изучаем родной край» способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей…

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности…

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности…

Познавательных УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов; - формирование умения структурировать знания, выбор оснований и…

Познавательных УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов; - формирование умения структурировать знания, выбор оснований и…

Коммуникативных УУД: - умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания; - формирование потребность в общении с взрослыми и…

Коммуникативных УУД: - умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания; - формирование потребность в общении с взрослыми и…

Тематический план 2-го года занятий № п/п

Тематический план 2-го года занятий № п/п

ИКТ и источников информации.

ИКТ и источников информации.

Среднего Поволжья (дикорастущие растения) в зимний период

Среднего Поволжья (дикорастущие растения) в зимний период

Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор…

Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор…

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;…

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;…

Коллективная и индивидуальная деятельность / вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) / внеаудиторное занятие – экскурсия в…

Коллективная и индивидуальная деятельность / вводное аудиторное занятие: перед экскурсией в зимний лес (парк, ботанический сад, на пришкольный участок) / внеаудиторное занятие – экскурсия в…

Познавательные: использование знаково-символических средств; овладение действием моделирования; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление…

Познавательные: использование знаково-символических средств; овладение действием моделирования; умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление…

Коллективная деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по темеУ-2, ч

Коллективная деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по темеУ-2, ч

Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор…

Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор…

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Коллективная, групповая деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по темеУ-2, ч

Коллективная, групповая деятельность / аудиторное занятие (эксперимент) / заключительное аудиторное занятие по темеУ-2, ч

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать

Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор…

Познавательные: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор…

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Условия, необходимые для развития растений

Условия, необходимые для развития растений

Организационно-методические указания

Организационно-методические указания

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки…

Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки…

Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии

Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования)

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Учебно – методическое обеспечение курса

Учебно – методическое обеспечение курса

Методическое пособие для учителя, 2 класс –

Методическое пособие для учителя, 2 класс –

Учебник, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник

Учебник, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник

Компьютер. 1 шт. 4

Компьютер. 1 шт. 4

Приложение № 1 Анкета для родителей!

Приложение № 1 Анкета для родителей!

Ваши предложения и советы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения и советы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2 Журнал наблюдений

Приложение № 2 Журнал наблюдений

Эссе: Что осталось непонятным (вопросы):

Эссе: Что осталось непонятным (вопросы):

Приложение № 3 Оценочный лист для работы нашей группы

Приложение № 3 Оценочный лист для работы нашей группы

Например, мультимедийные энциклопедии, учебники, другие печатные материалы)

Например, мультимедийные энциклопедии, учебники, другие печатные материалы)

Рецензии на Веб-страницы

Рецензии на Веб-страницы

Список литературных источников и

Список литературных источников и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2022