1. Пояснительная записка
Атлетическая гимнастика – это система разносторонних силовых физических упражнений, направленных на развитие силы, развивающих ловкость посредством силовых упражнений с тяжестями, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья.
Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений тренирует сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, позволяет направленно управлять своим телосложением, с гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажёрах способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска. Девушкам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенства, способствуют более быстрому послеродовому восстановлению организма. Гимнастикой решают вопросы досуга молодёжи, отвлекают от вредных привычек, прививают самодисциплину, она является средством активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
Атлетическая гимнастика и общефизическая подготовка (ОФП) предусматривает изучение основ физической культуры и здорового образа жизни, использование физкультурно-спортивной деятельности для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределение в физической культуре и спорте. Преподавание дисциплины ведётся с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, изучение дисциплины базируется на занятиях учащихся основ физической культуры и здорового образа жизни; на умение применять эти занятия по спортивной направленности.
Образовательная область ОФП призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном, развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психологического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Образовательная область ОФП имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Занятия по ОФП проводятся в спортивном зале спортклуба «Флекс» два раза в неделю по два академических часа с группой учащихся юношей и девушек в возрасте от 14 до 18 лет. Программа рассчитана на один год.
Примечание:
Элементы специальной физической подготовки входят в структуру каждого тренировочного занятия.
2. Цели и задачи
Целью атлетической гимнастики является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально-профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
Ø создание целостного представления об атлетической гимнастике и общефизической подготовке, их роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста;
Ø приобретение основ теоретических и методических знаний, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов;
Ø формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни;
Ø воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств, необходимых для личностного и профессионального развития;
Ø обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности;
Ø приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
Целью обучения образовательной области ОФП в техникуме является формирование физической культуры личности студента посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью.
В соответствии с целью образовательной области ОФП формулируются задачи для данной дисциплины:
Ø расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
Ø совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
Ø воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности;
Ø создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойств организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья, поддержки оптимального функционального состояния;
Ø обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
Ø формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий ОФП с различной функциональной и социально ориентированной направленностью.
Сформулированные цели и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности — теоретическая, практическая и физическая подготовка студентов.
3. Знания и умения
3.1. Атлетическая гимнастика
Учащийся должен знать:
ü основную терминологию выбранного вида спорта, используемую на занятиях и тренировках, достижения российских спортсменов;
ü правила гигиены, взаимопомощи, страховки;
ü правила безопасности при выполнении тех или иных упражнений;
ü меры предупреждения травм;
ü оказание первой медицинской помощи;
ü комплекс силовых упражнений (составление);
ü виды упражнений для координации, для наработки волевых качеств и выносливости;
ü правила проведения эстафет;
ü судейство и организацию самостоятельных тренировочных занятий по выбранному виду спорта.
Студент должен знать используемые в тренировочном процессе различные по характеру и направленности упражнения. Правильная классификация упражнений и точная терминология играют важную роль в учебно-тренировочной работе. Должны понимать и различать классификации упражнений. Под классификацией упражнений понимают определённую систему распределения их по группам и подгруппам – в зависимости от существенных признаков.
Учащийся должен уметь:
ü выполнить различные виды упражнений;
ü организовать их проведение в группе и самостоятельно.
3.2. Общефизическая подготовка
Учащийся должен знать:
v историческое развитие, особенности развития избранного вида спорта;
v педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
v биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
v физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами ОФП в разные возрастные периоды;
v возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий ОФП;
v психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
v способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных тренажёров;
v правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Учащийся должен уметь:
v технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
v проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
v разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
v контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
v управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
v соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
v пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий ОФП.
4. Теоретические сведения
История развития атлетической гимнастики. Влияние занятий по атлетической гимнастике на организм. Основы методики составления комплекса физических упражнений.
Способы дозирования физических упражнений по степени трудности:
— Классификация физических упражнений (с отягощением, с амортизаторами, с противодействием партнера, с сопротивлением внешней среды: воды, песка и т. д., с сопротивлением массы собственного тела).
— Значение важности дыхания при занятии атлетической гимнастикой.
Способы двигательной деятельности
Развитие с и л ы. Изометрические упражнения дают неограниченные возможности в использовании разнообразного инвентаря и оборудования. Можно заниматься ими без каких-либо приспособлений.
При изометрическом режиме тело человека и его отдельные звенья остаются относительно неподвижными, в то время как. напряжение в мышцах возрастает, длительность такого упражнения 4—6 сек.
