Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Федоровский центр дополнительного образования»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ДО «ФЦДО» _________ Л.Н.Лаврова 19_ мая 2017г |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Академический рисунок»
Направленность «Художественная"
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Бродягина Светлана Юрьевнавна,
педагог дополнительного образования
гп.Федоровский, Сургутский район 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные художники» художественной направленности составлена на основании нормативных документов:
1. Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844.
4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
5. Постановление от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Потребность в творчестве заложена в каждом ребёнке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для творческой деятельности ребёнка. Работая с детьми нежного возраста, когда души их чисты, открыты и восприимчивы к любым педагогическим воздействиям взрослых, можно заложить в эти души нравственные ориентиры, но не путем морализаторства и нравоучений, вызывающим иногда противоположный желаемому эффект, а путем приобщения ребенка к «духовному молоку искусства», к детскому изобразительному творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке.
Актуальность программы:
Определяется возросшим интересом общества к художественному образованию, обусловленным необходимостью в квалифицированных специалистах, способных к творческому подходу в художественно-эстетическом воспитании детей.
Программа «Академический рисунок» составлена с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению художественных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у воспитанников развиваются творческие начала.
При составлении данной программы было учтено, что в основе формирования способности к изобразительной деятельности лежат два главных вида деятельности детей: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Данная программа способствует развитию
ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Основные принципы программы:
принцип единства восприятия и созидания
Единство восприятия произведений искусства (в т.ч. музыки и литературы) и собственной творческой практической работы формирует образное художественное мышление детей, создает условия для осознания и переживания темы
принцип «от жизни через искусство к жизни»
Широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности, наблюдение и переживание окружающей реальности, способность осознания своего внутреннего мира обеспечивает связь искусства с жизнью, формирует у ребенка способность выражать свое видение мира на основе освоения опыта художественной культуры
принцип целостности освоения материала
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала, что обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
принцип доступности и наглядности
На занятиях создана структура деятельности, создающая доступные условия для творческого развития воспитанников, посредствам обширной наглядности в каждой сфере художественного творчества.
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Особое внимание уделяется рисованию на тему, с натуры, представлению, впечатлению, по памяти. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих, психологических игр. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.
Образовательный замысел.
Состоит в том, чтобы разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в группу принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает
педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе. Программа допускает возможность педагога определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов внутри разделов, внести изменения в содержание изучаемой темы, основываясь на индивидуальных особенностях, базовых знаниях и желаниях обучающихся.
В соответствии с учебным календарем, с учетом расписания занятий количество часов может скользить в сторону увеличения (минимальное количество учебных недель 36). В данном случае меняются формы и методы организации учебного процесса в сторону дифференциации, выставочные просмотры, внеклассные мероприятия и пр.
Отличительная особенность программы – данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Юные художники» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Результат практической деятельности:
1 модуль«Рисунок»-.
2 модуль«Живопись» -
Формы организации образовательного процесса:
· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
· декоративная и конструктивная работа;
· – восприятие явлений действительности и произведений искусства;
· – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
· – изучение художественного наследия;
· – подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
Ожидаемый результат освоения программы является повышение уровня исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении воспитанниками образовательных нормативов.
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 год обучения |
Возраст воспитанников |
7-12лет |
Количество воспитанников в группе |
10-15 |
Количество часов в неделю |
4 часа |
Общее количество часов в год |
148 |
Основная цель программы- формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Основные задачи программы:
Обучающие:
· формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
· расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
· помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
· формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
· формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
· формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
· формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:
· Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
· Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
· развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
· формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
Планируемые результаты
Планируемые результаты Минимум содержания программы «Изобразительное искусство» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Образовательные результаты
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
Предметные результаты:
- грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
Компетентностные результаты:
- анализа цветового строя произведений живописи;
- работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- подготовки работ к экспозиции.
Формы оценивания:
· совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ;
· собеседование, конкурсы, выставки разного уровня. лучшие работы будут представлены на выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера центра. Можно представить работы на ярмарках и массовых мероприятиях.
· защита проекта.
