Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шахунский колледж аграрной индустрии»
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ ШКАИ ________________ Ельчанинова Т. В. «31» августа 2020 г.
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) физкультурно-спортивная программа
«Настольный теннис»
(1 год обучения, возраст обучающихся с 16 лет)
Руководитель:
Воронцова Оксана Владимировна
г. Шахунья
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка |
|
|
|
2. Календарный учебный график |
|
|
|
3. Учебный план |
|
|
|
4. Учебно-тематический план |
|
|
|
5. Содержание курса
6. Формы аттестации
7. Оценочные материалы |
|
|
|
8. Методическое обеспечение |
|
|
|
9. Список литературы |
|
|
|
Дополнительная общеобразовательная программа секции «Настольный теннис», имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа предназначена для занятия студентов настольным теннисом, позволяет заинтересовать обучающегося, указать ему пути и способы применения своих сил и умений, повысить функциональные возможности организма.
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей.
Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся не только повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье, но и овладеть избранной профессией.
Программа написана с учётом требований Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
Цель программы:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья подростков, а также формирования ряда общих компетенций (ОК), которые предусматриваются ФГОС. Внеаудиторная работа, в т.ч. настольный теннис, способствуют организации собственной деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения задач, оцениванию их эффективности и качества (ОК2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3) ; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач (ОК4); использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности и личностного развития (ОК5); работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК6); брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий (ОК7) .
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия настольным теннисом отвлекают молодежь от улицы, позволяют направить силу и энергию, свойственную данной группе подростков в работу над собой, концентрировать силу воли и выполнять поставленные педагогом задачи, выступая на соревнованиях.
Особенности организации образовательного процесса
Содержание программы дополнительной общеобразовательной программы секции «Настольный теннис» предполагает разнообразные формы проведения занятий: Теоретические и практические занятия, соревнования, судейская практика.
Организационно–педагогические основы обучения
Срок реализации программы 1 год для студентов с 16 лет.
Продолжительность образовательного процесса составляет 40 недель в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 160 часов в год. Группы могут быть разновозрастные. Обязательным для зачисления в группу является разрешение врача, т. е. наличие медицинской справки.
Ожидаемый результат:
- По окончании срока реализации программы обучающиеся должны
- знать:
- историю развития настольного тенниса;
- о месте и значении игры в системе физического воспитания;
- о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
- правила игры;
- правила безопасности игры.
Уметь:
- выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести специальную разминку для теннисиста.
Формы промежуточной аттестации
Основными критериями оценки занимающихся в секции являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств, что определяется тестированием, необходимый уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Различные формы контроля позволяют определять эффективность методики тренера-преподавателя и в дальнейшем корректировать учебный план, при необходимости включать в программу упражнения, направленные на исправление допущенных занимающимися во время контрольных мероприятий ошибок.
Соревнования на первенство секции проводятся два раза в учебном с целью выявления сильнейших спортсменов техникума. Для занимающихся - участие в первенствах не является обязательной процедурой, они могут участвовать в соревнованиях с целью выполнения разрядов по желанию.
- внутригрупповые состязания (С) включают в себя игровой элемент и проводятся с целью стимулирования активности занимающихся, повышения эмоционального фона образовательного процесса, мотивации студентов для занятий настоящим спортом. Игровые состязания порождают живую струю азарта, соревновательный задор и сопутствующие жарким поединкам эмоции. Проводятся два раза в год.
- тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр. показателей). Одновременно данная форма испытаний готовит подростков к сдаче контрольных нормативов (зачёту) по дисциплине «Физическая культура» и норм комплекса ГТО.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ШКАИ
________________Ельчанинова Т. В.
«_____» ______________ 2020 года
М.П.
