Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
г. Новосибирска «Лицей № 159»
Дошкольное отделение «Солнечный город».
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педсовета Директор МАОУ «Лицей №159»
«____»_________2024 г. ___________/Т.В. Горбачева
«____»_____________2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности
«Умелые ручки»
Для детей 5-6 лет на 2024-2025 учебный год.
Автор-составитель:
Бондаренко Е. А.
Воспитатель ВКК
Новосибирск
2024 г.
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки», художественной-эстетической направленности для детей 5-6 лет, определяет содержание и организацию работы по формированию и развитию творческих способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей, развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. В процессе реализации программы «Умелые ручки» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует
формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного
возраста, в создании условий для развития и воспитания детей через их практическую художественную, творческую деятельность.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ниток, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Придумывая что-то неповторимое, ребёнок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. N 09-3242 "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы).
4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Отличительные особенности программы, новизна.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по воздействию конструктивной деятельности на развитие ребенка.
Данной программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение не только основами изобразительного искусства и творчества, но и на приобщение детей к активной познавательной работе.
Процесс обучения художественному труду строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у дошкольников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах;
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Программа кружка «Умелые ручки» для детей 5 -6 лет отличается от других программ тем, что дает возможность детям проявить себя в социально значимой собственной практической деятельности. Воспитание творческой личности должно сопровождаться формированием не только знаний, умений и навыков, а, прежде всего, развитием творческого потенциала и способностью добывать знания собственным опытом. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Программа кружка «Умелые ручки» для детей 5-6 лет разработана на основании авторской программы «Художественный труд в детском саду» И.А.Лыковой (Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: « Цветной мир», 2010.-144 с), которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной и продуктивной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по ручному труду. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей и художественного труда детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» предназначена для детей в возрасте от 5 до 6 лет, воспитанников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
г. Новосибирска «Лицей № 159», Дошкольное отделение «Солнечный город».
Количество детей в группе – 15-20 человек.
Условия приема детей: запись на дополнительную общеразвивающую программу осуществляется через систему заявок на сайте «Навигатор дополнительного образования детей»
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей – свободный.
Программа предусматривает групповые формы работы с детьми.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.).
- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь,
- происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме,
- активно совершенствуется техника выполнения основных движений, - в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени,
- дети используют обобщённые наглядно-образные средства (схемы, планы, чертежи и пр.) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций.
Объём программы
Срок освоения программы:
• Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября по май включительно.
• Количество занятий в неделю -1
• Количество занятий в месяц – 4/5
• Количество занятий в год – 36 (согласно планированию)
• Длительность занятий – 25 минут
Вид: общеразвивающий.
Направленность: художественная.
Состав группы до 20 человек.
Формы обучения
Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» реализуется на основе очной формы обучения, возможно использование очной формы с применением электронного обучения в образовательном процессе.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в группах детей одного возраста, являющихся основным составом объединения; состав группы постоянный. Занятия групповые. Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают практические, мастер-классы, мастерские, игры, выполнение самостоятельной работы, выставки и другие виды учебных занятий и учебных работ.
В программе учитываются возрастные особенности детей, изложение материала строится от простого к сложному. Содержание заданий может быть скорректировано в связи с участием в мероприятиях, выставках или в программу могут быть включены дополнительные задания: соответствующие тематике определенной выставки или конкурса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель: формирование у детей умений и навыков в работе с бумагой, природным материалом, тестом, бросовым материалом; развитие их творческих способностей, фантазии, воображения, художественного вкуса.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
любовь к окружающему миру;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ пп |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Мониторинг |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
«Совушка – сова» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
3 |
«Сюжеты – коллаж из осенних листьев» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
4 |
«Грибочки, грибочки растут во лесочке» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
5 |
«Ёж – ежович» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
6 |
«Осеннее дерево» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
7 |
«Тили-тили, тесто …». |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
8 |
«Цветочек из природного материала» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
9 |
«Веточка рябины» (объемная аппликация) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
10 |
«Дикие животные» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
11 |
«Лебедь» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
12 |
«Брелок-ладошка» (поделка из соленого теста) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
13 |
«Петушки из конуса»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
14 |
«Снеговик» (аппликация из ватных дисков) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
15 |
«Новогодние колокольчики» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
16 |
«Праздничная ёлочка»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
17 |
«Снежинка» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
18 |
«Северное сияние» (рисование солью) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
19 |
«Веселая овечка» (объемная аппликация) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
20 |
«Зима» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
21 |
«Снегири на ветках» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
22 |
«Самолёт» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
23 |
«Рамка для картинки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
24 |
«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (Торцевание) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
25 |
«Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
26 |
«Браслет, бусы»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
27 |
«Веселый человечек» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
28 |
«Подснежники» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
29 |
«Пора в космос» (объемная аппликация) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
30 |
«Аквариум»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
31 |
«Корзиночка для карандашей» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
32 |
«Тюльпаны на день победы» (Бросовый материал) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
33 |
«Ежики на полянке из семечек» (Природный материал) |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
34 |
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (нитки). |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
35 |
«Веселые клоуны из воздушного шара» |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
36 |
Мониторинг |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выставка творческих работ |
Итого: |
36 |
13 |
13 |
|
Содержание образовательной деятельности:
· Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров; дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.