Образовательные форматы
Традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс…), экскурсия…
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности воспитанников на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
· декоративная и конструктивная работа;
· – восприятие явлений действительности и произведений искусства;
· – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
· – изучение художественного наследия;
· – подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
Общая характеристика содержательно-тематической структуры.
Программа состоит из двух модулей: «Рисунок» и «Живопись».
Кроме групповых форм работы, программа предполагает и индивидуальные занятия, использование методов наставнического сопровождения.
1 модуль «Рисунок» 68 часов
Образовательная задача модуля:
знание
различных видов изобразительного искусства;
основных жанров изобразительного искусства;
основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности -децентричности, статики-динамики, симметрии -ассиметрии;
основ цветоведения;
основных выразительных средств изобразительного искусства;
Учебная задача модуля:
умение
работать с различными материалами;
выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
Учебно-тематический план
Модуль «Рисунок»
№ |
Раздел |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
|||
1. |
Вводное занятие 1час |
Знакомство с графическими материалами. |
1 |
|
1
|
2.
|
Знакомство с материалом. 10 часов
|
Линия, штрих, тон. Ступенчатая растяжка. |
|
2 |
2 |
Штрих. Тон. «Плавная растяжка» |
|
2 |
2 |
||
Линия. Деление отрезков. Тон. «Шахматная доска». |
|
2 |
2 |
||
Деление отрезков. Тон. Геометрический орнамент. |
|
2 |
2 |
||
Зарисовка листьев разных по форме и по тону. |
|
2 |
2 |
||
3.
|
Средства выявления формы. Светотень. 16 часов |
Зарисовка бумажных конструкций. |
|
2 |
2 |
Объем. Яблоко. |
|
4 |
4 |
||
Объем. Зарисовка двух фруктов разных по тону. |
|
8 |
8 |
||
Объем. Зарисовка веточек. |
|
2 |
2 |
||
4.
|
Знакомство с перспективой. 12 часов |
Линейная и световоздушная перспектива. |
|
2 |
2 |
Перспектива квадрата и круга. Фронтальная перспектива. |
|
2 |
2 |
||
Конструктивное построение двух предметов (кувшин и кружка). |
|
2 |
2 |
||
Угловая перспектива. |
|
2 |
2 |
||
Зарисовка поверхности (крышки) табурета в разных положениях. |
|
2 |
2 |
||
Конструктивное построение натюрморта (бидон и коробка). |
|
2 |
2 |
||
5 |
Конструктивный анализ. 12 часов |
Зарисовка овощей. |
|
2 |
2 |
Тональная градация. |
|
2 |
2 |
||
Натюрморт. Гризайль. |
|
2 |
2 |
||
Зарисовка коробок в разных положениях. |
|
2 |
2 |
||
Зарисовка двух цилиндров в положениях стоя и лежа. |
|
2 |
2 |
||
Натюрморт с лежащей кружкой и разделочной доской. |
|
2 |
2 |
||
6 |
Объем. 8 часов |
Драпировка, висящая на двух гвоздях. |
|
2 |
2 |
Драпировка, лежащая на полу. |
|
2 |
2 |
||
Зарисовка коробки и драпировки, лежащей в ней. |
|
4 |
4 |
||
7 |
Контрольное занятие. 9 часов |
Натюрморт из трех предметов разных по форме и по тону. |
|
9 |
9 |
|
ИТОГО |
|
|
68 |
68 |
Образовательная форма: очная.
Оборудование, необходимое для успешного освоения модуля
№ п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во |
1. |
Компьютер |
1 |
2. |
Проектор |
1 |
3. |
Принтер |
1 |
Литература для педагога, необходимая для успешного освоения модуля
№ п/п |
Автор |
Наименование литературы |
Издательство |
Год |
1 |
Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. |
Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. |
|
2003 |
2 |
Ли Н. |
Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. |
Эксмо |
2010 |
3 |
Медведев Л. |
Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. |
Просвящение |
1986 |
4 |
В.Надеждина. |
Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов. |
Харвест |
2010 |
5 |
Соловьева Б.
|
Искусство рисунка. |
Искусcтво |
1989 |
Литература для детей, необходимая для успешного освоения модуля
№ п/п |
Автор |
Наименование литературы |
Издательство |
Год |
1 |
Ватагин В. |
Изображение животных. |
Детская литература |
1957 |
2 |
Фаворский В.А. |
Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. |
Педагогика, |
2002 |
3 |
М.Аксенова, Н.Майсурян |
Энциклопедия для детей [Текст]: Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство ΧVΙΙ – ΧΧ |
Аванта |
2005 |
2 модуль «Живопись» 80 часов.
