дЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА мОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №22»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ЭТК № 22
___________ А. С. Барышев
«___» ____________ 2022 г.
МП
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Бережём планету вместе»
направленность программы: естественнонаучная
уровень программы: ознакомительный
срок реализации программы 1 год (36 часов)
возраст обучающихся 14-18 лет
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования Тимохина И.А.
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
ГБПОУ ЭТК № 22
Протокол от _____________ № ______
Москва, 2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бережём планету вместе» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью.
Уровень осовения программы: ознакомительный.
Экологическое образование в настоящее время является одним из основных условий выживания человечества, т.к. проблема загрязнения окружающей среды являются одной из важнейших. Из всей системы проблем «человек-природа» охрана природы едва ли не самая важная, поскольку природная среда – это среда обитания человека.
Актуальность программы «Бережём планету вместе» определяется тем, что она направлена на развитие экологического образования, познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности детей и молодёжи столичного региона, позволяющей сформировать у обучающихся способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. На занятиях коллектива предлагается изучение состояния живых организмов городской экосистемы, определение их взаимосвязей между собой и окружающей городской средой, влияние хозяйственной деятельности на природную среду города.
Педагогическая целесообразность программы «Бережём планету вместе» направлена на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе, способствует реализации общекультурного компонента содержания экологического образования. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в процессе изучения данного курса, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности. Обучающиеся познакомятся с инновационной системой вертикальных ферм выращивания агрокультур в городских условиях с использованием гидропонных систем.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бережём планету вместе» адаптированная, составлена на основе специальной литературы: 1. Экология. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ под редакцией Е.В.Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
2. Кузнецов, А. Е. Прикладная экобиотехнология [Электронный ресурс] : учебное пособие : - 2-е изд. (эл.). - М.-2016
3. Малахова, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н.А. Малахова. - Новосибирск: НГАУ, 2016
4. Ларионов Н. М. Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов,
5. А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
Цель: содействовать развитию бережного отношения и любви к окружающей среде путем формирования основ экологического мировоззрения; вовлечение обучающихся в практико-ориентированную деятельность посредством применения инновационной технологии сити-фермерства.
Задачи программы:
Обучающие:
- приобщение обучающихся к
разнодисциплинарному знанию: овладение
системой комплексных знаний о базовых экологических понятиях, правилах
и закономерностях, механизмах появления и развития экологических проблем
разного уровня, в частности, в рамках города Москвы;
- содействие овладению обучающимися практическими навыками
оценки
экологических проблем на локальном уровне, в том числе с использованием
специальных приборов, а также навыками анализа и синтеза информации
экологического характера, взаимодействия с ключевыми заинтересованными
сторонами на территории, в рамках которой наблюдаются изучаемые
экологические проблемы, навыками представления результатов собственной
исследовательской деятельности.
Воспитательные:
˗ способствовать формированию экологического мышления;
˗ способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
˗ расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
˗ способствовать развитию творческих способностей;
˗ способствовать равитию ассоциативного, образного и логического мышления;
Категория обучающихся по программе: возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 14-18 лет.
Срок реализации программы: 1 год (36 часов).
Формы и режим проведения занятий
Форма обучения: очная, состав групп постоянный, количество обучающихся в группе составляет 15 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты реализации программы
Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережём планету вместе» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-
бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для
человека и общества;
− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
− овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
− умение использовать различные источники для получения сведений эко-
логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения
поставленных целей и задач;
предметных:
− сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,
экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Тематический план
Вид учебной работы |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
|
Аудиторные занятия. Содержание обучения
|
Часы |
Часы |
Введение |
2 |
2 |
Экология как научная дисциплина |
6 |
4 |
Среда обитания человека и экологическая безопасность |
8 |
4 |
Концепция устойчивого развития |
10 |
4 |
Охрана природы |
1 |
4 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
36 |
18 |
Всего |
54 |
|
Внеаудиторная самостоятельная работа |
||
- Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебной, дополнительной и справочной литературой; - изучение конспектов; - подготовка к практическим занятиям - подготовка сообщений, докладов, рефератов; - работа над индивидуальным проектом; - работа с Интернет ресурсами; |
||
В конце учебного курса подводятся итоги в форме круглого стола.
|
Введение 2 ч
Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:
Экосистемы:
-Экология природных экосистем (экология растений, экология животных, исследования на ООПТ).
-Геоэкология и ландшафтная экология.
-Экологический мониторинг
естественных (природных) экосистем (экологический мониторинг методами
биологической, химической
и физической индикации).
-Экологическое почвоведение, палеоэкология, экологическая химия.
Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Законы экологии: закон минимума Ю.Либиха, закон толерантности Шелфорда. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические. Экологические стратегии выживания. Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистемы: трофический уровень, трофические сети, трофические цепи. Экологические пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Экологическая сукцессия. Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе.
Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Прикладная экология. Прикладная экология. Основные направления. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Биотические взаимоотношения организмов
Практическое занятие
Техносферы.
-Экологический мониторинг городской среды, урбоэкология.
-Промышленная экология и ресурсосбережение.
-Социальная экология и здоровье человека в условиях городской среды.
-Экологический туризм. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Техносферы
- работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;
- создание презентации
- работа над индивидуальным проектом;
- работа с Интернет ресурсами;
Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- Демография и проблемы экологии
- Понятие «загрязнение среды»
- Природные ресурсы, используемые человеком
- Экологические проблемы: региональные и глобальные
- Возможные способы решения глобальных экологических проблем
Среда обитания человека. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.
Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
Демонстрация Схема агроэкосистемы.
Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. "Экологические ловушки"
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
- работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;
- создание презентации
- работа над индивидуальным проектом;
- работа с Интернет ресурсами;
Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:
Экологическая безопасность и здоровье человека. Участие в викторине.
Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».
«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.
Демонстрации
Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.
Индекс «живой планеты».
Экологический след.
Практическое занятие
Решение экологических задач на устойчивость и развитие.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
- работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;
- создание презентации
- работа над индивидуальным проектом;
- работа с Интернет ресурсами;
Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».
- Экология на пути к устойчивому развитию. Участие в викторине.
- Арктический диктант. Участие в викторине.
Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Экологическое право. Система экологического законодательства в России. Основные этапы развития экологического законодательства. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.
Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы
Особо охраняемые природные территории России.
Практическое занятие
Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
- работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;
- создание презентации
- работа над индивидуальным проектом;
- работа с Интернет ресурсами;
- подготовка рисунков и фотографий с описанием:
в описании необходимо указать:
Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:
- Экологические кризисы и экологические ситуации.
- Природно-территориальные аспекты экологических проблем
- Социально-экономические аспекты экологических проблем
- Возможности управления экологическими системами
- Охрана водных ресурсов в России.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
§ текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе практических работ; успешность освоения материала проверяется в конце занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненной работы;
§ промежуточный – проводится по итогам полугодия в форме самостоятельной практической работы;
§ итоговый – проводится по окончании курса обучения в форме творческого задания.
Формы контроля полученных на занятиях знаний, умений и навыков:
˗ опрос;
˗ беседа;
˗ практическая работа;
˗ творческое задание.
Формы и критерии оценки учебных результатов программы
Для оценки результатов работы обучаемого могут быть использованы следующие виды диагностики:
˗ наблюдение во время выполнения практических работ;
˗ собеседование;
˗ анализ выполненных практических работ.
Основными критериями оценки обученности считаются следующие показатели:
˗ самостоятельность работы;
˗ осмысленность действий;
˗ разнообразие применяемых приемов работы при выполнении задания;
˗ проявления творчества в работе.
Способ оценки выполнения самостоятельных практических работ
Для оценки итоговых и практических работ может быть применена бальная система оценки, в которой учитываются показатели обученности и оцениваются различные паратметры качества работы обучающегося.
Теоретическая часть:
Оценка «5»ставится, если теоретический материал усвоен в полном объеме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Ответы даются полные, правильные, последовательные самостоятельные или с минимальной помощью педагога.
Оценка «4» ставится, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно.
Оценка «3» ставится, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы. Ответ не самостоятельный, не полный, не последовательный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Ошибки в ответах исправляет с помощью педагога.
Практическая часть:
Оценка «5» ставится, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если работа выполнена самостоятельно с незначительной помощью педагога Ориентировка в задании, планирование и анализ работы с незначительной помощью педагога.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена при помощи педагога. Ориентировка в задании, планирование и анализ работы при помощи педагога.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям: Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережём планету вместе» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Материально-техническое обеспечение программы
- кабинет;
- рабочие столы, стулья;
- меловая доска;
- ТСО;
- химическая посуда,
- лабораторные принадлежности;
- неопасные сухие химические реактивы и материалы для простых химических опытов,
- Чашки Петри;
- микроскоп;
- карты местности;
- определитель травянистых растений;
- определитель растений и животных;
- раздаточный материал;
- специальная и справочная литература;
- наглядный материал, раздаточный материал.
Методическое обеспечение программы
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются учебно-практические занятия, которые позволяют организовать теоретическую, практическую и творческую деятельность обучающихся. Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение навыками для учебы, труда и жизни. Практические занятия по программе «Бережём планету вместе» проводятся в химической лаборатории.
Образовательный процесс основан на следующих принципах:
принцип наглядности – обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ, закрепляющий теоретические сведения, показ наглядных пособий;
принцип доступности – своевременное изучение программного материала, его соответствие возрастным особенностям и подготовленности обучающихся.
˗ принцип систематичности – постепенная и последовательная подача нового материала – от простого к сложному;
Методы, используемые на занятиях:
- словесные – беседа, рассказ, объяснение;
- наглядные – показ, демонстрация;
- практические – самостоятельная работа под руководством педагога.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 1, 2, 3, 14; ст. 75);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г № 1726-р);
4. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-15 году» от 17.12.2014 № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, в ред. от 30 августа 2016 года № 1035);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы)./Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015г.
7. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Список литературы
Основная литература
1. Экология. Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ под редакцией Е. В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
2. Кузнецов, А. Е. Прикладная эко биотехнология [Электронный ресурс] : учебное пособие : - 2-е изд. (эл.). - М.-2016
3. Малахова, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.А. Малахова. - Новосибирск: НГАУ, 2016
4.Ларионов Н. М. Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. —382 с. — (Серия: Профессиональное образование).
5.Таланов И.П. Растениеводство. Практикум: учебное пособие для СПО/И. П. Таланов. – 2-е изд., испр.. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018
6.Растениеводство: учебник/Г.Г.Гатаулина, П.Д.Бугаев, В.Е.Долгодворов; под редакцией Г.Г.Гатаулиной. – М.:ИНФРА-М, 2018
Дополнительная литература
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 1996
2. Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – Москва «Проспект» 2013 (для учащихся 9 классов – том 1, 10 – 11 классов – том 2)
3. Руденко М.С. Чудесная гидропоника. Все секреты урожая в гидрогеле, торфе, сене, мхе. М.- «Виват». 2017
4. Опитц К.Х. Комнатные растения. Гидрокультура – простой способ ухода за растениями. Лика-Пресс. Москва. 1998
Интернет-сайты
5. https://www.spo.mosmetod.ru/docs/ks/materials/farming/to_farming.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.