2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) физкультурно-спортивной программы секции «Настольный теннис»
Год обучения |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
Всего учебных часов/ недель |
01.09 – 02.09 |
03.09. – 09.09 |
10.09. – 16.09 |
17.09. – 23.09 |
24.09 – 30.09 |
01.10 – 07.10 |
08.10 – 14.10 |
15.10 – 21.10 |
22.10 – 28.10 |
29.10 – 04.11 |
05.11 – 11.11 |
12.11 – 18.11 |
19.11 – 25.11 |
26.11 – 02.12 |
03.12. – 09.12 |
10.12. – 16.12 |
17.12. – 23.12 |
24.12 – 30.12 |
31.12 – 06.01 |
07 .01 – 13.01 |
14.01 – 20.01 |
21.01 – 27.01 |
28.01 – 03.02 |
04.02 – 10.02 |
11.02 – 17.02 |
18.02 – 24.02 |
25.02 – 03.03 |
04.03 – 10.03 |
11.03 – 17.03 |
18.03 – 24.03 |
25.03 – 31.03 |
01.04 – 07.04 |
08.04 – 14.04 |
15.04 – 21.04 |
22.04 – 28.04 |
29.04 – 05.05 |
06.05 – 12.05 |
13.05 – 19.05 |
20.05 – 26.05 |
27.05. – 02.06 |
03.06 – 09.06 |
10.06 – 16.06 |
17.06- 23.06 |
24.06 – 30.06 |
01.07 – 07.07 |
08.07 – 14.07 |
15.07 – 21.07 |
22.07 – 28.07 |
29.07 – 04.08 |
05.08 – 11.08 |
12.08 – 18.08 |
19.08 – 25.08 |
||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
|
1 год обучения |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
160/40 |
Условные обозначения:
|
Промежуточная аттестация |
|
Ведение занятий по расписанию |
|
|
|
|
|
Каникулярный период |
4 |
Общая нагрузка в часах в неделю |
|
|
|
|
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование раздела |
Учебная нагрузка |
1. |
Теория |
4 |
2. |
Общефизическая подготовка |
20 |
3. |
Специальная физическая подготовка |
20 |
4. |
Обучение техническим приёмам |
52 |
5. |
Интегральная подготовка |
12 |
7. |
Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра |
52 |
8. |
Общее количество часов |
160 |
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Содержание занятий |
Учебная нагрузка |
1 |
2 |
3 |
ТЕОРИЯ |
||
1. |
Теоретическая подготовка: |
4 |
- Значение занятий физической культуры и спортом для развития и здоровья человека. История развития настольного тенниса, успехи российской спортсменов в соревнованиях |
1 |
|
- Гигиена, режим дня, врачебный контроль, самоконтроль спортсмена. Техника безопасности, инвентарь, одежда спортсмена. |
1 |
|
- Краткие сведения о технике и тактике игры |
1 |
|
- Правила соревнований |
1 |
|
ПРАКТИКА |
||
2. |
Общефизическая подготовка: |
20 |
- Строевые упражнения |
1 |
|
- Упражнение для рук и плечевого пояса |
3 |
|
- Упражнение для ног |
3 |
|
- Упражнение для шеи и туловища |
3 |
|
- Упражнения для развития гибкости |
5 |
|
- Упражнения для развития ловкости |
5 |
|
3. |
Специальная подготовка: |
20 |
- Упражнения для развития быстроты |
5 |
|
- Упражнения для развития игровой выносливости |
5 |
|
- Упражнения для развития скоростной выносливости |
5 |
|
- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств |
5 |
|
4. |
Техническая подготовка: |
52 |
- Упражнения с ракеткой и мячом |
5 |
|
- Передвижение |
5 |
|
- Имитация ударов |
5 |
|
- Удары по мячу |
20 |
|
- Подачи разными ударами |
17 |
|
5. |
Тактическая подготовка: |
52 |
- Изучение действий и рисков игры |
26 |
|
- Разучивание тактических комбинаций |
26 |
|
6. |
Интегральная подготовка: |
12 |
- Игра по установкам тренера |
6 |
|
- Совершенствование технико-тактических действий |
6 |
|
|
ИТОГО: |
160 |
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Теоретическая подготовка
Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста.
Исходные положения, выбор места.
Способы перемещения.
Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).
Подачи: короткие и длинные.
Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче:
а) короткая подача;
б) длинная подача.
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;
6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций.
Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Основными критериями оценки занимающихся в секции являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств, что определяется тестированием, необходимый уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Различные формы контроля позволяют определять эффективность методики тренера-преподавателя и в дальнейшем корректировать учебный план, при необходимости включать в программу упражнения, направленные на исправление допущенных занимающимися во время контрольных мероприятий ошибок.
Соревнования на первенство секции проводятся два раза в учебном году с целью выявления сильнейших спортсменов техникума. Для занимающихся - участие в первенствах не является обязательной процедурой, они могут участвовать в соревнованиях с целью выполнения разрядов по желанию.
- внутригрупповые состязания (С) включают в себя игровой элемент и проводятся с целью стимулирования активности занимающихся, повышения эмоционального фона образовательного процесса, мотивации студентов для занятий настоящим спортом. Игровые состязания порождают живую струю азарта, соревновательный задор и сопутствующие жарким поединкам эмоции. Проводятся два раза в год.