Образовательная задача модуля: знание
свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
разнообразных техник живописи;
художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
Учебная задача модуля:
умение
видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
Учебно-тематический план
Модуль «Живопись»
№ |
Раздел |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Практическая часть |
Всего часов |
|||
1.
|
Вводное занятие Страна Акварелия. 2 часа |
Вводное знакомство. Изобразительная гимнастика.(Raibow art ). |
2 |
2 |
2.
|
Знакомство с техникой акварельной живописи. 4 часа |
Беседа об акварельных красках и их свойствах. Приемы «вливания цвета в цвет», растяжки . |
2 |
2 |
В гостях в стране Цветландии. Имитация витража «Цветы в вазе». |
2 |
2 |
||
3. |
Теория цвета. Изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные. Цветовой круг. 2 часа |
В гостях у красок в городе «Семицвет». Упражнение «Радужные качели». Приемы работы кистью. |
2 |
2 |
4 |
Передача объемности. Светотеневая моделировка формы. Понятие контраста. 4 часа |
Монохром, гризайль. Что такое натюрморт. Этюд с гипсовым цилиндром и яблоком (муляж). |
4 |
4 |
5 |
Понятие о составе сложных цветов путем смешения. Цвет предметный и обусловленный. Оттенки одного цвета. Понятие «рефлекс». 2 часа |
Богатство красок осени. Этюд «Фруктовый фейерверк» на нейтральном фоне. (яблоко, слива, дыня, груша). Техника работы акварелью по-сырому с добавлением свечки (в минимальных количествах). |
2 |
2 |
6 |
Закрепление новых понятий. 6 часов |
Фор-эскиз простого натюрморта в четырех вариантах: 1. Плоскостное изображение. 2. Разбиение на градации светотени. 3. Одноцветная акварель (гризайль) 4. Реалистическая живопись. |
6 |
6 |
7 |
Живописное пространство. 2 часа |
Упражнения: Акварельный фон «Наледь», эффект мыльных пузырей, способ косых мазков. |
2 |
2 |
8 |
Колорит. Взаимовлияние цвета на цвет. Понятие теплохолодности. 6 часов |
Натюрморт с игрушками. Акварель с использованием акварельных карандашей |
6 |
6 |
9 |
Понятие «среда». Закрепление сведений о рефлексах. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. 6 часов |
Упражнение «Волшебство белого». Этюд с белой кружкой и фруктом в теплой и холодной среде. |
6 |
6 |
10 |
Знакомство с новыми техниками. Фактурная живопись. 6 часов |
Этюд в технике «кракле» на «жатой» бумаге: «Домашний цветок». |
6 |
6 |
11 |
Закрепление понятия «среда». Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. 6 часов |
Загадки цветовых рефлексов. Изображение гипсового конуса в конкретной цветовой среде. Верхний фон — нейтральный по тону и цвету, нижний — контрастный по цвету и тону (красный, темно-зеленый, бордовый).
|
6 |
6 |
12 |
Приемы и методы работы акварелью.
6 часов |
Этюд мазком «Птицы». |
6 |
6 |
13 |
Живопись лессировками. 8 часов |
Этюд раскрытой книги с атласной лентой-закладкой. Фон холодный серо-голубой. |
8 |
8 |
14 |
Живопись по-сырому.
8 часов |
Натюрморт на яркие контрастные отношения. Например, синий эмалированный большой предмет, красная с зеленым скибка арбуза, желтое яблоко на светлом фоне. |
8 |
8 |
15 |
Закрепление пройденного. 12 часов |
Натюрморт «Акварельная весна». |
12 |
12 |
|
Итого |
|
80 |
80 |
Образовательная форма: очная.