Упражнения н а в ы н о с л и в о с т ь и и х д о з и ровка. Скорость выполнения упражнения, его длительность, интервал отдыха между подходами, количество подходов и число повторений, разнообразие двигательной деятельности во время отдыха (бег, ходьба на лыжах, футбол, гандбол, водное поло, регби, борьба, бокс и другие виды спорта). Принципы последовательности и постепенности задержки дыхания.
Развитие ловкости и координации (гимнастические и акробатические упражнения).
Развитие гибкости (гимнастика, борьба, акробатика, пружинистые и маховые движения различных частей тела).
Длительность занятий: зарядка — 20 мин. Три раза в неделю, занятие не более I час. в неделю.
Статические упражнения. Применение статических упражнений используется как вспомогательные упражнения во многих видах спорта. Развитие мышечных групп содействует приобретению физической силы и выносливости.
Упражнения для развития выносливости: упражнения с задержкой дыхания (при занятиях на воде, упражнения на чувство времени, на скорость выполнения того или иного движения), при этом разумный подбор темпа, ритма, скорости выполнения упражнения; также учитывать особенности дыхания и другие факторы.
Для развития физических качеств упражнения распределяются по анатомическому принципу.
Методика развития каждой группы мышц имеет свою специфику.
Комплекс упражнений с гантелями и ш т а н г о й. Все упражнения начинаются с одного подхода, увеличивая количество подходов до нужного уровня, прибавляя вес.
1-й комплекс упражнений
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
1 |
Приседания |
3 |
2 |
Становая тяга |
1 |
3 |
Тяга штанги в наклоне |
3 |
4 |
Жим штанги лежа |
3 |
5 |
Подъем гантелей на бицепс |
3 |
6 |
Подъем ног на скамье |
1 |
2-й комплекс упражнений с гантелями
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
|
Дельтовидные мышцы: |
|
1 |
Жимы гантелей от плеч с разными положениями кистей (вперёд, параллельно) |
3 х 8 - 10 |
2 |
Подъёмы гантелей вперёд (фронтальная часть дельты) |
3 х 8 - 10 |
3 |
Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть дельты)
|
3 х 8 - 10 |
4 |
Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты) |
3 х 8 - 10 |
|
Бицепсы: |
|
5 |
Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя), хват снизу, сверху, параллельно, одной рукой, с опорой локтя в колено, попеременно |
3 х 8 - 10 |
6 |
Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной скамье, хват ладонями внутрь, вперёд |
3 х 8 - 10 |
|
Трицепсы: |
3 х 8 - 10 |
7 |
Выпрямление рук вверх с гантелью (стоя, сидя), двигается только предплечье, плечо фиксировано строго вверх |
3 х 8 - 10 |
8 |
Выпрямление рук, лёжа на скамье, хват гантелей ладонями внутрь, плечо фиксировано вертикально, двигаются только предплечья |
3 х 8 - 10 |
9 |
Выпрямление одной руки (поочерёдно) назад, в наклоне, плечо фиксировано горизонтально, двигаются только предплечья |
3 х 8 - 10 |
|
Мышцы спины: |
|
10 |
Тяга гантелей к поясу в наклоне, другая рука в упоре (колено, скамья) |
3 х 8 - 10 |
11 |
Отведение гантелей назад-вверх в наклоне (имитация гребка) с задержкой в верхней позиции на 1 – 2 секунды |
3 х 8 - 10 |
12 |
Лёжа животом на скамье, тяга гантелей вверх до сгибания рук или разведение прямыми руками назад-вверх |
3 х 8 - 10 |
|
Грудные мышцы: |
3 х 8 - 10 |
13 |
Разведение рук с гантелями, лёжа на горизонтальной или наклонной скамье (варьировать угол наклона) |
3 х 8 - 10 |
14 |
Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной скамье «пуловер» |
3 х 8 - 10 |
15 |
Жим тяжёлых гантелей лёжа, с различными положениями кистей ладони вперёд, параллельно |
3 х 8 - 10 |
|
Мышцы живота: |
|
16 |
Подъём туловища из положения лёжа, руки с гантелью за головой, ступни закреплены |
3 х 8 - 10 |
17 |
Подъём ног, в положении лёжа, гантель прикреплена к ступеням, руки в зацепе за головой |