· Работа с тканью и нитками, ватой – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр;
· Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов; Данный вид ручного труда требует от детей соблюдение правил безопасности, осторожности, внимания, терпения, аккуратности.
· Работа с пластилином и солёным тестом – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров; знакомство с его свойствами способствует формированию положительных эмоций, ощущений в процессе работы с тестом.
· Работа с крупой и макаронными изделиями - дети знакомятся с различными видами круп, что способствует развитию познавательного интереса.
· Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок и т.д. Дети учатся работать с ножницами, у них формируется умение соединять части целого, красиво оформляли свои работы, доводить начатое дело до конца.
Учебный план
Временной период |
Количество занятий |
Продолжительность занятий |
Количество занятий в неделю |
1 |
25 минут |
Количество занятий в месяц |
4/5 |
|
Количество занятий в год |
36 |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Часы |
Практическое занятие |
|||
1 |
Вводная диагностика. |
1 |
1 |
2 |
Работа с бумагой, картоном |
6 |
6 |
3 |
Работа с тканью и нитками, ватой |
5 |
5 |
4 |
Работа с природным материалом |
7 |
7 |
5 |
Работа с пластилин и солёным тестом |
6 |
6 |
6 |
Работа с бросовыми материалами |
5 |
5 |
7 |
Работа с крупой и макаронными изделиями |
4 |
4 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
9 |
Диагностика по итогам года |
1 |
1 |
Всего |
36 |
36 |
Планируемые ожидаемые образовательные результаты:
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения |
01 сентября 2024г. |
31 мая 2025г. |
36 |
36 |
36, 1 час в неделю |
1 раза в нед. По 25 минут |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
1. Оборудование:
-детские столы и стулья, соответствующие росту детей;
-мольберт;
- магнитофон;
2. Материалы и инструменты:
-природный материал: палочки, крылатки клёна, листья, шишки, ракушки, жёлуди, скорлупа грецких орехов и т.д.;
- бумага: чертежно-рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная;
- картон: цветной, тонкий, упаковочный;
- различные оригинальные материалы: ленточки, пуговицы, ракушки, камешки, одноразовая посуда, фольга, бисер, стеклярус, блёстки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий;
- цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков;
- вата, поролон, капрон;
- бросовый материал: коробка картонная, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.;
- клей ПВА и «Момент»;
- ножницы, кисточки, карандаши, линейки, гуашь и пр.;
-карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий;
-семечки, крупа, макаронные изделия.
Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение.
Педагогическая деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программе «Умелые ручки» осуществляется воспитателем Бондаренко Е.А., имеющей высшее образование и высшую квалификационную категорию.
Формы аттестации
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов
обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности
данной образовательной программы:
- педагогические наблюдения;
- использование методов специальной диагностики, тестирования;
- беседы с детьми и их родителями;
- открытые занятия;
- выставки детских работ
- конкурсы на муниципальном и региональном уровнях;
- мероприятия с участием родителей.
Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе
Виды контроля |
Формы проведения |
Сроки |
Вводный |
Собеседование |
Сентябрь |
Текущий |
Беседа. Наблюдение педагога. |
В течение всего периода обучения |
Итоговый |
Выставка работ |
По окончании обучения |
Оценочные материалы
1. Вводный мониторинг направлен на определение знаний и умений, обучающихся в области декоративно-прикладного творчества. Он состоит из двух этапов: ответов на вопросы и практического задания. Вопросы могут быть связаны со знанием детей материалов и их свойств (бумаги, ткани, природных материалов и др.); с видами прикладного творчества, видами рабочих инструментов и предназначением.
Тест «Техника безопасности»
1)Каким режущим инструментом вы будите пользоваться при работе с тканью?
а) ножом;
б) ножницами;
в) стеками;
2) Как должны быть расположены ножницы на столе при работе?
а) справа, кольцами к себе;
б) слева, кольцами от себя;
в) на полу;
3) передавать ножницы следует:
а) остриём вперёд;
б) кольцами вперёд с сомкнутыми концами;
4) В каком положении должны находиться ножницы до работы?