Оборудование, необходимое для успешного освоения модуля
№ п/п |
Наименование оборудования |
Кол-во |
1. |
Компьютер |
1 |
2. |
Проектор |
1 |
3. |
Принтер |
1 |
Литература для педагога, необходимая для успешного освоения модуля
№ п/п |
Автор |
Наименование литературы |
Издательство |
Год |
1 |
Михайлова Т.
|
Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи. |
Искусство в школе. |
2010 |
2 |
Панксенов Г. И.
|
Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. |
Издательский центр “Академия” |
2008 |
Литература для детей, необходимая для успешного освоения модуля
№ п/п |
Автор |
Наименование литературы |
Издательство |
Год |
1 |
Дмитриева Н. А. |
Михаил Врубель: Жизнь и творчество. |
Детская литература |
1988 |
2 |
Лабунская Г. В. |
Беседы о живописи. |
Знание |
1966 |
3 |
Островский Г. |
Как создается картина. |
Изобразительное искусство |
1976 |
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение
Учебный кабинет. Оборудование: ПК-1шт, интерактивная доска, проектор, очиститель воздуха, парты, мольберты, стулья, стол для ПК, доска меловая, книжный шкаф, светильник настольный, удлинитель.
№ п.п. |
Инструменты |
Кол-во |
1. |
Набор графического материала |
12 |
2. |
Акварель |
12 |
3. |
Гуашь чёрная и белая |
12 |
4. |
Набор мягкого материала |
12 |
Календарно-тематическое планирование по программе «Юные художники»
на 2017-2018 учебный год
1 модуль «Рисунок»
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание занятия |
Понятия |
Планируемые результаты |
Используемые ресурсы |
Объект и форма контроля |
Дата |
1.
|
Вводное занятие 1час |
Знакомство с графическими материалами. |
1 |
Познакомить с основными принципами рисунка и с графическими материалами. |
Рисунок, бумага для рисунка, графический материал |
Дать детям конкретные понятия и представления о графическом материале. |
Компьютер, проектор. |
Опрос. дискуссия |
|
2. |
Знакомство с материалом. 10 часов
|
Линия, штрих, тон. Ступенчатая растяжка. |
2 |
Правила работы с карандашом. Средства выражения: линия, штрих, пятно. Работа карандашом (упражнения): виды линий, штрих, тон. Ступенчатая растяжка. |
Линия, штрих, пятно, растяжка. |
Научить правилам работы с карандашом. Научить выполнять ступенчатую растяжку. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Наблюдение |
|
Штрих. Тон. «Плавная растяжка» |
2 |
Совершенствуются возможности работы с карандашом. Демонстрируется постепенное усиление тона от темного до белого. |
Знакомство с понятием плавная растяжка. |
Научить выполнять плавную растяжку. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А3 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Наблюдения |
|
||
|
|
Линия. Деление отрезков. Тон. «Шахматная доска». |
2 |
Закрепление изученного материала по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части, работы с тоном и штрихом. Выполняется упражнение «Шахматная доска». |
«Шахматная доска». |
Самостоятельное выполнение работы по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части, работы с тоном и штрихом. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А3 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Опрос. дискуссия |
|
Деление отрезков. Тон. Геометрический орнамент. |
2 |
Рисун Ри Рисунок геометрического орнамента. Штриховка орнамента с различной тональной окрашенностью (белый, светло-серый, темно-серый, серый, черный). |
Орнамент, геометрический орнамент. |
Научить штриховать орнамент с различной тональной окрашенностью. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А4 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Наблюдение |
|
||
Зарисовка листьев разных по форме и по тону. |
2 |
Зарисовка осенних листьев разных по форме и по тону. Знакомство с грамотной компоновкой на формате, конструкцией листьев. Отражение характера, формы и разницы тона листьев. |
Зарисовка. Компоновка |
Научить грамотно, компоновать на формате. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
3 |
Средства выявления формы. Светотень. 12часов |
Зарисовка бумажных конструкций. |
2 |
Знакомство с понятием светотень и тональный контраст. |
Светотень и тональный контраст |
Закрепление работы со штрихом.
