ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бережём планету вместе»
Оценка 4.8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бережём планету вместе»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология +1
10 кл—11 кл
29.06.2022
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бережём планету вместе»
Тимохина РП по доп программе Бережём планету вместе.docx

дЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА мОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №22»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ЭТК № 22

 

___________ А. С. Барышев

«___» ____________ 2022 г.

 

МП

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Бережём планету вместе»

                                   

                                   направленность программы: естественнонаучная

уровень программы: ознакомительный

срок реализации программы 1 год (36 часов)

возраст обучающихся 14-18 лет

 

 

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования Тимохина И.А.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

ГБПОУ ЭТК № 22

Протокол от _____________ № ______

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2022

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бережём планету вместе» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью.

Уровень осовения программы: ознакомительный.

Экологическое образование в настоящее время является одним из основных условий выживания человечества, т.к. проблема загрязнения окружающей среды являются одной из важнейших. Из всей системы проблем «человек-природа» охрана природы едва ли не самая важная, поскольку природная среда – это среда обитания человека.

Актуальность программы «Бережём планету вместе» определяется тем, что она направлена на развитие экологического образования, познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности детей и молодёжи столичного региона, позволяющей сформировать у обучающихся способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. На занятиях коллектива предлагается изучение состояния живых организмов городской экосистемы, определение их взаимосвязей между собой и окружающей городской средой, влияние хозяйственной деятельности на природную среду города.

Педагогическая целесообразность программы «Бережём планету вместе» направлена на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе, способствует реализации общекультурного компонента содержания экологического образования. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в процессе изучения данного курса, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности. Обучающиеся познакомятся с инновационной системой вертикальных ферм выращивания агрокультур в городских условиях с использованием гидропонных систем.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бережём планету вместе» адаптированная, составлена на основе специальной литературы: 1. Экология. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования/ под редакцией Е.В.Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.

2.  Кузнецов, А. Е. Прикладная экобиотехнология [Электронный ресурс] : учебное пособие : - 2-е изд. (эл.). - М.-2016

3. Малахова, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н.А. Малахова. - Новосибирск: НГАУ, 2016

4. Ларионов Н. М. Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов,

5. А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

Цель: содействовать развитию бережного отношения и любви к окружающей среде путем формирования основ экологического мировоззрения; вовлечение обучающихся в практико-ориентированную деятельность посредством применения инновационной технологии сити-фермерства.

 

 

Задачи программы:

Обучающие:
-  приобщение обучающихся к разнодисциплинарному знанию: овладение
системой комплексных знаний о базовых экологических понятиях, правилах
и закономерностях, механизмах появления и развития экологических проблем
разного уровня, в частности, в рамках города Москвы;

-  содействие овладению обучающимися практическими навыками оценки
экологических проблем на локальном уровне, в том числе с использованием
специальных приборов, а также навыками анализа и синтеза информации
экологического характера, взаимодействия с ключевыми заинтересованными
сторонами на территории, в рамках которой наблюдаются изучаемые
экологические проблемы, навыками представления результатов собственной
исследовательской деятельности.

Воспитательные:

˗       способствовать формированию экологического мышления;

˗       способствовать формированию навыков здорового образа жизни;

˗       расширение  кругозора учащихся.

Развивающие:

˗       способствовать развитию творческих способностей;

˗       способствовать равитию ассоциативного, образного и логического мышления;

Категория обучающихся по программе: возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 14-18 лет.

Срок реализации программы: 1 год (36 часов).

Формы и режим проведения занятий

Форма обучения: очная, состав групп постоянный, количество обучающихся в группе составляет 15 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.

Планируемые результаты реализации программы

Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережём планету вместе» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

 

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной

деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их

 достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений эко-

логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и

 обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

Тематический план

                                                                        

Вид учебной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа

Аудиторные занятия. Содержание обучения 

 

Часы

Часы

Введение

2

2

Экология как научная дисциплина

6

4

Среда обитания человека и экологическая безопасность

8

4

Концепция устойчивого развития

10

4

Охрана природы

1

4

Итоговое занятие

1

 

Итого

36

18

Всего

54

Внеаудиторная самостоятельная работа        

Самостоятельная работа обучающихся:

-  работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

  - изучение конспектов;

  - подготовка к практическим занятиям

  - подготовка сообщений, докладов, рефератов;  

  - работа над индивидуальным проектом;

  - работа с Интернет ресурсами;

В конце учебного курса подводятся итоги в форме круглого стола.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Введение 2 ч

 

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических  исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

Экосистемы:

-Экология природных экосистем (экология растений, экология животных, исследования на ООПТ).