а) справа от себя с сомкнутыми лезвиями;
б) кольцами к себе;
в) с раскрытыми лезвиями;
5) Где должны храниться иглы?
а) в игольнице;
б) в одежде;
в) на парте;
6) Как следует поступить со сломанной иглой?
а) выбросить в мусорную корзину;
б) отдать руководителю;
в) вколоть в игольницу;
7) Что нужно сделать до начала и после работы с иглой?
а) до и после работы проверь количество игл;
б) не загромождай рабочее место лишними вещами;
1. Из каких материалов можно создавать открытки, поделки, картины?
2. Какие инструменты для этого понадобятся?
3. Какие виды аппликации вы знаете? (ленточная, силуэтная, геометрическая, предметная).
4. Какие виды бумаги вы знаете?
5. Что можно делать с бумагой, чтобы создать ту или иную работу?
6. Какие виды бумаги используются в творчестве?
7. Как подают ножницы другому человеку?
8. Что нужно сделать, закончив работу?
9. Почему во время работы нельзя отвлекаться?
Задания практического характера направлены на выявление умений ребенка рвать бумагу, мять и скручивать, складывать ее по намеченным линиям, обводить шаблон, вырезать и соединять детали на плоскости.
Диагностика уровня развития технических умений, способностей и навыков в художественном ручном труде детей старшего дошкольного возраста разработана на основе методики В.Синельниковой, В.Кудрявцевой «Творческие способности детей дошкольного возраста»
Задание 1. Предложить детям создать любой красивый предмет (героя) для сказки. Создавать можно все, что хочется, используя при этом разнообразный природный, бросовый, дополнительный материал, предложенный на столе. Ребенку необходимо самостоятельно определиться с выбором материала и способа создания поделки. И не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.
Оценка:
I. Умение детей задумывать содержание своей поделки, развитие замысла в процессе ручного труда;
3 балла – ребенок самостоятельно задумывает содержание поделки, реализуя задуманное в процессе работы;
2 балла – ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание поделки и реализует задуманное в разнообразной технике;
1 балл – ребенок не принимает помощь взрослого.
II. Умение использовать в работе разнообразные приемы.
3 балла – ребенок самостоятельно использует разнообразные приемы.
2 балла – ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует разнообразные приемы в художественном ручном труде
1 балл – ребенок не принимает помощь взрослого.
III. Передача образа. Умение детей передавать образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение его составных частей.
1. Форма:
3 балла – формы переданы точно;
2 балла – есть незначительные искажения;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение:
3 балла – части расположены верно;
2 балла – есть незначительные искажения;
1 балл – части предметов расположены неверно.
IV. Умение использовать ножницы в ручном труде.
3 балла – ребенок умеет правильно пользоваться ножницами при выполнении работы;
2 балла – ребенок допускает ошибки при пользовании ножницами;
1 балл – ребенок не умеет правильно пользоваться ножницами.
V. Творческие способности:
-самостоятельность замысла;
-оригинальность изображения;
-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Задание 2.
«Вылепи друга клоуну» помогает выявить умение детей лепить предметы из нескольких частей, при этом детям предлагается разнообразный природный и дополнительный материал для декорирования поделки.
3.балла-. ребёнок активно применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;
2 балла- ребёнок частично применяет в своей работе природный и дополнительный материал, украшает поделку;
1 балл- ребёнок не использует в своей работе природный и дополнительный материал, не украшает поделку.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме. (Приложение 3)
Оценочные материалы.
Методика диагностики.
На столе приготовлен материал, педагог предлагает детям самостоятельно выполнить работу по заданной тематике в зависимости от учебного плана.
Обработка данных:
Высокий уровень- ребенок самостоятельно подбирает и использует инструменты, материал необходимые для работы. Ребенок аккуратен в работе, внимателен.
Средний уровень-ребенку требуется помощь педагога в подборе и использовании инструментов. Ребенок аккуратен в работе, но не всегда внимателен.
Низкий уровень- ребенок не может самостоятельно подобрать материал, недостаточно уверенно пользуется инструментами. Ребенок не аккуратен в работе, не внимателен.
Критерии (индикаторы):
Высокий уровень (3 балла)
Средний уровень (2 балла)
Низкий уровень (1 балл)
Ф.И. Ребенка. |
Знает и называет не менее 5 видов материала |
Использует материал природный, бросовый, пластилин, салфетки |
Владеет приемами (режет, отщипывает, рвет, наклеивает) |
Придумывает И выполняет несложную конструкцию, самостоятель но украшает |
Прочно скрепляет детали самостоятель но |
Владеет Клеем, ножницами стеками, палочками |
итого |
|
|||||||||||||
№ п/п |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
Объект педагогической диагностики (мониторинга) |
Формы и методы педагогической диагностики |
Периодичность проведения педагогической диагностики |
Длительность проведения педагогической диагностики |
Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей |
Педагогическое наблюдение |
2 раза в год |
1-2 недели |
Сентябрь-Май |
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки» итоговая выставка детских работ. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в конкурсах ДОУ, города, области.