|
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
Объем. Яблоко. |
4 |
Зарисовка яблока выделяя объем, собственные свет и тень, полутон, рефлекс, блик, падающая тень. |
Объем, собственные свет и тень, полутон, рефлекс, блик, падающая тень |
Знакомство с понятиями: объем, собственные свет и тень, полутон, рефлекс, блик, падающая тень. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 4 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Объем. Зарисовка двух фруктов разных по тону. |
2 |
Зарисовка с натуры двух фруктов с направленным светом. |
Характеристика форм |
Выявление светотени на разных по тону предметах. При помощи штриха выявление характеристики форм. Объем, градация светотени (свет, тень, полутон, блик, рефлекс). |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 4 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Объем. Зарисовка веточек. |
4 |
Передача светотени, объема, материальности, формы, строения, фактуры ветки. |
Материальность формы. |
Работа над композицией в листе. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 4 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
4 |
Знакомство с перспективой. 12 часов |
Линейная и световоздушная перспектива. |
2 |
Изучение законов линейной перспективы и их анализ на примерах из жизни. Создается композиция с одной точкой схода, на простых формах отрабатывается техника штриховки. |
Рассматриваются вопросы: что такое линия горизонта, как она зависит от уровня глаз смотрящего? |
|
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
|
|
Перспектива квадрата и круга. Фронтальная перспектива. |
2 |
Проводятся наглядные опыты с кругом и квадратом. |
Знакомство с понятием линия горизонта. |
Изучение законов фронтальной перспективы на примере рисунка этажерки.
|
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
Конструктивное построение двух предметов (кувшин и кружка). |
2 |
Работа с натуры. Зарисовка 2-х предметов – кувшина и кружки. Компоновка предметов на листе, постановка их на плоскость и конструктивный анализ форм. |
Конструкция, плавность. |
Поэтапная работа: Композиция в листе, пропорциональные соотношения предметов, перспектива по овалам, конструкция предметов, передача плановости. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Угловая перспектива. |
2 |
Знакомство с угловой перспективой и ее законами: две точки схода, объем. |
Прямоугольник, перспектива прямоугольника. |
Изучение изменения перспективы углов, сторон прямоугольников и их взаимосвязь друг с другом. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага.
|
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Зарисовка поверхности (крышки) табурета в разных положениях. |
2 |
Изучение изменения сторон и местоположения точек схода в рисунке. определяется на глаз. Зарисовка поверхности крышки табурета в 3-х – 4-х положениях. |
|
Закрепление знаний об угловой перспективе и ее законов. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Конструктивное построение натюрморта (бидон и коробка). |
2 |
Постановка, состоящая из двух предметов – бидон и коробка. Передача плановости с учетом толщины линий. |
Натюрмарт. |
Закрепляем знания о конструктивном построении и пропорциональных соотношениях, используем законы угловой и фронтальной перспективы, законы построения объектов по овалам, законы композиционного размещения предметов. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
5 |
Конструктивный анализ. 12 часов
|
Зарисовка овощей. |
2 |
Выполняется зарисовка 2-х овощей с верхним боковым освещением. Закрепление навыков компоновки предметов на листе. Передача положения в пространстве, материальности, фактуры, объема овощей светотенью и тоном. |
Мягкий материал уголь. |
Совершенствуются умения и навыки в работе с мягким материалом. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3, уголь. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
|
|
Тональная градация. |
2 |
Выполняется 2 упражнения - ломаная полоска и геометрический орнамент. Изучение тональной шкалы. Знакомство с новой техникой – «гризайль». Закрепление навыков компоновки объектов на листе. |
«Гризайль», гуашь. |
Познакомить с новой техникой – «гризайль». Закрепить навык компоновки объектов на листе. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3, гуашь чёрная и белая. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
Натюрморт. Гризайль. |
2 |
Выполняется натюрморт с ломтиком тыквы и черным кувшином. Закрепление знаний и умений в использовании ахроматической шкалы, передаче объема и материальности предметов, их композиционного размещения. Развитие чувства пропорций. Разбор светотеневых отношений, анализ тональных различий предметов в их отношении друг к другу и к фону. |