-Геоэкология и ландшафтная экология.

-Экологический мониторинг естественных (природных) экосистем (экологический мониторинг методами биологической, химической
и физической индикации).

-Экологическое почвоведение, палеоэкология, экологическая химия.

 

  1. Экология как научная дисциплина 6 ч

 

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Законы экологии: закон минимума Ю.Либиха, закон толерантности Шелфорда. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические.  Экологические стратегии выживания. Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистемы: трофический уровень, трофические сети, трофические цепи. Экологические пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Экологическая сукцессия. Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Прикладная экология. Прикладная экология. Основные направления. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Биотические взаимоотношения организмов

Практическое занятие

Техносферы.

-Экологический мониторинг городской среды, урбоэкология.

-Промышленная экология и ресурсосбережение.

-Социальная экология и здоровье человека в условиях городской среды.

-Экологический туризм. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Техносферы

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

- Демография и проблемы экологии

- Понятие «загрязнение среды»

- Природные ресурсы, используемые человеком

- Экологические проблемы: региональные и глобальные

- Возможные способы решения глобальных экологических проблем

 

  1. Среда обитания человека и экологическая безопасность 8 ч

 

Среда обитания человека. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.  Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Демонстрация Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. "Экологические ловушки"

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

Экологическая безопасность и здоровье человека. Участие в викторине.

  1. Концепция устойчивого развития 10 ч

 

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты».

Экологический след.

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

- Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

-    Экология на пути к устойчивому развитию. Участие в викторине.

-     Арктический диктант. Участие в викторине.

 

  1. Охрана природы 9 ч

 

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Экологическое право. Система экологического законодательства в России. Основные этапы развития экологического законодательства. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Демонстрации

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети в биоценозе.

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Особо охраняемые природные территории России.

Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

-   работа с учебной, дополнительной и справочной литературой;

-  подготовка сообщений, рефератов, исторической справки;

 -  создание презентации

 -  работа над индивидуальным проектом;

 -  работа с Интернет ресурсами;

 - подготовка рисунков и фотографий с описанием:

  в описании необходимо указать:

  • название работы;
  • время и место создания фотографии или рисунка;
  • описание содержания работы: название(я) растения(й) или животного(ых); описание среды обитания растения(й) или животного(ых) и т.д.
  • Описание представляется в формате PDF на русском языке: объем – до 2500 знаков с учетом пробелов (Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, размер файла не должен превышать 2 Мб).

 

Тематика внеаудиторной (самостоятельной) работы:

- Экологические кризисы и экологические ситуации.

- Природно-территориальные аспекты экологических проблем

- Социально-экономические аспекты экологических проблем

- Возможности управления экологическими системами

- Охрана водных ресурсов в России.

 

  1. Итоговое занятие 1 час

 

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

§ текущий контроль – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе практических работ; успешность освоения материала проверяется в конце занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненной работы;

§ промежуточный – проводится по итогам полугодия в форме самостоятельной практической работы;

§ итоговый – проводится по окончании курса обучения в форме творческого задания.

Формы контроля полученных на занятиях знаний, умений и навыков:

˗       опрос;

˗       беседа;

˗       практическая работа;

˗       творческое задание.

Формы и критерии оценки учебных результатов программы

Для оценки результатов работы обучаемого могут быть использованы следующие виды диагностики:

˗       наблюдение во время выполнения практических работ;

˗       собеседование;

˗       анализ выполненных практических работ.

Основными критериями оценки обученности считаются следующие показатели:

˗       самостоятельность работы;

˗       осмысленность действий;

˗       разнообразие применяемых приемов работы при выполнении задания;

˗       проявления творчества в работе.

Способ оценки выполнения самостоятельных практических работ

Для оценки итоговых и практических работ может быть применена бальная система оценки, в которой учитываются показатели обученности и оцениваются различные паратметры качества работы обучающегося.

Теоретическая часть:

Оценка «5»ставится, если теоретический материал усвоен в полном объеме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Ответы даются полные, правильные, последовательные самостоятельные или с минимальной помощью педагога.

Оценка «4» ставится, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно.

Оценка «3» ставится, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы. Ответ не самостоятельный, не полный, не последовательный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Ошибки в ответах исправляет с помощью педагога.