- тестирование (Т) проводится для определения и оценки уровня общей физической подготовленности (уровня развития силы, выносливости, гибкости и пр. показателей). Одновременно данная форма испытаний готовит подростков к сдаче контрольных нормативов (зачёту) по дисциплине «Физическая культура» и норм комплекса ГТО.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты обучения |
Формы и методы оценки |
Умения: |
|
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Практическая работа, выполнение индивидуальных заданий, тестирование, принятие нормативов. |
Знания: |
|
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
|
Фронтальная беседа, устный опрос, тестирование |
7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п |
Физические способности |
Контрольн ое упражне- ние (тест) |
Возраст, лет |
|
|
Оценка |
|
||
|
Юноши |
|
|
Девушки |
|||||
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
||||
1 |
Скоростные |
Бег 30 м, с |
16
17 |
4,4 и выше 4,3 |
5,1-4,8
5,0-4, |
5,2 и Ниже 5,2 |
4,8 и Выше 4,8 |
5,9-5,3
5,9-5,3 |
6,1 Ниже 6,1 |
2 |
Координацио нные |
Челночный бег 3х10 м, с |
16 17 |
7,3 и выше 7,2 |
8,0-7,7 7,9-7,5 |
8,2 и ниже 8,1 |
8,4 и выше 8,4 |
9,3-8,7
9,3-8,7 |
9,7 ниже 9,6 |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжки в длину с места, см |
16
17 |
230 и выше 240 |
195-210
205-220 |
180 и ниже 190 |
210 и выше 210 |
170-190
170-190 |
160 Ниже 160 |
4 |
Выносливост ь |
6-минутный бег, м |
16
17 |
1500 и выше
1500 |
1300-1400
1300-1400 |
1100 и ниже
1100 |
1300 и выше
1300 |
10501200
1050- 1200 |
900 и ниже
900 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения стоя, см |
16
17 |
15 и выше 15 |
9-12
9-12 |
5 и ниже 5 |
20 и выше 20 |
12-14
12-14 |
7 и ниже 7 |
6 |
Силовые |
Подтягивания: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во (девушки) |
16
17 |
11 и выше 12 |
8-9
8-9 |
4 и ниже 4 |
18 и выше 18 |
13-15
13-15 |
6 и ниже 6 |
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ
ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты |
|
Оценка |
|
5 |
4 |
3 |
|
1.Бег 3000 м (мин, с). |
12,30 |
14,00 |
б/вр |
2.Плавание 50 м (мин, с) |
45,00 |
52,00 |
б/вр |
3.Присидание на одной ноге с опорой о стену (количество раз каждой ноге). |
10 |
8 |
5 |
4.Прыжок в длину с места (см). |
230 |
210 |
190 |
5.Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) |
9,5 |
7,5 |
6,5 |
6.Силовой тест – подтягивание на высокой перекладине (количество раз). |
13 |
11 |
8 |
7.Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз). |
12 |
9 |
7 |
8.Координационный тест – челночный бег 3х10 м (с). |
7,3 |
8,0 |
8,3 |
9.Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз). |
7 |
5 |
3 |
10.Гимнастический комплекс упражнений: -утренней гимнастики; -производственной гимнастики; (из 10 баллов) |
До 9 |
До 8 |
До 7,5 |
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК
ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты |
Оценка в баллах |
||
5 |
4 |
3 |
|
1.Бег 2000 м (мин, с). |
11,00 |
13,00 |
б/вр |
2.Плавание 50 м (мин, с). |
1,00 |
1,20 |
б/вр |
3.Прыжки в длину с места (см). |
190 |
175 |
160 |
4.Присидание на одной ноге, опора о стену (количество раз на каждой ноге). |
8 |
6 |
4 |
5.Силовой тест – подтягивание на низкой перекладине (количество раз). |
20 |
10 |
5 |
6.Координационный тест – челночный бег 3х10м (с). |
8,4 |
9,3 |
9,7 |
7.Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м). |
10,5 |
6,5 |
5,0 |
8.Гимнастический комплекс упражнений: -утренней гимнастики; -производственной гимнастики; -релаксационной гимнастики (из 10 баллов). |
До 9 |
До 8 |
До 7,5
|
8. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
- Метод использования слова
- Метод применения наглядных средств
- Метод расчленения упражнения
- Метод целостного упражнения
- Комбинированный метод
- Метод упражнения
- Метод программного обучения
- Метод использования технических средств
- Метод проверки знаний, умений и навыков
Дидактический и лекционные материалы:
- Комплекты для развития отдельных технических приёмов
- Подборка методической литературы
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. - М.: ФиС, 2014.
2. Байгулов Ю.П. Основы настольного тенниса. - М.: ФиС, 2014.
3. Барчукова Г.В., Воробьев В.А. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. - М.: Советский спорт, 2010.
4. Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2015.
5. Матыцин О.В. Настольный теннис. Неизвестное об известном, - М.: РГАФК, 2014.
6. Шпрах С.Д., Шестеренкин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, - М.:160 с., 2010.
7. http://table-tennis-omsk.ru/literatura-2/
8. http://ttennis-luga.ucoz.ru/index/0-8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.