Ахроматическая шкала. |
Развитие чувства пропорций. Разбор светотеневых отношений, анализ тональных различий предметов в их отношении друг к другу и к фону. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3, гуашь чёрная и белая. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Зарисовка коробок в разных положениях. |
2 |
Выполняется зарисовка 3-х коробок во фронтальной и угловой перспективе. Совершенствование знаний и умений перспективного построения предметов. Используется метод «сквозной» прорисовки предметов. |
Сквозная прорисовка. |
Совершенствование знаний и умений перспективного построения предметов. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Зарисовка двух цилиндров в положениях стоя и лежа. |
2 |
По опорным точкам компонуется 2 цилиндра (стоящий и лежащий). Совершенствование знаний и умений в построении форм предметов на плоскости с учетом перспективы. Анализ построения цилиндров по центральной оси. |
Анализ построения цилиндров по центральной оси. |
Развитие умений в работе с легкой тональной проработкой. Передача легкой светотени. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
Натюрморт с лежащей кружкой и разделочной доской. |
2 |
Зарисовка натюрморта с лежащей кружкой и разделочной доской. Выполнение форэскиза. Использование ранее изученных законов угловой перспективы в построении разделочной доски и умение конструктивного построения предметов, лежащих на плоскости с учетом перспективы. |
Форэскиз . |
Работа над индивидуальной характеристикой предметов. Легкая тональная проработка предметов и падающих теней. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
6 |
Объем. 8 часов |
Драпировка, висящая на двух гвоздях. |
2 |
Изучение формообразования складок. Знакомство с типами складок и приобретение навыков по передаче формы складок светотенью. Выполняется зарисовка драпировки, висящей на двух гвоздях. Поэтапная работа: нахождение композиционного решения, определение основного направления складок, линейно – конструктивное построение складок, выявление формы при помощи светотени. |
Драпировка. |
Совершенствование умений и навыков в работе с мягким материалом. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3, уголь.. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
Драпировка, лежащая на полу. |
2 |
Изучение формообразования складок. Знакомство с типами складок и приобретение навыков по передаче формы складок светотенью. Выполняется зарисовка драпировки, лежащая на полу. Поэтапная работа: нахождение композиционного решения, определение основного направления складок, линейно – конструктивное построение складок, выявление формы при помощи светотени. |
Знакомство с типами складок и приобретение навыков по передаче формы складок светотенью |
Совершенствование умений и навыков в работе карандашом. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Совместный просмотр и коллектив-ное обсуждение. Наблюдение
|
|
||
|
|
Зарисовка коробки и драпировки, лежащей в ней. |
4 |
Выполняется зарисовка коробки и драпировки, лежащей в ней. Поэтапная работа: компоновка предметов, линейно – конструктивное построение, выявление пропорций, прорисовка и уточнение деталей, лепка формы светотенью, обобщение рисунка. |
Поэтапная компоновка. |
Изучение образования характерных складок драпировки за счет формы коробочки. |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
|
|
7 |
Итоговое занятие 12 |
Натюрморт из трех предметов разных по форме и по тону. |
12 |
Закрепление навыков. Поэтапная работа: композиционное размещение предметов на плоскости, конструктивный анализ форм и пропорциональных соотношений. Введение тона для выявления объема, свето–воздушной перспективы. |
Поэтапная работа |
Выявление знаний полученных за курс обучения |
Мольберт. Бумага для рисунка формат А 3 простой карандаш, резинка, бумага. |
Защита работы. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
ИТОГО |
64 |
|
Календарно-тематическое планирование
2 модуль «Живопись»
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Основное содержание занятия |
Понятия |
Планируемые результаты |
Используемые ресурсы |
Объект и форма контроля |
Дата |
1.
|
Вводное занятие Страна Акварелия. 2 часа
|
Изобразительная гимнастика.(Raibow art ). |
2 |
Выявление творческих способностей учащихся, привлечение детей к творчеству.развитие моторных навыков. |
Живопись |
Развитие моторных навыков. |
Акварель, бумага формата А3, поролоновые подушечки, стеки-кисти.