3 х 8 - 10 |
|
Разгибание стены: |
3 х 8 - 10 |
18 |
Наклон вперёд, гантель в руках за головой |
3 х 8 - 10 |
19 |
Имитация рубки дров с гантелью в руках |
3 х 8 - 10 |
|
Мышцы бедра: |
|
20 |
Приседание, руки с гантелями у плеч или опущены вниз |
3 х 8 - 10 |
21 |
Сидя на высокой скамье выпрямлять ногу с гантелью, прикреплённой к ступени |
3 х 8 - 10 |
22 |
Лёжа на животе, сгибать ноги с гантелями, прикреплёнными к ступням |
3 х 8 - 10 |
|
Мышцы голени: |
|
23 |
Подъём на носки, стоя на невысоком бруске, гантели у плеч |
3 х 8 - 10 |
24 |
Подъём на носок одной ноги, одна рука удерживает равновесие, другая, опущенная – гантель |
3 х 8 - 10 |
3-й комплекс упражнений с гантелями, штангой и блоками
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
1 |
Подъемы на носки стоя Жим ногами на тренажере сидя |
3 3 |
2 |
Становая тяга |
1 |
3 |
Тяга блока к животу |
3 |
4 |
Подъёмы гантелей в стороны |
3 |
5 |
Подъёмы штанги на бицепс |
3 |
6 |
Подъёмы туловища на скамье |
1 |
4-й комплекс упражнений
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
|
НОГИ |
|
1 |
Приседание |
3 х 8 - 10 |
2 |
Выпрямление ног |
3 х 8 - 10 |
3 |
Сгибание ног |
3 х 8 - 10 |
4 |
Подъём на икрах |
3 х 8 - 10 |
|
ГРУДЬ |
|
5 |
Жим лёжа |
3 х 8 - 10 |
6 |
Жим лёжа в наклоне вниз |
3 х 8 - 10 |
7 |
Жим лёжа в наклоне вверх |
3 х 8 - 10 |
8 |
Разводка с гантелями |
3 х 8 - 10 |
|
СПИНА |
|
9 |
Тяга одной рукой |
3 х 8 - 10 |
10 |
Тяга стоя |
3 х 8 - 10 |
11 |
Шраги |
3 х 8 - 10 |
|
ПЛЕЧИ |
|
12 |
Жим вверх |
3 х 8 - 10 |
13 |
Подъёмы в стороны |
3 х 8 - 10 |
14 |
Подъёмы перед собой |
3 х 8 - 10 |
|
ТРИЦЕПСЫ |
|
15 |
Выпрямление рук на трицепс |
3 х 8 - 10 |
16 |
Выпрямление рук с гантелями |
3 х 8 - 10 |
|
БИЦЕПСЫ |
|
17 |
Сгибание рук |
3 х 8 - 10 |
18 |
Сгибание с гантелями |
3 х 8 - 10 |
|
ПРЕСС |
|
19 |
Подъёмы корпуса |
3 х 8 - 10 |
20 |
Подъёмы корпуса со скручиванием |
3 х 8 - 10 |
5-й комплекс упражнений
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
1 |
Жим лёжа |
3 х 6 - 10 |
2 |
Жим лёжа в наклоне |
3 х 6 - 10 |
3 |
Отжимание на брусьях |
3 х 6 - 20 |
4 |
Жим сидя из-за головы |
3 х 6 - 10 |
5 |
Разведение гантелей в наклоне |
3 х 6 - 10 |
6 |
Разведение гантелей стоя |
3 х 6 - 10 |
7 |
Подъём штанги на бицепс |
3 х 6 - 10 |
8 |
Сгибании е рук с гантелями сидя |
3 х 6 - 10 |
9 |
Жим лёжа узким хватом |
3 х 6 - 10 |
6-й комплекс упражнений на гибкость (растяжка)
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
1 |
Растягивание четырёхглавой мышцы бедра |
3 х 6 - 10 |
2 |
Растягивание икроножных мышц, ахиллова сухожилия
|
3 х 6 - 10 |
3 |
Спина |
3 х 6 - 20 |
4 |
Плечи |
3 х 6 - 10 |
5 |
Растяжка для двуглавой мышцы бедра и нижней части спины |
3 х 6 - 10 |
6 |
Растяжка для ягодиц, бёдер, мышц живота |
3 х 6 - 10 |
7 |
Растяжка для внутренней части бедра |
3 х 6 - 10 |
8 |
Растяжка для груди, плеч, внутренней части рук |
3 х 6 - 10 |
7-й комплекс упражнений
№ |
Название упражнения |
Количество подходов |
1 |
Приседания |
3 х 6 - 10 |
2 |
Тяга к груди в наклоне |
3 х 6 - 10 |
3 |
Наклоны через козла |
3 х 6 - 20 |
4 |
Жим ногами |
3 х 6 - 10 |
5 |
Разгибание ног на тренажёре |
3 х 6 - 10 |
6 |
Сгибание ног на тренажёре |
3 х 6 - 10 |
7 |
Упражнение для мышц голени |
3 х 6 - 30 |
8 |
Упражнение для мышц голени (сидя) |
3 х 6 - 30 |
9 |
Упражнения для пресса |
3 х 6 - 30 |