Методические материалы.
Формы и методы.
Работа с детьми при организации образовательного процесса предусматривает групповую, парную и индивидуальную форму работы на занятиях и предполагает использование следующих методов и приемов:
- проектные методы обучения, используемые на занятиях, дают возможность для развития индивидуальных творческих способностей;
- технология игровых методов, в обучении расширяют кругозор, развивают
познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
- здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно, во время занятия
распределять, между детьми, различные виды деятельности;
- использования информационно - коммуникационных технологий повышает мотивацию к занятиям, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога с ребенком.
- словесные методы: объяснение, рассказ, беседа;
- наглядные методы: рассматривание поделок, иллюстраций, рисунков; использование экспонатов, подлинных вещей и т.д. наблюдение;
- практические приемы: работы по образцу, индивидуальные и коллективные работы детей;
- объяснительно-иллюстративные: педагог, проводя беседу, рассказывает и показывает на схемах, чертежах, рисунках, картинах, моделях и таблицах новый материал.
Объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- репродуктивные: выполнение по образцу «делай, как я», учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Занятия с детьми проводятся по следующему алгоритму:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Фотографии (реальные работы) законченных продуктов рукоделия.
2. Схемы, шаблоны, выкройки к запланированным работам.
4. Фонотека музыки, звуки природы.
5. Таблицы для зрительной гимнастики.
6. Мнемотаблицы (картотека) пальчиковых гимнастик.
График работы кружка
Неделя месяца |
Дни недели |
Время |
I-III |
Четверг |
16.00 – 16.25 |
II-IV |
Пятница |
16.00 – 16.25 |
Перспективно-тематическое планирование.
№ пп |
Тема |
Продолжительность |
Образовательные задачи |
Материал и оборудование |
|||||
Сентябрь. |
|||||||||
1. |
Вводное занятие. Мониторинг.
|
25 мин
|
Беседа, ознакомление детей с особенностями программы. Требования к поведению детей во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. |
|
|||||
2.
|
«Совушка – сова» |
25 мин
|
Учить детей из природного материала (шишки) делать поделку. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственную ориентировку, фантазию, изобретательность. Воспитывать трудолюбие и усидчивость. |
Шишки. Пластилин. Фоамиран.
|
|||||
3. |
«Сюжеты – коллаж из осенних листьев»
|
25 мин |
Учить самостоятельно планировать работу, обдумывать и творчески реализовать свой замысел, закрепить навыки работы с природным материалом. |
Цветной картон, засушенные листочки, ножницы, клей, кисточки, салфетки |
|||||
4.
|
«Грибочки, грибочки растут во лесочке» |
25 мин |
Учить детей работать в нетрадиционной технике рисования – пластилинография. Развивать ловкость пальцев. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели. Воспитываем самостоятельность, усидчивость. любовь к родному краю. |
Пластилин. Одноразовая тарелочка.
|
|||||
Октябрь. |
|||||||||
5.
|
«Ёж – ежович» |
25 мин |
Учить применять в аппликации природный материал листья. Развивать творческий потенциал, воображение. Поощрять проявления творчества у детей. |
Листья. Клей карандаш. Шаблон ёжика. Фломастеры.
|
|||||
6.
|
«Осеннее дерево» |
25 мин |
Закрепление и обобщение знаний и умений по лепке, полученных ранее. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызвать эмоциональный отклик. |
Картон. Пластилин.
|
|||||
7.
|
«Тили-тили, тесто …». |
25 мин |
Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. |
Пласт соленого теста. |
|||||
8.
|
«Цветочек из природного материала» |
25 мин |
Активизировать умение варьировать разные художественные материалы, техники и приёмы работы с целью создания выразительного образа. Развивать фантазию. |
Разный природный материал, проволока, листья, салфетки. |
|||||
Ноябрь. |
|||||||||
9. |
«Веточка рябины» (объемная аппликация) |
25 мин |
Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе, умение видеть её красоту и отображать это в своей работе.
|
Половинка альбомного листа с нарисованной или наклеенной веткой рябины, красные салфетки, клей, розетка для клея, кисть для клея, тряпочка, клеенка – подкладка. |
|||||
10.