|
Дискуссия |
|
2. |
Знакомство с техникой акварельной живописи. 4 часа |
Беседа об акварельных красках и их свойствах. Приемы «вливания цвета в цвет», растяжки . |
2 |
В творческой, игровой форме познакомить детей с художественным понятием цвет. Учить правильно держать кисть, набирать на кисть достаточное количество краски. |
Кисть, цвет. |
Научить детей грамотно обращаться с акварелью и умело ею пользоваться. |
Акварель, бумага формата А3 Круглые кисти. |
Наблюдения Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
В гостях в стране Цветландии. Имитация витража «Цветы в вазе». |
2 |
выполнить декоративный плоскостной натюрморт, используя приемы работы вливания цвета в цвет, сырым по сырому, заливка. |
Натюрморт , заливка по сырому |
Научить использовать приём по сырому. |
Акварель, бумага формата А3 Круглые кисти. |
Совместный просмотр и коллективное обсуждение. Наблюдения
|
|
||
3 |
Теория цвета. Изучение основных характеристик цвета: основные, дополнительные, составные. Цветовой круг. 2 часа |
В гостях у красок в городе «Семицвет». Упражнение «Радужные качели». Приемы работы кистью. |
2 |
изучение возможностей цвета, его преобразования, смешения цветов; практическое использование кистей, грамотное владение кистью. |
Смешение цветов. |
Составить дополнительные и составные цвета путем смешения, выполнить спектральную последовательность расположения цветов в радуге. |
Акварель, бумага формат А3, круглые кисти № 14, 15, 16, палитра, губка, клейкая лента или кнопки. |
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
4 |
Передача объемности. Светотеневая моделировка формы. Понятие контраста. 4 часа |
Монохром, гризайль. Что такое натюрморт. Этюд с гипсовым цилиндром и яблоком (муляж). |
4 |
Изучить технику гризайль, уяснить изменения тона предметов в зависимости от направления освещения и передать объем предметов градациями светотени, используя метод а-ля прима и лессировки |
Гризайль, метод аля прима, лессировка. |
научиться передавать тональность предметов, определять характер освещения предметов. |
Одноцветная акварель, бумага 1/4 листа, акварельные кисти, палитра, скотч, губка, салфетка.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
5 |
Понятие о составе сложных цветов путем смешения. Цвет предметный и обусловленный. Оттенки одного цвета. Понятие «рефлекс». 2 часа |
Богатство красок осени. Этюд «Фруктовый фейерверк» на нейтральном фоне. (яблоко, слива, дыня, груша). Техника работы акварелью по-сырому с добавлением свечки (в минимальных количествах). |
2 |
Использование возможностей акварели. Передать характер цветового тона, локального цвета фруктов; решение собственной и падающей тени, рефлекса.
|
Локальный цвет. |
Научить передавать характер цветового тона. |
акварель, бумага 1/4 листа, восковая свечка, кисти, палитра, губка, клейкая лента или кнопки.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
6 |
Закрепление новых понятий. 6 часов |
Фор-эскиз простого натюрморта в четырех вариантах: 1. Плоскостное изображение. 2. Разбиение на градации светотени. 3. Одноцветная акварель (гризайль) 4. Реалистическая живопись. |
6 |
Изучить понятие цветотоновых отношений, объема, светотени, влияние направления освещения на передачу пространства. Отработка полученных знаний ;понятие контраста, четкие светотеневые отношения, выявить пространственные планы; |
Цветотоновое отношение. Контраст. |
умение последовательно вести учебную работу.