Развитие силовых способностей: комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанга и т. п.); комплексы атлетической гимнастики с корригирующей направленностью (из положения виса на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног под прямым углом; из положения, стоя лицом к гимнастической стенке сгибание и разгибание рук с постепенным их разведением в стороны; из положения стоя боком к гимнастической стенке, удерживаясь рукой за рейку, поочередное приседание на правой и левой ноге; из положения лежа на спине и удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки сгибание туловища; из положения лежа на животе и удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки многократное прогибание туловища); комплексы атлетической гимнастики на тренажерах; комплексы обще-развивающих упражнений, выполняемые в режиме «до отказа»; прыжки с дополнительным отягощением на месте, из разных исходных положений (приседа, полуприседа, стоя), с продвижением (спиной, боком, лицом вперед) в различных направлениях, на одной и двух ногах; прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине (юноши — из виса на руках, девочки — из виса лежа); «отжимание» туловища (юноши — в положении упора лежа, девушки — в положении упора о гимнастическую скамейку); приседание в различном темпе и в различных исходных положениях с отягощением массой тела и дополнительными средствами; передача набивного мяча (3 кг) в парах в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений (стоя, сидя, в приседе и полуприседе); метание набивного мяча (3 кг) одной и двумя руками (от груди, снизу, из-за головы) на дальность из разных исходных положений; лазанье по канату (на количество повторений и на скорость выполнения); сгибание туловища из положения лежа; сгибание прямых ног из положения виса на руках; передвижение на упоре («тачка») с помощью и самостоятельно; передвижение на руках из положения лежа на спине; передвижение в висе на руках; преодоление комбинированных полос препятствий (с продвижением в висе на руках, ползком, бегом, прыжками, лазаньем и перелезанием); перенос непредельных тяжестей с максимальной скоростью (мальчики — сверстников способом на спине); подвижные игры с силовой направленностью (например, импровизированный баскетбол с набивным мячом).
5. Учебно-тематический план занятий
№ п/п |
Содержание занятий |
Учебная нагрузка |
1 |
2 |
3 |
ТЕОРИЯ |
||
1. |
Теоретическая подготовка: |
6 |
Ø Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие атлетической гимнастики в России. |
1 |
|
Ø Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Гигиенические требования к занимающимся спортом. |
1 |
|
Ø Преимущества регулярных тренировок. Питание. |
1 |
|
Ø Техника безопасности при выполнении упражнений. |
1 |
|
Ø Основы техники в атлетической гимнастике и общефизической подготовке. |
1 |
|
Ø Спортивные соревнования. Правила соревнований по атлетической гимнастике. |
1 |
|
ПРАКТИКА |
||
2. |
Общефизическая подготовка: |
30 |
Ø упражнения для рук и плечевого пояса |
4 |
|
Ø упражнения для ног |
4 |
|
Ø упражнения для шеи и туловища |
4 |
|
Ø упражнения для развития силы |
6 |
|
Ø упражнения для развития выносливости |
4 |
|
Ø упражнения для развития гибкости |
4 |
|
Ø упражнения для развития ловкости |
4 |
|
3. |
Специальная подготовка: |
30 |
Ø аэробные упражнения |
10 |
|
Ø упражнения для развития взрывной силы |
10 |
|
Ø упражнения для развития специальной выносливости |
10 |
|
4. |
Техническая подготовка |
94 |
Ø приседания |
5 |
|
Ø выпрямление ног |
5 |
|
Ø сгибание ног |
5 |
|
Ø подъём на икрах |
5 |
|
Ø жим лёжа |
5 |
|
Ø жим лёжа в наклоне вниз |
5 |
|
Ø жим лёжа в наклоне вверх |
5 |
|
Ø разводка с гантелями |
5 |
|
Ø тяга одной рукой |
5 |
|
Ø тяга стоя |
5 |
|
Ø шраги |
5 |
|
Ø жим вверх |
5 |
|
Ø подъёмы в стороны |
5 |
|
Ø подъёмы перед собой |
5 |
|
Ø выпрямление рук на трицепс |
4 |
|
Ø выпрямление рук с гантелями |
4 |
|
Ø сгибание рук |
4 |
|
Ø сгибание с гантелями |
4 |
|
Ø подъёмы корпуса |
4 |
|
Ø подъёмы корпуса со скручиванием |
4 |
|
|
ИТОГО: |
160 |
Календарь соревнований
Название соревнований |
Месяц |
Ø Внутритехникумовские соревнования |
октябрь |
Ø Первенство района |
март |
Ø Кубок района |
апрель |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.