|
«Дикие животные» |
25 мин |
Учить детей составлять образ дикого животного из природного материала (скорлупа грецкого ореха). Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию. Вызвать чувство удовлетворения от совместной деятельности по выполнению коллективного замысла «сделать животных – гостей ко Дню рождения Бабы Яги». |
Скорлупа грецкого ореха, Фоамиран
|
|||||
11. |
«Лебедь» |
25 мин |
Учить создавать выразительный образ лебедя из пластилина и природного материала. Развивать чувство формы. Воспитывать самостоятельность и аккуратность. Учить составлять коллективную композицию. |
Пластилин белый, красный, черный, кленовые крылатки, фольга, коробка из-под конфет, мох. |
|||||
12.
|
«Брелок-ладошка» (поделка из соленого теста) |
25 мин |
Продолжать учить лепить из теста, развивать эстетический вкус. |
Готовое соленое тесто, скалка, стеки, доски, салфетки. |
|||||
Декабрь. |
|||||||||
13.
|
«Петушки из конуса» |
25 мин
|
Учить делать игрушку петушка на основе конуса. Развивать умение выделять основные этапы создания поделок и самостоятельного планирования их изготовления; - совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок. Воспитывать бережное отношение к животным, чувство товарищества. |
Цветная бумага. Клей Карандаш. Ножницы.
|
|||||
14.
|
«Снеговик» (аппликация из ватных дисков) |
25 мин |
Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. |
Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон. |
|||||
15.
|
«Новогодние колокольчики» |
25 мин |
Научить соединять различные материалы при изготовлении новогодней игрушки. Придавать поделкам выразительность, путем использования характерных деталей. Закрепить умение завязывать узелки бантиком. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. |
Фольга, ячейки из-под яиц, ткань прозрачная, ленточки, бусинки, клей, ножницы, проволока, салфетки. |
|||||
16.
|
«Праздничная ёлочка» |
25 мин |
Учить приемам работы с тестом. Учить использовать декоративные элементы для украшения и создания неповторимого образа; Развивать образное мышление, моторику рук. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. |
Солёное тесто. Ножницы.
|
|||||
Январь. |
|
||||||||
17.
|
«Снежинка»
|
25мин |
Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость. |
Крупа, макаронные изделия, клей, пластилин, картон.
|
|||||
18. |
«Северное сияние» (рисование солью) |
25мин |
Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма. |
Цветная соль, баночки для создания композиции. |
|||||
19.
|
«Веселая овечка» (объемная аппликация) |
25 мин |
Уточнить и обобщить знания детей по теме домашние животные; Учить детей создавать выразительный образ барашка работая в новой технике выполнения объемной аппликации. |
Картон с нарисованной овечкой, вата, клей, кисти. |
|||||
Февраль. |
|||||||||
20.
|
«Зима» |
25 мин |
Уточнить и обобщить знания детей о зиме; совершенствовать умение использовать в работе ватные палочки, кусочки ваты. Развивать восприятие объёмных форм. Воспитывать аккуратность в работе. |
Ватные палочки, кусочки ваты, клей, картон, образец.
|
|||||
21.
|
«Снегири на ветках» |
25 мин |
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. |
Картон, Пластилин.
|
|||||
22. |
«Самолёт» |
25 мин |
Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации. Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ сборки самолета. Закрепить навыки аккуратного наклеивания и соединения частей. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать настойчивость, интерес к конструктивной деятельности. |
Бутылка пластиковая. Бумага цветная. Ножницы Клей карандаш. Пластиковая бутылка.
|
|||||
23.
|
«Рамка для картинки» |
25 мин |
Закреплять умение работать с картоном; для оформления рамки использовать различную крупу (гречку, рис, пшено и др.); продолжать знакомить со способами соединения деталей. |
Картон, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея. |
|||||
Март. |
|||||||||
24. |
«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (Торцевание) |
25 мин |
Развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. |
Картон, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, клей ПВА. |
|||||
25. |
«Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования) |
25мин |
Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. |
Цветной картон, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой. |
|||||
26.
|
«Браслет, бусы» |
25 мин |
Вызвать интерес к созданию оригинального украшения. Развивать творческое воображение, художественный вкус. Воспитывать, старательность, усидчивость. |
Леска, бисер.
|
|||||
27. |
«Веселый человечек» |
25 мин |
Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение от веселой и смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (ватный диск, фломастеры). |
Картон, Цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.
|
|||||
Апрель. |
|||||||||
28.
|
«Подснеж-ники» |
25 мин |
Развитие у детей художественно-творческих способностей. Воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию. Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию; Совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения. |
Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветной картон зелёного цвета.
|
|||||
29. |
«Пора в космос» (объемная аппликация) |
25 мин |
Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Картон синего цвета, цветная бумага, клей, кисти для клея. |
|||||
30.
|
«Аквариум» |
25 мин |
Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. |
Цветная бумага, картон, тесто кисти для клея, клей.