|
акварель, бумага 1/4 листа, кисти, палитра, губка, клейкая лента или кнопки.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
7 |
Живописное пространство. 2 часа |
Упражнения: Акварельный фон «Наледь», эффект мыльных пузырей, способ косых мазков. |
2 |
Не дать учащимся заскучать от обилия сложных заданий. Стимулировать творчество и подвигнуть на создание последующих оригинальных работ. |
Эффект мыльных пузырей. |
Стимулировать творчество и подвигнуть на создание последующих оригинальных работ.. |
акварель, бумага формата А3, целлофановый пакет, шампунь, соломинка, емкость для раствора.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
8 |
Колорит. Взаимовлияние цвета на цвет. Понятие теплохолодности. 6 часов |
Натюрморт с игрушками. Акварель с использованием акварельных карандашей |
6 |
Знакомство с новыми техниками работы в цвете. Выполнить натюрморт с игрушками, решая возможностями акварели различных фактур предметов с учетом влияния среды на поверхности предметов. |
Акварельные карандаши. |
Использование технических приемов работы акварельными карандашами. |
акварельные карандаши, кисти, бумага формата А3, бумажный скотч. |
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
9 |
Понятие «среда». Закрепление сведений о рефлексах. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. 6 часов |
Упражнение «Волшебство белого». Этюд с белой кружкой и фруктом в теплой и холодной среде. |
6 |
Изучить влияние цветовой среды на предмет; понятие рефлекса; понятие цветовой среды; понятие «свет», «тень на предмете», «падающая тень». Выполнить два этюда — один в холодной, другой в теплой среде; изучить изменение цвета в зависимости от фона и освещения: « Холодный натюрморт» - освещение теплое, «Теплый натюрморт» - освещение холодное; |
Цветовая среда: понятие «свет», «тень на предмете», «падающая тень». |
закрепление навыков работы акварелью; методичное, грамотное ведение задания, последовательность ведения. |
акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, салфетка, бумажный скотч. |
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
10 |
Знакомство с новыми техниками. Фактурная живопись. 6 часов |
Этюд в технике «кракле» на «жатой» бумаге: «Домашний цветок». |
6 |
Знакомство с новыми приемами получения фактуры. Использование возможности бумаги сминаться для получения множества заломов и фактуры кракелюров, выполнение по фактуре этюда а ля- прима. |
Фактура кракелюр. |
Стимулировать творчество и подвигнуть на создание последующих оригинальных работ.. |
акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
11 |
Закрепление понятия «среда». Изменение цвета в зависимости от фона и освещения. 6 часов |
Загадки цветовых рефлексов. Изображение гипсового конуса в конкретной цветовой среде. Верхний фон нейтральный по тону и цвету, нижний контрастный по цвету и тону (красный, темно-зеленый, бордовый). |
6 |
Закрепление пройденного материала. Четкие тональные отношения, влияние среды на предметы, изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения. |
«Среда» |
|
акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
12 |
Приемы и методы работы акварелью.
6 часов |
Этюд мазком «Птицы». |
6 |
Отработка техники работы акварелью. Написать чучела птиц в технике мазка, вписать силуэт птиц в среду через рефлексы и полутона. |
Рефлекс. |
Научить писать в технике мазка. |
акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка.
|
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
13 |
Живопись лессировками.
8 часов
|
Этюд раскрытой книги с атласной лентой-закладкой. Фон холодный серо-голубой. |
8 |
Знакомство с понятием «цветовая гамма»; научить различать тонкие цветовые отношения; понятие колорита. Проработать форму, передать глубину пространства, найти связь между предметом и средой через рефлексы и полутона цвета.
|
Цветовые отношения. Колорит. |
Научить прорабатывать форму, передавать глубину пространства. |
акварель, бумага формата А3, кисти, палитра, бумажный скотч, салфетка, губка. |
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
14
|
Живопись по-сырому.
8 часов
|
Натюрморт на яркие контрастные отношения. Например, синий эмалированный большой предмет, красная с зеленым скибка арбуза, желтое яблоко на светлом фоне.
|
8 |
Научиться работать в технике по-сырому и уметь определять отношения предметов с яркой контрастной окраской. Вести работу по влажному листу, почувствовать поведение краски; найти разницу в окраске предметов друг к другу и к фону. |
Техника по сырому. |
Научить технике по сырому. |
акварельная бумага формата А3, акварель, круглые беличьи кисти различного размера, палитра, салфетка, бумажный скотч. |
Наблюдение. Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
15 |
Закрепление пройденного12 часов |
Натюрморт «Акварельная весна». |
12 |
Выполнить выразительный и сложный по фактуре натюрморт с добавлением к акварели пастели.
|
|
Выявить знания за пройденный курс обучения. |
акварель, пастель, палитра, салфетки, скотч, бумага формата А3.
|
Совместный просмотр и коллективное обсуждение. |
|
ИТОГО |
80 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.