Практическая часть:

Оценка «5» ставится, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится, если работа выполнена самостоятельно с незначительной помощью педагога Ориентировка в задании, планирование и анализ работы с незначительной помощью педагога.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена при помощи педагога. Ориентировка в задании, планирование и анализ работы при помощи педагога.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям: Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережём планету вместе» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов,  и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

 

Материально-техническое обеспечение программы

-       кабинет;

-        рабочие столы, стулья;

-        меловая доска;

-        ТСО;

-        химическая посуда,

-        лабораторные принадлежности;

-       неопасные сухие химические реактивы и материалы для простых химических опытов,

-        Чашки Петри;

-        микроскоп;

-        карты местности;

-        определитель травянистых растений;

-        определитель растений и животных;

-        раздаточный материал;

-       специальная и справочная литература;

-        наглядный материал, раздаточный материал.

Методическое обеспечение программы

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются учебно-практические занятия, которые позволяют организовать теоретическую, практическую и творческую деятельность обучающихся. Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение навыками для учебы, труда и жизни. Практические занятия по программе «Бережём планету вместе» проводятся в химической лаборатории.

Образовательный процесс основан на следующих принципах:

       принцип наглядности – обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ, закрепляющий теоретические сведения, показ наглядных пособий;

       принцип доступности –  своевременное изучение программного материала, его соответствие возрастным особенностям и подготовленности обучающихся.

˗                     принцип систематичности – постепенная и последовательная подача нового материала – от простого к сложному;

Методы, используемые на занятиях:

-          словесные – беседа, рассказ, объяснение;

-          наглядные – показ, демонстрация;

-          практические – самостоятельная работа под руководством педагога.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовые акты и документы

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 1, 2, 3, 14; ст. 75);

2.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.    Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г № 1726-р);

4.    Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-15 году» от 17.12.2014 № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, в ред. от 30 августа 2016 года № 1035);

5.    Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014

6.    Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы)./Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015г.

7.    Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 

Список литературы

Основная литература

1. Экология. Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ под редакцией Е. В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.

2.  Кузнецов, А. Е. Прикладная эко биотехнология [Электронный ресурс] : учебное пособие : - 2-е изд. (эл.). - М.-2016

3. Малахова, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.А. Малахова. - Новосибирск: НГАУ, 2016

4.Ларионов Н. М. Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. —382 с. — (Серия: Профессиональное образование).

5.Таланов И.П. Растениеводство. Практикум: учебное пособие для СПО/И. П. Таланов. – 2-е изд., испр.. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018

6.Растениеводство: учебник/Г.Г.Гатаулина, П.Д.Бугаев, В.Е.Долгодворов; под редакцией Г.Г.Гатаулиной. – М.:ИНФРА-М, 2018

Дополнительная литература

1.    Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 1996

2.    Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – Москва «Проспект» 2013 (для учащихся 9 классов – том 1, 10 – 11 классов – том 2)

3.    Руденко М.С. Чудесная гидропоника. Все секреты урожая в гидрогеле, торфе, сене, мхе. М.- «Виват». 2017

4.    Опитц К.Х. Комнатные растения. Гидрокультура – простой способ ухода за растениями. Лика-Пресс. Москва. 1998

Интернет-сайты

5.    https://www.spo.mosmetod.ru/docs/ks/materials/farming/to_farming.pdf

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бережём планету вместе» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бережём планету вместе» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью

А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб

А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб

Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережём планету вместе» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов : • личностных : − устойчивый интерес к истории и достижениям…

Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бережём планету вместе» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов : • личностных : − устойчивый интерес к истории и достижениям…

Тематический план

Тематический план

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО

Возможные способы решения глобальных экологических проблем

Возможные способы решения глобальных экологических проблем

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений

Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений

Экологический след. Практическое занятие

Экологический след. Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Формы контроля полученных на занятиях знаний, умений и навыков: ˗ опрос; ˗ беседа; ˗ практическая работа; ˗ творческое задание

Формы контроля полученных на занятиях знаний, умений и навыков: ˗ опрос; ˗ беседа; ˗ практическая работа; ˗ творческое задание

Оценка «4» ставится, если работа выполнена самостоятельно с незначительной помощью педагога

Оценка «4» ставится, если работа выполнена самостоятельно с незначительной помощью педагога

Чашки Петри; - микроскоп; - карты местности; - определитель травянистых растений; - определитель растений и животных; - раздаточный материал; - специальная и справочная литература; -…

Чашки Петри; - микроскоп; - карты местности; - определитель травянистых растений; - определитель растений и животных; - раздаточный материал; - специальная и справочная литература; -…

Федерации» (ст. 2 п. 1, 2, 3, 14; ст

Федерации» (ст. 2 п. 1, 2, 3, 14; ст

Растениеводство: учебник/Г.Г.Гатаулина,

Растениеводство: учебник/Г.Г.Гатаулина,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2022