|
|||||
31.
|
«Корзиночка для карандашей» |
25 мин |
Развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться. Развивать целеустремлённость в работе. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе. |
Картон. Скотч двухсторонний Стаканчик одноразовый. Ножницы.
|
|||||
Май |
|||||||||
32. |
«Тюльпаны на день победы» (Бросовый материал) |
25 мин |
Учить делать цветок из бросового материала (одноразовые ложечки), скреплять лепестки пластилином. Продолжать работать над композиционным построением изображения. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. |
Картон. Ложки одноразовые Пластилин.
|
|||||
33. |
«Ежики на полянке из семечек» (Природный материал) |
25мин |
Развивать умения работать коллективно. Развивать интерес к изготовлению поделки из природного материала. Мыслительную и творческую фантазию детей. Учить детей логически мыслить. Воспитывать аккуратность в работе. Вызвать у детей желание любоваться ежиками, воспитывать любовь к природе. |
Пластилин. Семечки.
|
|||||
34.
|
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (нитки). |
25 мин |
Продолжать учить детей делать поделку из ниток. Закреплять навык работы с шаблоном и нитками. Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику. Приобщать детей к труду.
|
Лист бумаги с изображением одуванчика, цветные нитки жёлтого и зелёного цвета, клей, кисти для клея. |
|||||
35. |
«Веселые клоуны из воздушного шара» |
25 мин |
Учить делать веселого клоуна из воздушного шарика. Соотносить правильно расположение частей. Закрепить правильно, работать ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать дружно, самостоятельно и аккуратно. |
Воздушные шары. Цветная бумага. Ножницы.
|
|||||
36. |
Мониторинг |
25 мин |
Проведение итогового контроля. |
|
|||||
Список литературы.
1. Белякова О.В. «Поделки из природных материалов»/Москва «Астрель», 2011г.;
2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
3. Грибовская А.А «Коллективное творчество дошкольников» изд. Москва 2004г
4. Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М.2008.
5. Гульянц Э.К. И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» /Москва «Просвящение», 1984г.;
6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
7. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
8. Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
10. Лыкова И.А «Лесные поделки» изд. Москва 2008г
11. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет " Цветные ладошки", М., 2013.
12. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду учебно-методическое пособие Программа "Умелые ручки", М., 2010.
13. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
14. Сюзанна Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов» /Москва «Айрис», 2007г.;
15. Хананова И.О «Соленое тесто» изд. Москва 2006г
16. Художественная аппликация и узоры из бумаги.: БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
17. Шипилова Елена «Душа на кончиках пальцев» изд. Москва 2010г
18. http:/stranamasterov.ru
Для детей и родителей:
1. Амуленко И.А., «Аппликации новые идеи», «Изд-во Мир книги», 2010.
2. Белякова О.В., «Поделки из природных материалов», Москва, 2010.
3. Диброва А. Поделки из соленого теста. 2011г.
Приложение 1.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бумагопластика – нетрадиционный способ работы с бумагой. Технология изготовления поделок из мятой бумаги, которая очень проста и не требует больших материальных затрат, кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания
изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для
психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы,
пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки,
стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика,
тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна,
макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные
семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными
кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные
бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная
материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение
разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей
очень близко к другому средству изображения - коллаж.
- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид
декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с
изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной
поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид
живописи.
- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё
просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал
— разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент —
клей и ваши руки.
- Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Ниткография - это выкладывание с помощью ниток контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" разными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.). Ниточки можно подготавливать в виде шнурка или мелко нарезанной нити.
Лепка из соленого теста. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в Xll веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью всегда будут водиться на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «ХЛЕБОСОЛ». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивающим мелкую моторику рук, способствующим развитию творческого воображения. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослыми. Можно говорить о том, что работа с соленым тестом – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Работа с бросовым материалом
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию); тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял воспитатель.
Приложение 2.
Правила техники безопасности при работе с различными материалами и инструментами.
• Работай за своим рабочим местом.
• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
• Нельзя брать в рот мелкие детали.
• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• При вырезывании деталей поворачивай бумагу.
• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.
• Береги инструменты, экономь материалы.
• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Приложение 3.
Протокол обследования умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в художественном ручном труде
№ п/п |
Список детей |
Свойства материалов |
Овладение приемов работы с материалами |
Развитие конструктивных способностей |
Мелкая моторика |
Количество баллов |
Уровень |
|||||||||||
Природный материал |
пластилин |
бумага |
нитки |
тесто |
бросовый |
резать |
клеить |
рвать |
измерять |
налеп |
вырезать |
лепить |
||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: (13-18 баллов)
Средний уровень: (от 7 до 12 баллов)
Низкий уровень: (ниже 6 баллов)
Качественная характеристика уровней сформированности
умений и навыков детей в художественном ручном труде
Высокий уровень (от 13 до 18 баллов): Может создавать различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание поделки, развивая замысел в процессе лепки. Самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы. Перед лепкой делится своими творческими планами, активно вносит творческие элементы, осуществляет задуманное. Правильно и по назначению использует разнообразные инструменты (стеку, ножницы).
Средний уровень (от 7 до 12 баллов): Может создавать с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание работы, развивая замысел во время создания, добавляет элементы, отображая несложный сюжет. При напоминании, использует частично разнообразные приемы ручного труда. Умеет использовать разнообразные инструменты (стеку, ножницы) при небольшой помощи взрослого.
Низкий уровень (ниже 6 баллов): Может создавать простые предметы, требуя помощи взрослого. Затрудняется даже с помощью воспитателя передавать форму предметов, пропорции. Во время труда использует однообразные приемы. При побуждении и помощи педагога не вносит творческие элементы, которые внесли дети. Не может задумывать содержание поделки и создавать задуманное, помощь взрослого не принимает. Инструменты при создании поделки не использует или использует не по назначению.
Ф.И. Ребенка. |
Знает и называет не менее 5 видов материала |
Использует материал природный, бросовый, пластилин, салфетки |
Владеет приемами (режет, отщипывает, рвет, наклеивает) |
Придумывает И выполняет несложную конструкцию, самостоятель но украшает |
Прочно скрепляет детали самостоятель но |
Владеет Клеем, ножницами стеками, палочками |
итого |
|
|||||||||||||
№ п/п |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Оценочные материалы.
Методика диагностики.
На столе приготовлен материал, педагог предлагает детям самостоятельно выполнить работу по заданной тематике в зависимости от учебного плана.
Обработка данных:
Высокий уровень- ребенок самостоятельно подбирает и использует инструменты, материал необходимые для работы. Ребенок аккуратен в работе, внимателен.
Средний уровень-ребенку требуется помощь педагога в подборе и использовании инструментов. Ребенок аккуратен в работе, но не всегда внимателен.
Низкий уровень- ребенок не может самостоятельно подобрать материал, недостаточно уверенно пользуется инструментами. Ребенок не аккуратен в работе, не внимателен.
Успехи группы в целом и отдельных детей отслеживаются через участие в дидактических играх по основным темам программы. Итоговая выставка детских работ. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей
Критерии (индикаторы):
Высокий уровень (3 балла)
Средний уровень (2 балла)
Низкий уровень (1 балл)
Творческая активность.
• Повышенный интерес, творческая активность.
• Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но
выполняет работу по указанию педагога.
• Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.
Новизна, оригинальность.
• Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов
решения творческой задачи, так и результата детского творчества,
«индивидуальный» подчерк детской продукции.
• Ребенок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов
случайно, с подсказками педагога.
• Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по
образцу, с ошибками.
Сенсорные способности
(чувство цвета, формы).
• Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан
реальный цвет, выразительность изображения.
• Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.
• Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету,
одноцветность.
Композиция.
• По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между
предметами.
• На полосе листа с незначительными элементами.
• Не продуманно, носит случайный характер.
Общая ручная умелость.
• Хорошо развита моторика рук, аккуратность.
• Ручная умелость развита.
• Слабо развита моторика рук.
Самостоятельность.
• Выполняет задание самостоятельно, без помощи Ребенок
самостоятельно умеет выбирать выразительные средства, доводить
начатое дело до конца.
• Требуется незначительная помощь.
• Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога,
необходима поддержка и стимуляция.
Приложение 4.
Методическое обеспечение
Пальчиковые гимнастики:
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто - куда.
«Утречко»
Утро настало, солнышко встало (руки поднять вверх с опорой на локти)
- Эй, братец Федя, разбуди соседей
- Вставай, Большак. (разогнуть большие пальцы)
- Вставай, Указка,
- Вставай, Серёдка,
- Вставай, Сиротка,
- И Крошка-Митрошка. (разогнуть все пальцы по очереди)
- Привет ладошка.
Все потянулись (руки поднять вверх, пальцы выпрямить)
И проснулись (быстро пошевелить пальцами)
«Черепаха»
Черепаха вдруг ползёт-
Домик на спине везёт.
Ты быстрей, быстрей ползи!
Домик весело вези!
Широко расставить пальцы правой руки, опираясь всеми, кроме среднего, на стол, - это «ноги» черепахи и её головы. Ладошкой левой руки обхватить поверх правую руку - получится панцирь. Показать, как черепаха передвигается по столу мелкими шажками.
«Два пингвина»
Два пингвина пошли гулять. (руки сжать в кулачки, большие пальцы вытянуты и синхронно передвигаться по столу.)
Вторые догонять. (указательные пальцы начинают скакать)
Третьи пингвины –бегом. (поскакать средними)
Четвертые пешком. (по столу не спеша передвигать безымянные пальца)
Пятые поскакали. (кулачки раскрыть полностью, начинают скакать мизинцем)
И конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)
«Ладошки»
Вот у нас игра какая
Хлоп ладошка, хлоп другая
Правой левую ладошку
Мы похлопаем немножко
А потом ладошкой левой
Ты хлопки по правой делай.
А потом, потом, потом
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки- хлоп, хлоп, хлоп.
По коленкам -шлеп, шлеп шлеп.
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можем хлопнуть за спиной
Хлопаем перед собой!
Справа можем, слева можем!
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя
Вот какая красота!
«Шарик красный»
Воздух мягко набираем (ладошки сжаты в кулачки, прижаты друг к другу. Вдох)
Шарик красный надуваем (расправить пальчики, соединить подушечки пальцев правой и левой руки так, чтобы получился «шарик». Выдох)
Шарик тужился, пыхтел (вдох)
Лопнул он и засвистел. (руки сжаты в кулачок, выдох)
«Кукла»
Кукла первая толста, (Дети крутят большой палец в кулаке.)
А внутри она пуста, (Кисти рук смыкаются в «замок»)
Разнимается она (Кисти разводятся в стороны)
На две половинки.
Половинку отвинти, (Ставится кулачок над кулачком и крутятся)
И на кукол посмотри. (Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)
Пальчиковая игра
В гости к пальчику
большому
Приходили прямо к
дому
(Поочередно соединять
все пальцы до мизинца с
большим).
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(Мизинец стучит по
большому пальцу).
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
(Пальцы собрать в
щепотку),
Друг без друга им нельзя.
«Снегири» |
|
Вот на ветках,
посмотри, |
4 хлопка
руками. Частые
потряхивания руками. |
«Мои пальчики».
Вот все пальчики мои,
(Поворот кистей рук)
Их как хочешь, поверни –
И вот так, и вот так –
(Хлопок перед собой, лёгкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)
Не обидятся никак!
(Руки перед грудью, пальцы в замок. Руки вперёд, ладони вперёд)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Круговые движения кистью, пальцы в замок)
Не сидится им опять.
(«Моторчик», вращающие движения рук)
Постучали,
(Пальцы друг о друга)
Повертели,
(Поворот кистей рук)
И работать захотели,
(Встряхнув, движения кистью)
Дали ручкам отдохнуть,
(Встряхнули руками)
А теперь обратно в путь.
(Положить руки на стол)
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! (Пальцы правой руки по очереди «здороваются»
Здравствуй, небо
голубое!
с пальцами левой руки, похлопывая друг
Здравствуй, вольный ветерок! друга
кончиками).
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живем в одном краю — (Энергично сжимаются и разжимаются
пальцы).
Всех я вас приветствую!
«Дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы
опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -
"бутончик тюльпана).
«Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать (сжимаем, разжимаем руки)
А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками по столу, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками), зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (поглаживаем животики)
Выпили водицы полное корытце (разводим руки в сторону).
«Котик»
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он,
зевнул,
Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие
упражнения для пальцев.
«Алые цветки»
Наши алые цветки - распускают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Ветерок чуть дышит, ветерок колышет. (Потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши желтые цветки - закрывают лепестки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук опустить вниз. Круговые движения кистями рук).
«Маленькая кошка»
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка. ( Пальчики идут по столу)
В маленькие лапки
Спрятала царапки. (Сжимать разжимать кулачки)
Если вдруг захочет
Коготки поточит. ( Скребем по столу)
Цап-царап(сжимать разжимать кулачки)
«Солнышко»
Светит солнышко в окошко, («фонарики») Потанцуем немножко
Прыг-скок... (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)
«Снег»
Снег руками собирали
Наши пальчики устали (Энергично сжимать и разжимать пальцы)
Мы их будем растирать
Мы их будем согревать (Энергично потирать ладонь о ладонь
Руки согните в локтях и, подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.)
«Ёлочка»
На глазах у детворы
Елка наряжается.
Разноцветные шары
На ветвях качаются.
Разминка для рук:
Как проснется наша киска, суп не станет, есть из миски.
А зарядку будет делать.
Сжали все мы кулачки, руки вверх подняли, кулачки разжали!
Ручки опустили, потрясли немного!
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап
Пальчиковая гимнастика:
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем немножко
Прыг-скок… (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.